Геннадий Темненков
Корр. ИТАР-ТАСС специально для журнала «Металлы Евразии»
С весны в ФРГ начал действовать один из крупнейших в Европе сталелитейных концернов, который возник в результате слияния металлургических гигантов «Крупп-Хеш» и «Тиссен». На его заводах будут трудиться 18 тыс. рабочих и служащих, а годовое производство стали должно составить 15 млн. т. По своему размаху и мощи новый исполин вплотную приблизится к британскому конкуренту «Бритиш стил» и французскому «Юзинор Сасилор» (Н).
14 млрд. дойчмарок на кону
«Свадьбу» двух гигантов назвать полюбовной никак нельзя. Речь идет о браке по расчету. И началась вся эта история с громкого скандала. В середине марта в немецких газетах появилось сообщение, что «Крупп-Хеш» намерен скупить контрольный пакет акций «Тиссена» по цене в 435 марок за акцию, что на 25 % выше их биржевого курса. Этот шаг руководство «Крупп-Хеш» объяснило необходимостью «оптимизировать производство в условиях обострения конкурентной борьбы на международных рынках» и тем, что ассортименты продукции обоих концернов «дополняют друг друга на 70 %».
Известие о покупке «Тиссена», наверное, не вызвало бы особого шума, если бы не одно немаловажное обстоятельство: «Крупп-Хеш» намного меньше своего конкурента и в отличие от него никак не может выйти из многолетней полосы неудач и постоянного сокращения прибылей. Например, на сталелитейных заводах «Крупп-Хеш» трудятся сейчас 10 тыс. человек, а у «Тиссена» 15 тыс. Годовое производство стали у «Круппа» равняется 7,5 млн. т, а у «Тиссена» 10,4 млн. т. Капиталооборот первого концерна оценивается в 27,1 млрд. марок, а второго в 40,5 млрд. Если «Тиссен» заработал на стали в 1996 году 384 млн. марок, то «Крупп-Хеш» понес убытки на 56 млн. марок.
И тем не менее, «окунь» чуть было не проглотил «щуку». А помогли ему немецкие банки, возмущенно отвергающие любые упреки в экономическом произволе. Консорциум крупнейших частных финансовых институтов ФРГ во главе с «Дойче банк» и «Дрезднер банк» предоставил концерну «Крупп-Хеш» целевой кредит почти в 14 млрд. марок на скупку акций «Тиссена» по завышенным ценам. Главным финансовым советником «Крупп-Хеш» в операции выступал американский банк «Голдмэн сакс». Последнее обстоятельство примечательно потому, что попытка так называемого «недружественного овладения» конкурентом путем тотальной скупки его акций на бирже была предпринята в истории Германии впервые, а в роли ее координатора выступил американский инвестиционный банк, где такая практика широко распространена.
На бойком месте
Сорвалась эта биржевая диверсия буквально в последний момент из-за случайной утечки информации. Известие о сговоре банков и «Крупп-Хеш» вызвало бурю возмущения. Советы трудовых коллективов обоих концернов и отраслевой профсоюз металлистов совершенно оправданно заявили, что «Крупп-Хеш» собирается выбраться из кризиса, «распотрошив» более современное и рентабельное производство «Тиссена» и уволив тысячи рабочих.
С этой оценкой согласились и многие газеты. А орган деловых кругов ФРГ «Хандельсблат» напомнил о сложном и удачном процессе перестройки и оптимизации производства, который пережил в последние годы «Тиссен», прежде чем он стал ведущим сталелитейным концерном Германии.
Основана фирма была в 1891 году известным немецким промышленником Аугустом Тиссеном. В годы нацизма концерн «Тиссен» был одним из столпов милитаризированной экономики.
Как самостоятельное предприятие «Тиссен АГ» был воссоздан в 1953 году и в 50-х и 60-х годах начал стремительно развиваться, несмотря на понесенные в результате разрушений в годы войны и послевоенных репараций убытки. Главный упор руководство фирмы сделало на производстве полосовой стали, рассчитывая на грядущий автомобильный бум, и не ошиблось: автомобилестроительные концерны принадлежат сегодня к числу главных клиентов «Тиссена». При этом последовательно проводились две параллельные стратегические линии. С одной стороны, «Тиссен» сливался с конкурентами или поглощал их. А с другой - продолжал специализироваться и делить сферы влияния. Так в 1969 году произошло «разделение труда» между «Тиссен АГ» и «Маннесманн АГ»: первый взял себе производство катаной стали, а второй стальных труб.
«Недружественное овладение»
Концерн «Крупп», основанный в 1811 году фабрикантом Фридрихом Круппом, свою нынешнюю форму приобрел в начале 1992 года после подчинения себе акционерного общества «Хеш АГ». Небезынтересен при этом следующий факт: в ходе слияния и сам «Крупп» был превращен в акционерное общество. Так как акции «Хеш АГ» к тому времени уже котировались на бирже, ее акционеры после слияния автоматически стали пайщиками «Круппа». В результате впервые за всю 180-летнюю историю концерна «Крупп» его акции тоже появились на бирже.
Трудности со сбытом продукции и большие убытки, с которыми вынужден в последние годы мириться «Крупп-Хеш», специалисты объясняют тем, что до сих пор почти половину оборота концерн получает за счет производства стали профилей широкого применения, а не за счет перспективной полосовой стали, как это делает «Тиссен».
Ради полноты картины надо отметить, что «Тиссен» и «Крупп-Хеш» уже имеют ряд совместных предприятий. Например, в производстве высококачественной стали они успешно сотрудничают в рамках «Крупп-Тиссен Нироста ГмбХ», где руководящую роль играет «Крупп». Зато в том, что касается белой жести, «Крупп-Хеш» переподчинил свои производственные мощности дочернему предприятию «Тиссена» фирме «Рассельштайн АГ». Да и саму попытку «недружественного овладения» «Тиссеном» руководство «Крупп-Хеш», когда разгорелся скандал, попыталось оправдать стремлением к «взаимовыгодному» полному слиянию с ним и упрямым нежеланием «партнера» пойти на этот «отвечающий общим интересам» шаг.
Как бы там ни было, но первые же сообщения газет о сговоре банков с «Крупп-Хеш» и предстоящем захвате «Тиссена» имели эффект разорвавшейся бомбы. В Рурской области, где расположены основные заводы концернов, прошли демонстрации и многодневные забастовки, в которых приняли участие десятки тысяч трудящихся. Причем в ряды участников стачек плечом к плечу с простыми сталеварами и вальцовщиками встали работники административно-управленческого аппарата.
Полюбовная сделка
Своего апогея протесты достигли, когда более 30 тыс. возмущенных металлургов блокировали штаб-квартиру «Дойче банк» во Франкфурте-на-Майне и провели у подножия стеклянного небоскреба бурный митинг. Требования рабочих и служащих самым решительным образом поддержало также правительство земли Северный Рейн-Вестфалия, где у власти находятся социал-демократы и «зеленые».
Вынуждено уступив мощному давлению общественности, руководство «Крупп-Хеш» в конце концов отказалось от планов «недружественного овладения» «Тиссеном» и согласилось на «мирное» объединение. В результате достигнутой после нескольких дней переговоров договоренности 60 % акций нового сталелитейного общества будут принадлежать «Тиссену», а 40 % «Круппу». Концерны согласовали также стратегию рационализации производства и закрытия ряда нерентабельных подразделений. В результате должно быть сокращено 8 тыс. рабочих мест. Хотя эту задачу обещают решить без увольнений трудящихся, в частности, за счет отправки пожилых работников на досрочную пенсию.
Спор таким образом удалось решить полюбовно. Однако наблюдатели в самой ФРГ считают, что он может иметь самые далеко идущие последствия для Германии. Ведь, во-первых, участие в биржевой диверсии против «Тиссена» американского банка «Голдмэн сакс» было воспринято многими аналитиками как начало серьезного вмешательства заокеанских инвестиционных институтов в германскую экономику. А во-вторых, эта история доказала, что «недружественное овладение» конкурентами вполне возможно и в до сих пор не знавшей этого явления Федеративной Республике.
|