Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Машиностроение и металлообработка Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Экология Наука и технологии Импэкс-металл  Республика Северная Осетия-Алания. Программа Регион
Международное обозрение Искусства и ремесла История Инвестиции и финансы
Искусства и ремесла
№2' 1997 версия для печати
Статья:   
1
2

ВОЛШЕБНАЯ БРОНЗА ТОМИРА



Людмила Дементьева
Заведующая отделом металла Государственного исторического музея

    Блистательное искусство золоченой бронзы – синтез совершенного технического мастерства и изысканного художественного творчества – своим рождением обязано Франции. Это искусство соединяло и воплощало бесконечную радость жизни и блеск живого ума, монументальную возвышенную торжественность и расточительное наслаждение пышной роскошью, вечное поклонение красоте женщины.
    Известным мастером золоченой бронзы был знаменитый француз Пьер-Филипп Томир. Он родился 5 декабря 1751 года в семье чеканщика. В возрасте четырнадцати лет талантливый мальчик был принят в Академию Святого Луки, где проявил незаурядные способности к скульптуре. Его учителем стал великий Гудон, который намного позже, в 1795 году, написал в Комитет общественного образования, что «ему нация обязана тем, что есть человек, способный поддержать искусство литья из бронзы, этот человек – Томир».
    В июле 1772 года академия присудила своему ученику золотую медаль с надписью «Томиру – скульптору». Однако эта профессия не давала необходимого заработка, и Томиру пришлось обратиться к семейной традиции и осваивать искусство декоративной бронзы.
    Томиру всегда везло с наставниками. Его новым учителем стал Пьер Гутьер (1732 – 1813), знаменитый изобретатель химического способа матового золочения бронзы. Именно у Гутьера Томир научился выявлять скрытые возможности бронзы.
    Началом известности Томира следует считать 1775 год, когда он был приглашен королевским мастером Жаном-Луи Приером изготовить часть бронзовых деталей для коронационной кареты Людовика XVI.
    Это было время возрождения классических, античных форм в искусстве, т. е. возрастающего интереса к древности, вносившего известную строгость и благородную простоту в творения художников. Бронза того времени с грациозной, золотисто-матовой орнаментацией из вьющихся гирлянд, стеблей и гроздьев винограда, из горящих свечей, колчанов, стрел, лент, развивающихся среди тончайших листьев и цветов, кажется необычайно легкой и воздушной, как будто она вылита из мягкого воска, а не твердого металла.
    В 1776 году Томир получил звание мастера и открыл собственную мастерскую в предместье Сен-Мартен, где он жил вместе с семьей. Именно здесь он выполнил по заказу Гудона две бронзовые уменьшенные копии знаменитой скульптуры сидящего в кресле Вольтера. Эти отливки были выставлены на Парижском салоне в 1779 году, а в мае 1780 года они были посланы Екатерине II в Петербург.
    К середине 1780-х годов Томир стал поставщиком Людовика XVI и одним из наиболее продуктивных бронзовщиков Франции. В 1785 году по заказу городских властей Парижа он исполнил канделябр в честь войны за независимость Американских штатов, поднесенный вернувшемуся из Америки генералу Лафайету.
    Революционные события 1789 года заставили Томира на время прекратить производство блестящей бронзы – его фабрика начала выпускать оружие. В эпоху директории мастер расширил свое производство, получившее широкую известность благодаря созданию его владельцем нового типа обстановочной бронзы. Обладая широтой художественного мышления и способностью быстро улавливать новые веяния, Томир обратился к спокойно-величавым композициям, монументальным формам, которые должны были наполнить особой значимостью интерьеры новой аристократии.
    У Томира никогда не было недостатка в заказах. В 1798 году в числе закупок бронзы во Франции для убранства строящегося Михайловского замка российского императора Павла I значатся работы Томира. Это часы «Колесница времен года», выполненные по модели Филиппа Лорана Ролана, часы «Амур и Психея»» и другие. В настоящее время работы Томира конца XVIII века в России хранятся лишь в Эрмитаже. К слову, мировые аукционные цены на произведения Томира того времени особенно высоки.

    Во времена Первой империи Томир стал самым крупным бронзовщиком Франции. Ему исполнилось 43 года, он находился в расцвете творческих сил. 1804 год ознаменовался основанием фирмы «Томир, Дютерм и Ко», магазин которой находился на улице Тетбу, 45. Клеймо этой фирмы стоит на четырех торшерах, выполненных Томиром по рисунку Давида для кабинета Наполеона в Тюильери. Впоследствии имя Дютерма исчезло из названия фирмы и на изделиях появилось клеймо «Thomirea’ Paris».
    Никогда не прерывались творческие контакты Томира с крупнейшими художниками Франции. Он работал вместе с архитекторами Ш. Персье и П. Фонтеном, мебельщиком Жакобом Демальте. По рисунку Прюдона в сотрудничестве с первым ювелиром наполеоновской Франции Одио он выполнил колыбель короля Римского.
    Мастерство Томира – дизайнера воплотилось в создании нового типа настольных украшений с зеркальными поверхностями. Эти подносы разнообразной формы – круглые, составные овальные – иногда достигали длины 1,5 м. Они предназначались для размещения ваз, канделябров, предметов сервировки стола. Отражение на зеркальной поверхности мерцающего света свечей, блеска хрусталя и сверкания золоченой бронзы создавало ощущение торжественного величия, столь свойственного стилю ампир. Эффект преломления света в зеркальной поверхности применялся Томиром и в небольших предметах, например, многоярусных подставках, где зеркалом служила слегка выгнутая посеребренная латунная основа, покрытая ребристым стеклом.
    Произведения Томира того времени приобрели особую гибкую пластику. Ее можно уловить в причудливом движении развивающихся платьев танцующих вакханок, в естественной раскованности пышных гирлянд цветов и плодов.
    Бронза Томира украшала крупнейшие дворы Европы, королевские резиденции, дома разбогатевших буржуа. Молодые щеголи Французской империи посылали в первый день нового года изделия Томира тем красавицам, у ног которых они рассчитывали провести остальные его дни. Известная красавица княгиня Елена де-Линь, впоследствии графиня Потоцкая, сделала заказ Томиру и Жакобу более чем на миллион франков. Ее примеру следовал весь высший свет.
    Произведения Томира были необычайно популярны в России. Они украшали особняки и усадьбы русской знати. Примечательно, что специально для сбыта на русском рынке фирмой Томира были выпущены часы, где была использована композиция знаменитого московского памятника Минину и Пожарскому.
    В начале XIX века французская бронза ввозилась в Россию беспошлинно, но стоила чрезвычайно дорого. Как отмечалось в обзоре первой Российской мануфактурной выставки 1829 года, «... золоченая бронза есть из числа предметов роскоши, коих употребление бережливые нации у себя запрещают... Магазины в столицах наполнены... драгоценными изделиями сего рода, так что по самому верному расчету ценность оных в одном только богатом магазине С. Петербурга превышала годовой доход целой губернии». Однако гипноз французской моды был настолько силен, что столичная российская аристократия охотно экспортировала произведения наполеоновской империи.
    Изделия Томира в России считались как бы эталонными. Не случайно бронзовщики Петербурга и Москвы редко ставили свои клейма, стремясь выдать свои изделия за французскую бронзу. Даже в конце XIX века известная московская бронзолитейная фабрика братьев Вишневских выпускала изделия, используя клеймо Томира и скрывая свое фирменное клеймо под скрытыми частями предмета.
    Томир ушел в отставку в 1823 году, но сохранил имя фирмы и контроль за производством на ней до конца своих дней. Знаменитая фирма существовала более 80 лет. В конце 50-х годов XIX века наследники Томира распродали торговые фонды, и фирма закрылась.

Фото Алексея Лохова

Статья:   
1
2
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение