|
|
Журнал |
|
Архив |
|
Подписка |
|
Реклама |
|
САММИТ |
|
Книжная полка |
|
Контакты |
|
В начало |
|
|
|
| |
|
|
|
№3' 1997 |
версия для печати
|
|
ВЕНТСПИЛС: ОКНО НА ЗАПАД ДЛЯ ЭКСПОРТА С ВОСТОКА ПО-ПРЕЖНЕМУ ОТКРЫТО ДЛЯ РОССИИ И СТРАН СНГ |
|
| Директор Вентспилсского торгового порта Олег Степанов |
Расхожее мнение, что с отделением Прибалтики Россия потеряла порты на Балтийском море, мягко говоря, ошибочно. Вентспилсский порт, став латвийским, не перестал быть одним из важных экспортных портов России. 36 млн. т грузов, которые в прошлом году были перегружены через его причалы, это на 90 % российский экспорт: нефть, металлы, ферросплавы, химические продукты. Создать максимально удобные и выгодные условия для клиентов из России и СНГ эту задачу руководство порта решает последовательно и успешно.
Следует различать понятия «Вентспилсский порт» и «Вентспилсский торговый порт» (ВТП). Под первым подразумевается Вентспилс как гавань, а ВТП это группа компаний, оказывающих портовые услуги грузоотправителям, прежде всего АО «Калия паркс», ООО «Унипаркс», ООО «Нью-Вента».
Мы привлекаем хорошим сервисом, безопасностью обработки и хранения грузов, низкими стивидорными ставками, говорит Олег Степанов, директор Вентспилсского торгового порта.
Михаил Николаев, заместитель генерального директора АО «Международная калийная компания», которая является крупнейшим продавцом минеральных удобрений, на вопрос о преимуществах транзита через Вентспилс, отметил и еще один существенный момент.
Грузоотправители стремятся к снижению транспортных расходов. А стоимость захода судна в Вентспилс в три раза дешевле, чем, например, в Санкт-Петербург.
В союзниках у вентспилсских портовиков сама природа. Даже в суровые зимы, когда замерзают все порты на восточном побережье Балтики, Вентспилс остается свободным ото льдов. Привлекательным для судовладельцев является и то, что именно через Вентспилс проходит кратчайший путь с Востока на Запад во многие страны Европы и в Америку.
Эти бесспорные выгоды были оценены в свое время Российской Империей.
В этом году Вентспилсский торговый порт отмечает столетие своего основания, рассказывает Олег Степанов. 21 мая 1897 года император Николай II утвердил подготовленные правительством документы, которые положили начало развитию торговому порту в Виндаве. Обществу Московско Виндавско Рыбинской железной дороги надлежало не только завершить строительство ветки, соединяющей Москву с Виндавой «возможно кратчайшим путем», но и «обеспечить доступ в порт судов с осадкой 22 фута». Строительство железной дороги и портовых сооружений должно было закончиться одновременно.
Когда Виндаву соединили магистралью с общей сетью российских железных дорог, началось бурное развитие порта. Накануне Первой мировой войны он принимал уже суда с осадкой до 22 футов. В 1913 году в гавань зашло десять с половиной тысяч судов с общим тоннажем более семи миллионов пудов. Здешнее портовое хозяйство по своей оснащенности догоняло, а кое в чем и превосходило континентальные европейские порты.
В Виндаве был построен самый большой в мире элеватор для экспорта зерна, самый современный на то время холодильник, самый мощный в России электрический подъемный кран 45-тонный. Такой размах в затратах на обустройство гавани говорит о том, что российские купцы и промышленники придавали этому торговому пути первостепенное значение. Через Виндаву отправляли зерно, лес, лен, паклю, жмых, мясо и птицу, лошадей. 70 % общего экспорта сибирского масла через границы России шло через Виндаву.
Второе рождение Вентспилс пережил в семидесятые годы. Вентспилсский торговый порт одна из главных составляющих незамерзающей гавани на Балтике. В его комплекс входят современные гидротехнические сооружения и развитая инфраструктура. А ряд уникальных объектов выводят Вентспилсский порт на лидирующие позиции среди конкурентов. В первую очередь это единственный на восточном побережье Балтики специализированный терминал для перевалки калийной соли с пропускной способностью более 4 млн. т в год. Оборудование терминала надежно защищает минеральные удобрения от попадания пыли и грязи.
Особая гордость вентспилсских портовиков уникальный склад для ферросилиция, рассчитанный на 8000 т единовременного хранения. Он полностью отвечает особым требованиям хранения и экологической защиты сплава. Хранилище оборудовано автоматизированной системой регулирования температуры и влажности. Кстати, этот объект пример взаимовыгодного сотрудничества с российскими партнерами. Долевое участие в финансировании его строительства приняло акционерное общество «Кузнецкие ферросплавы», получив 49 % акций. Предприятие экспортирует свою продукцию в Японию через Находку, в Турцию через порты Черного моря, в Германию через Вентспилс. Но правление АО рассудило, что экономически целесообразно вкладывать средства именно в эту опорную точку на Балтике отсюда ближе к основным потребителям ферросплавов концернам «Крупп», «Тиссен», «Маннесманн».
Гордость Вентспилсского порта глубоководный 10-й причал длиной 300 метров, который был спроектирован специалистами российского Ленморниипроекта. У нового причала могут швартоваться суда с осадкой до 12 метров и грузоподъемностью до 60 000 т. Это единственный причал с такими характеристиками на восточном побережье Балтики. Теперь экспортеры могут доставлять товары непосредственно потребителям без дорогостоящей перегрузки в портах Роттердама, Амстердама, Антверпена.
В 1996 году через Вентспилсский торговый порт было перегружено более 2 млн. т металлов, что на 600 тыс. больше, чем в предыдущем году. Увеличение «железного потока», по мнению Валерия Резниченко, исполнительного директора ООО «Нью-Вента» (компании ВТП, которая в основном специализируется на перевалке металлов), во многом объясняется вводом в действие 10-го причала.
В планах Вентспилсского торгового порта немало и других перспективных проектов для западных и восточных инвесторов: строительство и реконструкция комплекса таможенных складов, терминалов по перегрузке продукции предприятий черной металлургии, терминалов для обработки рефрижераторных грузов.
Мы предлагаем нашим клиентам более дешевый, безопасный, точно и оперативно действующий транзитный коридор и намерены в ближайшие годы вместе с нашими партнерами вкладывать средства в модернизацию порта, внедрение современных технологий. Инвесторы получат хорошую прибыль от этих вложений, убежден Олег Степанов.
По мнению мэра города, президента Ассоциации транзитного бизнеса Латвии Айварса Лембергса, который очень внимательно отслеживает ситуацию у конкурентов, на сегодняшний день Вентспилсский порт предлагает самые выгодные и надежные портовые услуги во всем регионе Балтийского моря.
В 1992 1993 годах на государственном предприятии Вентспилсский торговый порт была проведена реформа управления, децентрализована структура портовых служб, на их базе созданы уставные общества «Калия паркс», «Унипаркс» и «Нью-Вента». Это позволило привлечь частный латвийский и иностранный капитал, ускорить модернизацию материальной базы, повысить интенсивность перегрузки.
Своим динамичным развитием и финансовой стабильностью Вентспилсский торговый порт во многом обязан коллективу прекрасных специалистов и управленцев.
В руководстве порта подобрались энергичные, знающие дело люди. Мне кажется, что Вентспилсский порт сейчас укомплектован кадрами, с которыми можно решать серьезные задачи, считает Василий Гоголов, главный инженер Ленморниипроекта, по чьим проектам строился, а теперь реконструируется порт.
Эти люди действительно работают по-западному, так оценивает своих деловых партнеров российский бизнесмен Михаил Николаев. Мы чувствуем, что можем на них положиться.
И это, видно, тоже одна из причин, по которой 99 % грузоотправителей, которые пользовались услугами порта во времена СССР, продолжают им пользоваться и теперь. Каждый день из России и Белоруссии, Казахстана и Украины прибывают на причалы Вентспилсского торгового порта вагоны с тысячами тонн проката черных и цветных металлов, ферросплавов, минеральных удобрений, хлопка, швартуются суда с зерновыми. Вентспилсский торговый порт обеспечивает их качественную и оперативную обработку.
Как бы история ни перекраивала государственные границы, морской порт остается частью мировой экономической инфраструктуры. И в этом смысле порт интернационален. Изменилась государственная принадлежность Вентспилсского порта, но сохранилась естественная функция обслуживать транзит Восток Запад.
Мы рады каждому торговому кораблю под любым флагом, говорит Олег Степанов. Так стоит ли России «рубить» новое окно на Запад, если и старое открыто настежь?
|
|
|
|
|
текущий номер
предыдущий номер
|
|