Людмила Дементьева
Заведующая отделом металла Государственного исторического музея
Блистательное искусство золоченой бронзы синтез совершенного технического мастерства и изысканного художественного творчества своим рождением обязано Франции. Это искусство соединяло и воплощало бесконечную радость жизни и блеск живого ума, монументальную возвышенную торжественность и расточительное наслаждение пышной роскошью, вечное поклонение красоте женщины.
Известным мастером золоченой бронзы был знаменитый француз Пьер-Филипп Томир. Он родился 5 декабря 1751 года в семье чеканщика. В возрасте четырнадцати лет талантливый мальчик был принят в Академию Святого Луки, где проявил незаурядные способности к скульптуре. Его учителем стал великий Гудон, который намного позже, в 1795 году, написал в Комитет общественного образования, что «ему нация обязана тем, что есть человек, способный поддержать искусство литья из бронзы, этот человек Томир».
В июле 1772 года академия присудила своему ученику золотую медаль с надписью «Томиру скульптору». Однако эта профессия не давала необходимого заработка, и Томиру пришлось обратиться к семейной традиции и осваивать искусство декоративной бронзы.
Томиру всегда везло с наставниками. Его новым учителем стал Пьер Гутьер (1732 1813), знаменитый изобретатель химического способа матового золочения бронзы. Именно у Гутьера Томир научился выявлять скрытые возможности бронзы.
Началом известности Томира следует считать 1775 год, когда он был приглашен королевским мастером Жаном-Луи Приером изготовить часть бронзовых деталей для коронационной кареты Людовика XVI.
Это было время возрождения классических, античных форм в искусстве, т. е. возрастающего интереса к древности, вносившего известную строгость и благородную простоту в творения художников. Бронза того времени с грациозной, золотисто-матовой орнаментацией из вьющихся гирлянд, стеблей и гроздьев винограда, из горящих свечей, колчанов, стрел, лент, развивающихся среди тончайших листьев и цветов, кажется необычайно легкой и воздушной, как будто она вылита из мягкого воска, а не твердого металла.
В 1776 году Томир получил звание мастера и открыл собственную мастерскую в предместье Сен-Мартен, где он жил вместе с семьей. Именно здесь он выполнил по заказу Гудона две бронзовые уменьшенные копии знаменитой скульптуры сидящего в кресле Вольтера. Эти отливки были выставлены на Парижском салоне в 1779 году, а в мае 1780 года они были посланы Екатерине II в Петербург.
К середине 1780-х годов Томир стал поставщиком Людовика XVI и одним из наиболее продуктивных бронзовщиков Франции. В 1785 году по заказу городских властей Парижа он исполнил канделябр в честь войны за независимость Американских штатов, поднесенный вернувшемуся из Америки генералу Лафайету.
Революционные события 1789 года заставили Томира на время прекратить производство блестящей бронзы его фабрика начала выпускать оружие. В эпоху директории мастер расширил свое производство, получившее широкую известность благодаря созданию его владельцем нового типа обстановочной бронзы. Обладая широтой художественного мышления и способностью быстро улавливать новые веяния, Томир обратился к спокойно-величавым композициям, монументальным формам, которые должны были наполнить особой значимостью интерьеры новой аристократии.
У Томира никогда не было недостатка в заказах. В 1798 году в числе закупок бронзы во Франции для убранства строящегося Михайловского замка российского императора Павла I значатся работы Томира. Это часы «Колесница времен года», выполненные по модели Филиппа Лорана Ролана, часы «Амур и Психея»» и другие. В настоящее время работы Томира конца XVIII века в России хранятся лишь в Эрмитаже. К слову, мировые аукционные цены на произведения Томира того времени особенно высоки.
Во времена Первой империи Томир стал самым крупным бронзовщиком Франции. Ему исполнилось 43 года, он находился в расцвете творческих сил. 1804 год ознаменовался основанием фирмы «Томир, Дютерм и Ко», магазин которой находился на улице Тетбу, 45. Клеймо этой фирмы стоит на четырех торшерах, выполненных Томиром по рисунку Давида для кабинета Наполеона в Тюильери. Впоследствии имя Дютерма исчезло из названия фирмы и на изделиях появилось клеймо «Thomirea’ Paris».
Никогда не прерывались творческие контакты Томира с крупнейшими художниками Франции. Он работал вместе с архитекторами Ш. Персье и П. Фонтеном, мебельщиком Жакобом Демальте. По рисунку Прюдона в сотрудничестве с первым ювелиром наполеоновской Франции Одио он выполнил колыбель короля Римского.
Мастерство Томира дизайнера воплотилось в создании нового типа настольных украшений с зеркальными поверхностями. Эти подносы разнообразной формы круглые, составные овальные иногда достигали длины 1,5 м. Они предназначались для размещения ваз, канделябров, предметов сервировки стола. Отражение на зеркальной поверхности мерцающего света свечей, блеска хрусталя и сверкания золоченой бронзы создавало ощущение торжественного величия, столь свойственного стилю ампир. Эффект преломления света в зеркальной поверхности применялся Томиром и в небольших предметах, например, многоярусных подставках, где зеркалом служила слегка выгнутая посеребренная латунная основа, покрытая ребристым стеклом.
Произведения Томира того времени приобрели особую гибкую пластику. Ее можно уловить в причудливом движении развивающихся платьев танцующих вакханок, в естественной раскованности пышных гирлянд цветов и плодов.
Бронза Томира украшала крупнейшие дворы Европы, королевские резиденции, дома разбогатевших буржуа. Молодые щеголи Французской империи посылали в первый день нового года изделия Томира тем красавицам, у ног которых они рассчитывали провести остальные его дни. Известная красавица княгиня Елена де-Линь, впоследствии графиня Потоцкая, сделала заказ Томиру и Жакобу более чем на миллион франков. Ее примеру следовал весь высший свет.
Произведения Томира были необычайно популярны в России. Они украшали особняки и усадьбы русской знати. Примечательно, что специально для сбыта на русском рынке фирмой Томира были выпущены часы, где была использована композиция знаменитого московского памятника Минину и Пожарскому.
В начале XIX века французская бронза ввозилась в Россию беспошлинно, но стоила чрезвычайно дорого. Как отмечалось в обзоре первой Российской мануфактурной выставки 1829 года, «... золоченая бронза есть из числа предметов роскоши, коих употребление бережливые нации у себя запрещают... Магазины в столицах наполнены... драгоценными изделиями сего рода, так что по самому верному расчету ценность оных в одном только богатом магазине С. Петербурга превышала годовой доход целой губернии». Однако гипноз французской моды был настолько силен, что столичная российская аристократия охотно экспортировала произведения наполеоновской империи.
Изделия Томира в России считались как бы эталонными. Не случайно бронзовщики Петербурга и Москвы редко ставили свои клейма, стремясь выдать свои изделия за французскую бронзу. Даже в конце XIX века известная московская бронзолитейная фабрика братьев Вишневских выпускала изделия, используя клеймо Томира и скрывая свое фирменное клеймо под скрытыми частями предмета.
Томир ушел в отставку в 1823 году, но сохранил имя фирмы и контроль за производством на ней до конца своих дней. Знаменитая фирма существовала более 80 лет. В конце 50-х годов XIX века наследники Томира распродали торговые фонды, и фирма закрылась.
Фото Алексея Лохова
|