Виктор Толоконский Глава администрации Новосибирской области
России очень не просто, оставаясь открытой страной, создавать конкурентоспособную экономику. В силу географических и природно-климатических условий у нас объективно сложились менее благоприятные условия для ведения производства. Все необходимо делать лучше, дешевле и эффективнее мирового уровня. При добыче природного сырья надо стремиться получать более высокий рентный доход, в промышленном производстве использовать высокие технологии, опережающие мировой уровень. Это достижимо, если в полную мощь задействовать ресурсы Сибири. Сибирские регионы обладают неодинаковым экономическим потенциалом. Эффективность экономики каждого из них во многом определяется выбором стратегии его развития. Как и любой субъект, действующий на рынке, регион должен найти свою нишу, точно выявить конкурентные преимущества перед соседями. Если проведены такого рода маркетинговые исследования, верно поняты стратегические векторы экономического развития, подтверждена расчетами эффективность, то текущее управление областью заключается в последовательном движении к поставленным целям, в выборе экономически целесообразных механизмов их достижения. Новосибирская область, находясь в окружении сырьевых территорий, сформировалась как центр высокотехнологичного производства, науки, образования и культуры. Научно-промышленный потенциал стратегическая основа экономического развития. Ни в одном другом сибирском регионе нет такой развитой высокотехнологичной промышленности, концентрации науки, сложной рыночной инфраструктуры и, что очень важно, таких традиций использования этого потенциала. Новосибирск способен стать лидером возрождения Сибири. Мы хорошо видим реальные перспективы, складывающиеся из выгодного географического положения города и области, крупной промышленной базы, интеллектуальных сил академической науки, возможностей транспортного узла, опыта работы финансово-кредитных учреждений, высококвалифицированного персонала предприятий и учреждений. По структуре хозяйства регион напоминает развитые страны Запада. Многоотраслевая промышленность Новосибирской области ориентирована на выпуск конечного продукта. Добыча и первичная переработка сырья составляют всего 2 % общего объема производства. Ведущей отраслью является машиностроение. У нас производят самолеты, турбогенераторы, электродвигатели, радиотехнические устройства, различные приборы, медицинскую технику и др. Развиты также металлургическая, химическая, микробиологическая, легкая и пищевая промышленность, стройиндустрия. В 2000 году в промышленности области произошли позитивные изменения. После длительного спада начался подъем производства: рост составил 8 %. В отдельных отраслях этот показатель намного больше: в черной металлургии 50 %, в медицинской промышленности 38, в промышленности строительных материалов 19 %. Среди предприятий, которые по итогам 2000 года заметно увеличили объемы выпуска продукции и улучшили финансовые показатели, можно назвать Новосибирское авиационное производственное объединение имени Чкалова, заводы химконцентратов, низковольтной аппаратуры и др. Эффективней стал работать Новосибирский металлургический завод имени Кузьмина предприятие, которое в 1999 году было на грани банкротства. Налаживается работа на Новосибирском электродном заводе. Есть основания полагать, что в 2001 году тенденция увеличения выпуска продукции на предприятиях базовых отраслей сохранится, и прирост промышленного производства составит примерно 5,5 %.
Положительные сдвиги в промышленности не случайны. Они достигнуты в результате мер, направленных на оздоровление экономики. Главный источник пополнения бюджета увеличение налогооблагаемой базы, рост производства. Вот почему приоритетной задачей администрации области стало улучшение финансового положения экономически слабых предприятий. С этой целью в структурных подразделениях областной администрации, мэрии Новосибирска, в городских и районных органах власти созданы рабочие группы, в задачу которых входит анализ экономического состояния предприятий всех форм собственности. К этой работе привлекаются специалисты налоговых органов, а также опытные менеджеры антикризисные управляющие. Ежеквартально рабочие группы представляют рекомендации по стабилизации финансового положения каждого предприятия. Их экономическое оздоровление уже дало толчок росту производства, позволило увеличить налоговые поступления, значительно пополнить доходную часть областного бюджета. В регионе принят ряд базовых законов в поддержку товаропроизводителей "О мерах государственной поддержки и особенностях налогообложения товаропроизводителей в Новосибирской области", "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области" и др. На базе этих документов разработана целевая программа государственной поддержки инвестиционной деятельности в промышленности на 2000 2003 годы. Предусматривается, в частности, проведение конкурсов инвестиционных проектов предприятий. Уже получили поддержку 39 проектов на 29 предприятиях области. На эти цели будет выделено 480 млн. руб., из них прямое бюджетное финансирование составит 170 млн. руб., а на 310 млн. руб. предоставляются налоговые льготы. Расчеты показывают, что в результате удастся инвестировать 2186 млн. руб. собственных и привлеченных средств предприятий. Дополнительный объем производства составит 8769 млн. руб. Будет создано 3700 новых рабочих мест, а общий бюджетный эффект достигнет 1500 млн. руб. Поддержка инвестиционных проектов содействует решению наиважнейшей задачи созданию механизмов, стимулирующих процесс обновления основных фондов промышленных предприятий. Проблема эта общегосударственная. Понятно, что силами одного региона с ней не справиться, тем не менее администрация области нарабатывает и собственные подходы к ее решению. Положительно зарекомендовал себя эксперимент, при котором предприятиям, добившимся роста производства, предоставляются тарифные льготы за пользование электроэнергией. Участники эксперимента в полтора раза увеличили объемы выпуска продукции, значительно возросли их платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Администрация идет и на предоставление прямых налоговых льгот, если это в перспективе дает заводам возможность подняться "с колен". Так, для ряда промышленных предприятий оборонных отраслей, машиностроения и легкой промышленности была снижена ставка налога на имущество.
Особое внимание уделяется предприятиям, находящимся в областном подчинении: проверяются их балансы, проводятся аттестации. 89 государственных унитарных предприятий (ГУП) из 240, находящихся в областной собственности, намечено реорганизовать, в том числе 44 ликвидировать. Предстоит навести порядок на некоторых федеральных предприятиях. Еще в 2000 году создана региональная межотраслевая комиссия по контролю за эффективностью управления федеральной собственностью, расположенной на территории Новосибирской области. Комиссия координирует усилия местной администрации, Мингосимущества и отраслевых министерств. Судьба ГУПов для Новосибирской области принципиально важна. Согласно концепции правительства, количество их будет уменьшаться путем слияния. Такой вариант неизбежно приведет к конфликту с территориями, так как базовое предприятие замкнет на себе и финансовые потоки. Конкретные решения будут приниматься по каждому предприятию. Передел собственности процесс болезненный, не все идет гладко. В 2000 году администрации области и Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству удалось отстоять интересы государства на стратегически важном для региона и для страны предприятии Новосибирском электродном заводе. Своевременное вмешательство предотвратило его хищническое растаскивание и поспешную приватизацию. Должен отметить, что передача того или иного предприятия в руки эффективного собственника зачастую кардинально меняет его судьбу. Например, авиаремонтный завод в г. Обь несколько лет назад оказался фактически без хозяина. Дело шло к тому, что завод просто-напросто растащили бы. Но вмешались областные власти, основные фонды были переданы в управление субъекта малого предпринимательства. Там сохранено имущество, нормально действуют шесть новых производств, создано 400 рабочих мест. Для успешного продвижения новосибирских товаров на рынок выстраивается межрегиональное и международное сотрудничество. Внешнеторговый оборот области вырос в 2000 году на 33,3 % . К концу 2001 года его величина достигнет 740 млн. долл. Основой роста стал экспорт, главным образом в страны ближнего зарубежья. В 2001 году объем экспортных поставок превысит объем импортных в 1,6 раза. Новосибирская область вывозит за рубеж продукцию более полутора тысяч наименований. В последние годы увеличилась доля высокотехнологичной машиностроительной продукции, оптических приборов. Возросли поставки пищевых продуктов и изделий из дерева высокой степени обработки. Более половины экспорта составляет продукция машиностроения и цветной металлургии, в основном благодаря крупным поставкам угольных электродов в США и Норвегию, тепловыделяющих элементов в Болгарию и на Украину, электромагнитов в Швейцарию и Францию, оборудования железнодорожных и трамвайных путей на Украину, комплектующих деталей машин в Югославию и Киргизию. На зарубежных рынках высоким спросом пользуется продукция завода химконцентратов, приборостроительного завода, поставляющего за рубеж телескопы и приборы ночного видения, оловокомбината, который реализует на Лондонской бирже металлов самое чистое в мире олово. Зарекомендовали себя на международном рынке турбо- и электрогенераторы завода "Элсиб". Расширяются наши связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, с соседними сибирскими территориями. Мы заключаем долгосрочные соглашения с субъектами Российской Федерации и странами СНГ. Так, в 2000 году деловые отношения установлены с 65 территориями, в том числе с 57 субъектами РФ и 8 областями других стран СНГ. Особое значение руководство области придает расширению производственной кооперации с топливно-энергетическим комплексом, в частности с добывающими отраслями Кемеровской и Тюменской областей. Идет подготовка к подписанию соглашения о сотрудничестве между администрациями Новосибирской области и Красноярского края, руководство которого заинтересовано в поставках сельскохозяйственной продукции, а также высокотехнологичного оборудования, производимого в Новосибирской области. Красноярские предприятия, со своей стороны, намерены поставлять в наш регион цветные металлы, лес, продукцию химической промышленности. Рассматривается возможность установления подобных контактов с Приморским краем, Ханты-Мансийским автономным округом и некоторыми другими регионами. Конкретные предложения уже поступили. В апреле 2001 года была проведена универсальная оптовая выставка-ярмарка "Север России-2001". Для участия в ней привлекалось более 240 новосибирских предприятий, администрации муниципальных образований Тюменской, Томской, Иркутской областей, Красноярского края, Республики Алтай, Якутии, десятки предприятий этих регионов, а также стран дальнего и ближнего зарубежья. В марте состоялась бизнес-встреча новосибирских и восточно-казахстанских предприятий в Усть-Каменогорске и Семипалатинске. Планируется уже в 2001 году увеличить объем торгового оборота с Казахстаном на 5,2 млн. долл. Поскольку промышленность области издавна ориентировалась на выпуск высокотехнологичной, наукоемкой продукции, сегодня поставлена задача в полной мере восстановить былые приоритеты. Именно такая продукция станет определяющей в объеме промышленного производства в ближайшие годы. Новосибирск по-прежнему крупнейший научный центр страны. Здесь находятся отделения Российской академии наук, академий медицинских и сельскохозяйственных наук, около 200 научно-исследовательских организаций и 30 вузов. С исследовательскими разработками, опытными образцами, новыми технологиями связано устойчивое развитие не только нашего региона. Новосибирские ученые заключили договора со многими предприятиями России. Подготовлен пакет перспективных научных проектов, реализация которых позволит Новосибирской области стать пионером в использовании новейших технических и технологических разработок. Есть потенциал для формирования общероссийских центров по развитию компьютерных технологий, созданию новых биологических препаратов, разработке и внедрению оборудования и технологий для топливно-энергетического комплекса и многое другое. Мы добиваемся, чтобы эти направления вошли в специальные федеральные программы. Поставлена задача усилить постоянную координацию деятельности производственных предприятий и научных учреждений. К примеру, есть все возможности для создания современного производства приборов и структур силовой электроники. Научный и промышленный потенциал позволяет сформировать всю технологическую цепочку, наладить специальное кремниевое производство и выпуск силовых модулей как конечного продукта. Базовыми здесь являются институты физики полупроводников, теплофизики, неорганической химии, новосибирские заводы полупроводниковых приборов, химконцентратов, "Элсиб" и др. В настоящее время ведутся маркетинговые исследования, составление бизнес-заявок подпроектов, входящих в данную программу. Ориентировочный объем продаж с учетом промежуточных продуктов моносилана, поликристаллических стержней, слитков и пластин кремния, полученных методом бестигельной зонной плавки, структур кремний-кремний и кремний на изоляторе, отдельных транзисторов оценивается в 20 40 млн. долл. в год. Хорошие перспективы сулит дальнейшее сотрудничество академических институтов, малых инновационных предприятий и Бердского электромеханического завода по выпуску высокотехнологических приборов и оборудования. Уже сейчас институты Академгородка вносят существенный вклад в международное сотрудничество. Так, Институт катализа Сибирского отделения РАН взаимодействует с университетами и фирмами Великобритании в разработке технологии очистки газов от примесей, использования созданных в институте новых хромотографических колонок. Институт ядерной физики успешно поставляет на экспорт свои ускорители. Хорошо известны за рубежом оптические лазерные системы Института автоматики и электрометрии, исследовательские разработки и готовая продукция других научных учреждений Новосибирска. Особенно хочется отметить успехи международных научных центров Сибирского отделения РАН. Эти центры созданы на базе институтов, занимающих ведущие позиции в мире. Таковы, например, Центр синхротронного излучения, Центр аэрофизических исследований, Центр по исследованию и испытанию катализаторов. Появление этих мощных структур стимулирует процесс расширения международного сотрудничества в новых условиях. Совершенно очевидно, что названные выше проекты требуют крупных инвестиций. Они приходят туда, где для инвесторов созданы благоприятные условия. Политическая ситуация в Новосибирской области стабильна. Экономика демонстрирует рост. Формируется база, позволяющая достаточно выгодно вкладывать средства. Есть перспективные производственные и научные проекты, которые вызывают интерес потенциальных инвесторов. Хорошо развита торговая, сервисная, информационная, финансовая сеть. Достаточно сказать, что в Новосибирске действуют около сорока банков, в основном из европейской части России. Они пришли сюда потому, что новосибирский рынок обладает хорошей финансовой емкостью. Еще раз подчеркну: наиболее привлекательными для притока инвестиций являются наука и связанное с ней производство. В 2000 году состоялась серия конференций, деловых встреч, выставок с участием представителей предприятий и организаций области и потенциальных инвесторов. Например, прошли две встречи новосибирских и британских научных и деловых кругов сначала в посольстве Великобритании в Москве, а затем в Новосибирске. В конце прошлого года Новосибирская область, единственная из российских регионов, была приглашена на авторитетный экономический форум в Германию. Осенью минувшего года в Новосибирске состоялась сибирско-германская конференция "Экономика и технологии". В 2001 году прошли Дни экономики Новосибирской области в Италии и Австрии. Сегодня в экономике области присутствует частный капитал из сорока стран. Зарегистрированы 630 фирм с иностранными инвестициями. Зарубежные партнеры высоко оценивают инвестиционную привлекательность нашего региона, чему есть немало примеров. Оценку иностранных партнеров разделяют и отечественные эксперты. По данным Центра политических технологий, в 2000 году Новосибирская область заметно повысила рейтинг инвестиционной привлекательности.
|