Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

ОМК - Объединенная металлургическая компания Первая линия Евразия, 2015 год Экономика Инвестиции и финансы Горное дело Черная металлургия Нефть-газ=трубы Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Машиностроение и металлообработка Наука и технологии Искусство и ремесла История
№1' 2001 версия для печати

СЕРЕБРЯНАЯ СКАЗКА ИЗ ВЕЛИКОГО УСТЮГА



Надежда Сабурова
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
Алексей Лохов (фото)

    Традиция украшать серебряные изделия чернью – особым сплавом темного цвета – берет начало в древнем Египте. Развитие черневого искусства продолжалось в эпоху Римской империи и Византии, а в раннем средневековье эту технологию освоили западноевропейские ремесленники. Первые изделия с чернью, выполненные в Киевской Руси, относятся к X – XI векам. На протяжении нескольких столетий эта техника была одной из самых распространенных в ювелирном искусстве. К ней обращались серебряники Киева, Старой Рязани, Владимира, Суздаля, Новгорода и Пскова.
    Русские мастера отвергли рецепты, которые использовали западноевропейские ювелиры, создав собственную технологию изготовления черни. Чернь представляла собой сплав черного цвета на основе серебра, который при варьировании дополнительных традиционных компонентов несколько раз переплавлялся до готовности. В виде сметанообразной кашицы чернь наносили на серебряное изделие, предварительно выполнив на нем гравированный рисунок и обмазав огнеупорной глиной поверхности без рисунка, а затем обжигали в горне. После оплавления чернь прочно соединялась с основным металлом. Излишки черни удаляли напильником так, чтобы она оставалась только в задуманном рисунке. Далее поверхность тщательно шлифуется, покрывается золочением и полируется до зеркального блеска. Успех зависел от строгого соблюдения пропорций компонентов секретного сплава и от мастерства ювелира, гравера и чернильщика. Секрет изготовления черневых предметов бережно передавался от одного поколения серебряников к другому.
    Одним из центров черневого искусства стал Великий Устюг. В царствование Алексея Михайловича город входил в число крупнейших торгово-ремесленных центров Руси. Наивысшего подъема черневое искусство мастеров Великого Устюга достигло во второй половине ХVII столетия. Именно в этот период изделия приобрели черты, характерные только для этой ювелирной школы. Неповторимая индивидуальность произведений заключалась в воспроизведении сюжетной гравюры на сетчатом штриховом фоне. Изображение было более насыщенным по цвету, чем узоры, выполненные, например, московскими ювелирами. Черневая композиция сочеталась с золочением, слегка углубленным фоном (техника оброна), дополнялась резными и чеканными деталями.
    Изделия рубежа ХVШ-ХIХ веков ознаменовали переход в декоративно-прикладном искусстве к строгому классицизму, мастера отказались от излишней пышности декора и торжественной театральности сюжетов. Следуя канонам классицизма, устюгские ювелиры практически перестали обращаться к пышным чеканным деталям. Со стилем классицизма связаны имена двух замечательных ремесленников Великого Устюга – Ивана Жилина и его сына Александра, внедрившего в 30-е годы XIX века новый метод наложения черни. По этому технологическому приему большая плоскость изделия украшалась светлыми серебряными узорами в виде виноградных листьев и плодов на фоне черневой штриховки. Такой рисунок должен был отличаться предельной четкостью, поэтому требовалось участие наиболее квалифицированного гравера.
    Выполненные в мастерских Великого Устюга первоклассные изделия долгое время не встречали конкуренции ни на российском, ни на европейских рынках. Их покупали представители самых разных социальных слоев. В столичных и провинциальных православных храмах использовались черневые кресты, звездицы, дискосы, тарели для просфор. Горожане заказывали ювелирам подносы, чарки, братины, ковши, стаканы, стопы, пуговицы и, конечно, украшения. Произведениям мастеров Великого Устюга отдавали предпочтение и члены царской семьи. Так, в описи имущества супруги Михаила Федоровича Романова Евдокии Лукьяновны встречаются серебряные, позолоченные коробочки для румян и белил "с чернятью".
    Провинциальное черневое производство сохраняло господствующее положение на рынках вплоть до середины XIX века, когда на первое место в ювелирном деле выдвинулась Москва. Сюда устремились многие серебряники в поисках заработков и широкого рынка сбыта.
    Было бы несправедливым считать, что отток серебряников из Великого Устюга обрек местный черневой промысел на угасание. И в ХХ веке здесь продолжали действовать ювелирные мастерские. Особой известностью пользовались произведения М. П. Чиркова, изучавшего секреты черневого искусства у одного из учеников знаменитого Жилина. В 1933 году под руководством Чиркова молодые мастера объединились в артель "Северная чернь".
    Первоначально ассортимент нового предприятия был невелик: ювелирные украшения, столовые приборы, подстаканники, портсигары с неприхотливым цветочным узором. Требовалось восстановить традиции старинного промысла и найти при этом собственный, индивидуальный почерк. С этой целью М.П.Чирков пригласил на работу выдающегося художника – выпускника Петербургской Академии художеств Е.П.Шильниковского, который сумел соединить в своих произведениях традиционные приемы ремесла с оригинальными сюжетными композициями. Так, он стал автором серии черневых изделий на темы русских народных сказок. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже комплект серебряной посуды с композициями по мотивам сказок Пушкина был удостоен Большой золотой медали. На протяжении многих лет изделия, выполненные художниками и мастерами Великого Устюга, успешно экспонировались на других выставках в стране и за рубежом, как правило, удостаиваясь высших наград.
    В последующие годы творческий коллектив художников "Северной черни", возглавляемый заслуженным художником России Е. Ф. Тропиной, продолжал развивать традиции старинного промысла. Усилиями талантливых авторов, в том числе В. П. Шорохова, Л. С. Меньшиковой, Л. М. Бобылевой и других, было окончательно сформировано самостоятельное направление современного ювелирного искусства. Сегодня для знаменитого северного промысла характерно многообразие композиций и технических приемов, что достигается использованием канфарения, оброна, гравировки, чеканки и литья. Узнаваемый с первого взгляда колорит изделий, выполненных на предприятии "Северная чернь" в 90-е годы, основан на сочетании серебра с контрастирующим с ним глубоким черным цветом черневого сплава.
    Ассортимент изделий современного предприятия широк и разнообразен, его основу составляют предметы сервировки стола и ювелирные украшения, всего свыше 700 наименований. Завораживающее изящество неповторимого рисунка в сочетании с магической трепетностью форм, помноженное на разнообразие используемых стилей: от утонченности декора и строгости пропорции классики, самобытной изысканности древнерусского искусства, стиля фольклора до порой вызывающей экстравагантности авангарда - в этом сегодня секрет постоянного успеха изделий великоустюгских черневых дел мастеров.
    Нынешнего покупателя привлекают не только лаконичность формы и изящество отделки. С давних пор хорошо известны дезинфицирующие, лечебные свойства серебра, положительно влияющего на иммунную систему человека. Ионы серебра, содержащиеся в воде, эффективно противодействуют распространению опасных вирусов. Серебряное кольцо является не только прекрасным украшением, но и успокаивающе действует на организм, регулирует общий тонус и кровяное давление. Предлагаемые предприятием "Северная чернь" произведения ювелирного искусства олицетворяют вечную связь духовного восприятия прекрасного человеком и целительных сил природы.

ЗАО "Северная Чернь"
162390, Россия, Вологодская обл., г. Великий Устюг, ул. А. Угловского, 1
Тел.: (81738) 2-27-07 – ген. директор
2-14-56 – зам. директора, 2-14-74 – отдел сбыта
Факс: (81738) 2-43-66
E-mail: chern@vologda.ru, WWW: www.vologda.ru/~chern
Представительство в Москве, тел.: (095) 963-42-11; 964-41-19

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение