|
|
Журнал |
|
Архив |
|
Подписка |
|
Реклама |
|
САММИТ |
|
Книжная полка |
|
Контакты |
|
В начало |
|
|
|
| |
|
|
|
№5' 2004 |
версия для печати
|
КВОТЫ УВЕЛИЧЕНЫ С УЧЕТОМ РАСШИРЕНИЯ ЕВРОСОЮЗА |
На вопросы редакции отвечает Заместитель Главы Представительства Европейской Комиссии в России Винсент Пикет (Vincent Piket) |
акие факторы оказали благоприятное воздействие на развитие торговли сталью между Европейским союзом и Россией в 2003 году и в первой половине 2004 года?
-Вот уже на протяжении многих лет торговля между Европейским союзом и Россией некоторыми видами стальной продукции регламентируется двусторонним соглашением. Действующий в настоящий момент российско-европейский договор, заключенный в 2002 году, регламентирует на период по 2004 год включительно количественные ограничения по объему импорта стальной продукции в Европу, такой, как длинномерные и плоские стальные изделия. В июле 2004 года Европейский союз и Россия подписали соглашение, которое дополняет Договор-2002, увеличивая уже существующие квоты для российского импорта с учетом расширения ЕС. В соответствии с этим новым соглашением квота, установленная на 2004 год в размере 1384 тыс. т, дополнительно увеличивается еще на 438216 т. Отражая торговые потоки между Россией и новыми странами-членами Евросоюза, дополнительное увеличение квоты гарантирует компаниям этих стран возможность по-прежнему удовлетворять свою потребность в стальной продукции из России. Обе стороны выразили свое согласие продлить действие такого договора и после 2004 года и начать официальные предварительные переговоры с целью определения размера квот на 2005 год.
Важно добавить, что, поскольку текущий объем импорта не превышает ограничений по количеству, только одна треть российского экспорта в Евросоюз подпадает под действие количественных ограничений.
-Какова доля российского стального импорта в общем объеме потребления Евросоюза?
-Около 1 процента.
-Какие факторы могут содействовать увеличению рыночной доли российских производителей стальной продукции на рынке Евросоюза?
-В краткосрочной перспективе Россия могла бы увеличить объемы экспорта стальной продукции в Евросоюз за счет отмены пошлины на экспорт стального лома. Отмена такого налога могла бы привести к увеличению количественных лимитов приблизительно на 250 тыс. т в 2004 году. В более долгосрочной перспективе вступление в ВТО могло бы обеспечить полную отмену количественных ограничений. Российские стальные компании смогут равноправно и свободно конкурировать с другими компаниями в этом секторе рынка.
-Может ли измениться структура нынешнего российского стального экспорта в страны Евросоюза?
-Общая квота по действующему в настоящий момент договору подразделяется на отдельные квоты для конкретных категорий плоской и длинномерной стальной продукции. Если российская сторона потребует пересмотра распределения общей квоты по разным категориям, Европейский союз будет готов обсудить варианты.
-Очевидно, что главной причиной заключения нового договора по стали послужило расширение Евросоюза. Какие еще факторы, по вашему мнению, содействовали заключению этого договора?
-Новый договор действительно полностью обусловлен расширением Евросоюза, а также дальнейшим развитием европейско-российского партнерства и Договора о сотрудничестве для новых членов Евросоюза.
-Какие изменения были внесены в новый договор по стали?
-Кроме увеличения количественных лимитов, никаких других изменений не было.
-Известно, что квоты на российский экспорт стальной продукции были поставлены в непосредственную зависимость от ограничений на экспорт железного лома в Европейский союз. Что вы думаете о такой зависимости?
-В мае 1999 года Россия ввела пошлину в размере 15 % на экспорт металлолома (но не менее чем 15 евро за 1 т). В 2001 году были приняты некоторые дополнительные сертификационные требования в отношении стального лома. В результате этого объем российского экспорта металлолома значительно сократился, а цены на металлолом в России оказались ниже, чем где-либо в других странах. По мнению Евросоюза, такой налог на металлолом является искусственно созданным преимуществом в пользу российских производителей стали, поскольку подобная экспортная пошлина увеличивает внутренние поставки металлолома и снижает цены на него. Там, где металлолом является исходным сырьем, такая экспортная пошлина на металлолом дает российским производителям неравноправное преимущество, как в России, так и на третьих рынках. Евросоюз уже вышел с предложением России отменить экспортную пошлину на металлолом в обмен на существенное увеличение квот на экспорт стали. Мы надеемся достичь с Россией соглашения по этому вопросу как можно быстрее.
-России хотелось бы увеличить свой объем экспорта стальной продукции с более высокой добавленной стоимостью. Между тем Евросоюз, очевидно, пытается сделать так, чтобы Россия экспортировала в основном продукцию с низкой добавленной стоимостью. Каким условиям должны соответствовать российские стальные компании, чтобы стать равноправными игроками на европейском рынке стальной продукции?
-Мнение о том, что Евросоюз побуждает Россию к экспорту продукции с низкой добавленной стоимостью не имеет под собой оснований. Упомянутый двусторонний договор устанавливает исключительно количественные ограничения, при этом не затрагивая ни спецификаций, ни качества продукции. Импортеры из стран Евросоюза ничем не ограничены в выборе качества продукции, которую они хотят импортировать.
-По мнению целого ряда российских бизнесменов, вступление России во Всемирную торговую организацию негативным образом отразится на состоянии сталелитейной промышленности страны. Что вы можете сказать по этому поводу?
-Вступление в ВТО позволит России включиться в систему международной торговли, которая регламентируется многосторонними правилами. Членство в этой организации даст Россия целый ряд существенных экономических преимуществ. Кроме того, появятся и некоторые дополнительные выгоды, связанные, прежде всего, с более легким доступом российского экспорта, в том числе стали, на зарубежные рынки. Дополнительные преимущества также связаны с правилами и соглашениями ВТО, следуя которым, Россия сможет воспользоваться механизмом обязательного разрешения споров в рамках ВТО для защиты своих торговых интересов.
-В недавнем прошлом антидемпинговые расследования значительно затруднили рост торговли стальной продукцией между Россией и Евросоюзом. Что, по вашему мнению, изменилось в проведении таких расследований, если говорить о методике их ведения и требованиях, выдвигаемых ЕС?
-Не следует преувеличивать влияние антидемпинговых мер, применяемых Евросоюзом в отношении торговли стальной продукцией с Россией. Например, в 2003 году антидемпинговые меры были применены менее чем к 0,5 % всего импорта российской стальной продукции в страны Евросоюза. В настоящий момент европейские антидемпинговые меры применяются только к трем видам стальной продукции из России, причем по просьбе российских экспортеров в отношении одного из них, а именно стальных канатов и кабелей, идет пересмотр решения о применении таких мер.
По данным вопросам мы поддерживаем с российскими властями постоянный открытый диалог. В начале 2004 года наше тесное сотрудничество помогло преодолеть одну из основных проблем, ставшей предметом особой озабоченности России: предоставление доступа для определенных видов российской стальной продукции на рынки стран, вновь вступивших в Евросоюз.
Евросоюз прибегает к антидемпинговым мерам только в крайних случаях, когда он вынужден пресекать демпинговую политику некоторых экспортеров. Единственным правильным решением в части ограничений, вызванных антидемпинговыми мерами, является, прежде всего, отказ экспортеров от демпинга как такового.
В своих антидемпинговых расследованиях мы, в отличие от других стран, таких, как США, придерживаемся более высоких стандартов, даже более жестких, чем правила ВТО. Благодаря этому антидемпинговые пошлины Евросоюза минимальны.
Давайте не забывать, что в этой истории есть две стороны: Россия все в большей степени применяет инструменты защиты во внешней торговле, в том числе защиту внутреннего рынка. Для пользы наших крайне важных торговых отношений мы рассчитываем, что в своих расследованиях по применению средств защиты торговли Россия, как будущий участник ВТО, будет придерживаться той же жесткой позиции, прозрачности и справедливости, что и Европейский союз.
-Каковы, по вашему мнению, перспективы развития на глобальном рынке стали? Как отразятся на нем отношения между Россией и Евросоюзом?
-На мировом уровне рынок стали достаточно устойчив благодаря глобальному экономическому росту, особенно в Юго-Восточной Азии и, в частности, в Китае. Специалисты по данному сектору считают, что эта тенденция продолжится и в следующем году. Стальная индустрия как России, так и Европейского союза должна извлечь выгоду из этой ситуации.
|
|
|
|
текущий номер
предыдущий номер
|
|