|
|
Журнал |
|
Архив |
|
Подписка |
|
Реклама |
|
САММИТ |
|
Книжная полка |
|
Контакты |
|
В начало |
|
|
|
| |
|
|
|
№5' 2004 |
версия для печати
|
|
ВЕРНАЯ СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ДИНАМИЧНОЕ РАЗВИТИЕ |
ИНТЕРВЬЮ ПЕРВОГО ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА ОАО «СУАЛ-ХОЛДИНГ» ВЛАДИМИРА СКОРНЯКОВА ЖУРНАЛУ «МЕТАЛЛЫ ЕВРАЗИИ» |
ертикально интегрированная компания СУАЛ является сегодня одной из наиболее динамично развивающихся компаний российской металлургии. Каковы итоги деятельности компании по результатам семи месяцев текущего года?
-Можно отметить положительную динамику практически всех производственных показателей предприятий группы, которые существенно превосходят результаты соответствующего периода прошлого года. Например, добыча бокситов выросла почти на 400 тыс. т, по первичному алюминию прирост составил почти 15,5 тыс. т, по глинозему более 20,5 тыс. т. Это без учета Волгоградского и Волховского алюминиевых и Пикалевского глиноземного заводов. Производство кремния возросло на 3,4 тыс. т.
Наиболее высокие темпы роста показали предприятия глубокой переработки алюминия, производящие продукцию с высокой добавленной стоимостью. КУМЗ, например, увеличил выпуск проката и полуфабрикатов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года более чем на 20 %. Весьма успешно развивается производство на заводе «Уральская фольга», который произвел около 7,5 тыс. т металлопродукции, что более чем на 38 % превышает прошлогодний показатель. Напомню, что пять лет назад это предприятие практически умирало, было на грани закрытия. За счет чего удалось буквально реанимировать завод? Мы называем это влиянием синергического эффекта, то есть результатом совместных усилий всех предприятий группы СУАЛ. Мы командировали лучших рабочих со всех заводов -электриков, механиков, слесарей - для восстановления и пуска пятого цеха, что явилось своеобразным стартовым толчком для начала подъема предприятия. Конечно, при этом сегодня основную роль играют другие факторы: совершенствование системы управления и внедрение новых методов организации производства, техническое перевооружение, активная маркетинговая политика.
-Можно ли сказать, что минувшие два года были в определенном смысле периодом формирования новой производственной стратегии в развитии компании, имея в виду успешную реализацию ряда важных корпоративных проектов, например, расширение Средне-Тиманского бокситового рудника, ввод в эксплуатацию железной дороги к нему, качественно новый подход к решению вопросов экологии, формирование международной команды менеджеров?
-Динамичное развитие группы СУАЛ наглядно подтверждает правильность основных приоритетов нашей стратегии на период до 2010 года, которую мы три года назад изложили в программе компании. Напомню базовые положения этой стратегии: дальнейшее развитие сырьевой базы, реконструкция и обновление производственных мощностей наших предприятий, расширение производства продукции высоких переделов. Разумеется, жизнь не стоит на месте, и мы оперативно корректируем программу с учетом конкретной ситуации. В этом смысле последние два года, пожалуй, были весьма показательными. Да, мы завершили несколько крупных, я бы сказал системообразующих проектов, которые вы перечислили. СУАЛ, по существу, создал новую сырьевую базу национальной алюминиевой промышленности, введя в промышленную эксплуатацию Средне-Тиманский бокситовый рудник. Сегодня мы вышли на уровень, который позволяет компании, по крайней мере, на ближайшие два года практически решить проблему сырья, потому что создан определенный резерв: потенциальная ежегодная добыча на Тимане при необходимости может быть доведена до 2 млн т (в прошлом году около 1 млн т) без особых капитальных затрат на приобретение дополнительной техники и развитие инфраструктуры. Кроме того, я бы добавил ввод в прошлом году новой серии электролиза на УАЗе, что позволило увеличить мощности по годовому производству первичного металла на 35 тыс. т.
Особо хочу выделить новые подходы в экологической политике, для чего в составе компании создан Департамент экологии, охраны труда и промышленной безопасности. СУАЛ осознает ответственность за сохранение окружающей среды в регионах своего присутствия. Группа приняла долгосрочные обязательства по осуществлению инвестиций в создание экологически безопасных производств и реализации комплекса мер, направленных на ограничение вредного воздействия производства на окружающую среду. Например, запущенная на УАЗе серия электролизеров оборудована новой системой сухой газоочистки, соответствующей самым жестким стандартам. Аналогичные системы строятся на Богословском и Кандалакшском заводах, разрабатывается проект для Надвоицкого алюминиевого завода. Принципы новой экологической политики мы стремимся реализовать в проекте «Коми Алюминий». Так, в настоящее время завершается исследование по оценке воздействия будущего производства на окружающую среду и социальную сферу этого региона. Интересно, что в рамках этого исследования впервые в истории нашей отрасли выполняется программа общественных слушаний, соответствующих международной практике, по данной проблеме для повышения эффективности природоохранных мер.
-По заявлению руководства «СУАЛ-Холдинга», главной целью является создание международной компании мирового уровня. Что для этого необходимо? Исходя из этой цели, как бы вы сформулировали основные направления развития ОАО «СУАЛ-Холдинг» с учетом ее сегодняшнего состояния, перспектив мирового спроса и внутреннего рынка металлопродукции?
-По моему мнению, СУАЛ уже сегодня имеет многое из того, что характерно для современных ведущих компаний мирового уровня. Прежде всего, стратегия СУАЛа базируется на динамичном и сбалансированном развитии всех металлургических переделов с выделением приоритетных направлений повышения эффективности каждого предприятия, входящего в состав группы. При этом далеко не каждая компания мира имеет такой уровень сырьевого самообеспечения и сбалансированность по объемам потребляемого сырья и материалов. Кроме того, мы поставили задачу выхода на международные финансовые рынки, и я полагаю, что не далеко то время, когда наши акции будут продаваться на международных фондовых биржах. Это существенно расширит возможности привлечения более дешевых и «длинных» денег для реализации наших проектов. Конечно, мы стремимся закрепить наш имидж растущей компании, имеющей большие внутренние ресурсы для саморазвития, компании, в которую можно инвестировать. А для этого нужно не только перейти на международные стандарты финансовой отчетности, что мы уже сделали, но и эффективно продвигать товары на международные рынки. При этом важны не только масштабы производства, но и его качественная сторона, то есть эффективное управление активами компании, подготовка корпоративного менеджмента, динамика формирования акционерной прибыли, уровень капитализации.
Все это, в конце концов, определяется техническим состоянием наших предприятий. Поэтому одним из главных направлений развития компании я считаю вопросы модернизации и реконструкции заводов. Напомню, что самому молодому заводу -Иркутскому -не так давно исполнилось 40 лет, самый старый -Волховский -был сдан в эксплуатацию более 70 лет назад -в 1932 году. Основное строительство наших предприятий пришлось на предвоенное и военное время. Кандалакшский и Надвоицкий заводы строились в начале 50-х годов, когда наше хозяйство восстанавливалось после войны, когда на экологические проблемы не обращали внимания. Наш типичный индустриальный пейзаж тех лет, да и недавнего прошлого, которым мы всегда гордились, -дымящие заводские трубы. А сегодня мы создаем новое производство, технически и экологически более совершенное. Ключевой момент этого производства -электролизеры на 300 кА, поэтому мы сегодня строим опытный участок на УАЗе. При этом хотим испытать и оценить угольную футеровку Новосибирского электродного завода и сравнить ее стойкость с зарубежной.
Безусловно, лимитирующим фактором в нашем стремлении построить, расширить современное производство является проблема энергии. Исходя из этого, наши основные перспективы мы связываем с Сибирским регионом, где в составе «Иркутскэнерго» имеются свободные энергомощности. Сравнительно неплохо оценивается ситуация с энергоснабжением в Коми. Определенные надежды в реализации проекта КАЗ-2 связываются с использованием Кольской АЭС. А вот энергоснабжение уральского алюминиевого комплекса, к сожалению, не дает поводов для излишнего оптимизма, потому что в «Свердловэнерго» не имеется избыточных мощностей, хотя должен заметить, что основные источники сырья и перерабатывающие мощности территориально здесь расположены очень удачно, что обеспечивает благоприятный уровень транспортных затрат. Поэтому на уральских заводах в ближайшей перспективе мы будем менять старые электролизеры с боковым токоподводом малой единичной мощности на электролизеры 300 кА с современной системой газоочистки, каждый из которых может заменить 45 старых агрегатов.
-Какова ваша оценка конкурентоспособности металлопродукции компании, возможности ее повышения, за счет каких факторов? Каков удельный вес продукции высоких переделов в объеме производства? Что сдерживает рост конкурентоспособности?
-В условиях сегодняшней конкуренции экономическое положение компании на рынке в значительной степени зависит от выпуска качественной продукции. Руководство компании справедливо полагает, что именно в этой сфере во многом определяются стимулы и способность компании к саморазвитию. Утрата этих стимулов, образно говоря, равносильна смерти. Конечно, при этом мы должны совершенствовать технологию, снижать затраты, повышая тем самым ценовую конкурентоспособность нашей продукции. В настоящее время СУАЛ выпускает около 900 тыс. т первичного алюминия. Но его переработка на КУМЗе и «Уральской фольге» -так называемый четвертый передел -составляет не более 12%. Поэтому одна из главных задач -расширение производства продукции высоких переделов на этих заводах. На «Уральской фольге» мы имеем, на мой взгляд, существенные сдвиги, особенно с учетом недавнего состояния этого предприятия. Расчетная мощность завода - около 20 тыс. т в год, а сегодня производится около 1314 тыс. т, то есть имеются определенные резервы роста. На КУМЗе ситуация сложнее. В 1984 году завод производил около 230 тыс. т полуфабрикатов широкого сортамента, сегодня примерно 70 тыс. т, то есть здесь компания имеет почти троекратный запас роста. Конечно, он будет определяться внутренним спросом, структура которого за последние годы существенно изменилась. Резко упали оборонные заказы, да и гражданское потребление тоже сократилось. Поэтому сегодня мы ищем новые рынки сбыта металлопродукции. СУАЛ ведет, в частности, работу по выпуску бурильных труб для нефтяников. Уже изготовлены опытные партии для опробования совместно с одной из западных нефтяных компаний в производственных условиях. По нашим оценкам, эффект может быть весьма существенным, учитывая, что удельный вес алюминия почти в 3 раза меньше стали, а стоимость всего на 30 % выше. Это позволяет заметно увеличить общую длину буровой плети и, следовательно, глубину бурения без увеличения веса, без увеличения мощности буровых установок. Кроме того, алюминий гораздо пластичнее стали, что позволяет вести бурение скважин под различными углами. Должен сказать, что уже есть успешные примеры использования таких труб за рубежом -в Канаде, Бразилии.
Ведем также работу с авиакомпаниями по использованию нашей металлопродукции в новых конструкциях самолетов. Здесь мы кооперируемся с ВСМПО, рационально используя преимущества наших предприятий. У СУАЛа есть программа совместных работ с компанией «Энергопром» и НИИ «Углеродпром» по созданию российских футеровочных материалов и обожженных анодов. Сегодня обожженные аноды Новочеркасского электродного завода испытываются на УАЗе. Мы твердо намерены развить производство российских электродных материалов и в перспективе полностью отказаться от импорта этих изделий. Кстати, в настоящее время СУАЛ, кроме анодов, за границей ничего не приобретает. Это соответствует основным направлениям нашей политики максимального самообеспечения производства, чего мы уже достигли по бокситам и глинозему и что дало компании независимость от ценовых колебаний мирового рынка, позволило экономить значительные финансовые ресурсы.
-Какова ваша общая оценка технического уровня предприятий холдинга? Можно ли говорить о серьезном отставании от мирового уровня? Назовите основные направления технологической модернизации заводов компании.
-Я уже сказал, что большинство наших заводов строились давно, и их технический уровень -далеко не самый современный. Поэтому стремимся ликвидировать свое отставание от мирового уровня за счет последовательной и непрерывной модернизации. Например, ввели в прошлом году на УАЗе два новых корпуса с современными системами газоочистки. Конечно, эти электролизеры не на 300 кА, а всего на 167, но это -весьма современный уровень. Теперь по поводу отставания. За последние 20 лет в нашей стране не было создано ни одной новой конструкции электролизера. Например, в 1965 году советская алюминиевая промышленность имела самые мощные в мире электролизеры на 160 кА. В последующее время в стране появились новые электролизеры только на Саяногорском алюминиевом заводе (1980 г.) на 255 кА, то есть единичные мощности оборудования росли очень медленно. В настоящее время «Русский алюминий» испытывает электролизеры на 300 кА. СУАЛ тоже ведет подобные работы: готовим к испытаниям опытные электролизеры на 300 кА конструкции СибВАМИ, которые начнут работать в конце 2004 года на УАЗе. В дальнейшем предполагаем тиражировать это оборудование для широкого промышленного использования.
-«СУАЛ-Холдинг» проводит политику наращивания мощностей не только за счет модернизации, но и за счет строительства новых предприятий, Известен проект «Коми Алюминий», планируется строительство КАЗ-2, ИркАЗ-5. Какие объемы производства компании по основным переделам представляются вам оптимальными или предельными с учетом возможного развития рыночного спроса и реальных возможностей сырьевого и энергетического обеспечения?
-Все указанные проекты находятся на разных стадиях проработки. По проекту «Коми Алюминий», как вы, наверное, знаете, все предварительные расчеты сделаны, строительные площадки выбраны. Глиноземный завод будет расположен в 230 км от рудника, еще дальше примерно на 300 км разместится алюминиевое производство. Решается вопрос с энергетикой, в основном подготовлена инфраструктура, есть поддержка правительства республики. По завершении подготовки ТЭО мы надеемся получить дополнительные кредиты от банков.
Что касается нового Кандалакшского завода (КАЗ-2), планируемая мощность которого 230 тыс. т алюминия и сплавов в год, то для него выбрана площадка, ведутся переговоры с «Росэнергоатомом» относительно энергоснабжения. Получена поддержка руководства Мурманской области, которое заинтересовано в развитии этого производства.
Объемы производства СУАЛом первичного алюминия через пять лет, по нашим оценкам, могут составить около 1300 тыс. т, в том числе дополнительно на ИркАЗ-5 -около 160 тыс. т, КАЗ-2 -230 тыс. т.
По глинозему поставлена задача в ближайшие два года повысить производство на 300 тыс. т на УАЗе. И, конечно, по-прежнему стоит задача развития конечных переделов. Мы хотим и, надеюсь, добьемся того, что наши переработчики -КУМЗ и «Уральская фольга» -значительно расширят номенклатуру выпускаемой продукции, будут выпускать не только полуфабрикаты, но и конечные изделия, например, разовую посуду.
-Сохраняется ли намерение СУАЛа интегрировать в состав холдинга Запорожский алюминиевый комбинат?
-У нас исторически прочные связи с этим комбинатом, и мы весьма активно и тесно с ним сотрудничаем по многим направлениям. В настоящее время специалисты СУАЛа привлекаются для консультаций по организации производства, системы управления, улучшения условий кредитного финансирования комбината. Наши представители входят в состав наблюдательного совета ЗАлКа, а председателем правления недавно избран технический директор Надвоицкого алюминиевого завода Николай Лукин. Конечно, Запорожский комбинат представляет интерес для СУАЛа как профильный актив. Сегодня подготовлена программа развития наших отношений с комбинатом. Вопрос может быть решен только после всестороннего аудита и согласований со всеми заинтересованными сторонами.
-Какова ваша оценка перспектив развития российской алюминиевой промышленности? Какие проблемы, по вашему мнению, лимитируют развитие производства сегодня и как они могут сказаться в перспективе?
-Если исходить из вероятного спроса на алюминий, то перспективы развития нашей отрасли весьма неплохие. В России потребление алюминия на душу населения примерно в 56 раз ниже, чем в ведущих странах, поэтому резервы использования металла очень велики. При этом в России используется не более 20 % произведенного алюминия, остальное экспортируется. Исключительно благоприятное сочетание потребительских характеристик, как показывает мировой опыт, обеспечивает алюминию огромные перспективы использования практически во всех сферах хозяйства.
Что лимитирует развитие алюминиевого производства? Прежде всего общеэкономическая ситуация в стране. Она должна быть стабильной, прогнозируемой, то есть бизнесу нужно знать, что его ожидает в обозримой перспективе. Применительно к нашему энергоемкому производству это, в первую очередь, касается энергообеспечения. Когда в свое время Pechiney планировала строить завод в ЮАР, одним из главных условий было подписание договора о гарантированных поставках электроэнергии в течение 20 лет. Подобная практика существует во всем мире. В России же нет даже механизмов определения, какими будут тарифы на электроэнергию в ближайшей перспективе. Тарифы устанавливаются и периодически пересматриваются Федеральной энергетической комиссией. Нет прозрачности в их образовании. Никто не знает истинных затрат на производство. В тарифы закладывается инвестиционная составляющая в полном объеме, а не банковский процент за кредит. Мы особенно сильно столкнулись с этой практикой в последние полгода, пытаясь решить вопросы, возникающие в связи со строительством КАЗ-2 и пятой серии ИркАЗа. Поэтому вряд ли можно говорить о стабильности в ценообразовании на услуги естественных монополий. А отсюда любые инвестиционные программы связаны с определенным риском, и, значит, привлечение крупных партнеров становится весьма проблематичным. Если бы можно было гарантировать 20-летние поставки электроэнергии по стабильным или прогнозируемым тарифам, это сняло бы максимум вопросов. То же самое касается и железнодорожных тарифов, которые также непредсказуемы. Поэтому поддержка правительства должна состоять в создании и обеспечении стабильных правил в качестве главных условий развития российского бизнеса. Мы не требуем каких-либо льгот, преференций и дотаций, хотя, как показывает практика, даже в развитых странах мощные прибыльные компании имеют государственные преференции на период строительства, так как они развивают национальную экономику. Стабильные тарифы на электроэнергию и транспорт дали бы компании возможность укрепиться, учитывая, что сроки окупаемости большинства наших проектов составляют 46 лет. Это, кстати, было бы хорошим сигналом для банков, которые сегодня не рискуют давать долгосрочные кредиты. Будет стабильность -будет развитие производства, рост доходов, поступлений в бюджет, увеличение числа рабочих мест, расширение социальных проектов. А все остальное у СУАЛа есть: сырье, профессиональные производственные и управленческие кадры, опыт, современные технические разработки и огромное стремление сделать нашу компанию одной из ведущих в мире.
Беседу вел Юрий Адно
|
|
|
|
|
текущий номер
предыдущий номер
|
|