Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Письмо в редакцию Черная металлургия Цветная металлургия Рынки металлов Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Вторичное сырье Экология Проекты и предложения  Центральный научно-исследовательский институт конструкционных материалов «Прометей»
Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение Искусства и ремесла
Первая линия
№3' 1997 версия для печати

МИНИСТЕРСТВА ПРИХОДЯТ И УХОДЯТ, А ОТРАСЛЬ ОСТАЕТСЯ



Анатолий Шевцов
Начальник департамента экономики металлургического комплекса Минэкономики РФ

Анатолий Шевцов    В соответствии с Указом Президента РФ от 17 мая 1997 года Министерство промышленности было расформировано, а функции управления металлургической отраслью переданы в Министерство экономики. До этого момента наш департамент занимался в основном экономическим анализом, прогнозами и стратегией развития металлургического комплекса страны. Сегодня в нашем ведении и отраслевое управление – горнорудной промышленностью, черной и цветной металлургией, и весь блок функциональных задач, а именно: экономика отрасли, приватизация, управление госсобственностью, экономический анализ, информационное обеспечение, внешнеэкономическая деятельность, товарные рынки, цены, сводно-аналитическая работа, инвестиции, инновационная деятельность, включая внедрение новой техники, технологии и развитие отраслевой науки.
    Соответственно новым задачам изменилась структура департамента. Созданы управления черной и цветной металлургии, образовано 13 отделов. Значительно расширен штат – с 38 до 88 человек. К нам пришли специалисты, ранее работавшие в Роскомметаллургии и в Минпроме. Это квалифицированные, опытные сотрудники, хорошо знающие ситуацию на предприятиях. Должен отметить, что в ходе формирования новой структуры департамента мы встретили полную поддержку со стороны руководства Минэкономики. Не было случая, чтобы какое-то предложение было отвергнуто, или же мы столкнулись с непониманием реальных проблем отрасли.
    Итак, департамент укомплектован. Думаю, сил у нас достаточно, чтобы в сегодняшнем управленческом поле успешно заниматься и экономическим анализом, и производственной проблематикой. Предстоит продолжить работу, начатую совместно с Комитетом по металлургии. Прежде всего, это касается крупных федеральных программ – технического перевооружения металлургии до 2000 года и реструктуризации металлургии до 2005 года.
    Особую тревогу вызывает состояние сырьевой базы. Недавно совместными усилиями была разработана программа «Руда», предусматривающая масштабную реконструкцию горнорудной промышленности. В ее создании принимали участие горнорудный отдел Комитета по металлургии (затем Минпрома) и сотрудники нашего департамента, а основную работу вел Санкт-Петербургский институт «Механобр». Сейчас ей придается ранг президентской программы. В ближайшее время проведем совещание представителей всех горнорудных предприятий России, чтобы конкретизировать задачи и сосредоточить силы.
    Для реализации программы «Руда» надо ежегодно вкладывать по 5 – 6 млрд. руб. Из бюджета никто таких денег, конечно, не даст. За счет государственных средств будет финансироваться только часть программы. Остальное должны составить средства самих предприятий, кредиты банков, вложения инвесторов. Нужно помочь предприятиям найти деньги – это, считаю, главная задача департамента. Остальное они сделают сами.
    Мы также хотим консолидировать средства для проведения НИОКР: несмотря на все финансовые трудности, поддерживать научную базу отрасли необходимо, без нее у горнодобывающих предприятий нет перспективы. А чтобы программа «Руда» не утонула в бумагах, будет централизованно осуществляться ее научно-техническое сопровождение. В этих целях уже созданы наблюдательный совет и исполнительная дирекция с участием представителей отрасли.
    Многое предстоит сделать и для развития металлургического комплекса. Есть круг проблем, общих для всех предприятий – ими в первую очередь и будем заниматься. Взять ту же проблему энергозатрат. Их доля в себестоимости российской металлопродукции значительно выше, чем у зарубежных производителей металла. И причина – не только в политике естественных монополий, но и в отсталой технологии, в недопустимо малом объеме современных производств с использованием процессов внепечной обработки стали, непрерывного литья и т.п. Вот и получается: для того, чтобы повысить ликвидность металлопродукции, надо снизить затраты, а для этого требуется заменить металлургические агрегаты на более экономичные. Дело опять упирается в отсутствие нужных средств. Будем помогать предприятиям находить дополнительные источники финансирования. В частности, в связи со снижением кредитных ставок появляется возможность привлечения банковских кредитов. Так, ставка Центрального банка сегодня составляет 36 %, и есть перспектива, что в этом году она понизится до 25 %. При годовой инфляции 12 % – это реальное условие, чтобы брать кредиты и с ними работать.
    Несмотря на неблагоприятный инвестиционный климат, удается, хотя и в небольшом объеме, привлекать долгосрочные вложения в металлургию. Есть уже неплохой опыт взаимодействия с инвестиционной компанией «Гермес». Получили средства на реконструкцию ряда объектов Магнитогорский и Оскольский комбинаты, аналогичная программа подготовлена для Орско-Халиловского комбината. С Запсибом дело, к сожалению, затягивается из-за тяжелого финансового положения предприятия. Сейчас мы вплотную занимается Кольчугинским заводом по обработке цветных металлов, который представил весьма интересные предложения. Готовит свои проекты АО «Электроцинк». Вторая очередь металлизации окатышей на Лебединском ГОКе тоже будет финансироваться по линии «Гермеса».
    Во внешнеэкономической сфере основной остается проблема применения антидемпинговых процедур в отношении российских поставщиков металла. Причем ситуация обостряется. По данным Союза экспортеров металлопродукции России, если до 1995 года санкции применялись только четыре раза, то к настоящему времени насчитывается около тридцати случаев. И речь уже идет не только о рынках Западной Европы: в антидемпинговую борьбу включились Индия, Таиланд, Тайвань, Южная Корея, Индонезия, Турция, ЮАР, Мексика, Чили.
    В свое время общими усилиями мы успешно развязали узел вокруг российского алюминия, подготовив известный «Меморандум о намерениях...» В этой работе участвовали Комитет по металлургии, АО «Алюминий», МВЭС и Минэкономики. Сейчас мы «приняли эстафету» от Роскомметаллургии и Минпрома по динамной стали Новолипецкого комбината, сознавая, что кроме юридической и экономической защиты в таких ситуациях необходима и прямая поддержка государства. Впрочем, и наши конкуренты используют межгосударственные переговоры в качестве серьезного рычага давления. Рынок есть рынок, и побеждает на нем тот, кто ведет борьбу всеми доступными средствами.
    В деятельности департамента отмечу еще одно перспективное направление. При участии депутатов Государственной Думы идет подготовка к созданию Восточно-Европейского союза металлургов. В первой встрече принимали участие представители Болгарии, Югославии, Словакии, российских и украинских предприятий и пришли к выводу, что такой союз необходим. Сближают нас и похожие проблемы, и одинаковые цели. Нужно, наконец, перестать конкурировать друг с другом на рынках Запада и начать планомерно осваивать эти рынки.
    В завершение статьи мне хотелось бы сказать следующее: вопреки распространенному мнению, управление металлургическим комплексом страны не потеряно. Так, в составе департамента сохраняется объединенная диспетчерская служба. Продолжает работать ГИВЦ, который выдает ежедневную оперативную информацию о деятельности предприятий. Мы намерены постоянно взаимодействовать с таким представительным органом, как Совет директоров отрасли, председателем которого является П. Гуркалов, генеральный директор Орско-Халиловского металлургического комбината. Наши задачи совпадают, и управленцы готовы принять замечания и рекомендации практиков.
    В новых условиях значительную часть работы, прежде относившейся к функциям государственного управления, взяли на себя общественные организации – Международный Союз металлургов, Союз экспортеров металлопродукции России. Активно действуют концерны – «Спецсталь», «Рудпром», «Металлургтранс», «Металлургмаш», «Огнеупорпром», «Ферросплавы», «Трубопром». Достаточно напомнить, например, что положительные сдвиги в затянувшемся споре о железнодорожных тарифах были достигнуты во многом благодаря усилиям фирмы «Металлургтранс». Так что в предстоящей работе во имя интересов российской металлургии у нас есть достаточно мощная опора.

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение