По инициативе ряда отечественных металлургических предприятий в Москве состоялось расширенное заседание правления Союза экспортеров металлопродукции России. Выступавшие на нем рассмотрели проблемы, тормозящие наращивание экспорта российскими предприятиями, а также ситуацию в отрасли в целом.
Как отмечали докладчики, активное участие иностранного капитала в хозяйственной деятельности предприятий металлургии, а также итоги приватизации в этой стратегически важной отрасли России продолжают притягивать к ней внимание как средств массовой информации, так и определенных политических кругов. Циркулирует немало слухов о коррумпированности и финансовых злоупотреблениях в отрасли. Хотя процессы, происходящие на или вокруг металлургических предприятий, ничем, по сути, не отличаются от тех, что наблюдаются в других отраслях, переживающих жесточайший экономический кризис.
Скорее всего интерес к металлургам продиктован непониманием, почему при продолжающемся спаде производства в металлопотребляющих секторах экономики отрасль в последние два года в основном сохраняет объемы выпуска продукции и в условиях громадного снижения потребности в металлопродукции внутри страны сумела найти рынки сбыта за рубежом.
Однако в настоящее время и экспорт металлопродукции становится невыгоден, а это, если учесть, что на ряде предприятий на экспорт идет до 90 % всей продукции, означает, что дальнейшее ухудшение положения с экспортом может стать гибельным для металлургического комплекса России да и не только металлургического. Почему-то забывается, что до 30 % всех проплат за электроэнергию, транспорт и газ предприятия ТЭКа и железнодорожного транспорта получают от металлургов.
Естественно на работе металлургического комплекса сказывается существенный спад, продолжающийся в машиностроении России. Так по 20 важнейшим видам машиностроения объемы производства снизились в 4 5 раз против 1990 года. Аналогичное положение наблюдается с инвестициями, в том числе в машиностроение, транспорт, энергетику, оборонную промышленность.
Понятно, что все это предопределило снижение потребления металлопродукции на внутреннем рынке. В частности, потребление проката черных металлов по сравнению с 1990 годом снизилось в 3,2 раза, алюминия в 3,7 раза, меди в 2,7 раза, свинца в 3,5 раза, олова в 3,1 раза, цинка в 4,1 раза, никеля в 3 раза.
В определенной степени снижение внутреннего потребления черных и цветных металлов обусловлено структурной перестройкой народнохозяйственного комплекса, где 25 30 % общего потребления приходилось на военно-промышленный комплекс. Однако основной причиной является продолжающийся глубокий кризис российской экономики. Ожидается, что потребление черных и цветных металлов в России в 1997 году будет по-прежнему в 2 3 раза ниже, чем в промышленно развитых странах, таких как США, Япония, ФРГ.
Объем российского экспорта в страны дальнего зарубежья составляет по предприятиям отрасли порядка 16 млрд. долл. Свыше 50 % экспорта черной металлургии осуществляется в районы Юго-Восточной Азии, более 30 % приходится на страны Западной Европы и около 12 % в Северную Америку. Экспорт цветных металлов на 90 % направлен в промышленно развитые страны.
Найти свою «нишу» на мировом рынке металлопродукции стоило российским предприятиям большого труда. Не все с этим справились. Есть у нас и банкроты. Только в 1996 году различными странами-импортерами отечественной металлопродукции возбуждалось 16 антидемпинговых процедур.
Начиная с 1993 года, отрасль инициировала ряд мер государственной поддержки, вытекающих из реального положения дел на заводах: тарифное и нетарифное регулирование экспортно-импортных операций, привлечение иностранного капитала для восполнения оборотных средств, в основном по схемам переработки давальческого сырья, некоторые льготы по налогообложению. Это позволило, например, в первом полугодии 1995 года повысить эффективность экспорта на сумму свыше 1,7 млрд. долл., значительно пополнить оборотные средства предприятий. При сохранении действующих условий рынка металлургия России имела все возможности для стабилизации финансового положения в отрасли. С введением во втором полугодии 1995 года «валютного коридора» без учета опережающих темпов роста цен на продукцию и услуги отраслей монополистов (электроэнергия, топливо, транспорт) эта возможность была упущена.
Подчеркивая значимость внешнеэкономических операций в производственно-хозяйственной деятельности, необходимо отметить, что работы в этой области, в том числе некоторые меры государственной поддержки, позволили в значительной мере сгладить последствия экономического кризиса, изыскать новые экономические направления по сохранению и модернизации металлургических мощностей и были направлены на поддержку жизнедеятельности предприятий. С участием как иностранных, так и отечественных фирм продолжилась реконструкция Оскольского и Магнитогорского металлургических комбинатов, Саянского, Каменск-Уральского и Красноярского алюминиевых заводов, Медногорского и Кыштымского медеплавильных и ряда других предприятий.
Массовая приватизация предприятий металлургической промышленности началась в третьем квартале 1992 года с введением в действие в июне 1992 года Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий. При этом предложения руководителей отрасли и предприятий о необходимости сохранения государственного влияния на работу металлургического комплекса учтены не были. Так, к числу запрещенных к приватизации были отнесены только 3 % от общего числа предприятий. То, что на ряде заводов акционерами стали наряду с отечественными и иностранные фирмы, воспринималось весьма неоднозначно. Однако в настоящее время следует признать тот факт, что большинство акционеров сумели наладить деловые контакты с коллективами и не только сохранить производство, но и на ряде предприятий стабилизировать экономическую, финансовую, производственную и социальную обстановку.
Использование в России схем переработки давальческого сырья (в средствах массовой информации их чаще называют «толлингом») диктовалось следующими факторами:
исторически сложившимся балансом сырья, недостаток которого по глинозему, хромовой руде, марганцевой руде, медному и цинковому сырью восполнялся по импорту;
сужением традиционных рынков сбыта, включая внутренний;
кризисом кредитно-финансовой системы и инфляцией.
При отсутствии в стране свободных средств для крупномасштабных инвестиций в смежные, металлопотребляющие отрасли (машиностроение, упаковочные материалы, стройиндустрия, транспорт и другие) единственной возможностью сохранить потенциал металлургической промышленности на современном этапе было увеличение объемов экспорта, привлечение иностранных инвестиций.
В 1995 году по различным схемам переработки давальческого сырья в цветной металлургии работало 20 предприятий, в черной 12. Эта же схема успешно и давно используется в химической, текстильной и других отраслях. Аналогичные схемы по переработке давальческого сырья широко практикуются и в промышленно развитых странах. Так, например, на американском рынке, начиная с середины 80-х годов, по толлинговым соглашениям работают шесть металлургических заводов. Компанией «Алумакс» недавно подписано толлинговое соглашение с фирмой «Кларендон Металз» на 50 % мощности на заводе в Маунт Холли.
В настоящее время внутренний рынок России в основном обеспечен ресурсами алюминия, никеля, меди, цинка, олова, продукцией предприятий черной металлургии, и его расширение зависит только от платежеспособности потребителей.
Широкое использование операций по переработке давальческого сырья по так называемой сокращенной схеме «толлинга» и «финансы сырье товар», а также схеме углубленной переработки давальческого сырья позволило не только обеспечить привлечение иностранного капитала на пополнение оборотных средств, но и существенно снизить издержки, связанные с производством металла и его реализацией. Так, по широко обсуждаемой в средствах массовой информации алюминиевой промышленности краткосрочные инвестиции составили до 2 млрд. долл. ежегодно. Загрузка мощностей достигла 95 %. И это при том, что отечественным сырьем наши алюминиевые заводы обеспечиваются только на 40 %.
Развитие «толлинговых» операций в России началось с предприятий свинцово-цинкового комплекса во Владикавказе и наиболее динамично продолжалось в алюминиевой и медной промышленности, а в дальнейшем получило распространение в цветной металлургии в целом. Только в 1994 1995 годах за счет толлинга было произведено соответственно 63 % алюминия, 48 % цинка, 28 % свинца, 20 % олова.
По отдельным переделам переработка давальческого сырья получила распространение в черной металлургии. С 1996 года по этой схеме работает ряд предприятий угольной промышленности. Причем перечень предприятий, использующих в своей производственной практике товарные кредиты, постоянно увеличивается. Это всемирно принятая цивилизованная форма экспортных отношений на рынке.
Переработка давальческого сырья позволяет предприятиям увеличить производительность, кредитовать оборотные средства и обеспечивать их страховку, своевременно платить за используемые материальные ресурсы, производить отчисления в бюджет. Взаимоотношения с бюджетом всех уровней предприятий металлургии, осуществляющих переработку давальческого сырья, можно оценить как положительные. Учитывая, что большинство предприятий металлургии являются градообразующими, устойчивая их работа положительно сказывается и на социальной обстановке во многих городах России.
Другим важным моментом, утверждающим жизненность в сложившихся экономических условиях переработки давальческого сырья как в режиме «внешнего толлинга» (в соответствии со статьей 54 Таможенного кодекса РФ), так и в режиме работы без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу по схеме «внутреннего толлинга» и схеме «финансы сырье товар» (в соответствии со статьей 2 Федерального Закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»), является отнесение их к экспорту с льготным налогообложением.
Анализ действующей системы налогообложения в металлургическом комплексе показал, что предприятия отрасли почти в два раза больше выплачивают налогов и платежей, чем в среднем по России. В частности, общий уровень налогов по России в 1995 году, по экспертной оценке, составил 26,1 коп/руб. ВВП, а по предприятиям металлургической отрасли 48,7 коп/руб. ВВП. При этом в металлургии НДС выше в два раза, налоги и платежи с прибыли в три.
В 1995 году по сравнению с 1990 годом налоговое бремя на отрасль возросло более чем в 2,5 раза, с 24,4 коп/руб. ВВП до 62,9 коп/руб. ВВП, включая платежи в государственные внебюджетные фонды. Введение НДС вместо налога с оборота увеличило в металлургии налоговое бремя в четыре раза (1990 год 2,9 коп/руб. ВВП, 1995 год 12,2 коп/руб. ВВП). Это обусловлено тем, что металлургия относится к числу отраслей с многопередельным характером производства, включающих значительное число оборотов по внутриотраслевой кооперации от сырья до готовой продукции (8 10 и более). В результате металлургия стала в стране наиболее крупным плательщиком НДС.
Вторая причина непомерно высокого уровня налогов в металлургии обусловлена повышенной их долей, включаемой в себестоимость продукции по решению региональных органов управления. В итоге общая сумма налогов в отрасли возросла по сравнению с 1990 годом более чем на 30 %.
Стабилизация экономики и выход из кризиса должны восстановить кредитно-финансовую систему и создать условия для накопления предприятиями собственных оборотных средств. При наличии у предприятий собственных оборотных средств или возможности привлекать льготные конкурентоспособные кредитные ресурсы под их восполнение очевидно, что в недалеком будущем преобладающим станет прямой экспорт, как наиболее выгодная коммерческая операция. Переработка давальческого сырья как форма товарного кредита в широком масштабе носит временный характер, и по мере выхода экономики из кризиса необходимость в ее использовании отпадет сама собой. А пока эту операцию необходимо рассматривать как одну из форм государственной поддержки предприятий, имеющих экспортную направленность.
В этой связи заставляет желать лучшего единство интересов и взглядов различных государственных структур при согласовании вопросов и документов, жизненно важных для устойчивой работы предприятий. Так, например, потребовалось свыше полугода на согласование порядка «внутреннего толлинга» в цветной металлургии, хотя доказано, что помимо преимуществ «внешнего толлинга» эта схема позволяет поддержать сырьевую базу цветной металлургии России.
В настоящее время практически приостановлена работа предприятий по «внутреннему толлингу» и схеме «финансы сырье товар», хотя эти нормативные документы прошли соответствующее согласование и зарегистрированы Минюстом России. Требуется лишь решение по их продлению, так как альтернативных предложений в сложившихся экономических условиях не имеется.
Непонятная картина складывается по возврату НДС. Ранее допускался взаимозачет при оформлении соответствующих деклараций в региональных таможенных комитетах, теперь появилось нововведение: «Дайте подтверждение, что товар ушел за границу». Предоплата теперь не в счет: «Дайте справку из-за рубежа, что товар получен», причем с гербовыми печатями и т. д. Нет нужды говорить, как на необходимость оформления «по-советски» таких справок относятся за рубежом, например, в США.
Создается впечатление, что наша промышленная политика, если таковая существует, представляет собой набор слишком разных мнений и интересов, результатом которых и является нынешнее состояние экономики, и, конечно, возврат НДС предприятиям-экспортерам, похоже, в эти интересы не входит, а значит экспортная продукция становится дороже на 20 %.
В связи с широким выходом российских экспортеров металла на мировой рынок обострились конкуренция и применение различных дискриминационных мер со стороны западных предприятий с целью вытеснения или недопущения России на перспективные рынки. По инициативе фирмы «Пешине» страны ЕС ввели квотирование на производство алюминиевой продукции. То же самое происходит на рынке стального проката и иной продукции. По инициативе ряда зарубежных фирм проводятся антидемпинговые расследования, как это было при экспорте стального проката, магния, титана, цинка в страны Латинской Америки и США. Одновременно на каждом предприятии экспортере непрерывно работают комиссии, проверяющие, указывающие, штрафующие и т. д. Это отнюдь не улучшает положения дел.
Сейчас вновь будируется вопрос об исключении из практики экспортных операций России ранее утвержденных схем переработки давальческого сырья, усложняются правовые процедуры возврата НДС, поднимаются проблемы передела собственности, вводятся региональные таможенные ограничения, что вообще противоречит законодательству нашей страны. Такая тенденция без преувеличения грозит банкротством отрасли, и очень сомнительно, что при этом устоит экономика России.
Участники расширенного заседания правления Союза экспортеров металлопродукции России приняли обращение к Президенту, Правительству и Федеральному Собранию РФ с предложением по выработке мер, поддерживающих экспорт российской металлопродукции и металлургическую отрасль в целом (текст обращения публикуется на 3 стр. журнала).
|