Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Письмо в редакцию Черная металлургия Цветная металлургия Рынки металлов Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Вторичное сырье Экология Проекты и предложения  Центральный научно-исследовательский институт конструкционных материалов «Прометей»
Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение Искусства и ремесла
Импэкс-металл
№3' 1997 версия для печати
Статья:   
1
2
3

ВЕНТСПИЛС:
ОКНО НА ЗАПАД ДЛЯ ЭКСПОРТА С ВОСТОКА ПО-ПРЕЖНЕМУ ОТКРЫТО ДЛЯ РОССИИ И СТРАН СНГ



Директор Вентспилсского торгового порта Олег Степанов
Директор Вентспилсского торгового порта Олег Степанов
    Расхожее мнение, что с отделением Прибалтики Россия потеряла порты на Балтийском море, мягко говоря, ошибочно. Вентспилсский порт, став латвийским, не перестал быть одним из важных экспортных портов России. 36 млн. т грузов, которые в прошлом году были перегружены через его причалы, – это на 90 % российский экспорт: нефть, металлы, ферросплавы, химические продукты. Создать максимально удобные и выгодные условия для клиентов из России и СНГ – эту задачу руководство порта решает последовательно и успешно.
    Следует различать понятия «Вентспилсский порт» и «Вентспилсский торговый порт» (ВТП). Под первым подразумевается Вентспилс как гавань, а ВТП – это группа компаний, оказывающих портовые услуги грузоотправителям, прежде всего АО «Калия паркс», ООО «Унипаркс», ООО «Нью-Вента».
    – Мы привлекаем хорошим сервисом, безопасностью обработки и хранения грузов, низкими стивидорными ставками, – говорит Олег Степанов, директор Вентспилсского торгового порта.
    Михаил Николаев, заместитель генерального директора АО «Международная калийная компания», которая является крупнейшим продавцом минеральных удобрений, на вопрос о преимуществах транзита через Вентспилс, отметил и еще один существенный момент.
    – Грузоотправители стремятся к снижению транспортных расходов. А стоимость захода судна в Вентспилс в три раза дешевле, чем, например, в Санкт-Петербург.
    В союзниках у вентспилсских портовиков – сама природа. Даже в суровые зимы, когда замерзают все порты на восточном побережье Балтики, Вентспилс остается свободным ото льдов. Привлекательным для судовладельцев является и то, что именно через Вентспилс проходит кратчайший путь с Востока на Запад – во многие страны Европы и в Америку.
    Эти бесспорные выгоды были оценены в свое время Российской Империей.
    – В этом году Вентспилсский торговый порт отмечает столетие своего основания, – рассказывает Олег Степанов. – 21 мая 1897 года император Николай II утвердил подготовленные правительством документы, которые положили начало развитию торговому порту в Виндаве. Обществу Московско – Виндавско – Рыбинской железной дороги надлежало не только завершить строительство ветки, соединяющей Москву с Виндавой «возможно кратчайшим путем», но и «обеспечить доступ в порт судов с осадкой 22 фута». Строительство железной дороги и портовых сооружений должно было закончиться одновременно.
    Когда Виндаву соединили магистралью с общей сетью российских железных дорог, началось бурное развитие порта. Накануне Первой мировой войны он принимал уже суда с осадкой до 22 футов. В 1913 году в гавань зашло десять с половиной тысяч судов с общим тоннажем более семи миллионов пудов. Здешнее портовое хозяйство по своей оснащенности догоняло, а кое в чем и превосходило континентальные европейские порты.
    В Виндаве был построен самый большой в мире элеватор для экспорта зерна, самый современный на то время холодильник, самый мощный в России электрический подъемный кран – 45-тонный. Такой размах в затратах на обустройство гавани говорит о том, что российские купцы и промышленники придавали этому торговому пути первостепенное значение. Через Виндаву отправляли зерно, лес, лен, паклю, жмых, мясо и птицу, лошадей. 70 % общего экспорта сибирского масла через границы России шло через Виндаву.
    Второе рождение Вентспилс пережил в семидесятые годы. Вентспилсский торговый порт – одна из главных составляющих незамерзающей гавани на Балтике. В его комплекс входят современные гидротехнические сооружения и развитая инфраструктура. А ряд уникальных объектов выводят Вентспилсский порт на лидирующие позиции среди конкурентов. В первую очередь это – единственный на восточном побережье Балтики специализированный терминал для перевалки калийной соли с пропускной способностью более 4 млн. т в год. Оборудование терминала надежно защищает минеральные удобрения от попадания пыли и грязи.
    Особая гордость вентспилсских портовиков – уникальный склад для ферросилиция, рассчитанный на 8000 т единовременного хранения. Он полностью отвечает особым требованиям хранения и экологической защиты сплава. Хранилище оборудовано автоматизированной системой регулирования температуры и влажности. Кстати, этот объект – пример взаимовыгодного сотрудничества с российскими партнерами. Долевое участие в финансировании его строительства приняло акционерное общество «Кузнецкие ферросплавы», получив 49 % акций. Предприятие экспортирует свою продукцию в Японию через Находку, в Турцию – через порты Черного моря, в Германию – через Вентспилс. Но правление АО рассудило, что экономически целесообразно вкладывать средства именно в эту опорную точку на Балтике – отсюда ближе к основным потребителям ферросплавов – концернам «Крупп», «Тиссен», «Маннесманн».
    Гордость Вентспилсского порта – глубоководный 10-й причал длиной 300 метров, который был спроектирован специалистами российского Ленморниипроекта. У нового причала могут швартоваться суда с осадкой до 12 метров и грузоподъемностью до 60 000 т. Это единственный причал с такими характеристиками на восточном побережье Балтики. Теперь экспортеры могут доставлять товары непосредственно потребителям – без дорогостоящей перегрузки в портах Роттердама, Амстердама, Антверпена.
    В 1996 году через Вентспилсский торговый порт было перегружено более 2 млн. т металлов, что на 600 тыс. больше, чем в предыдущем году. Увеличение «железного потока», по мнению Валерия Резниченко, исполнительного директора ООО «Нью-Вента» (компании ВТП, которая в основном специализируется на перевалке металлов), во многом объясняется вводом в действие 10-го причала.
    В планах Вентспилсского торгового порта немало и других перспективных проектов для западных и восточных инвесторов: строительство и реконструкция комплекса таможенных складов, терминалов по перегрузке продукции предприятий черной металлургии, терминалов для обработки рефрижераторных грузов.
    – Мы предлагаем нашим клиентам более дешевый, безопасный, точно и оперативно действующий транзитный коридор и намерены в ближайшие годы вместе с нашими партнерами вкладывать средства в модернизацию порта, внедрение современных технологий. Инвесторы получат хорошую прибыль от этих вложений, – убежден Олег Степанов.
    По мнению мэра города, президента Ассоциации транзитного бизнеса Латвии Айварса Лембергса, который очень внимательно отслеживает ситуацию у конкурентов, на сегодняшний день Вентспилсский порт предлагает самые выгодные и надежные портовые услуги во всем регионе Балтийского моря.
    В 1992 – 1993 годах на государственном предприятии Вентспилсский торговый порт была проведена реформа управления, децентрализована структура портовых служб, на их базе созданы уставные общества «Калия паркс», «Унипаркс» и «Нью-Вента». Это позволило привлечь частный латвийский и иностранный капитал, ускорить модернизацию материальной базы, повысить интенсивность перегрузки.
    Своим динамичным развитием и финансовой стабильностью Вентспилсский торговый порт во многом обязан коллективу прекрасных специалистов и управленцев.
    – В руководстве порта подобрались энергичные, знающие дело люди. Мне кажется, что Вентспилсский порт сейчас укомплектован кадрами, с которыми можно решать серьезные задачи, – считает Василий Гоголов, главный инженер Ленморниипроекта, по чьим проектам строился, а теперь реконструируется порт.
    – Эти люди действительно работают по-западному, – так оценивает своих деловых партнеров российский бизнесмен Михаил Николаев. – Мы чувствуем, что можем на них положиться.
    И это, видно, тоже одна из причин, по которой 99 % грузоотправителей, которые пользовались услугами порта во времена СССР, продолжают им пользоваться и теперь. Каждый день из России и Белоруссии, Казахстана и Украины прибывают на причалы Вентспилсского торгового порта вагоны с тысячами тонн проката черных и цветных металлов, ферросплавов, минеральных удобрений, хлопка, швартуются суда с зерновыми. Вентспилсский торговый порт обеспечивает их качественную и оперативную обработку.
    Как бы история ни перекраивала государственные границы, морской порт остается частью мировой экономической инфраструктуры. И в этом смысле порт интернационален. Изменилась государственная принадлежность Вентспилсского порта, но сохранилась естественная функция – обслуживать транзит Восток – Запад.
    – Мы рады каждому торговому кораблю под любым флагом, – говорит Олег Степанов. – Так стоит ли России «рубить» новое окно на Запад, если и старое открыто настежь?

Статья:   
1
2
3
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение