Андрей Метельченко Заместитель председателя правления ОАО "Никопольский завод ферросплавов" по экономике и финансам
Как и большинство предприятий горно-металлургического комплекса Украины Никопольский завод ферросплавов в полной мере столкнулся с кризисными явлениями, вызванными спадом производства и разрывом хозяйственных связей. До распада СССР завод был полностью ориентированы на внутренний рынок, и задачей номер один стал самостоятельный поиск торговых партнеров. Тем более, что традиционные покупатели - металлургические комбинаты России и Украины - столкнулись с теми же проблемами сокращения производства, неплатежей, необходимости адаптироваться к новым рыночным условиям и, следовательно, спрос на ферросплавную продукцию уменьшился. В этих условиях были предприняты меры, направленные на улучшение структуры управления производством и разработку современной маркетинговой стратегии. Слово Андрею Владимировичу Метельченко, заместителю председателя правления ОАО "Никопольский завод ферросплавов" по экономике и финансам.
Переломным для нас стал 1999 год. Именно тогда кардинально изменился состав акционеров, и новые собственники ответственно и квалифицированно подошли к управлению, к налаживанию маркетинговой сети и оптимизации расходов. О том, какие это принесло результаты, лучше всего говорят цифры (см. табл.). Основные управленческие технологии, которые позволили улучшить производственно-экономические показатели внедрение помесячной системы финансового бюджетирования и тендерная система приобретения товарно-материальных ценностей. Улучшение финансового положения предприятия позволило в 2000 году, впервые за всю историю акционерного общства, выплатить дивиденды в размере 9627 тыс. гривен 2,2 копеек на одну акцию. А на последнем собрании, которое состоялось 25 мая 2001 года, доходы на одну акцию составили уже 4,5 копеек. На этом же собрании акционеров было принято другое важнейшее решение: приступить к созданию представительств завода за рубежом в России, Турции, США, Германии и других странах. Создание эффективно работающих представительств трудоемкий, затратный во всех отношениях (в финансовом, кадровом, информационном) процесс. Но поскольку наши акционеры решились на такой шаг, это еще раз свидетельствует о том, что на предприятии действительно стали очень ответственно подходить к выработке сбытовой стратегии, и отныне Никопольский завод ферросплавов намерен постоянно присутствовать на всех важных, ключевых для себя рынках. Возросшая эффективность управления и агрессивная, в хорошем смысле этого слова, маркетинговая стратегия далеко не все, что принес в практику деятельности предприятия новый состав акционеров. По условиям инвестиционного конкурса, крупнейшие собственники НЗФ "Приват-банк" и группа "Интерпайп" взяли на себя обязательство инвестировать в течение трех лет 55 млн. гривен (примерно, 10 млн. долл.). Эти средства пойдут на модернизацию производства и повышение экологической безопасности.
Модернизация производства предусматривает работу по двум направлениям. Во-первых, предстоит улучшить технологические и эксплуатационные характеристики ферросплавных печей и агломерационного оборудования. Каждый год требования, которые предъявляют металлурги к нашей продукции, повышаются, и если мы хотим сохранить завоеванные позиции на рынке, то должны этим требованиям соответствовать. Второе направление модернизации увеличение мощности завода по переработке отвального шлака. Сейчас шлак просто лежит, а может быть использован в дорожных работах, на строительстве зданий и сооружений и т.д.. Необходимость привлечения дополнительных средств на реализацию экологических программ (около 20 млн. гривен) вызвана введением на Украине с 2003 года новых нормативов по выбросам вредных веществ в атмосферу. Чтобы уложиться в них и смотреть в будущее спокойно, нам понадобится новое газоочистное оборудование, которое должно вступить в строй именно к 2003 году. Заметное улучшение экономических показателей Никопольского завода ферросплавов тем более впечатляет, что наше производство зависит от множества внешних факторов. Не буду еще раз говорить про экономический кризис и о том, что работать в современных условиях это значит каждый день бороться за потребителя. Но вот о чем приходится помнить постоянно: наше предприятие очень энергоемкое. До 30 % затрат составляют расходы на электроэнергию. В месяц мы потребляем 330 380 млн. квт . ч и платим за них "живыми" деньгами: примерно 8,5 млн. долл. И при этом у нас не только нет долгов перед энергетиками, но более того мы нашли в последнее время возможность гасить счета за электроэнергию еженедельно. Это еще более повысило репутацию завода, как надежного в финансовом отношении партнера. Что касается природного газа, из-за поставок которого постоянно возникает напряженность в отношениях между Россией и Украиной, мы им почти не пользуемся. Свои нужды НЗФ удовлетворяет за счет феррогаза. Этот вид топлива достается нам "даром", и наши работники не испытывают бытовых неудобств, получая и тепло, и горячую воду. Мы даже предлагали городским властям забирать у нас феррогаз по цене, вдвое ниже чем у природного. Но для решения этой проблемы нужны масштабные инвестиции, необходимо строить газопровод, технически перевооружить котельные у города таких средств пока нет. Чтобы удержаться на высоком экономическом уровне, достигнутом НЗФ за два прошлых года, удержать позитивную динамику продаж, нам предстоит еще много работать. Стратегией развития завода предусмотрена масштабная модернизация, которая позволит выпускать ферросплавы более высокого качества, и эта продукция востребована рынком.
|