Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Письмо в редакцию Черная металлургия Цветная металлургия Рынки металлов Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Вторичное сырье Экология Проекты и предложения  Центральный научно-исследовательский институт конструкционных материалов «Прометей»
Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение Искусства и ремесла
Международное обозрение
№3' 1997 версия для печати
Статья:   
1
2
3
4
5
6
7

БОЛЬШОЙ БОСС ГОНКОНГА
Ч. Х. ТУНЬ ПРИВЕДЕТ БРИТАНСКУЮ КОЛОНИЮ НАЗАД К КИТАЮ. ПОЧЕМУ ВЫБОР ПЕКИНА ПАЛ НА КАПИТАЛИСТА-МИЛЛИОНЕРА?



    Американский журнал «Тайм» в одном из номеров опубликовал статью Сандры Бартон, в которой рассказывается о главном чиновнике Гонконга миллионере Тунь Чехуа, на чью долю выпадет на практике реализовать процесс объединения бывшей британской колонии с КНР. Предлагаем вниманию читателей изложение статьи журнала «Тайм».

    Результаты гонки были известны заранее, но предполагаемый победитель не терял лица. Непосредственно накануне голосования судоходный магнат Тунь Чехуа вел кампанию, переезжая из шикарных залов пятизвездных отелей Гонконга в убогие жилища тех, кому не суждено осуществить капиталистическую мечту попасть в избранное общество. Два его основных соперника действовали таким же образом.
    Процесс, по которому 11 декабря прошлого года избирался главный чиновник Гонконга, больше смахивал на скачки. Тем не менее выбор в тот день был сделан не гонконгскими избирателями, а 400 лицами из числа местных «светил», которые были отобраны за закрытыми дверями в Пекине. «Это управляемые скачки», – поясняет Уильям Оверхолт, управляющий директор Банковского треста в Гонконге. По словам Шиу Синьпора, исполнительного директора Гонконгского института экономических исследований, «это выбор с характерными китайскими чертами».
    Именно так. А самым важным голосом возможно оказался отданный в январе прошлого года, когда китайский президент Чжан Цзэминь среди множества высокопоставленных лиц, прибывших с визитом в Пекин, удостоил рукопожатием одного Туня. В последние дни избирательной кампании прагматичное население Гонконга стало переносить свои ставки на будущего победителя. Отстававший по опросам общественного мнения Тунь вдруг обошел своего ближайшего соперника. Наиболее вероятной причиной в пользу выбора Туня в качестве главного чиновника Гонконга после возвращения колонии Китаю 1 июля 1997 года послужило то, что его фирма может укрепить уверенность инвесторов за рубежом и поможет выработать согласие внутри страны, а контроль тем временем останется в руках Пекина. На деле это может оказаться не вполне достижимой целью.
    59-летний Тунь имеет подходящую родословную для мест, где деловые интересы обладают реальной силой. Известный более как Ч. Х., он является наследником одной из крупнейших судоходных династий в Азии. Образование получил в Ливерпульском университете (Великобритания), стажировку по бизнесу проходил в Соединенных Штатах. Он обращается на «ты» как с ведущими деятелями политики и бизнеса Азиатско-Тихоокеанского региона, так и со многими видными людьми в США, где сопредседательствует в Американо-гонконгской комиссии по экономическому сотрудничеству. Не менее важно то обстоятельство, что его семья владеет мостками, искусно проложенными над бездной, разделяющей коммунистическое правительство на материке от капиталистической элиты в Гонконге и дерзкого режима на Тайване.
    Его отец, С. Я. Тунь, яркая личность и основатель судоходной империи «Ориент Оверсиз», развивал отношения с Чан Кайши после бегства членов национальной партии последнего с материка на Тайвань. Согласно имеющимся свидетельствам, принадлежавшие Туню суда использовались для транспортировки произведений искусства из Дворцового музея в Пекине. Тунь и его зарегистрированный в Гонконге флот стали бесценными иконами экономического динамизма «Свободного Китая». Он прославился тем, что каждый спуск на воду его судов превращался в расточительные торжественные церемонии, участие в которых принимали такие знаменитости, как королева Великобритании и принцесса Грейс из Монако. Но его щедроты оказались, в конце концов, непомерными. На момент его кончины в 1982 году компания находилась на грани краха, при том, что уже был размещен заказ на строительство 24 танкеров – и это в то время, когда цены на морские перевозки упали из-за переизбытка судов.
    Вся тяжесть этого бремени свалилась на Ч. Х., старшего из сыновей, который в течение 15 лет изучал бизнес, прежде чем стал председателем корпорации. В августе 1985 года он объявил, что компания не в состоянии выплатить 2,68 млрд. долл. долга почти 200 банкам. Затем последовал процесс корпоративного вызволения под залог, по своему размаху уступавший в истории лишь спасению компаний «Крайслер» и «Локхид». Во избежание всемирного финансового кризиса, который бы произошел в случае падения одного из крупнейших судовладельцев, большинство банков-кредиторов согласилось реструктурировать весь клубок компаний при условии, что Ч. Х. останется во главе этой пирамиды. Последующие 17 месяцев он трудился, не покладая рук и стараясь убедить всех кредиторов подписаться под соглашением. Когда же японские банки, на которые приходилась большая часть потерянных денег, потребовали вливания новых капиталов в качестве «демонстрации уверенности» в реструктурированную компанию, Тунь обратился за поддержкой к Тайваню. Однако, по словам одного тайваньского чиновника, «тогдашний премьер Гуохуа был весьма недальновидным и сказал нет».
    Тогда Тунь обратился к Пекину. Генри Фок, гонконгский бизнесмен, известный своими тесными связями на материке, произвел своевременные вложения (вложив 120 млн. долл. в 8 % акций). Попав в число кандидатов, Тунь впервые признал то, что подозревали многие: за Фоком стоял Пекин. И тем не менее Тунь подчеркивает, что это была коммерческая сделка, в результате которой каждый оказался с приличным наваром. К 1994 году компания зафиксировала свою первую существенную прибыль с момента ее выкупа под залог, а семья Туня возвратила себе контрольный пакет.
    Как выразился гонконгский бизнесмен Дэвид Чу, от пережитых потрясений его характер стал подобен «безмолвной стали». Умение молчать – вот главное преимущество Туня.
    На встрече кандидатов Туня спросили, смогут ли группы по защите прав человека оставаться в Гонконге и смогут ли ученые исследовать такие спорные вопросы, как Тайвань и Тибет. «Конечно, организации по защите прав человека имеют право остаться, – сказал он, – но никому не будет позволено первенствовать в вопросе независимости Тайваня или Тибета. Будучи китайцем, я считаю это неприемлемым».
    Тем не менее, сдержанная властность Туня и его скромный стиль поведения похоже вселили доверие в души встревоженных граждан колонии. Он тщательно избегает спецобслуживания для важных персон, отстаивая очереди на паспортный контроль в аэропортах. Его друзья в Соединенных Штатах бывают сражены на повал, когда он прибывает на торжественные мероприятия в городском такси. А по улицам Гонконга он разъезжает в довольно скромной машине марки БМВ с водителем, одетым в обычный костюм. Во время посещения им в ходе предвыборной кампании бедных кварталов второго богатейшего в Азии общества после Японии Тунь сам признал, что его существование в условиях роскошных апартаментов не дало ему достаточно полного представления о бедности, однако он совершенно серьезно обещал изучить вопрос касательно путей борьбы с ней.
    Став кандидатом, Тунь передал бразды правления принадлежащего семье холдинга «Ориент» своему брату, который сменил его в должности председателя. Готовясь принять полномочия у британского губернатора Криса Паттена, Тунь призван укрепить уверенность в том, что в Гонконге будут царить «значительная степень самоуправления» и правопорядок, как было обещано китайско-британской Совместной декларацией 1984 года и Основным законом, впоследствии ратифицированным Пекином. «Одна из причин успешного развития Гонконга кроется в царящей здесь законности и в независимом характере судебной системы, а это часть западной культуры, которая настолько внедрилась в наши традиции, что ее уже не изменить», – заявил Тунь в интервью журналу «Тайм».

Публикацию подготовил Александр Бодрин

Статья:   
1
2
3
4
5
6
7
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение