Валентин Овчаров
Об этом эпизоде рассказал президент "Алмаз-холдинга" и генеральный директор ОАО "Красносельский ювелирпром" Флун Гумеров. На международной выставке в Мюнхене к стенду, где были представлены работы ювелиров компании, подходили десятки посетителей, и все просили об одном: продать за "живую" валюту восхитившие их украшения или заключить контракт на поставку. Увы, из-за российских законодательных пут ювелиры не могли и до сего дня не имеют права продать за границей ни грамма изделий из драгоценных металлов и камней...
Между тем выход на международный рынок таких компаний, как "Алмаз-холдинг", это вопрос не только бизнеса, но и возрождения в мире былой славы российских ювелиров, традиции которых продолжают мастера наших дней.
Созданная в 1993 году как оптовая фирма, реализующая продукцию предприятий ювелирной промышленности, компания "Алмаз-холдинг" превратилась за восемь лет в крупную производственно-коммерческую структуру. Сегодня она является основным акционером Костромского, Красносельского и Орловского ювелирных заводов, имеет розничную и оптовую торговую сеть в 67 городах и регионах России, 25 ломбардов. Торговый дом "Алмаз-холдинг" предлагает покупателям изделия почти 6 тыс. наименований... Главное направление деятельности компании изготовление ювелирных украшений из золота 585о, 750о, белого золота, платины, серебра, меди, латуни, мельхиора, томпака с использованием драгоценных и полудрагоценных камней. Среди них бриллианты, изумруды, сапфиры, аметисты, топазы, жемчуг, кораллы, турмалины, фианиты. "Не общее выражение" лицу компании придают, конечно же, знаменитые, сказочно яркие красносельские сканые украшения.
Ювелиры-самородки появились в поселке Красное-на-Волге под Костромой еще в XVII веке. Здесь, как и в других ближних селах Сидоровском, Степурине, Веселове, Есюнине, Подольском, этот промысел стал по существу семейным. А развитию его подсобили купцы Москвы и Петербурга, Ярославля и других волжских городов. Хорошо зная рынок и вкусы людей, они сразу поняли: красносельские обручальные кольца, серьги, кресты, иконки, образки и другие изделия источник хороших доходов. Распространению ювелирных украшений из села Красное способствовали также ежегодные ярмарки в Макарьеве, расположенном неподалеку от Костромы, и в Нижнем Новгороде. Во второй половине XIX века в поселке и его окрестностях серебряным, медяным и сканым ремеслом занимались уже более 2 тыс. кустарей. В 1918 году, свидетельствуют историки, кустари объединились в артели. В 1960 году на их основе были созданы фабрики. Красносельское ПО "Ювелирпром", образованное в 1974 году, объединило Красносельский, Костромской, Подольский ювелирные заводы и Сидоровскую ювелирную фабрику. А в 1992 году оно стало акционерным обществом "Красносельский ювелирпром", куда вошли Красносельский ювелирный завод и Сидоровская ювелирная фабрика. Костромской и Подольский заводы стали самостоятельными акционерными обществами.
Сочетание вставок из натуральных камней с ажурным переплетением золотых и серебряных украшений придают изделиям "Алмаз-холдинга" особую привлекательность. Им присущи необыкновенная изящность и высокое качество исполнения. Чтобы убедиться в этом, достаточно один раз увидеть красносельскую "Жар-Птицу", выполненную художником-дизайнером завода Л. Студенниковой и впервые представленную на выставке "Ювелир-1999". Образ птицы в народных преданиях и мифах всегда олицетворял сущность неба, души и вдохновения. "Жар-Птица" красносельских мастеров словно прилетела из русской сказки. Каждое ее перо "так чудно и светло, что, ежели принесть его в темную горницу, оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свечей". Белоснежный цвет птицы ассоциируется с чистотой и возвышенностью мечты о счастье. Скано-филигранная техника, в которой выполнено изделие, делает каждое перышко легким и воздушным. Кажется, что это ювелирное чудо способно ожить, взмахнуть крыльями и унести нас в иной, сказочный мир. Эффект одухотворенности "Жар-Птице" придают также украшающие серебряную филигрань переливающиеся драгоценные камни: от гранатовой веточки рябины, которую держит птица в клюве, до серебряных цветов с гранатовыми сердцевинами, венчающих ее причудливый хвост. Эти цветы напоминают "глазки" павлиньего хвоста, которым древние греки приписывали магические свойства: через них боги могли следить за всем происходящим в земной и небесной жизнях.
Поражает не только красота, но и сложность творческого труда создателей настольного украшения. В высоту "Жар-Птица" достигает 65 см, в основании ее диаметр имеет 55 см, а в сканую филигрань (тоже ручная работа!) вплетено 1300 камней корундовой группы под александрит и гранат. Неудивительно поэтому, что работы художников-модельеров завода Н. Теплинской, А. Теплинского, А. Каневской, Л. Студенниковой, М. Шаповалова, изделия сотрудничающих с холдингом известных московских художников Н. Комарова, Л. Пестряковой, А. Антипенко, Т. Якуниной и других мастеров получают в последние годы самую высокую оценку. Среди отмеченных наградами изделий гарнитур из золота 585о и фианита "Веер" ("Ювелир-1999"), коллекция из четырех золотых колец с драгоценными и полудрагоценными камнями "Большие фантазии маленького мизинца" ("Ювелир-2000"), золотое колье с бриллиантами и топазами "Невод желаний" ("Ювелир-2000"). В последние три года компания "Алмаз-холдинг" представляет свои изделия на всех крупнейших выставках за рубежом в Германии (1999 г.), трижды в Швейцарии (1999 2001 гг.), в Италии (2001 г.). Сотрудники холдинга специально выезжали во Францию и Италию, чтобы ознакомиться с ювелирным производством этих стран. Интерес к зарубежному опыту связан с реализуемой "Алмаз-холдингом" программой дальнейшего развития компании. В ее рамках уже сделано немало. В ходе первого этапа реконструкции Красносельского завода (1998 2000 гг.) удалось вывести предприятие из кризиса и восстановить его высокую репутацию. В этот период, отметил генеральный директор "Алмаз-холдинга" Николай Васильев, объемы производства золотых изделий выросли в 5 раз, серебряных в 2,5 раза. Для завода закуплено современное импортное оборудование стоимостью 100 тыс. долл. С полной загрузкой начал работать цех цветного металла, выпускающий до 100 тыс. популярных в нашей стране изделий стопок для вина, украшенных сканью и позолотой.
Второй этап (2000 март 2001 гг.) позволил обеспечить финансовую стабильность предприятия, повысить заработную плату работникам. Глядя в завтрашний день, "Алмаз-холдинг" планирует дальнейшее расширение своей торговой сети. Уже в июле августе этого года будут открыты магазины в Красноярске, Адлере, Смоленске, Воронеже. Компания уверенно смотрит в будущее. Залог тому техническое перевооружение производства и постоянное обновление ассортимента: ежемесячно она выпускает 15 20 новых моделей ювелирных изделий. И лучшие из них в эксклюзивном исполнении и для массового покупателя мы увидим уже в сентябре на московской международной выставке "Ювелир-2001".
|