Эдуард Степанцов Генеральный директор ООО "Торговый центр "ОМК"
Формирование крупных корпоративных структур в российской металлургии, происходящее в последние годы, безусловно, свидетельствует о выходе отрасли на качественно новый уровень развития. Руководители большинства компаний пришли к осознанию того факта, что для успешного продвижения на рынке нужны не только обновление производственного аппарата и обеспеченность производственными ресурсами, но и принципиально иные подходы к организации корпоративного управления. При этом противоречивый характер рыночных реформ в нашей стране почти полностью исключал возможность использования опыта других стран, где корпорации складывались в течение длительного времени путем интеграции компаний, постепенного расширения сферы их деятельности, объемов производства и продаж. Молодой российский бизнес вырабатывал основные принципы управления и рыночного поведения практически на ощупь, решая сложнейшие хозяйственные вопросы в условиях кризисного состояния экономики. В результате отечественные корпорации имеют сегодня собственную специфику.
Объединенная металлургическая компания представляет собой группу предприятий с диверсифицированной продуктовой специализацией: от традиционной металлопродукции (чугун, стальная заготовка, сортовой прокат, арматура, стальные трубы широкого сортамента) до таких сложных металлоизделий, как автомобильные рессоры, железнодорожные колеса, пористый прокат, прецизионная стальная лента, ферротитан и др. Каждый из заводов, кроме технико-экономических особенностей, имел свою систему производственно-технических связей, ресурсообеспечения, свой рынок сбыта, которые были в значительной степени утрачены в первые годы реформ. Конечно, сочетание таких разномасштабных и разноплановых предприятий вносит дополнительные сложности при выборе управляющих механизмов и основных направлений управляющей стратегии.
На первых порах особое внимание уделялось организации сбыта продукции, которую выпускали предприятия, вошедшие в состав группы, прежде всего Чусовской и Выксунский заводы. Однако практика показала, что выход из глубокого кризиса, в котором оказались эти заводы, возможен только в результате комплексного решения проблем в производственной, финансовой и инвестиционной деятельности. Принимать рыночные решения без учета и тщательного анализа всех этих факторов дело абсолютно неэффективное и стратегически бесперспективное. Продвигаясь путем проб и ошибок, мы также убедились, что проблемы различных предприятий зачастую тесно связаны. Все это обоснованно повысило спрос на интегрированные решения, направленные на качественные изменения в самой системе управления.
Реализовать эти принципы на практике стало возможным благодаря созданию в 1997 году единого промышленно-коммерческого центра, осуществляющего управление снабжением и сбытом всех предприятий группы ОМК. Задачами ООО "Торговый центр ОМК" являются закупка сырья, материалов, запчастей и комплектующих, реализация продукции, в том числе на экспорт, получение и распределение выручки, проведение технической реконструкции производственных мощностей заводов. Среди очевидных преимуществ подобной интеграции финансовых и сырьевых потоков особо следует отметить организационную мобильность, возможность не только точно прогнозировать новые тенденции, но и осуществлять их профессиональный мониторинг, постоянную готовность компании осваивать новые направления бизнеса и вкладывать средства в новые объекты инвестиций.
Торговый центр практически является генеральным комиссионером всех предприятий ОМК, через него реализуется вся рыночная стратегия группы. Он контролирует все поставки продукции на внешний и внутренний рынки, обеспечивая связь с торговыми посредниками и осуществляя прямые поставки. Мы наладили цивилизованные отношения со всеми партнерами, практически полностью покончив с бартером и выполняя точно в соответствии с договорными условиями все поставки и платежи. Потребителями нашей продукции в России являются МПС, Лукойл, Газпром, Транснефть, ТНК Юкос, Сибнефть, Роснефть, автозаводы, многочисленные строительные организации; за рубежом General Electric, Samsung, компании многих стран Европы. Такие виды продукции, как железнодорожные колеса Выксунского завода, пользуются огромным спросом на мировом рынке. Сбыт авторессор только за последний год возрос в три раза. Чусовская арматура из природнолегированной стали используется при строительстве самых ответственных объектов.
С вхождением в состав группы крупнейшего в отрасли Челябинского трубопрокатного завода компания становится ведущим продуцентом стальных труб, что существенно расширяет рыночные возможности и вместе с тем усложняет задачи Торгового центра ОМК. Организация единого трубного комплекса в составе ВМЗ и ЧТПЗ становится приоритетным направлением деятельности. Необходимо подготовить наш выход на мировой рынок, где российский трубный комплекс представлен пока слабо. Формирование единой ценовой политики, наряду с обеспечением высокого качества продукции, отвечающего современным требованиям, должно существенно повысить конкурентоспособность трубной продукции. Для этого подготавливается соответствующая комплексная программа.
Сегодня Объединенная металлургическая компания завоевала устойчивую нишу на рынке, и вполне логичным будет следующий шаг формирование собственной сети сбыта продукции. Наметившая стабилизация российской экономики, по нашему мнению, создает для этого хорошие предпосылки.
|