Андрей Нарышкин (София)
Корр. ИТАР-ТАСС специально для журнала «Металлы Евразии»
Амбициозная идея учредить Союз металлургов стран Восточной Европы, к сожалению, пока терпит провал. На состоявшейся в Софии первой международной конференции с участием руководителей крупнейших предприятий отрасли из России, Болгарии, Украины, Югославии, Словакии было подписано лишь заявление о сотрудничестве. В документе выражается желание участников форума учредить Союз металлургов, однако пока трудно рассчитывать на его быструю реализацию.
Оргкомитет, на который эта задача возложена, может превратиться в аморфную организацию с расплывчатыми задачами и полномочиями. Как значится в итоговом документе встречи, он «будет способствовать развитию предприятий металлургической отрасли государств членов Союза, защищать их торговые, юридические и производственные интересы». Из этой формулировки ясно, что оргкомитет останется бюрократической структурой до тех пор, пока нет Союза металлургов, в котором некоторые российские политики усматривали чуть ли «первичное ядро», из которого удастся взрастить наследника СЭВ.
На фоне софийского провала излишне патетическими кажутся в общем-то вполне уместные слова одного из участников форума заместителя Председателя российской Госдумы Сергея Бабурина. Назвав конференцию металлургов «событием принципиальной важности», он заявил о том, что в Софии «инициируется процесс рождения новой, свободной от предрассудков Восточной Европы». Как полагает Бабурин, бывшим партнерам по СЭВ следует как можно скорее «преодолеть взаимное недоверие и разрушить незримые берлинские стены», возникшие с распадом прежней экономической системы. Реинтеграция на субрегиональном уровне вовсе не должна рассматриваться как помеха интеграционным процессам общеевропейского характера, полагает он.
Однако некоторые участники форума поспешили скорректировать эту идею, доказав, что хоронить предрассудки время пока не пришло. Как ни странно, палки в колеса интеграции начала вставлять именно болгарская делегация, причем, как мне стало известно, «на высоком правительственном уровне», то есть с подачи вице-премьера Александра Божкова.
Казалось бы, именно здешние властные структуры, испытывающие немалые трудности в решении проблем висящего на государственном балансе металлургического комплекса, должны были проявить наибольшую заинтересованность в сотрудничестве с коллегами из России и стран Восточной Европы. На словах «двумя руками за» был и премьер-министр Болгарии Стефан Софиянский, который на открытии форума заявил о том, что «возросшая конкуренция на международных рынках требует активизации связей между родственными предприятиями из стран бывшего соцлагеря, которым предстоит доказать, что они «могут работать не хуже, а лучше других».
На деле все получилось иначе. Мечтающая как можно скорее попасть в Европейский Союз София решила «перекрыть кислород» Союзу металлургов, опасаясь, что такая форма интеграции может помешать достижению приоритетной национальной цели.
Вице-премьер Александр Божков говорил, что восстановление прерванных производственных связей должно подчиняться чисто экономическим принципам. А. Божков напомнил мне о том, что большинство болгарских металлургических предприятий имеют «советское происхождение». «Естественно в этой ситуации для нашей черной металлургии искать контакты с родственными предприятиями в России, не пытаясь поставить их в какие-то политические рамки. В настоящий момент невозможно осуществлять крупные инвестиции в болгарские металлургические комбинаты, и прямые контакты с российскими заводами-производителями оборудования для нас закономерны. Дай Бог, чтобы возобновились связи на уровне предприятий, а мы, политики, не собираемся мешать развитию естественных партнерских отношений», сказал болгарский вице-премьер.
Под «естественными партнерскими связями», как выяснилось в разговорах с членами российской делегации, болгарская сторона подразумевает прежде всего возобновление поставок оборудования, комплектующих и сырья из России в прежних масштабах и по возможно более низким ценам, а в идеале приватизацию здешних металлургических комбинатов с участием российского капитала. В этом заинтересован и отечественный бизнес: несмотря на общий промышленный спад, болгарским металлургам удалось сохранить традиционные рынки сбыта в странах Ближнего Востока, что делает их достаточно привлекательными партнерами.
В теории это так, однако российские бизнесмены в беседах со мной не скрывали своего разочарования уровнем экономического мышления своих коллег и высокопоставленных чиновников в правительстве Болгарии. Как выразился один из них, попав в Софию, чувствуешь себя путешественником во времени, отправившимся в недавнее и не слишком приятное прошлое. Все вокруг знакомо, но поскорее хочется вернуться «в свой век».
Наших соотечественников понять нетрудно. Экономический примитивизм в Болгарии распространен на всех этажах промышленного менеджмента и управленческих структур. Страна, семь долгих лет колебавшаяся на пороге радикальной структурной реформы и не имеющая практического опыта в приватизации крупных предприятий, живет весьма непродуктивными иллюзиями. Здесь не усвоили главного урока, пройденного всеми бывшими соцстранами: от приватизации, в том числе крупного металлургического комбината, государство может получить разовый доход, продав его национальному или зарубежному инвестору за приличную сумму. В этом случае, однако, следует расстаться с надеждой на получение налогов от его производственной деятельности. «Местный» покупатель в 90 случаях из 100 обанкротится, не выдержав финансового бремени модернизации и обслуживания кредитов. Если же предприятие куплено иностранной корпорацией, скорее всего, оно будет «законсервировано». Таким образом западные бизнесмены расчищают дорогу на восточноевропейские рынки собственным заводам, избавляя их от местных конкурентов.
Наивно, говорят российские бизнесмены из Фонда регионального сотрудничества, надеяться получать доходы по двум этим направлениям. Однако именно этим пока занимается правительство Болгарии, которое собирается выправить финансовый баланс в стране за счет массовой приватизации, а затем регулярно пополнять бюджет, собирая с проданных предприятий налоги.
Трудно разобраться, делятся впечатлениями российские участники форума в Софии, где здесь кончаются интересы государства и начинаются маневры здешних финансово-промышленных группировок и их политических лобби. В этом, возможно, главные причины того, что иностранные инвесторы на протяжении многих лет предпочитали не вести с Софией серьезных дел, а приток капиталов скуден.
|