Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия-2015 Экономика Инвестиции и финансы Черная металлургия Цветная металлургия Рынки металлов Машиностроение и металлообработка Драгоценные металлы и камни Социальное партнерство Импэкс-металл Международное обозрение Искусства и ремесла
Metal Bulletin – специально для России
Первая линия
№5' 2004 версия для печати
Статья:   
1
2

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ ДОЛЖНА СТАТЬ НАСТУПАТЕЛЬНОЙ



Виктор Янукович
Премьер-министр Украины

К
началу ХХI века Украина оказалась в довольно сложном положении. Потеряв после распада Союза традиционных экономических партнеров и основных потребителей своей продукции, экономика государства постепенно впадала в стагнацию. Все меньшая часть промышленного производства приходилась на высокотехнологические отрасли, все большее внимание уделялось исключительно отраслям, добывающим и экспортирующим сырье и полуфабрикаты. Падали денежные накопления государства, росла инфляция, обесценивалась национальная валюта.
    Сегодня же можно утверждать, что Украина успешно преодолела посткризисную восстановительную фазу. В последние годы существенно усилились темпы экономического и социального развития, достигнуты заметные сдвиги в производстве и ВВП, увеличении объемов экспорта страны, снижении безработицы и многом другом. В целом социально-экономическая ситуация в Украине характеризуется целым рядом новых признаков, качественно отличающих ее от состояния, в котором находились экономика и общество еще несколько лет назад.
    Это, во-первых, сочетание высоких темпов экономического роста с качественными сдвигами, что создало условия для повышения благосостояния населения. За 2003 год зарплата выросла на 23 %, а в бюджетной сфере — на 44 %. Увеличены размеры пенсий, стипендий, денежного довольствия военнослужащих. Задолженность по зарплате в корпоративном секторе сокращена на 15 %, а в бюджетной сфере погашена полностью. Официально зарегистрированная безработица достигла минимального уровня — 3,6 %. И в целом, принимая во внимание целый ряд положительных сдвигов в правовой системе, в социально-гуманитарной сфере, в бюджетном процессе, имеются все основания утверждать, что на сегодняшний день в государстве создана база для существенного повышения качества общественного благосостояния уже в ближайшем будущем. Еще совсем недавно мы могли лишь мечтать об этом.
    Во-вторых, следует отметить, что радикальное ускорение роста экономики в 2003 году было достигнуто при преобладании интенсивных факторов. Производительность труда в промышленности выросла на 20 %, в строительстве — на 29 %. Имел место переход к экономическому росту инвестиционного типа, о чем свидетельствует трехкратное превышение темпов прироста инвестиций в основной капитал (28 %) над приростом ВВП (9,4 %). Прирост прямых иностранных инвестиций впервые за годы независимости превысил 1 млрд долл.
    Объем кредитования в 2003 году вырос в 1,6 раза, в том числе инвестиционной деятельности — почти в два раза, что свидетельствует о постепенном повышении роли банковской системы в украинской экономике. При этом долгосрочные кредиты увеличились в 2,6 раза, а уровень ставок снизился в среднем до 14 %.
    Произошло стремительное ускорение производства в машиностроении: прирост (36 %) в 2003 году в 4 раза превысил рост ВВП. В промышленности на 30—40 % возросло число внедренных новых технологий, процессов и видов техники. Опережающими темпами развивалось и производство товаров потребления, прибавка которого составила почти 19 %. Особенно следует отметить высокий прирост в отраслях, ориентированных на удовлетворение нужд внутреннего потребительского рынка, — пищевой, целлюлозно-бумажной, полиграфической промышленности, производстве стройматериалов, строительстве — в среднем на 18—26 %. Об активном развитии внутреннего рынка свидетельствует и увеличение оборота розничной торговли — 20 %.
    Существенно укрепились позиции Украины на внешних рынках. Увеличение экспорта превысило 29 %, а в его структуре возросла доля продукции, ориентированной на конечное потребление.
    Вышесказанное позволяет сделать принципиальный вывод: после многих лет борьбы с кризисами, а также с собственным историческим, социальным, экономическим прошлым мы наконец оказались в «точке невозвращения» к прежним системам. И хотя еще дискутируем о возможностях и приоритетах будущего, относительно списка «невозможного» разногласий во мнениях уже нет.
    Невозможно возвратиться к политическому и экономическому тоталитаризму.
    Невозможно восстановление приказной экономики.
    Невозможно поднять страну без новых ориентиров в отношениях с окружающим миром.
    Иначе говоря, сейчас мы набрали «первую космическую скорость», позволяющую нам не возвращаться в прошлое. Но для того, чтобы преодолеть силу «постсоветского притяжения», Украине необходима даже не «вторая», а «третья космическая скорость» социально-экономического подъема. Для этого и нужна новая, наступательная Стратегия социально-экономического развития.
    В свою очередь, к активным реформам нас побуждает и ситуация в мире. В глобальной экономике набирает высоту новая «длинная волна» развития. В последующие десять лет будут решаться судьбы мировых рынков первой половины ХХI века, сформируются новые инновационные сферы, определится новая структура глобального перераспределения труда.
    Прежние надежды, что ХХI век станет эпохой угасания политико-экономических конфликтов и мирной глобализации, не выдерживают проверки практикой. Мир вступает в период напряженной борьбы за ресурсы, за интеллектуальное господство, за политический контроль над глобальными инфраструктурами. Страны, которым не удастся вписаться в эту постиндустриальную, информационную конъюнктуру, рискуют на долгие годы оказаться на обочине магистралей прогресса, а, следовательно, превратиться в аутсайдеров перераспределения мировой прибыли.
    Чтобы не плестись в хвосте мирового сообщества, быть полноправным участником мировых политических процессов, а не объектом чьих-то решений, Украина должна стать сильным, влиятельным государством. Таким образом, геополитические и геоэкономические вызовы сегодняшнего дня требуют от украинской нации решительных ответов практически на все вопросы жизнедеятельности государства и общества.
    Медлить с комплексной модернизацией мы не имеем права.
    Хотел бы подчеркнуть, что, четко определяя экономический смысл преобразований, которые государство должно осуществить в последующие десятилетия, а он очевиден: это постиндустриализация страны, мы должны четко представлять себе общественно-гуманитарное измерение наших реформ. Если оно при каких-то обстоятельствах будет утрачено, любая, пусть и самая совершенная, программа останется мертвым текстом.
    С этой точки зрения, во-первых, нам нужна стратегия как консенсус элит, как согласие корпоративного, политического, гражданского сообщества двигаться в определенном направлении. Если такой консенсус появится, положения государственной стратегии будут восприниматься активными субъектами развития государства и экономики как «маяки», как система геополитической и геоэкономической навигации, а не как очередная попытка органов власти вмешаться в жизнь общества.
    Во-вторых, программируя задачи для экономики, мы не имеем права забывать, что хозяйственный подъем — не самоцель, а средство совершенствования социума, достижения общественного блага, качественного роста благосостояния наших граждан в самом широком понимании этого слова.
    Убежден, что лишь та стратегия попадет, как говорится, в яблочко, которая даст ответы именно на ключевые общественные вопросы. Народ должен понимать гражданский пафос реформ и свой личный интерес в них. Таким образом, стратегия не должна лишь обещать, она должна мобилизовывать людей, стать общей волей и общей судьбой украинской нации. Проще говоря, люди должны получить возможность гордиться своим Настоящим и верить в достойное Будущее.
    Наконец, я хотел бы обратить внимание и на третью принципиальную черту, которая, на мой взгляд, должна стать краеугольным камнем перспективного социально-экономического планирования в Украине. Для того чтобы пробудить активность и творчество людей, недостаточно сухих цифр, процентов ВВП, показателей отраслевого роста. Недостаточно даже существенного увеличения заработной платы и приближения благосостояния к стандартам ЕС. Украине сегодня крайне необходимы большие проекты. Ошибаются те, кто считает, что СССР распался, пытаясь реализовать «стройки века». Наоборот, недостаток больших проектов в 80-е годы погубил Советский Союз.
    Так называемые точки экономического роста — это в то же время и «точки роста гордости», без которых патриотизм и общественный оптимизм утихают, подменяются болезненными воспоминаниями о былом величии и стремлением к разрушению серого сегодняшнего дня. Нам нужна программа больших национальных проектов, которые станут финансово-инновационными катализаторами экономического движения и предметом национальной гордости.
    Главной задачей и смыслом хозяйственной деятельности Правительства в соответствии с заданной Стратегией будет в следующем десятилетии коренная структурная перестройка экономики и ее интенсивная капитализация. Это обеспечит системную модернизацию производства и позволит преодолеть технологическое старение на основе активизации процессов инновационного характера. Будут сформированы условия для развития новых секторов экономики, которые относятся к пятому и шестому технологическим укладам. Это позволит в течение десяти лет завершить индустриальный этап развития экономики Украины и перейти к формированию в стране постиндустриального общества.
    Общим макроэкономическим эквивалентом этих сдвигов должен стать рост ВВП до 2015 года в 2,3—2,4 раза и обеспечение на этой основе ощутимого повышения уровня жизни народа. Для этого власть будет направлять работу по следующим направлениям:
    Во-первых, содействие опережающему развитию наукоемких отраслей и научно-технологическому обновлению производства.
    Во-вторых, повышение конкурентоспособности отечественной продукции и расширение рынков сбыта, увеличение в ней доли изделий высокой степени промышленно-технологической переработки.
    В-третьих, ускоренная модернизация национальной инфраструктуры, реформирование природных монополий, повышение качества их работы до европейского уровня.
    В-четвертых, всестороннее развитие рыночной инфраструктуры.
    В-пятых, финансовое обеспечение экономического роста, качественное улучшение инвестиционного климата в Украине.
    В-шестых, качественное обновление интеллектуальных, а в целом — трудовых ресурсов, кадровая революция в сферах государственного и корпоративного управления.
    И последнее —- общее усиление социальной ориентации экономики и сохранение экологического равновесия.
    Выполнение этих задач требует соответствующих отраслевых структурных изменений. В частности, основой структурной перестройки промышленности будет опережающее развитие машиностроения, прежде всего, его ракетно-космической, авиационной, оборонной отраслей.
    Подвергнется коренным изменениям национальная денежно-финансовая сфера. Для реализации инновационно-инвестиционных реформ нам нужна сильная и эффективная банковская система, современная кредитно-финансовая инфраструктура, способная оперировать всем спектром финансовых инструментов.
    Стратегическими задачами топливно-энергетического комплекса являются модернизация электростанций, диверсификация источников энергоснабжения, снижение энергоемкости экономики до уровня стран ЕС.
    Сельское хозяйство и связанные с ним производственные кластеры подвергнутся комплексным модернизационным изменениям, преобразуются в существенный источник экспортных прибылей Украины.
    Главные цели в транспортном комплексе — создание национальной сети международных транспортных коридоров, техническое обновление всего транспорта, вывод сервиса на европейский уровень. «Транзит» в самом широком понимании этого слова должен стать одним из локомотивов отечественной экономики.
    Мы понимаем, что единственный путь реализации упомянутых структурных преобразований — утверждение инновационной модели развития экономики. Для реализации инновационного пути преобразований мы сосредоточимся на развитии экономики на базе знаний, создании условий для интенсивного взаимопроникновения национальной науки и предпринимательства, их финансовой и интеллектуальной «капитализации».
    Весомую роль здесь играет реализация региональной инновационной политики на принципах партнерства власти и бизнеса, становление цивилизованного рынка нематериальных активов, внедрение высоких технологий.
    Выполнению задач хозяйственной стратегии должен сопутствовать благоприятный инвестиционный климат, на утверждение которого будут направляться меры финансовой, институционной, регуляторной, конкурентной политики Правительства. Кабинет министров обеспечит завершение формирования базовых институтов рынка, в первую очередь, в сфере отношений собственности и конкуренции. Экономическая политика государства должна отказаться от командно-административного вмешательства в дела субъектов хозяйствования, переориентироваться на методы стимулирования экономической инициативы и поддержки стабильности на национальных рынках.
    Мы хорошо понимаем, что общий успех реализации хозяйственной стратегии возможен лишь при условии радикального усиления социальной направленности реформ. Преобразования в социальной сфере будут нацелены на достижение следующих основных целей:
    — создание для трудоспособного населения экономических условий, которые позволят гражданам обеспечить более высокий уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей;
    — обеспечение равного доступа к базовым социальным услугам и улучшение их качества, в первую очередь, жилищно-коммунального хозяйства, медицинского обслуживания и общего образования.
    Иначе говоря, мы сосредоточимся на внедрении качественных изменений во всех сферах качества жизни граждан. Социальные преобразования будут подчинены также обеспечению социальной стабильности, воспроизводству интеллектуального капитала, уменьшению социального неравенства, значительному повышению уровня индивидуальных накоплений и уровня потребления.
    Разумеется, реализация данной Стратегии потребует от государства создания благоприятного геополитического климата реформ. И здесь, считаю, наши приоритеты уже определены. В отношениях партнерства с нашим ближайшим соседом – Россией мы последовательно идем по пути создания единого экономического пространства. Я думаю, что и Украине, и России это очень выгодно. Кроме того, создание ЕЭП связано с экономической политикой Украины и России на рынках третьих стран. Здесь также параллельно возникает вопрос вступления Украины и России во Всемирную торговую организацию. Мы как стратегические партнеры заинтересованы в том, чтобы вступление и Украины, и России в ВТО было синхронным, чтобы в определенной степени свои позиции мы отстаивали совместно. Вместе с тем мы должны договориться о том, что если кто-то из нас первый присоединится к ВТО, второй должен способствовать как можно быстрейшему вступлению партнера.
    Кроме того, нам нужно развивать рынки сбыта нашей продукции. Мы должны работать с Европейским союзом, потому что по объему товарооборота — это второй наш стратегический партнер после России. Если с Россией объем товарооборота составляет сейчас 15 млрд долл., то с ЕС – 12—12,5 млрд долл. Поэтому мы должны находить различные возможности для развития сотрудничества. Это, например, вопрос гармонизации законодательства: когда речь идет о стандартах Европейского союза, речь идет о конкурентоспособности нашей продукции. Или ВТО — там тоже есть свои правила, свои стандарты, и мы должны гармонизировать наше законодательство для того, чтобы защищать интересы нашего товаропроизводителя.
    Политика Украины, как и любого суверенного государства, направлена на защиту национальных интересов. А интересы наши такие же, как и у России: экономический рост и повышение благосостояния людей. Это может быть достигнуто только тогда, когда мы создадим нормальные условия для привлечения инвестиций, для защиты интересов инвесторов. Выгодно ли Украине, что Россия хорошо развивается? Конечно, выгодно. Потому что, чем больше внутренний рынок России, тем больше будут рынки сбыта нашей продукции. Точно так же и России выгодно геополитическое расположение Украины, потому что этот фактор с учетом наших транзитных и транспортных возможностей создает условия для реализации российской экономической политики в европейских странах. Да и сама Украина — емкий рынок.
    Думаю, что вместе с Россией мы заинтересованы проводить единую энергетическую политику на европейском рынке. Это вопрос ближайшего будущего, его уже пора обсуждать. Но здесь очень многое зависит от России. Она является очень крупным партнером, и ее поведение по отношению к Украине должно быть весьма взвешенным. Мы знаем, что это иногда больная тема с политической точки зрения, знаем, какие иногда возникают у политиков вопросы — и в России, и на Украине есть силы, настроенные против стратегического партнерства между нами. Считаю, что с обеих сторон мы должны делать все, что помогает нам быть сильнее вместе. Будем мы сильнее — будут с нами считаться. Нет, наверное, в мире таких отношений, как между Украиной и Россией. Какие еще страны имеют такие давние, тесные связи? Национальные интересы, естественно, всегда будут преобладать. Их просто нужно правильно понимать. И там, где у нас есть общие интересы, мы обязаны объединяться.
    В целом большинство вопросов во взаимоотношениях Украины с внешним миром непосредственно связаны с необходимостью повышения конкурентоспособности ее экономики. Именно на решение этой задачи и направлена хозяйственная стратегия Кабинета министров. Ее реализация, убежден, обеспечит в конечном итоге решение главного для Украины вопроса в этом столетии. Я имею в виду обретение нашим государством равноправного статуса среди тех стран, которые определяют уровень социального, экономического и технологического развития в мире. 

Статья:   
1
2
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение