Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

ОМК - Объединенная металлургическая компания Первая линия Евразия, 2015 год Экономика Инвестиции и финансы Горное дело Черная металлургия Нефть-газ=трубы Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Машиностроение и металлообработка Наука и технологии Искусство и ремесла История
№1' 2001 версия для печати

"НОВАЯ ЭКОНОМИКА" И ЕЕ ЛИДЕР



Виктор Марцинкевич
Заведующий сектором экономики США, ИМЭМО РАН, доктор экономических наук

    Преобладание США в современном мире по экономической и научно-технической мощи, военно-политическому весу, всепроникающему присутствию в различных регионах мира является общепризнанным. Меньшее внимание привлекает то, что эта страна идет впереди в стремительно развивающихся процессах глубоких социально-экономических преобразований современного хозяйства. Последний год ХХ столетия оказался переломным в том смысле, что начали поступать потоком объективные свидетельства необратимости происходящих радикальных перемен в движении современного инновационного воспроизводственного процесса. В начале 2000 года американская экономика установила исторически абсолютный рекорд продолжительности циклического подъема (более 9 лет непрерывного повышения). До конца первого полугодия решающие социально-экономические показатели не только не снизились существенно, но по ряду важных позиций оказались даже выше предыдущих. Большое количество различных индикаторов качества жизни преодолели исторические рекордные отметки. На этой основе в американском экономическом цикле приобрели определенность тенденции, позволяющие говорить о появлении нового типа экономического роста, который уже получил общепринятое название – "новая экономика".

    Практика обгоняет теорию
    К признакам нового типа экономического роста следует отнести прежде всего отсутствие симптомов перегрева экономики, обычных для ситуации энергичного подъема. Рост ВВП в США в 1999 году составил 4,2 %, а в первом полугодии 2000 года – свыше 5 %. Это произошло несмотря на то, что Федеральный резервный банк США в течение данного отрезка времени провел шесть дозированных повышений нормы ссудного процента, в отличие от прошлого годичного периода, когда она была столь же ступенчато снижена на величину до одного процентного пункта. Одновременно с этим уровень безработицы в отдельные месяцы опускался ниже 4 %. Благоприятная для наемных работников ситуация на рынке труда привела к дефициту по самому широкому кругу специальностей, в том числе среди небелого населения и лиц низкой квалификации, который сочетается с общедоступностью электронной информации об имеющихся вакансиях и зарплате на всей территории страны. За 90-е годы число лиц, живущих на государственное вспомоществование, сократилось более чем вдвое.
    Вместе с тем, несмотря на сочетание резкого повышения цен на нефть, быстрого экономического роста и напряженного рынка труда, инфляция в стране была незначительной. Индекс потребительских цен, рассчитываемый без учета нестабильных компонентов, в 1999 году вырос на 1,9 % (2,3 % за 7 предыдущих лет). В стране не наблюдалось снижения прибыльности, уровень которой, по оценкам, в США в два раза выше, чем в странах Европы. Соответственно продолжился инвестиционный бум. Прирост "реальных инвестиций" составил 11 %, причем затраты на компьютерную технику и сопутствующее оборудование увеличились на 39 %, на информационную технику – на 18 %. По американским оценкам, вложения непосредственно в отрасли информационной технологии составили 12 % инвестиций, а прямо с ней связанные – не менее половины капитальных затрат.

Сравнения динамики основных показателей в период активного подъема экономики США (среднегодовой темп,  %)

    Об особом характере текущего подъема свидетельствуют сравнения динамики некоторых показателей заключительных лет двух наиболее активных подъемов недавнего прошлого и данных за 1998 – 1999 годы (см. таблицу.)
    Таким образом, американская экономика в течение последнего десятилетия продемонстрировала серьезное расхождение между реальными показателями ее развития и тем, что следовало бы ожидать, как по учебникам, так и по прошлому опыту. Такого рода "отступления от теории" наблюдались с 1973 по 1983 годы, в период так называемой стагфляции, когда в условиях низких темпов производства средняя норма безработицы 7,2 % непредсказуемо сочеталась со среднегодовой инфляцией в 8,4 %. В 90-х годах мы сталкиваемся хотя и со столь же неожиданным, но прямо противоположным, позитивным по своему характеру, соотношением этих важнейших индикаторов экономической ситуации. К тому же это происходит в условиях, когда по необычно высоким темпам роста своего ВВП США больше подходит не к категории крупнейших держав мира, а к молодым и быстроразвивающимся странам.
     В ряду непосредственных причин этих явлений стоит окончание во второй половине 90-х годов довольно продолжительного перерыва, после которого динамика производительности впервые продемонстрировала свою зависимость от научно-технических и организационно - управленческих преобразований в экономике страны. С 1973 по 1995 год среднегодовые темпы ее роста (несельскохозяйственный частный сектор, часовая выработка) были равны 1,4 % (ниже векового тренда 2 %). Однако с тех пор они выросли до 2,9 % в среднем за год, причем в четвертом квартале 1999 года они перевалили за 6,5 %. Тем самым отпали основания считать, как это недавно было принято, что значения производительности находятся в рамках нормальных циклических отклонений. Получает объяснения и "парадокс компьютеризации", который состоял в том, что она, проявляясь во всех сферах жизни, до последнего времени не отражалась в статистике производительности труда.
    В числе причин роста производительности обычно подчеркивается научно-технический аспект – так называемая "инновационная синергетика", самым мощным и во многом уникальным мировым генератором которой являются США: транзистор, микропроцессор, компьютер, лазерные устройства, фибероптика, биотехнологии, материаловедение, развитие разнообразных средств автоматизации и т. д. Как бы синтезом этих научно-технических прорывов является всеохватывающая революция в информационной технологии. При этом развитие глобальной сети прямых связей через Интернет представляет собой далеко не единственное проявление технических основ так называемой "числовой экономики". Во втором выпуске посвященного ее развитию ежегодного аналитического обзора Бюро экономического анализа Министерства торговли США отмечается, что "к настоящему моменту мы понимаем и можем измерить только некоторые элементы числовой экономики. И в то время как мы пытаемся сделать это, многие из них изменяются, появляются новые, а контуры целого быстро оформляются".
    Распространенное представление о том, что "научно-технический прогресс" управляет экономическим развитием, которое раньше было распространено в догматическом марксизме, а сейчас имеет столь же широкое хождение в западной аналитической литературе, представляет собой, как убеждает практика США, вовсе не безобидное упрощение движущих сил реального инновационного процесса как всеобъемлющего социально-экономического феномена современности. Американский опыт ежедневно подтверждает, что научно-техническое развитие само регулируется фактором совсем другой природы, а именно – последовательной сменой конечных и производственных потребностей. Это происходит и в каждой фирме, где прибыльность определяется удачно выбранной структурой продуктовых циклов, и на народнохозяйственном уровне, где периодически с интервалом 15 – 20 лет прослеживаются волны массового насыщения старых и столь же широкого распространения новых потребностей. Именно в пик такой волны смены потребностей вступает ныне экономика Соединенных Штатов.
    Весомая доля конкретных причин роста производительности заключена в опоре на новые, динамичные структурно-финансовые, организационно-управленческие, технико-технологические и информационные системы. Они регулируют фирменные цены и оборотные средства, повышают коэффициент использования основных фондов, ведут поиск выгодных маркетинговых решений, выбор приоритетов исследований и разработок, координируют их с освоением и реализацией новой продукции и услуг. Информационные технологии широко и универсально вторгаются в самые разнообразные трудовые, технологические и социальные процессы, в корне преобразуя производственный процесс в большинстве отраслей хозяйства и сфер деятельности. Несомненный вклад в общий показатель внес бурный рост производительности внутри самой отрасли, производящей информационное оборудование.
    Огромные резервы роста производительности содержит в себе развитие глобальной сети межфирменной и розничной торговли, а также и всего спектра финансовых операций через Интернет. В 1998 году общий объем сетевых межфирменных сделок составил 43 млрд. долл., в 1999 – 109 млрд., а по прогнозу на 2003 год он увеличится еще в 10 раз. Этот без преувеличения эпохальный сдвиг несет огромный потенциал снижения трансакционных, коммуникационных и транспортных издержек. Далеко идущие и в настоящее время точно не предсказуемые изменения во всем спектре рыночных отношений вытекают также из наметившегося приближения непрозрачного, связанного пространственными и временными ограничениями реального рынка к его идеально-теоретической модели, которая, как известно, предполагает и немедленную общедоступность коммерческой информации.
    Непрерывно накапливающиеся данные позволяют заключить, что с 2000 года развертывается быстронарастающая мощная волна упорядоченного освоения виртуального рынка отраслевыми и межотраслевыми организациями крупнейших фирм. В ноябре 1999 года компания "Форд Моторс" обнародовала план создания огромного интернет-аукциона для всей своей снабженческой номенклатуры от канцтоваров до готовых узлов. Планировалось, что в результате коренной трансформации всей системы ведения бизнеса в течение ближайших 3 – 5 лет фирма получит экономию в размере до 8 млрд. долл. от снижения цен и повышения производительности. Однако уже в начале 2000 года поступили сообщения о соглашении, достигнутом между Фордом и другими членами большой тройки - "Дженерал Моторс" и "Даймлер-Крайслер" по организации в Интернете в трехмесячный срок совместной снабженческой фирмы с предполагаемым оборотом более 240 млрд. долл. в год.
    Аналогичные планы разрабатываются и в других отраслях экономики США. В марте 2000 года более 50 крупнейших корпораций производителей потребительских товаров ("Проктер энд Гембл", "Нестле", "Хайнц", "Крафт фудс" и др.) объявили о создании глобального межотраслевого интернет-рынка. Создаваемая сеть открыта также для транспортных фирм и смежных специализированных предприятий. Одновременно об аналогичной акции объявила Национальная ассоциация автодилеров, объединяющая 20 тыс. предпринимателей. Эта акция, которая представляет собой коренной поворот в традиционной непрозрачной практике продажи автомобилей в стране, была предпринята под давлением стремительно растущей конкуренции со стороны виртуальной торговли фирм производителей и независимых агентов. Такое преобразование рынка на принципиально новых основах помимо самостоятельного значения представляет собой также одно из многих проявлений набирающего силу процесса встраивания предприятий традиционных отраслей в структуру "новой экономики".

    Сильное государство по-американски
    Анализ американского опыта свидетельствует о том, что все ретроспективные и современные достижения США были обеспечены особыми качествами американской системы политических институтов, которая последовательно совершенствует и активизирует все внутренние механизмы и источники развития, а также целенаправленно и агрессивно расширяет сферу интересов США в различных регионах мира. Секрет успеха деятельности государственной сферы, авторитет и полномочия которой в решении коренных проблем страны непререкаемы, состоит в том, что она активно поддерживает сбалансированную многоукладную структуру общественного саморазвития этой страны, в которой свободно действуют мощные воспроизводственные механизмы. Вряд ли можно представить себе иное сочетание главных факторов успеха для страны с любой национальной спецификой.
    Практика США дает многочисленные подтверждения того, что и в зрелой экономике при всем значении рыночных сил координирующим центром социально-экономических процессов все же является деятельность государственной сферы. Это относится и к важнейшему на сегодняшний день источнику воспроизводственных изменений – социальному потенциалу бездефицитного инновационного роста, конкретные параметры которого определяет бюджет. При всем ее значении в бюджетной сфере не происходит особых "революционных" изменений. Важнейшей задачей продолжает оставаться соблюдение "финансовой дисциплины", в условиях которой на федеральном уровне уже третий год поддерживается значительный профицит. Прошлая администрация отказывалась от предложений конгресса о широкомасштабном снижении налогов. Вместе с тем проводились умеренные целевые сокращения и вводились налоговые льготы в точках, обеспечивающих наибольшую экономическую и социальную эффективность. Бюджетная политика страны покоится на примате выплаты огромного национального долга (это считается возможным сделать до 2012 года). При этом оставшуюся часть положительного сальдо предлагается направить на создание фонда общего социального и укрепление медицинского страхования. По расчетам, это обеспечит бесперебойное финансирование почти на полвека вперед так называемого "бума пенсионеров", который стартует уже в начале второго десятилетия.
    Следует подчеркнуть, что в успешном развитии текущего цикла незаменимую роль сыграло интенсивное использование всего спектра средств государственного антициклического, антиинфляционного и антимонопольного регулирования. Примером гибкости американского антимонопольного регулирования могут служить, с одной стороны, меры по пресечению монопольной практики компании "Майкрософт", а с другой – выведение из сферы запретов партнерских соглашений крупнейших корпораций в части, касающейся взаимных обменов результатами собственных исследований и разработок. На эту, немыслимую по традиционным меркам, практику американские и транснациональные корпорации должны идти, поскольку ни одна из них в отдельности не может охватить весь инновационный спектр, а риск остаться в стороне от коммерчески перспективного направления означает нанесение фирме неприемлемого ущерба.
    Специфику современной роли государства хорошо отражает весьма успешный опыт программы так называемой реинновации государственного аппарата США (с 1993 г. по настоящее время). Она исходит из принципов распространения на аппарат и мероприятия государства критериев социально-экономической ответственности, основанных на соизмерении затрат на государственные учреждения с результатами их работы. Эта программа дает беспрецедентные в истории страны положительные результаты. Так, произошла стабилизация доли федеральных расходов в ВВП (на уровне 22 %), проведена рационализация административных процедур, вследствие чего гражданская занятость в федеральном правительстве уменьшилась по 1997 год на 300 тыс. человек (до 2,7 млн.). Если в 1970 году на 10 тыс. населения приходился 101 служащий федерального правительства США, то к 1997 году – 76. В рамках реинновации было принято более 30 законов общего характера и по отдельным ведомствам, включая контрактную систему госзакупок и таможенную службу, министерства обороны, сельского хозяйства и многие другие.
    В результате сплошной проверки федеральных ведомств было приостановлено действие сотен неэффективных программ и проектов, упразднены многие тысячи страниц подзаконных административных регулирующих документов. Под давлением массовых жалоб населения на нарушение прав граждан была реорганизована налоговая служба. В ответ на крутой рост издержек избирательных процедур правительство поручило федеральному ведомству связи обеспечить предоставление бесплатного или льготного телевизионного времени для кандидатов, добровольно укладывающихся в лимиты избирательных издержек. В процессе реинновации происходит энергичное освобождение государства от несвойственных ему функций. Согласно закону о финансовом менеджменте 1994 года начался перевод хозяйственной деятельности правительственных органов с самообслуживания на контрактную основу с частным сектором, резко сократилась бесконтрольность расходования средств. Эти меры сознательно ограничивают круг административной деятельности государственных учреждений и заимствуют практику менеджмента в частном секторе.

    "Финансовый пузырь" – источник нестабильности
    Наряду с отмеченными поступательными тенденциями в хозяйстве США имеются серьезные источники экономической нестабильности. К их числу относится чрезмерный рост курсов акций американских корпораций и, соответственно, все потенциальные опасности, связанные с развитием так называемого "финансового пузыря", на который в значительной степени опираются многие составляющие сверхблагоприятной экономической ситуации в стране. Курс акций Доу-Джонса, в котором наиболее равномерно представлены фирмы различных отраслей, в январе 2000 года вырос до пиковой величины 11722. Индекс NASDAQ, где преобладают акции корпораций высокой технологии, вырос почти в 2 раза от уровня 1998 года и с четвертого квартала 1999 года последовательно преодолел трех-, четырех- и пятитысячные рубежи. При этом соотношение между курсовой стоимостью и размером прибылей для 30 ведущих фирм сектора виртуальных технологий составило 1000/1 (например, у крупной компании Интернета – Яху – 1600/1), в то время как у старейшины биржевого рынка – корпорации Д.П.Морган оно составляет 11/1. По мнению биржевых специалистов, реальный отсчет стоимости 20 крупнейших компаний Интернета должен начаться с примерно 50 % курсовой стоимости их акций. Эта оценка подтвердилась в конце 2000 года, когда в результате обвального падения курсов акций индекс компаний высокой технологии упал наполовину, причем общие потери держателей акций составили 2,7 трлн. долл., а темп роста ВВП в третьем квартале упал до 2,4 %.
    Такого же рода опасность заключена и в хроническом дефиците платежного баланса страны, величина которого достигла в 1999 году 339 млрд. долл., или 3,7 % ВВП, и продолжает расти. Прямые иностранные капиталовложения в процветающую экономику США достигли рекордного уровня – 277,5 млрд. долл. (по сравнению с 189 млрд. в 1998 году). Эти дисбалансы не представляют большой опасности до тех пор, пока сохраняется комбинация устойчивого роста, низких уровней безработицы и инфляции, но они создают прямую угрозу акселерации потрясений при ухудшении экономического положения страны.
    Таким образом, в американской экономике имеются и объективные элементы неустойчивости, и такие же мощные стабилизирующие контрфакторы. Вопрос о том, какие из них возьмут верх, и сможет ли государственная политика не допустить инфляции и спада, в краткосрочном плане на сегодня остается открытым. Однако в долгосрочном плане все споры о том, каким окажется завершение текущего экономического цикла, ожидает ли американскую экономику "жесткая" или "мягкая посадка", имеют все же тактическое, конъюнктурное значение. В жизни, реальной экономике органически необходимы сильнодействующие коррекции различного рода структурных напряжений. Они естественно сопряжены с замедлениями, приостановками или снижениями объемных показателей роста. В то же время вековой опыт показывает, что ни конъюнктурные, ни циклические колебания никогда не могли изменить основных, долговременных тенденций развития. Совокупность уже определившихся новых явлений в воспроизводстве, а еще более – огромный потенциал дальнейших изменений позволяют весьма достоверно полагать, что при всех неизбежных конъюнктурных и циклических колебаниях, в полосу которых экономика США вступила в конце 2000 года, страна никогда уже не вернется к прежней, "доинформационной" конфигурации развития.
    Главной характеристикой социально-экономического состояния США сейчас является быстрота глубоких изменений и обновления характера проблем американской экономики и общества. Поэтому, чтобы судить о потенциале успешного развития страны хотя бы на первые два десятилетия нового века, нужно поставить вопрос, подготовлена ли страна к грядущим радикальным изменениям структуры массовых воспроизводственных потребностей. Для иллюстрации существа проблемы можно обратиться к периоду 70-х – начала 80-х годов, который обычно воспринимался прежде всего как совокупность глобальных кризисов системы. По существу же за фасадом этих явлений тогда произошла так называемая реиндустриализация – глубокая перестройка производственной базы, в частности ее энергетической и экологической составляющих, а также совершились поисковые научно-технические работы компьютерно-информационной революции. Результаты этих "подготовительных" усилий страна продолжает пожинать на десятилетия позже в виде новых качественных аспектов подъема 90-х годов и ревитализации позиций ее мирового лидерства, которые еще в конце 80-х годов многим казались безвозвратно утерянными.
    Вопрос о среднесрочной перспективе развития США в заостренной постановке, следовательно, стоит о том, имеются ли в современных процессах функционально аналогичные, но специфические компоненты, которые исподволь готовят страну к новой системе требований первых полутора-двух десятилетий начинающегося века. Стержень этих требований состоит в том, что в условиях информационного научно-технического перелома окончательно сформировалась полная зависимость экономического роста и общественного развития от качества населения страны и в первую очередь – от эффективности сферы образования и воспитания. По практическим шагам правящих кругов США видно, что они осознают, что именно в этой сфере лежит ключ к необратимому решению ряда острейших проблем неравенства в американском обществе как единственного средства избежать в ближайшей перспективе экономического тупика и фатальных социальных последствий отставания в развитии человеческого потенциала. По оценкам, 20 % американских семей внизу социальной лестницы получают менее 4 % национального дохода, в то время как верхние 20 % – почти половину. До сих пор 44 млн. американцев не имеют медицинской страховки. Из-за наплыва дешевых импортных товаров ликвидированы тысячи рабочих мест в сталелитейной, текстильной и других отраслях. На очередь стала проблема "дигитального неравенства" – разрыва в доступе к информационным технологиям в разрезе доходов, уровня образования, расы, в региональном аспекте.
    В этой связи становится понятным то бесспорно доминирующее место, которое постепенно заняли в системе американских государственных и общественных приоритетов мероприятия по развитию всех компонентов человеческого потенциала, прежде всего беспрецедентное внимание и поддержка на всех уровнях решения проблем системы образования в течение всей жизни и семейного воспитания детей с самого раннего возраста. Представляется, что именно эти мероприятия закладывают в США наиболее ценные стратегические предпосылки для успешного решения труднейших социально- экономических проблем первых десятилетий ХХI века.
     Современность вносит новые черты и во внешнеэкономическую политику США. Не вдаваясь в детали традиционно жесткого утверждения их национальных (или имперских) интересов во всех экономически значимых регионах мира, отметим только две важные особенности современной ситуации. Во-первых, американская экономика, опираясь на свое научное превосходство, закрепилась на обслуживании прорывных, определяющих мировую перспективу развития стадий научно-технического цикла. Поэтому широкомасштабное перенесение самых высокотехнологичных массовых производств в различные регионы мира не представляет серьезной угрозы для позиций США. Во-вторых, резко возросла зависимость устойчивого динамичного развития США от состояния экономики других стран. Опыт 1998 года показал, что если финансовый кризис не распространился на США, он не может считаться мировым. В то же время стало очевидным, что экономические потрясения в регионах создают непосредственную угрозу развития кризиса в США. Эта взаимозависимость создает объективную базу заинтересованности США в укреплении стабильности и порядка и недопущении чрезмерной неравномерности в мировом развитии.

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение