Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Машиностроение и металлообработка Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Экология Наука и технологии Импэкс-металл  Республика Северная Осетия-Алания. Программа Регион
Международное обозрение Искусства и ремесла История Инвестиции и финансы
Экономика
№2' 1997 версия для печати
Статья:   
1
2
3
4
5
6

УКРАИНА: КАНУН "БОЛЬШОЙ" ПРИВАТИЗАЦИИ



Виктор Дрозд (Киев)

    После упорной борьбы Верховной Раде Украины пока что удалось уберечь 5600 важнейших государственных предприятий от поспешного дележа. Кроме того, депутаты сумели подчинить парламенту Фонд госимущества и взять под свой контроль ход приватизации, исключив из «Закона о большой приватизации» положения, позволявшие частным лицам и фирмам под формальные обязательства и проекты прибирать предприятия к рукам. По всему чувствовалось, депутатов смутили слова руководителя Службы безопасности Владимира Радченко о том, что с началом «большой приватизации» грядет и «девятый вал» преступности. В дележе лакомого куска украинской индустрии – горно-металлургического и энергетического комплексов – намерения сторонников ускоренного раздела госсобственности смыкаются с интересами зарубежного теневого капитала, который стремится установить контроль над наиболее крупными промышленными предприятиями республики. И среди зарубежных кредиторов есть немало тех, кто всеми правдами и неправдами «выбивает» правительственные гарантии под сомнительные вложения. А мздоимство высших правительственных чиновников уже не является тайной – этот факт подтвердил вице-премьер Виктор Пинзеник.
    К настоящему времени 40 тыс. мелких и средних объектов уже сменили собственника. Денег в казне и продукции на рынке от этого не прибыло. Но голоса недовольных темпами приватизации звучат все настойчивее.
    Жаркий спор вокруг стратегически важных производств развернулся на фоне кризисного состояния ведущих отраслей украинской индустрии. Выпуск продукции стремительно катится вниз: в машиностроении и промышленности строительных материалов почти на треть, в переработке нефти на 20 %. Но внутренний рынок не в состоянии «переварить» даже скудное предложение. На складах скопился двухгодичный запас необходимых хозяйству машин и оборудования. Если бы, уверяют поклонники идеи приватизации, тяжелая промышленность и ее социальный «шлейф» сменили собственника, то производство давно бы обрело второе дыхание. В ход идет и откровенная демагогия: государство, дескать, не подпускает к собственности законных владельцев, чье право подтверждают приватизационные сертификаты. Их выдано почти 50 миллионов – 83 % от объема эмиссии. Если же учесть, что эти сертификаты коммерческие структуры скупают оптом, а выставляемые на аукцион гиганты индустрии оцениваются «по минимуму», то нетрудно предположить, какой характер может принять приватизация.
    В республике сейчас действует около девяти тысяч СП с иностранным капиталом. Десятки коммерческих банков имеют корреспондентские счета за рубежом. Там и осели 4 млрд. долл. выручки за экспорт продукции и сырья (столько же, к слову, составляет долг Украины за газ России и Туркменистану). Об этом «сухом остатке» знают в МВД республики, но пока что нет законных способов вернуть эти средства в экономику Украины. Падает в цене и все труднее продается за рубежом металл – тает источник валютных поступлений. Остается, якобы, один путь – привлекать зарубежных партнеров к участию в совместных проектах. Однако даже те фирмы, которые проявляют реальную заинтересованность в сотрудничестве, соблюдают прежде всего свою выгоду, стараются меньше вложить и больше вывезти.
    Налаживать производственные связи со странами СНГ Украина не торопится. Существенный прорыв на этом направлении могли бы совершить финансово-промышленные группы, однако их становление затянулось из-за разногласий между властными структурами.
    «Кто не вкладывает, тот теряет» – зазывает реклама, поддерживая у владельцев приватизационных сертификатов иллюзию равных возможностей. Однако опыт приватизации одного из крупнейших в мире производителей авиационных двигателей – запорожской «Мотор Сечи» – показывает, что акционером может стать далеко не каждый.
    Когда на «Мотор Сечи» попытались провести приватизацию в интересах коллектива, какой шум поднялся: «Разбазаривается народное достояние!» Предприятие и его генерального директора Вячеслава Богуслаева замучили проверками и расследованиями. Часть акций у «Мотор Сечи» отобрали. Остальное заводчане отстояли лишь благодаря поддержке Леонида Кучмы. Хотя, казалось бы, здравый смысл подсказывал: если такой вариант приватизации себя оправдает, не мешать надо, а распространять его на другие стратегически важные промышленные предприятия Украины.
    Впрочем, «охранители» государственной собственности действуют избирательно. Они словно воды в рот набрали, когда шел ко дну «АвтоЗАЗ»: за два года – с 1994 по 1996 год – выпуск «Запорожцев» сократился с 90 тыс. до 7 тыс. штук. В это время шли заигрывания с иностранными инвесторами. Вначале превозносили достоинства проекта с участием южнокорейской корпорации «ДЭУ». Затем ее обвинили в подкупе украинской стороны и в намерении полностью вытеснить «АвтоЗАЗ» с внутреннего рынка. Симпатии переметнулись к американской «Дженерал моторс». Еще бы! Среди обещанных ею «благ« – 23 млн. долл. прямых инвестиций, выпуск уже в 1997 году 25 тыс. автомобилей среднего класса, поставки запорожских машин на западные рынки... Но «торги» не окончены. Как считает заместитель министра машиностроения, ВПК и конверсии Вадим Лящов, они будут продолжаться еще полгода. И подобные схватки за собственность сотрясают нынче все важные для безопасности отрасли страны.
    – Зарубежные инвесторы действуют в основном стандартно, – рассказывает председатель комиссии Верховной Рады по вопросам базовых отраслей и социально-экономического развития регионов Валерий Череп. – Вначале какой-нибудь гигант «дробится» на отдельные производства (тот же «АвтоЗАЗ» – на два десятка), на продукции которых можно неплохо заработать. А изношенный «металлолом» основных фондов оставляют государству, чтобы потом скупить за бесценок на аукционе.
    Правда, бывает и наоборот. До сих пор ведутся споры по поводу слияния «Азовстали» и комбината имени Ильича. У генерального директора «Азовстали» Александра Булянды есть немало веских доводов против такого решения. Ибо несложно понять, что в результате объединения оба комбината будут устранены с мирового рынка металлов. Кроме того, ощутимый ущерб понесут и отечественные производители труб, которые используются на строительстве и ремонте газопроводов во всех государствах СНГ.
    На краю гибели находится Горловский завод по выпуску оборудования для проходческих работ, иной горной техники. Еще недавно это предприятие обеспечивало потребности угольной отрасли Украины, других государств СНГ. Может и впредь быть для них основным поставщиком. В заделе есть перспективные конструкторские разработки, сопоставимые с лучшими мировыми аналогами и при этом более дешевые. Однако нет средств, чтобы поставить их на поток.
    Деньги находятся почему-то лишь на приобретение зарубежной техники и оборудования. Не без ведома правительства в степях Украины осваиваются импортные (в основном американские) зерноуборочные комбайны. Если им будет отдано предпочтение, это может окончательно погубить собственное производство сельскохозяйственных машин.
    Несмотря на прочные рыночные позиции, в состоянии неопределенности находится Николаевский глиноземный завод (НГЗ). Коллективу потребовалось немало усилий, чтобы сохранить за собой контрольный пакет акций. Особую остроту борьбе придало то, что традиционные партнеры николаевцев фактически потеряли самостоятельность: в алюминиевой отрасли России диктуют свою волю иностранные компании. Учитывая, что к концу нынешнего столетия цена алюминия, по прогнозам, заметно возрастет, иностранные инвесторы бросают в «бой» все резервы, чтобы стать полновластными хозяевами НГЗ. Не допустить этого можно лишь путем создания мощной финансово-промышленной группы в составе НГЗ, Донецкого института цветных металлов, Красноярского алюминиевого завода и Енисейской промышленно-финансовой корпорации при участии Проминвестбанка Украины.
    Появлению иностранных хозяев трудовые коллективы крупных предприятий противятся не только из-за вполне реальной угрозы безработицы. Многие помнят о социальных гарантиях, которые им были обещаны при устройстве на завод. Ради этих льгот мирились и с невысокой зарплатой. Да и предприятие, заботясь о закреплении кадров, было заинтересовано в развитии социальной сферы. Но она же первой и попала под удар. Социальные объекты начали передавать коммерческим структурам, городскому хозяйству. Даже «теорию» подвели: пусть все имеют равный доступ к этим благам. Но почему-то от заводчан ушло, а «всем» не попало...
    Между тем, хорошие хозяева даже после приватизации стараются сохранить социальный сектор. В акционерном обществе «Сумское машиностроительное научно-производственное объединение имени М. В. Фрунзе», как и прежде, строят жилье для своих работников, содержат подсобное хозяйство, снабжающее продуктами 16 детских комбинатов. По-прежнему многолюдно во Дворце культуры и библиотеках, в спортивных комплексах и на базах отдыха, принадлежащих НПО.
    Дорожат социальными объектами и на металлургическом комбинате «Запорожсталь». И это не помешало осуществить модернизацию производства, освоить новые рынки, увеличить выпуск продукции. Одновременно здесь расширяют аграрный цех, планируют увеличить строительство жилья. Поэтому только в последнее время на «Запорожстали» прибавилось 700 рабочих.
    Всем бы, кто торопится приватизировать тяжелую индустрию Украины, присмотреться повнимательнее и к таким примерам.

Статья:   
1
2
3
4
5
6
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение