Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Машиностроение и металлообработка Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Экология Наука и технологии Импэкс-металл  Республика Северная Осетия-Алания. Программа Регион
Международное обозрение Искусства и ремесла История Инвестиции и финансы
Специальный выпуск
Республика Северная Осетия-Алания. Программа Регион
№2' 1997 версия для печати
Статья:   
1
2
3
4
5
6
7
8

НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ЕВРОПЫ И АЗИИ
РЕСПУБЛИКА СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ – АЛАНИЯ – СТАБИЛЬНЫЙ РЕГИОН НА КАВКАЗЕ ПРОВОДИТ ПОСТЕПЕННУЮ СМЕНУ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УКЛАДА БЕЗ СКАЧКОВ И «РЕВОЛЮЦИЙ». НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ ОТКРЫВАЕТ ПРОГРАММА «РЕГИОН»



Ахсарбек Галазов
Президент Республики Северная Осетия-Алания

Ахсарбек Галазов    В июне 1996 года Правительство Российской Федерации приняло постановление № 701 об образовании региона интенсивного экономического развития на территории Республики Северная Осетия-Алания. Каковы предпосылки, цели и ресурсы этого предпринимательского проекта, промежуточным рубежом которого назван 2000 год?
    Едва ли макроэкономическая ситуация в российской экономике (спад ВНП на 6% в 1996 году) является хорошим предзнаменованием. Платежный кризис, спад инвестиций и скудость накоплений в реальном секторе в полной мере сказались и на состоянии хозяйства нашей республики. Экономика Осетии всегда отличалась глубокой интегрированностью в масштабное разделение труда в бывшем СССР. Не секрет, что зоны экономического благоприятствования учреждались и много раньше нашего проекта в других приграничных территориях России. Но нигде ожидавшегося экономического бума не последовало. Наметилось заметное охлаждение к самой идее экономических зон и в федеральных ведомствах, и в кругу экономистов. Почему же руководство Республики Северная Осетия-Алания настойчиво отстаивало концепцию региона интенсивного экономического развития у себя?
    Мы отдаем себе отчет, какое острое соперничество в борьбе за внешние инвестиции развернется в ближайшее время между регионами России. И все-таки ставка сделана. Полагаю, есть реалистические основания рассчитывать, что режим региона интенсивного развития оживит экономику, востребует интеллектуальные, материальные и природные ресурсы республики. Чтобы пролить свет на наши замыслы, вернусь к одной инициативе 1994 года. Тогда я вышел на Президента России с предложением провести празднование 220-летия присоединения Осетии к России. И одновременно выдвинул идею встречи Президента Б.Н.Ельцина с руководителями Кавказа: президентами Азербайджана, Грузии, Армении, главами республик, краев и областей всего Кавказа. Эта идея, считаю, и тогда была верна, и сегодня. Тяжелые, все усугубляющиеся проблемы, в которые ввергнут весь Кавказ, имеют общий контекст и причинность. Кавказ, при всей пестроте его этнической, языковой и конфессиональной мозаики, – это слитное геополитическое, экономическое и культурное пространство. Складывалась эта общность судеб на протяжении тысячелетий, которые были отмечены не только распрями, но и стремлением к установлению равновесия, терпимости в отношениях между народами. Сложились неписаные, достойные уважения нравственные начала человеческого общежития. В основе этого уклада – взаимные интересы ведения хозяйства, торговли и культурного общения. Судьба обернулась так, что этот тонкий баланс взаимной терпимости, обмена материальными и культурными ценностями на Кавказе оказался разорван на стадии, когда народы Кавказа прошли этап индустриализации и урбанизации. Центробежные силы, вызванные стратегическими просчетами горбачевской перестройки, не только развели народы Кавказа, но и разрушили вековые традиции межнационального общения. Скоротечные процессы суверенизации разметали исторически сложившиеся выгодные механизмы разделения труда, которые зародились до революции 1917 года и окончательно окрепли в период промышленного роста в последние полвека.
    Никто не забыл, что Грузия, Армения, Азербайджан до своего вхождения в состав Российской Империи имели опыт национальной государственности. В 1991 году их самоопределение стало свершившимся фактом. Выбор народов – наших соседей с юга мы уважаем. Но перекройка геополитической карты обошлась всем народам Кавказа очень дорого. Сейчас уже очевидно, что экономические интересы всего Кавказа остались прежними и они «завязаны» на Россию. Два века жизнестроительства в империи не прошли даром. Все старые межи между народами, которые поросли быльем в «большом отечестве» – империи, стали кровоточить. Карабах, Южная Осетия, Абхазия, Чечня... Все эти беды – звенья одной цепи, связанные с распадом СССР.
    Как бы то ни было, мы имеем дело с новой реальностью, когда к прежним дилеммам модернизации и перестройки производительных сил добавилась и острая проблема их выживания.
    Для Осетии создалось совершенно новое геополитическое положение на всем Юге России, когда республика стала приграничной территорией. Время словно вернуло нас вспять, в последнюю четверть восемнадцатого века, когда шла борьба России и Турции за сферы влияния на Кавказе. И Осетия пошла под скипетр и покровительство русских царей именно в обстановке резкого противостояния России и Турции. Шла борьба за овладение геополитическим ключом к Кавказу, каким является Осетия из-за своего географического положения.
    Мы в Осетии выбрали свою судьбу быть заодно с Россией раз и навсегда. Этот выбор наших предков вывел наш горский народ на дорогу исторического творчества, экономического и культурного возрождения. Сегодня Осетия – одно из самых образованных обществ во всей Евразии. По плотности населения и концентрации промышленности, размеру пашни на душу населения мы вровень с некоторыми развитыми странами Европы. У нас за плечами сто лет промышленного развития, толчок которому, к слову, дали инвестиции западного капитала наравне с российским. У нас исчерпаны возможности экстенсивного развития. Рыночная реформа была для хозяйства республики долгожданной, но...
    После развала Советского Союза, возникновения новой России, граничащей с новыми государствами Закавказья, мы в Осетии оказались как бы на линии разлома прежних схем разделения труда и товаропотоков. Республика вновь обрела значение геополитического и торгового форпоста России в самом сердце Кавказа, а Владикавказ – роль города-ключа, подобно Владивостоку у другого края державы. Понятно, что экономическое значение такой территории для страны немаловажно. Этим, помимо внутренних потребностей, и обусловлено наделение нас режимом региона интенсивного экономического развития.
    С чем пришла республика к шестому году реформ? Системный кризис в экономике нанес большой урон. Если прежде Осетия вдвое больше вывозила, в стоимостном выражении, промышленной продукции, чем потребляла, то теперь она оказалась в числе дотационных территорий Российской Федерации. В замороженном состоянии оказались лучшие производственные фонды, особенно электронной промышленности. Серьезный урон нанесен агропромышленному комплексу, который прежде, при достатке ресурсов развивался в основном по интенсивной модели. Лучший инженерный корпус на Кавказе, хорошо подготовленные кадры рабочих, многоотраслевая производственная база оказались невостребованными из-за двукратного спада в российской промышленности и кризиса сбыта. Как бы то ни было, низшая точка кризиса республикой пройдена. Прошлый год принес признаки стабилизации. Мы считаем, что возможности для реализации потенциала режима интенсивного экономического развития существуют.
    Другим стимулом развития являются наши коммуникации. Республика будет получать доход от обслуживания товарных потоков из Грузии и Армении в Россию и обратно в том случае, если они возобновятся. Ведь именно через территорию Осетии проходят два магистральных пути через Главный Кавказский хребет. Дарьяльские ворота, «извилистый Дарьял», словами Пушкина, еще на заре нашей эры был воротами для всех завоевателей, торговцев, путешественников – узкий проход между Европой и Азией. Кроме перевальной Военно-Грузинской дороги с 80-х годов действует тоннель сквозь Главный Кавказский хребет на Транскавказской магистрали, которая минует Алагирское ущелье в Осетии. На нашей небольшой территории залегают давно разведанные природные богатства: полиметаллические руды, драгоценные металлы, нерудные месторождения, нефть, мрамор... А наши источники экологически чистой минеральной и пресной ледниковой воды не имеют равных во всей России. Наконец, по разветвленности коммуникаций – энергетических, телекоммуникационных, шоссейных и железнодорожных – мало какой регион может сравниться с Северной Осетией-Аланией. Международный аэропорт Владикавказа принимает самолеты всех типов. Словом, мы располагаем готовой инфраструктурой для инвестиций. Транспортная доступность региона из стран Европы, Азии, Ближнего Востока создает особые преимущества. Все эти факторы сполна оценены в концепции региона интенсивного экономического развития, который для краткости поименовали – Регион. В ее подготовке принимали участие компетентные эксперты во Владикавказе и в Москве.
    Программа «Регион» рассчитана на срок до 2000 года. В ней 15 подпрограмм. Одна из них – «Электроэнергетика Осетии». Она предусматривает строительство в горной Зарамагской котловине крупной ГЭС, а также малых электростанций на горных реках. Гидроэлектростанции не нанесут ущерба окружающей среде. Это важно потому, что многочисленные высокогорные ущелья Алании отличаются редкой природной красотой, чистой экологией, великолепными возможностями для горного туризма и горнолыжного спорта. Туристическая инфраструктура создана, но требует модернизации по европейским стандартам. Особенно надо сказать о программах «Воды Осетии» и «Нефть Осетии». Если развитие нефтедобычи преследует цель полного самообеспечения нефтепродуктами, то экологически чистой питьевой водой из горных источников Осетия могла бы обеспечить пол-России и нарастить экспорт. Думаю, инвесторы сполна могут оценить выгоды, которые сулят инвестиции в республику с учетом больших налоговых и таможенных льгот, утвержденных федеральным правительством.
    Полагаю, что приток инвестиций извне, экономическое оживление повлекут такой эффект, что значительные частные накопления населения республики, которые пока лежат втуне, вне оборота, окажутся вовлечены в совместные проекты. Рассчитываем мы также на привлечение капиталов соотечественников, занимающихся предпринимательством в Москве и Санкт-Петербурге. Двери открыты для всех, кто занимается цивилизованным бизнесом. Особый расчет, конечно, на привлечение средств иностранных инвесторов. Они нередкие гости в наших пенатах.
    Надо сразу уяснить, что Регион – вовсе не оффшорная зона и не зона так называемого свободного экономического развития. Это не обособленная территория, развивающаяся особняком от соседей. Само транзитное положение республики на перекрестке великих торговых путей Евразии побуждает нас к открытой модели развития, ключевым словом для определения которого является «интенсивность».
    Предвижу, что многие иностранные инвесторы и бизнесмены скажут про себя: разве разумно вкладывать деньги в долгосрочные проекты там, на Кавказе, где все – вверх дном. Ведь эхо войны в Чечне гулко отдавалось по всему миру. На памяти у всех конфликт, по ту сторону Кавказских гор, в Южной Осетии. Не урегулированы до конца последствия осетино-ингушского конфликта. В самом деле, кроме льготного налогового и таможенного режима, для бизнеса важны гражданский мир на территории и неприкосновенность личности, собственности, инвестиций. Многих, возможно, удивит, что эти цивилизованные условия для безопасности бизнеса в республике налицо, несмотря на то, что за ее границами ситуация совсем иная, словно речь о разных мирах. Это все равно, что близкое соседство разрушенной Боснии и спокойной Венгрии. Многих, кто бывает у нас в гостях, поражает, что Северная Осетия-Алания сохранила себя как стабильный регион Российской Федерации. Все эти смутные годы, когда по нашим границам прокатывались волны насилия и нестабильности, возникали блокады и коллапсы промышленных инфраструктур из-за политических и этнических распрей, наша республика ни на день не прекращала созидательной деятельности. Люди ни на один день не оставались без электроэнергии, тепла, газа, воды, медицинского обслуживания. Сегодня наша республика – регион наименьшего экономического риска.
    Есть ли неопровержимое доказательство тому, что гражданский мир в Осетии не является видимостью? Да. Все эти непростые годы вектор миграции в Осетии был неизменным. От нас никто не уезжал из-за ущемления его гражданских прав. Напротив, мы стали убежищем и приютом для десятков тысяч беженцев всех национальностей из многочисленных районов конфликтов на территории стран СНГ. Во время кровопролитного армяно-азербайджанского конфликта к нам из Закавказья потянулись беженцы – и армяне, и азербайджанцы. Во Владикавказе, городе изначально многонациональном и европейском, за два столетия сложился особый образ жизни, в котором осетинские, русские и иные традиции создали своеобразный сплав. У нас существуют национально-культурные центры русских, азербайджанцев, грузин, армян, евреев, греков, терских казаков, которые все вместе хорошо ладят в движении «Наша Осетия». У нас человека оценивают – на службе и в личном общении – не по вере и национальности, а по нравственным и деловым качествам. Мы – консервативное общество в хорошем смысле этого слова.
    Да, в новой реальности на Кавказе, когда вокруг нас создавались мононациональные государства и республики, нам удалось сохранить свою республику как образование интернациональное, на принципах семьи народов. В конституционном устройстве Северной Осетии-Алании нет никаких особых привилегий для «титульной» нации. Это подтверждается и национальным составом наших управленческих кадров, и равными возможностями для бизнеса. Это равновесное состояние гражданского общества в Осетии во многом обусловлено нашей историей, традициями, а также тем, что у нас высокий образовательный ценз, который отвечает структуре занятости, где до недавнего времени, до кризиса советского военно-промышленного комплекса, большинство во Владикавказе было занято в высокотехнологичных производствах.
    Второй показатель стабильности в республике – это состояние нашей культуры и предотвращение упадка искусства, который мы наблюдаем повсеместно. Ведь тогда, когда в сопредельных регионах гремели выстрелы, во Владикавказе в Осетинском и Русском театрах ставили новые премьеры. В прошлом году мы провели первый международный фестиваль «Мир Кавказу». В Москве прошли Дни культуры Осетии. Молодежь мы отвлекли от плохих соблазнов через спорт. В России нет, наверное, другого города, где на матче высшей футбольной лиги собиралось бы свыше 35 тысяч зрителей. Это верный признак настроений в обществе. В наше сложное время люди остались привержены цивилизованным привычкам. Все вместе радовались, когда наша «Алания» стала чемпионом России по футболу в 1995 году. Так, несмотря на все тяготы кризисной экономики, духовная атмосфера в республике, по нынешним временам, когда Россию одолевают многие беды и напасти, в целом здоровая.
    Я думаю, у республики есть три составляющие для того, чтобы можно было без риска для своих капиталов вкладывать деньги в ее экономику. Во-первых, это мощная производственная база. Первый завод цветной металлургии во Владикавказе был пущен еще сто лет назад. Воспитанники нашей школы металлургов хорошо зарекомендовали себя в Норильске, Навои, Печенге. Научные и инженерные школы четырех владикавказских вузов готовят специалистов высокой квалификации. Мы располагаем крупным научно-исследовательским потенциалом в гуманитарных и точных науках. Прикладные исследования наших ученых и технологов имеют спрос в стране и за рубежом. Недавно во Владикавказе побывала комиссия министерства оборонной промышленности. Она обследовала 12 предприятий электронной промышленности, построенных в 70 –- 80-е годы и работавших на передовых направлениях ВПК. Комиссия пришла к выводу, что и сегодня уровень технологий и продукция электронной промышленности Осетии конкурентоспособны на мировом рынке. В программе «Регион» намечено расширить использование ресурса высоких технологий для кооперации с иностранными партнерами и инвесторами. Другими словами, нас никак нельзя отнести в разряд «молодых» индустриальных наций, а весь вопрос в том, чтобы соединить наш технологический, интеллектуальный и образовательный ресурс с финансовым, который мы подрастратили за годы «шоковых» реформ. Второй гарантией надежности, безопасности инвестиций в программу «Регион» являются хорошо организованные силовые структуры и подразделения внутренних дел, которые противостоят криминализации экономики. Наконец, создается и финансовый институт в рамках программы «Регион», в виде банка развития региона, в котором 51% акций будет у правительства. Этот банк станет гарантом инвестиций. Особенно крупные вложения с более долгим сроком окупаемости потребует свинцово-цинковый комплекс республики – заводы и рудники в горах.
    ...До того, как древние эллины создали миф о Гефесте – боге кузнечного ремесла, в наших горах ремесленники владели искусством литья из бронзы, о чем свидетельствуют археологические находки знаменитой «кобанской культуры». До монгольского нашествия просвещенная Алания посылала своих отроков в Византию изучать науки и Закон Божий. На долю нашего народа выпало много войн, лишений, испытаний. Осетия возродилась вместе с Россией. Владикавказ – город-крепость у подножья снежных гор Большого Кавказа стал городом-светочем для всех горцев. Отсюда пошли просвещение и современная промышленность. К слову сказать, впервые в мире кустарный нефтеперегонный завод запустили в Моздоке наши земляки – братья Дубинины еще в начале прошлого века. Во Владикавказе творили такие великие художники, как Коста Хетагуров, Евгений Вахтангов, Михаил Булгаков и другие.
    Алания стоит на перекрестке Европы и Азии. Мы и есть евразийцы. Этим во многом и определяются наша судьба и экономическая будущность. Теперь, когда вы несколько больше узнали о нашей истории, экономических и культурных особенностях, природных богатствах, вы вправе сделать осознанный выбор и принять участие в инвестировании программы «Регион». Давайте делать бизнес вместе. Сегодня, завтра и на долгие времена.

Статья:   
1
2
3
4
5
6
7
8
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение