Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

ОМК - Объединенная металлургическая компания Первая линия Евразия, 2015 год Экономика Инвестиции и финансы Горное дело Черная металлургия Нефть-газ=трубы Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Машиностроение и металлообработка Наука и технологии Искусство и ремесла История
№1' 2001 версия для печати
Статья:   
1
2

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНДУСТРИИ



Александр Дондуков
Министр промышленности, науки и технологий РФ, доктор технических наук

Александр Дондуков    Становление экономики России невозможно без развития ее реального сектора, ведущее место в котором по-прежнему занимает оборонно-промышленный комплекс. Так сложилось исторически, что основной потенциал прорывных технологий в значительной степени сосредоточен в научных центрах и на предприятиях ОПК. Высокотехнологичный многопрофильный научно-производственный комплекс решает следующие задачи:
    – определяет и обеспечивает научно-технический прогресс, в том числе в смежных отраслях промышленности;
    – является индустриальной основой обеспечения обороны и безопасности нашего государства, оснащения Вооруженных Сил современными видами оружия и военной техники;
    – способствует импортозамещению и обновлению на новой технологической основе таких отраслей экономики, как металлургия, машиностроение, транспорт, связь, ТЭК, АПК, здравоохранение и др.;
    – расширяет экспортные возможности России – в экспорте машин и оборудования нашей страны доля комплекса в 1999 году составила почти 35 %;
    – удовлетворяет запросы населения в потребительских товарах.
    Сегодня оборонно-промышленный комплекс включает около 1700 предприятий и организаций, расположенных на территориях 72 субъектов Российской Федерации. Улучшение ситуации в этих отраслях напрямую связано с поддержанием социально-экономической и политической стабильности во многих регионах страны.
    Потенциальные возможности комплекса, обладающего самыми передовыми технологиями и элитными кадрами, очень велики. Впервые за годы реформ в 1999–2000 годах удалось достичь положительной динамики развития ОПК. В частности, рост общих объемов производства за 9 месяцев 2000 года составил против соответствующего периода 1999 года более 32 %. Это самый высокий показатель в промышленности, и главное – это конкретная номенклатура продукции, пользующаяся платежеспособным спросом.
    Нельзя не учитывать, что почти половина выпускаемой комплексом продукции имеет гражданское назначение, ее основная часть поставляется на внутренний рынок. Это не только традиционная, так сказать эксклюзивная, продукция оборонщиков – авиационная и космическая техника, гражданские суда, электронная техника, средства связи, изделия оптического приборостроения, без чего невозможно решение транспортных и коммуникационных задач в стране. Это еще и около 90 % наукоемкой медицинской техники и оборудования (аппараты и приборы для лазерной хирургии, СВЧ-терапии, многофункционального мониторинга), широкая гамма импортозамещающего оборудования для ТЭК, технологическое оборудование для АПК, легкой промышленности, торговли и общепита, сложная бытовая техника.
    Основной стратегической задачей ОПК становится закрепление наметившихся положительных тенденций и создание условий для обеспечения устойчивого развития в длительной перспективе. Только на этом пути могут быть обеспечены обороноспособность и экономическая независимость страны, упрочение ее позиций в мире.
    Несмотря на отмеченные положительные тенденции, комплекс переживает не лучшие времена. Структура и состав ОПК, созданного когда-то под другие задачи и потребности, далеки от оптимальных. Производственные мощности используются в среднем на 20 %. Фонды стареют, что сдерживает решение проблемы роста конкурентоспособности продукции. Зарплата работников, занятых на оборонных предприятиях, почти на 30 % ниже, чем в среднем в промышленности, что не обеспечивает закрепление высококвалифицированных кадров, не позволяет привлечь перспективную молодежь.
    Одной из важнейших особенностей комплекса является то, что он преимущественно работает на государственные нужды – оборонный заказ, федеральные целевые программы. Это – сфера, где необходимы и непосредственное воздействие государства, и его соответствующая поддержка. Государство ставит перед комплексом задачи и должно обеспечить востребованность того, что сделано предприятиями и организациями ОПК для их реализации, выполнять принятые на себя финансовые обязательства.
    Как известно, финансирование гособоронзаказа существенно улучшилось. Правительством Российской Федерации реализуются мероприятия по погашению долгов государства за выполненный заказ прошлых лет. Однако уровень задолженности по-прежнему велик, что негативным образом влияет на финансово-экономическое положение предприятий и организаций комплекса.
    Изменение военно-политических и экономических условий поставило вопрос о том, как дальше развивать производство вооружения и военной техники. В настоящее время разработан ряд документов, цель которых – адекватно отреагировать на происходящие изменения во внешне- и внутриполитической обстановке и найти оптимальные пути развития отраслей ОПК, увязав их с экономическими возможностями страны. В частности, подготовлена новая концепция развития вооружения, военной и специальной техники на период до 2015 года. Параллельно отрабатывается новая государственная программа вооружения, стержневая идея которой – обновление его номенклатуры.
    В соответствии с этими документами в Минпромнауки России совместно с заинтересованными ведомствами ведется подготовка проекта новой программы реформирования ОПК до 2010 года. Это должно стать одним из важных направлений государственной промышленной политики, следуя принципам которой, становится возможным сохранить в условиях коренных экономических реформ необходимый оборонно-промышленный потенциал и путем углубления военно-гражданской интеграции создать высокотехнологичную промышленную базу – основу будущего могущества России.
    Принципиальным здесь является следующее. Необходимо совместить по времени процессы концентрации военного производства и перепрофилирования высвобождаемых дееспособных производственных мощностей. Основные средства должны быть направлены на обновление существующего производственного аппарата ОПК, создание продукции, конкурентоспособной на внешнем и внутреннем рынках. Наряду с этим должна быть сформирована корпоративная структура комплекса. Создание крупных, устойчивых, диверсифицированных компаний и корпораций, привлекательных для инвесторов, – важнейшее условие не только для выживания "оборонки", но и выхода ее высокотехнологичной продукции на внешние рынки. По этому пути, как известно, идут все передовые зарубежные страны.
    Нельзя забывать и о тех, кто много лет проработал на предприятиях и в организациях ОПК, а теперь вынужден менять профессию и место работы. В переходный период этим людям следует обеспечить адресную государственную поддержку.
    Наступивший год необходимо использовать для активизации практических действий в указанном направлении. Должна быть сформирована нормативно-правовая база структурных преобразований, стимулирующая деловую активность предприятий, обеспечивающая эффективное использование государственных средств. Основная роль в реализации проектов реформирования отводится самим предприятиям, конечно же, при помощи государства.
    Оборонная промышленность, прежде всего ее научная сфера, работает на завтрашний день. Три четверти разработок – военные НИОКР. Принципиальной особенностью научных организаций оборонной промышленности является двойное применение полученных результатов. Развертывание работ по технологическому перевооружению производства с использованием технологий двойного назначения позволит решить проблему обновления существующей производственной базы не только ОПК, но и других отраслей экономики, в первую очередь базовых. Средства, вложенные в задельные НИОКР, в конверсионные проекты, являются, пожалуй, единственно возможным инструментом модернизации производства в существующих условиях. И чем раньше будут вложены деньги в такого рода заделы, тем быстрее получит отдачу вся экономика страны. Необходимо максимально использовать все источники – бюджетные и внебюджетные, в том числе финансовые ресурсы регионов, капиталы частных инвесторов. Важно создать эффективные механизмы, позволяющие маневрировать имеющимися ресурсами и концентрировать их на приоритетных проектах и разработках.
    В федеральном бюджете на 2001 год предусмотрены ассигнования на реализацию целевых программ в оборонной промышленности, в рамках которых разрабатывается и осваивается конкурентоспособная наукоемкая продукция гражданского назначения. Теперь необходимо строго исполнять намеченное. При этом важно не только обеспечить централизованные вложения, не менее серьезная задача – создать условия, при которых разработки могли бы эффективно внедряться, давая ощутимые результаты. В коммерческий оборот должна войти и интеллектуальная собственность, без чего цепочка "идея – разработка – технология – конкурентоспособная продукция" вряд ли станет достаточно эффективной.
    Нельзя не отметить, что одним из мощных факторов роста производства является развитие экспортного потенциала предприятий и организаций комплекса. Сейчас в этих целях производится около половины продукции ОПК. Предприятия-экспортеры нуждаются в политической и экономической поддержке государства. Целый ряд шагов в этом направлении, как известно, уже сделан. Тем не менее необходимы дальнейшие тщательно скоординированные усилия на всех уровнях управления.

Статья:   
1
2
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение