|
|
Журнал |
|
Архив |
|
Подписка |
|
Реклама |
|
САММИТ |
|
Книжная полка |
|
Контакты |
|
В начало |
|
|
|
| |
|
|
|
№3' 1997 |
версия для печати
|
ХОЖДЕНИЕ ЗА ШЕСТЬ «МАХОВ», НО ЭТО НЕ ПРЕДЕЛ |
ОТ КЛИНКОВ, ПРЕВОСХОДЯЩИХ ДАМАССКИЕ, ДО ИНТЕРМЕТАЛЛОВ ДЛЯ ГИПЕРЗВУКОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ РАЗМАХ НАУКОЕМКИХ ТЕХНОЛОГИЙ «БАРДИНЦЕВ» |
Андрей Тарасов
| Олег Скачков. |
....Когда просишь «бардинцев» как-нибудь попроще растолковать их отличие от «байковцев», они ухмыляются. Ну, если хотите, то так: академики могут в пробирке добиться уникального эффекта, получить сногсшибательный материал. Им говорят: спасибо, ребята, но в серии это ужасно дорого, нельзя ли прикинуть менее разорительный производственный вариант. Они отвечают: а это уже дело технологов, наука вам дала фундаментальный эффект, дальше думайте, как его использовать. А мы, отраслевики, должны пройти весь путь от идеи до металлопродукции. Наш результат не открытие как таковое, пусть даже бесценное, а промышленная технология, в котором открытие реализовалось.
Не будем бросать тень на академических коллег. НИИ металлургии Российской академии наук имени А. А. Байкова бардинцы искренне уважают. И там есть внедрения, достойные самых высоких премий. Но мы сейчас в Государственном научном центре Российской Федерации ЦНИИчермет Центральном научно-исследовательском институте черной металлургии имени И. П. Бардина. Созданный в 1944 году, когда металл снаряда и металл брони противоборствовали как два скрещенных меча, он вырос в мощный исследовательский комплекс, во многом определяющий лицо современной металлургии. Здесь рассказывают, как в лучшие времена в командировку на комбинат выезжала бригада человек в тридцать и занималась снятием параметров со всего грандиозного производственного цикла от выплавки стали до проката. На ЦНИИчермет возложено проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в необозримом спектре аспектов. Это и подготовка сырья, и теория физического металловедения, и промышленные агрегаты, и физика магнитных явлений, а также экология металлургического производства и компьютерное моделирование. Шесть специализированных институтов и три центра «поделили» между собой в структуре ГНЦ исследовательские функции и «эстафету» от теории к практике.
| Спортивные шпаги. |
Вот, например, упругие и легкие спортивные шпаги, представленные на выставочном стенде институтской продукции. Этими клинками, получившими сертификат качества Международной федерации фехтования, добыли победу на Олимпиаде-96 в Атланте российские мушкетеры. Русские клинки непревзойденного качества. А сделана эта звонкая сталь на основе фундаментального теоретического открытия в Институте металловедения и физики металлов. Изобретение это под номером 239 в Государственном реестре открытий имеет и имя собственное «Эффект Курдюмова». Это свидетельствует об авторстве институтского ученого, академика, виднейшего специалиста в области металлофизики Георгия Курдюмова (его соавтор Л. Г. Хандрос). «Явление термоупругого равновесия фаз при фазовых превращениях мартенситного типа» это из теории физической прочности и пластичности металлов, натолкнувшей исследователей на новую методику повышения конструкционной прочности сталей. Пластичные и «выносливые» на разрыв и излом клинки изготовлены без обточки, прямым прокатом профиля. Это сулит и надежность, долговечность, снижение расхода металла. Это и «сплавы памяти» с обратимым изменением формы под воздействием температуры.
А что означает нехарактерный деревянный стук железки о железку? Это отнюдь не свидетельство низкого качества стали. Наоборот. Демпфирующие сплавы на основе железа не имеют аналогов в мире. Одни по дешевизне, другие по уникальной прочности и пластичности. А главный эффект гасят шум и вибрацию, превосходя в этом традиционные «поглотители»: резину, дерево, пластики и т. п. Спектр применения: от боевых торпед до дисков циркулярных пил, столь изводящих нас своим визгом.
| Образец реставрации сношенных частей деталей двигателя. |
Не забыта и старая боевая тематика. Лист 5-миллиметровой брони с «пупырышками». С другой стороны щербатинки вмятин: следы расстрела с пяти метров, в упор, из всемирно известного автомата АК мощными пулями с термоупрочненным сердечником, попросту бронебойными. Следы но не пробоины. Вот и готовая основа бронежилета, средства личной безопасности людей повышенного риска.
Почти всегда новое изделие это ответ на вызов времени, если угодно, его технологический заказ. Например, высокоскоростной транспорт. Один из его видов высокоскоростная железнодорожная магистраль. Как бы не решились сегодня споры о ВСМ Москва Петербург, рано или поздно особо прямые рельсы для такого перевооружения железных дорог будут востребованы. А вот и они не только особо прямые, но и особо надежные («повышенной эксплуатационной надежности»), рельсы, пригодные для северных территорий с арктическими, до минус 60 oС температурами. Проблема в том, что закалка и прямолинейность, объясняют черметовцы, вещи взаимоисключающие. Прочности без закалки не достичь, а закалка деформирует поверхность. И вот новая технология позволила повысить «пластичность, ударную вязкость в поперечном направлении и хладостойкость рельсов», минуя закалку. Научно выражаясь, путем «повышения сопротивления высокопрочных сталей хрупкому разрушению с использованием рационального раскисления и модифицирования жидкого расплава нитродообразующими элементами...»
Задержимся у экспоната, за который директору института Владимиру Маторину прямо у стенда пожимал руку премьер российского правительства. С виду как бы аквариум, или, вернее, охладитель соков, какие появились на прилавках после известного противоалкогольного постановления. В стеклянном кубе «играет» желтоватая масляная эмульсия, а из двух краников слева и справа стекают в одну емкость струйка чистой воды, в другую ручеек мазута. Нечто невероятное в сравнении с обычными технологиями очистки загрязненных нефтепродуктами водоемов и стоков. И тем не менее вот он: «гравитационный сепаратор для эффективного разделения нестабильных эмульсий». Сначала решалась чисто отраслевая задача: разделение жидкого металла и жидкого шлака. Традиционно это делается с большими энергозатратами центрифужным методом. Ученая мысль зацепилась за разницу удельных весов этих жидкостей. И вот результат научно-технологического и конструкторского поиска. Агрегат-прототип похож на большой лежащий несгораемый сейф, опять же с двумя лотками, откуда вытекают отдельно металл и отдельно шлак. Снаружи все просто: только подсыпай шихту. Внутри уникальная конструкторская схема. Один недостаток слишком высокая производительность, полностью меняющая металлургический цикл. А металлургия к этому еще не готова. С другой стороны во время войны в Персидском заливе обострилась проблема масштабного нефтяного загрязнения. В ответ на этот экологический вызов черметчики приспособили гравитационный сепаратор к масляным эмульсиям. И вот установка размером с бытовой холодильник может разделить со степенью очистки воды, достигающей 99 %, 2 кубометра смеси в час. А это суточная норма сливных вод небольшого завода. Довести производительность можно и до 250 кубометров эмульсии в час. Техдокументация на такие сепараторы уже готова. Но и это не все. «Кандидатами» на сепарацию являются экстракции масел в пищевой и парфюмерной промышленности, их регенерации в стройиндустрии и машиностроении, очистка и подготовка емкостей для всех видов транспорта, не говоря уж о зонах экологических бедствий с их нефтяными корками и пленками.
За экологическим вызовом ядерный. Коррозия, она же ржавчина, издавна враг металлоизделий. Оказалось, коррозия может быть и ... полезна. Если помогает вернуть в оборот загрязненные радионуклидами металлоконструкции. Например, проработавшие ресурсный срок в недрах атомных электростанций. После наведенной радиации верхний радиоактивный слой стальных труб, например, можно забрать в искусственную окалину с последующим обиванием в радиоактивный лом. А «освеженный» таким образом металл снова переплавить: допустим, не на медицинские хирургические инструменты, а на те же трубы для АЭС вполне подойдет. Курская атомная станция уже служит базой такой технологии.
| «Ракета» (слева) действующий модуль гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя, «коробка» действующий модуль шестимахового двигателя. |
В центре выставочного зала разместились изделия, о которых молва идет в аэрокосмических фирмах. Довольно внушительные на фоне отдельных мелких деталей и даже фрагментов труб. В обиходе называют их: «коробка» и «ракета». «Ракета» круглый, снарядообразный по виду действующий модуль гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя, позволяющего развить полетную скорость с числом Маха 6,8. В изготовителях вместе с ЦНИИчерметом указаны конструкторы МАИ и испытатели ЦИАМа. «Коробка», похожая на турбореактивные двигатели военных сверхзвуковых самолетов, «шестимаховый» действующий модуль аналогичного воздушного движка, изготовленный вместе с ТМБК «Союз».
История вопроса восходит к заманчивой идее аэрокосмических аппаратов, способных летать в атмосфере и космосе. В воздухе по-самолетному, на крыльях, на орбите по-спутниковому. Аэробаллистический перелет Москва Нью-Йорк или Нью-Йорк Токио сократится до часа. «Спейс шаттл» и «Буран» первые образцы такой транспортной технологии. Достаточно дорогие и громоздкие для массового применения, они заставляют думать об удешевлении и совершенствовании воздушно-космической техники. Недавнее сообщение из НАСА говорит о расширении экспериментов в области гиперзвуковой авиации. До конца этого года предполагаются испытания семи беспилотных летательных аппаратов, способных достигать скорости, в 10 раз превышающей скорость звука. Подобные проекты намечаются и в России. Один из них «Молния», тезка известного КБ, рождавшего «Буран». Предлагается создать воздушно-космический самолет (ВКС), стартующий со спины мощного «летающего космодрома», например, самолета «Мрия». И оттуда, из верхних слоев атмосферы, разгоняющийся до космических скоростей и выхода на орбиту. Прямоточный воздушно-реактивный двигатель для такой цели подразумевает использовать в качестве окислителя не специальные компоненты, возимые в топливных баках и отягощающие конструкцию, и не сжатый воздух, для которого необходима опять же достаточно весомая турбина, а давление набегающего воздуха. Это то, что называется «прорывными» технологиями. Почему же конструкторы МАИ обратились за подмогой к металлургам ЦНИИчермета? Объясняет заведующий лабораторией жаропрочных и композиционных материалов Института порошковой металлургии ГНЦ Олег Скачков.
Имея большой опыт разработки надежных жаропрочных, коррозиостойких сталей и сплавов разного назначения, пригодных для работы во многих агрессивных средах, как температурных, так и кислотных, мы первыми в стране начали исследования в области интерметаллических соединений.
Ухо ловит нечто новое разумеется, не для ведущих металлургических кафедр и лабораторий: «интерметаллургия». Почему не сплав, не смесь, не синтез, не что-то более привычное, а именно «интерсоединение»? Потому, объясняют специалисты, что это сцепка на самом глубоком, атомарном уровне, достижение прочных связей в молекуле. Что это дает? Простой пример: температура плавления никеля 1450 oС, алюминия 660. Интерметаллид дает, как ни странно, не среднюю между ними, а более высокую степень жаростойкости: 1640 oС. А как это достигается? Если использовать обычное литье, то слитки обретают недопустимую хрупкость и бьются. Традиционный путь порошковой металлургии высокотемпературный синтез, когда смесь порошков прессуют с поджигом. Здесь избран путь более изощренный гидриднокальциевое восстановление порошков. Участвуют три компонента: окислы никеля и алюминия и гидрид кальция. В подогреваемом контейнере атомы алюминия и никеля, высвобождаясь, находят друг друга, образуя искомый металл, водород выделяется, окисел кальция удаляется. Интерметаллид, полученный таким образом, отличается уникальным набором качеств: легкостью (плотность ниже, чем у сплавов на никелевой и титановой основе), которой жаждет авиация, механической прочностью, упругостью и высокой жаростойкостью.
Конструкторы авиакосмических двигателей будущего вышли на порошковиков ЦНИИчермета, когда другие известные и применяемые в конструкции двигателя сплавы на гиперскоростях сгорали как свечи, особенно на самой жароопасной кромке воздухозаборника. Я даже уточняю: за минуты? И слышу: за секунды! На стендовых съемках видно, как кислород бешеного воздушного потока жадно поедает нержавейку, прочнейшие никелевые сплавы. Высокотемпературная газовая коррозия жрет их, как мы арбуз.
| Высокожаростойкие порошковые сплавы. |
Сотрудничество металлургов и конструкторов и породило двигатели, развивающие гиперзвуковую полетную скорость. Один из них, представленный у бардинцев на выставке, прошел обкатку не только стендовых, но и реальных испытаний. Между «ракетой» и «коробкой» разница не только в конструкции и сферах применения. Чуть менее скоростная «коробка» (не забудем, что сверхзвуковые скорости начинаются с числа Маха больше единицы, а свыше пятерки идет уже гиперзвук) обходится порошковым сплавом железо-хром-алюминий, который в авиационном мире уже известен по газотурбинным двигателям. Более скоростная «ракета» потребовала уже интерметаллидного воздухозаборника и корпуса, а камеры сгорания вообще из углеродного материала с защитным покрытием, ибо температура сгорания там достигает 3000 oС. Это в полтора-два раза выше, чем на таком же углеродистом носу «Бурана» при его посадке в атмосфере.
Каждый следующий «мах» на околокосмических скоростях дается огромным интеллектуальным усилием. А сам двигатель, при внешней его «обыкновенности», воплощение наукоемких технологий XXI века, которые не по»зубам» многим странам богатой «семерки».
В космос ВКС вынесет маршевый двигатель, способный набрать 25 «махов». Но таких еще нет, и работа над ними где с большей, где с меньшей интенсивностью в мире продолжается. Однако и земное применение таких уникальных по всем параметрам стойкости материалов при современных технологиях обширно: химия, машиностроение, газовая промышленность, котельное оборудование, наконец, своя же металлургия с газокислородным сталеплавлением.
Был бы суперметалл, а супертехнологии догонят.
|
|
|
|
текущий номер
предыдущий номер
|
|