Владимир Куцин Председатель правления ОАО "Никопольский завод ферросплавов"
Акционерное общество "Никопольский завод ферросплавов" крупнейший в мире производитель марганцевых ферросплавов. Основная продукция силикомарганец и ферромарганец. Завод, построенный в 1966 году, был рассчитан на производство 1250 тыс. т ферросплавов. Но в 90-е годы наступили трудные времена. НЗФ, как и другие предприятия горно-металлургического комплекса Украины, испытал на себе все последствия масштабного экономического кризиса и хозяйственной дезинтеграции. Кардинальным образом ситуация начала меняться в 1999 году. Акционеры, пришедшие на предприятие, в корне пересмотрели производственно-сбытовую политику, приняли решительные меры по обеспечению завода всем необходимым марганцевой рудой, электроэнергией и т.д. Результаты не замедлили сказаться: если в 1999 году завод произвел только 487 тыс. т товарных ферросплавов, то в 2000 году этот показатель возрос более чем в 1,5 раза, составив 768,8 тыс. т. О стратегии развития предприятия рассказывает председатель правления ОАО "Никопольский завод ферросплавов", директор НЗФ Владимир Семенович Куцин.
Как вы, Владимир Семенович, оцениваете сегодняшнее положение предприятия? Самое важное предприятие работает стабильно и имеет мощный потенциал. Завод входит в пятерку мировых лидеров по производству ферросплавов. Необходимо учесть, что до 90-х годов, пока существовал социалистический лагерь, мы вообще не выходили на основные зарубежные рынки: отгружали продукцию только в республики СССР и в страны СЭВ. Тогда и требования были другие. Основным критерием эффективности производства было количество чем больше, тем лучше. А управленческий персонал решал две ключевые задачи: выбить из центра фонды и отбиться от заказов. Теперь ситуация радикально изменилась. Купить можно все, а вот продать стало значительно сложнее. Мы убедились, что мировой рынок ферросплавов очень жесткий, победить в конкурентной борьбе здесь можно только на основе тщательно продуманной маркетинговой стратегии. Что означают слова "жесткий рынок"? Это, во-первых, означает, что мы осваивали не свободные рыночные ниши, а вынуждены были выходить на сложившийся и долгие годы обходившийся без нашего участия рынок, где существуют очень высокие требования к качеству сырья. Общая тенденция в металлургическом производстве переход от высокоуглеродистых сталей к низко- и высоколегированным специальным маркам. Поэтому сталеплавильные компании предъявляют особые требования к химическому и фракционному составу сырья.
Рядом с заводом находится крупное марганцевое месторождение, одно из самых богатых в мире, с содержанием марганца в руде 42 43 %. С марганцем у нас проблем нет, зато есть проблемы с фосфором. Зарубежные металлургические компании контролируют его содержание в продукции с точностью до 0,001 %, что касается отечественной практики, раньше на этот показатель вообще не смотрели. Сейчас мы производим в первую очередь для западного рынка (и украинские, и российские потребители пока предъявляют менее высокие требования) ферромарганец с содержанием фосфора не выше 0,35 % и силикомарганец с содержанием фосфора не выше 0,15 %. Для нас это большой шаг вперед. Но сейчас нужны новые методы, позволяющие и дальше уменьшать содержание фосфора. Поэтому несмотря на имеющиеся собственные месторождения, мы закупаем в небольших количествах руду в Австралии, Гане и других странах, так как это позволяет технологически решить проблему вывода фосфора. Другая проблема фракционирование. Когда мы работаем с потребителями из стран СНГ, то у нас особых затруднений не возникает, поскольку здесь раньше не было традиции использовать разделенное на фракции сырье. А в металлургической промышленности Запада принято жесткое фракционирование. Поэтому продукция, предназначенная для этих рынков, перед отгрузкой подвергается дроблению и сортировке. Надо отметить, что сейчас российские и украинские металлургические предприятия стали больше внимания обращать на качество своей и, как следствие, нашей продукции. Их требования постепенно ужесточаются. Но традиционно со "своими" работать проще, хотя не могу сказать, что у наших партнеров из стран СНГ уровень технологической дисциплины ниже, чем на Западе. Существуют ли объективные критерии качества для продукции НЗФ? Оценка качества нашей продукции ведется, в первую очередь, Международным институтом марганца. НЗФ является одним из членов правления этого наиболее авторитетного в мире экспертного центра. Существует и европейская ассоциация производителей ферросплавов Евроальяж: наше предприятие является ее ассоциированным членом. Эти два ведущих международных института осуществляют сбор статистических данных и ведут контроль за качеством продукции. Периодически издаются аналитические сборники, где можно найти данные по содержанию каждого элемента в ферросплавах, произведенных предприятиями в разных странах. А поскольку международные институты объединяют всех крупнейших производителей, и конкуренция на рынке жесткая, то качество силикомарганца и ферромарганца отслеживается буквально по каждому вагону отгруженной продукции, и результаты становятся достоянием гласности. Каким образом вашему предприятию удается укреплять свои позиции на рынке? Какую роль играет здесь ценовая политика? Цена на нашу продукцию мировая, и формируется за счет тех же факторов, что и у других производителей. Чем больше марганца, тем цена выше, а содержание вредных примесей фосфора, серы и т.д. цену понижает. Стараемся обеспечить необходимый баланс цены и качества. Именно таким образом, а не за счет демпинга, достигается устойчивый рост продаж.
Сейчас в Международном институте марганца обсуждается идея создание всемирной ассоциации производителей ферросплавов по примеру ОПЕК. Такая организация позволит проводить скоординированную ценовую политику. Пока на ценовую конъюнктуру влияет, например, китайский фактор, поскольку в этой стране действует около 2 тыс. мелких ферросплавных заводов и, естественно, нет никакого контроля за качеством, отсутствует нормальная технология. Отсюда демпинговые цены. Никопольский завод ферросплавов один из крупнейших участников мирового рынка. Перспектива нашего дальнейшего развития зависит от маркетинговой политики, от качества менеджмента. Без этого не будет роста продаж. Единственное, чем мы можем завоевать покупателя гарантия, что с применением нашей продукции качество готовой стали и ее цена будут значительно выше. Сегодня мы можем с гордостью сказать, что даже в условиях самой жесткой конкуренции претензий к нам со стороны крупнейших потребителей ферросплавов, нет. Более того мы успешно выходим на новые рынки. Открыли представительство в России. Совсем недавно к нему прибавилось представительство в Турции. В июне впервые отгрузили партию ферросплавов в Иран, где до нас работали китайские поставщики. В ближайших планах открытие представительств в Германии и в Канаде. Как сегодня выглядит структура сбыта продукции Никопольского завода ферросплавов? Насколько успешно складываются отношения с Россией? Мы полностью удовлетворяем потребности украинских металлургов. Около трети продукции отправляется в страны СНГ и более 40 % в дальнее зарубежье. Россия традиционно крупнейший потребитель нашей продукции, и российский рынок имеет для нас первостепенное значение. Примерно 35 % ферросплавов, производимых на НЗФ, отправляются в Россию. Это около 70 % всех ферросплавов, которые используются в российской металлургии. Мы работаем со всеми крупными комбинатами: Магниткой, НТМК, ОАО "НОСТА", "Мечелом", "Северсталью". Россия очень богатая стрна в плане природных ископаемых, но крупные марганцевые месторождения на ее территории отсутствуют. Поэтому для нас нет другого равноценного рынка, а для наших российских партнеров прекратить сотрудничество с НЗФ, заместить Украину каким-нибудь другим поставщиком тоже трудно. Как мне кажется, по степени защиты своих товаропроизводителей и внутреннего рынка Россия находится на достаточно высоком, по критериям мировой экономики, уровне. Поэтому у нас нет и, надеюсь, не будет конфликтов слишком велика взаимная заинтересованность друг в друге. Собирается ни НЗФ наращивать объемы производства? При уровне проектной мощности 1200 тыс. т продукции, мы произвели в 2000 году около 770 тыс. т ферросплавов, т.е. значительные резервы еще не задействованы. В случае непредвиденных обстоятельств, которые вызовут резкий рост спроса на рынке, мы сможем нарастить выпуск. Вместе с тем уровень 700 800 тыс. т это тот объем производства, который позволяет получать прибыль и средства для развития. У нас все расчеты ведутся только живыми деньгами, есть возможность поддерживать свою социальную сферу, нет долгов перед бюджетом. Поэтому главная задача удержание традиционных рынков и завоевание новых, что сегодня дается куда сложнее, чем, например, 15 лет назад.
|