Джордж Ф. Кеннан
Рисунок Майкла Бейрута («Нью-Йорк Таймс»)
С любезного разрешения газеты «Нью-Йорк Таймс» мы предлагаем вниманию читателей статью Джорджа Кеннана, опубликованную на страницах этого авторитетного американского издания в начале февраля нынешнего года. Для того, чтобы глубже уяснить позицию автора по поводу планов продвижения НАТО на Восток, стоит напомнить, что в свое время Дж. Кеннан был одним из «крестных отцов» Североатлантического альянса. 50 лет назад этот видный американский дипломат и политолог выдвинул «доктрину сдерживания», ставшую краеугольным камнем политики «холодной войны» в отношении СССР. Дж. Кеннан приложил руку и к практической реализации своей доктрины, будучи послом США в СССР (1952 1953 гг.). Позже патриарх американской дипломатии (он родился в 1904 году) подверг значительной корректировке свои взгляды, признав ошибочными ряд постулатов «холодной войны». Поэтому «скромное словечко» против расширения НАТО на Восток, как Кеннан назвал свои размышления, многого стоит.
В конце 1996 года широко обсуждалось известие о том, что кем-то где-то было принято решение о расширении НАТО на Восток вплоть до российских границ. И это несмотря на то, что официальное решение по данному вопросу может быть принято не раньше очередной встречи государств членов союза в верхах, которое состоится в июне нынешнего года.
Это известие совпало с президентскими выборами и последующими перестановками в Вашингтоне, что осложнило задачу человека со стороны определить, каким образом и где вставить скромное словечко, чтобы прокомментировать его. Более того, уверения в том, что решение, хотя и предварительное, было принято бесповоротно, отнюдь не побуждали человека со стороны высказать свою точку зрения на этот счет.
Однако здесь поставлено на карту кое-что, что имеет чрезвычайно большое значение. Возможно, еще не поздно высказать точку зрения, которой, как мне кажется, придерживаюсь не только я, но и другие крупнейшие специалисты по текущим проблемам России, а именно: расширение НАТО будет самой роковой ошибкой американской политики после окончания «холодной войны».
Подобное решение может разжечь националистические, антизападные и милитаристские настроения со стороны русских, оказать отрицательное воздействие на развитие демократии в России, вернуть атмосферу «холодной войны» в отношениях между Востоком и Западом и вынудить Россию проводить внешнюю политику, которая нас определенно не устроит. И, наконец, это может осложнить и даже сделать невозможным ратификацию Договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-2) российской Думой и дальнейшее сокращение ядерного оружия.
К сожалению, России придется столкнуться с этим выбором в период, когда ее исполнительная власть находится в состоянии крайней нестабильности, на грани паралича. Это вдвойне прискорбно, принимая во внимание тот факт, что нет абсолютно никакой необходимости в принятии такого шага. Почему теперь, когда в результате окончания «холодной войны» появились надежды на лучшее будущее, отношения между Востоком и Западом должны быть сконцентрированы на вопросах, кто должен объединяться, с кем и против кого в некоем воображаемом военном конфликте, который не предвидится и просто невозможен?
Разумеется, я в курсе того, что НАТО ведет переговоры с российскими властями в надежде на то, что Россия воспримет идею расширения терпимо и положительно. При существующих обстоятельствах можно только надеяться на то, что эти усилия окажутся успешными. Но любой, кто уделяет серьезное внимание сообщениям российской прессы, неизбежно заметит, что и общественность, и правительство выражают свое отношение к этой проблеме уже сейчас, не дожидаясь претворения в жизнь решения о расширении.
Уверения американцев в том, что у них нет враждебных намерений, не производят большого впечатления на русских. Они считают, что их престиж, который русский менталитет всегда ставит превыше всего, и интересы безопасности серьезно пострадают. Конечно, у них не будет другого выбора как принять расширение как свершившийся военный факт. Однако они будут по-прежнему рассматривать это как нажим со стороны Запада и, по всей вероятности, будут искать гарантии безопасного и лучшего будущего для себя в другом месте.
Очевидно, будет нелегко изменить решение, которое было принято с молчаливого согласия 16 государств членов НАТО. Однако до принятия окончательного решения осталось еще несколько месяцев.
Это время могло бы быть использовано для изменения предложенного плана расширения с целью смягчения отрицательных воздействий, оказываемого на общественное мнение и политику России уже сейчас.
|