Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия-2015 Экономика Инвестиции и финансы Черная металлургия Цветная металлургия Рынки металлов Машиностроение и металлообработка Драгоценные металлы и камни Социальное партнерство Импэкс-металл Международное обозрение Искусства и ремесла
Metal Bulletin – специально для России
Международное обозрение
№5' 2004 версия для печати

РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА И ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ СТАЛЕЛИТЕЙНОЙ ОТРАСЛИ



Марк Оукс-Войси
Руководитель международной металлургической практики компании PricewaterhouseCoopers

В
ступление в Европейский союз 1 мая 2004 года 10 стран — Кипра, Чехии, Словакии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Литвы, Мальты, Польши и Словении — увеличило до 25 число государств, входящих в ЕС. Это расширение носит более амбициозный характер, чем предыдущие, не в последнюю очередь, за счет существенных экономических различий между прежними и новыми государствами ЕС. Вступление в союз предполагает для присоединившихся стран экономические изменения в трех важных направлениях:
    — расширение внутреннего рынка в связи с принятием общего свода правил, стандартов и принципов ЕС, известных под названием Acquis communautaire, включая уничтожение барьеров для торговли товарами и услугами, более свободное движение капитала и устранение препятствий для свободного передвижения рабочей силы внутри ЕС;
    — получение доступа к средствам ЕС для поддержки развития (при условии предоставления новыми странами долевого финансирования);
    — переход на использование евро, как только присоединившиеся страны смогут соответствовать критериям Маастрихтского соглашения.
    Результатом этих изменений явились события и процессы, имеющие важное значение для сталелитейных компаний на рынке ЕС-25:
    — увеличение размеров внутреннего рынка за счет расширения границ ЕС и появления 75 млн его новых граждан привело к формированию крупнейшей в мире торговой группы, насчитывающей более 450 млн потребителей, при том, что новые государства могут добавить к ВВП ЕС не более 5 %;
    — ускорение экономического роста, особенно в новых государствах ЕС;
    — наличие в ЕС значительных средств для поддержки развития промышленного, социального секторов и инфраструктуры (около 22 млрд долл.), что должно стимулировать повышение спроса на стальную продукцию;
    — принятие законов ЕС об охране природы, что потенциально может привести к возникновению значительных затрат;
    — усиление конкуренции между фирмами по мере того, как западноевропейские поставщики будут увеличивать свое присутствие на рынках новых государств ЕС с более качественной, хотя и дорогостоящей продукцией.
    Расширение ЕС ведет к ежегодному росту его мощностей по производству стали на 40 млн т — до 240 млн т/год и к увеличению фактического производства стали от примерно 160 млн т до более чем 183 млн т/год, что составит около 19 % общемирового объема выпуска. Это свидетельствует об относительно низком уровне использования мощностей у новых членов ЕС (табл. 1). Потребление готовой стали увеличится с немногим менее 139 млн т в год до приблизительно 163 млн т (табл. 2), что делает ЕС вторым по величине в мире, после Китая, рынком стали.
    Сталеплавильные производства имеют шесть новых государств ЕС — Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения и Латвия, при этом обработка стали и/или металла осуществляется в других странах. Только первые четыре страны производят сталь в количестве, имеющем международное значение. Крупнейшим производителем стали из них является Польша: 9 млн т в 2003 году. Далее следуют Чехия (6,8 млн т), Словакия (4,6 млн т) и Венгрия (2 млн т). Это скромные показатели по сравнению с такими производителями стали ЕС-15, как Германия (45 млн т), Италия (27 млн т) и Франция (20 млн т) (см. рисунок). С другой стороны, в некоторых странах, как в Польше и Чехии, производство стали остается важной отраслью — в Польше оно составляет около 5 % всей промышленной продукции, в Словакии — около 10 %.
    В сталелитейном производстве каждого из новых государств ЕС доминирует какая-либо одна компания, не входящая в число 30 крупнейших мировых продуцентов. Крупнейший польский производитель стали Polskie Huty Stali (PHS) выпускает около 6 млн т в год, что составляет примерно одну седьмую производства мирового лидера Arcelor. Стальное производство в ЕС-15 и в новых государствах-членах ЕС значительно различается по ассортименту продукции. Производители ЕС-15 в основном ориентированы на выпуск плоского стального проката, тогда как предприятия новых членов ЕС – на изготовление более дешевой длинномерной продукции.
    Относительно низкая стоимость рабочей силы в стальном производстве новых государств ЕС (около 15—20 % затрат производителей из западных стран) обеспечивает их компаниям значительное конкурентное преимущество. С другой стороны, относительно низкая производительность труда, которая, по оценкам, составляет лишь около половины от уровня, достигнутого членами ЕС-15 (600 т на работника в год), а также проблемы с качеством и сроками поставок создают потенциальные проблемы. При этом производители стали новых государств ЕС не имеют каких-либо существенных преимуществ перед производителями ЕС-15 в отношении затрат на энергоносители и сырье, хотя у некоторых может быть более низкий уровень издержек на транспортировку готовой продукции.
    Барьеры для торговли стальной продукцией между ЕС-15 и новыми государствами союза были сняты около 10 лет назад. В результате, за исключением отдельных антидемпинговых мер и протекционистских квот, принятых после одностороннего введения США импортных пошлин, производители стали в новых государствах ЕС имели в течение многих лет практически неограниченный доступ к рынку ЕС-15. В настоящее время экспорт стали из четырех основных стран-производителей, присоединившихся к ЕС, составляет около 12,5 млн т/год, из них около 6,4 млн т экспортируется в страны ЕС-15, причем половина этого объема приходится на долю Германии. Еще около 4 млн т/год новые государства ЕС экспортируют в другие вновь вступившие в союз страны, и немногим более 2 млн т/год — в прочие регионы.
    Присоединившиеся к ЕС страны специализируются на производстве различной продукции: Польша поставляет стальные полуфабрикаты, толстую листовую сталь и крупный профиль, Чехия — листовую, горячекатаную сортовую и арматурную сталь, катанку и холоднотянутую проволоку, Словакия и Венгрия — в основном широкие горячекатаные и холоднокатаные рулоны и листы. Страны ЕС-15 экспортируют в новые государства союза в основном листовую сталь, трубы и сталь с покрытиями — всего лишь около 3,5 млн т готовой продукции в год, что создает отрицательный торговый баланс.
    Компании в присоединившихся к ЕС странах должны обеспечить соблюдение требований законов ЕС о труде, регулирующих продолжительность рабочего времени, минимальный уровень заработной платы, равные условия труда, охрану труда и работу Европейского заводского комитета и понимание основных принципов прецедентного права, которое будет автоматически включено в национальное законодательство этих стран.
    Одним из ключевых положений является свобода передвижения работающего населения, однако в этой области были введены временные ограничения, чтобы избежать наплыва дешевой рабочей силы. Страны ЕС-15 могут отложить введение свободного движения рабочей силы из новых государств ЕС на срок до семи лет, хотя Великобритания, Ирландия и Швеция заявили о том, что они откроют свои границы с первого дня. Для движения в противоположном направлении — из стран ЕС-15 в новые государства союза больше не требуется виз и разрешений на работу. Таким образом, для работодателей, с одной стороны, расширится выбор специалистов, а с другой, может возникнуть проблема перетекания персонала из новых государств ЕС в страны ЕС-15 с более высоким уровнем заработной платы.
    Любая компания, которая захочет импортировать или экспортировать сталь или стальную продукцию, должна будет соблюдать законодательство ЕС по уплате таможенных сборов и НДС. Компании, осуществляющие торговые операции в объединенном ЕС, должны учитывать:
    — различия между текущим национальным таможенным законодательством и требованиями ЕС, а также последствия таких различий;
    — требования к оформлению документации;
    — планирование возможностей и рисков, которые возникают в связи с введением беспошлинных зон, льгот при переработке в пределах и за пределами ЕС, использованием таможенных складов и переработкой под таможенным контролем, изменением таможенных тарифов, вопросами оценки, классификации и происхождения, налогом на потребление, антидемпинговой пошлиной, квотами, отсрочками и лицензиями, «экологическим», «культурным» и другими налогами.
    Подготовка к расширению ЕС велась в течение десяти лет. За этот период экономический рост большей части государств, присоединившихся к ЕС в мае 2004 года, несмотря на очень низкий стартовый уровень, превысил темпы роста в странах ЕС-15. Стальная отрасль в новых государствах ЕС была серьезно реструктурирована, что сопровождалось закрытием многих неэффективных предприятий. В результате общий объем выпускаемой продукции снизился с 1990 года приблизительно на 10 млн т в год, тогда как уровень занятости в отрасли упал с 1989 года почти на 75 % — с 400 тыс. человек до менее чем 93 тыс. человек.
    В рамках мероприятий, связанных с расширением, ЕС-15 заключил с недавно присоединившимися государствами ряд соглашений о реструктуризации стальной отрасли. Их цель — обеспечение рентабельности отрасли к 2006 году и повышение производительности до уровня стран ЕС-15. Эти соглашения предусматривают принятие утвержденных национальных программ реструктуризации отрасли. В свою очередь, ЕС предоставит средства для содействия в адаптации и переквалификации бывших рабочих стальной отрасли в новых странах ЕС.
    Сложность задач, связанных с программой реструктуризации, варьируется в зависимости от страны. Например, в Польше, где максимальный выпуск стали в размере 20 млн т в год был достигнут в 1980 году, необходимое сокращение мощностей составило 1,35 млн т в год при оказании государственной помощи в размере 836 млн евро. В Чехии ожидаемое сокращение мощностей составляет 590 тыс. т в год, а размер государственной помощи — 453 млн евро. В целом сокращение мощностей, предусмотренное в различных программах реструктуризации сталелитейной промышленности в новых государствах ЕС, составляет около 2 млн т в год. Предстоящее в рамках национальных программ снижение занятости включает 8 тыс. рабочих мест в Польше (с 2002 по 2006 год) и около 6 тыс. рабочих мест в Чехии (с 2002 по 2010 год), что составляет около 1/6 численности персонала.
    По мере того, как вступающие страны в ЕС начинали реструктуризацию своих отраслей, международные производители проявляли все больший интерес к инвестициям в регион. В последние годы одновременно набирала обороты приватизация отрасли. В результате растут иностранные инвестиции в производство, обработку и реализацию стали.
    Крупнейшим иностранным инвестором является группа LNM — второй по величине производитель стали в мире. Ей принадлежат сталелитейные предприятия мощностью 14 млн т в год в Центральной и Восточной Европе (ЦВЕ), включая компании в Чехии, Румынии (кандидат для вступления в ЕС в 2007 г.) и в Казахстане (кандидатом не является). Недавно LNM приобрела четыре польских сталеплавильных завода в составе компании Polskie Huty Stali (PHS). Согласно договору о приватизации, LNM обязана инвестировать к 2009 году более 500 млн евро в PHS. Договор о вступлении Польши в ЕС предусматривает ограничение выпуска до 2006 года горячекатаной полосовой стали на уровне 2,4 млн т/год, однако сохраняется возможность увеличения выпуска стальных полуфабрикатов, а с 2006 года можно будет начать эксплуатацию всех мощностей модернизированного полосового стана горячей прокатки.
    Одним из первых инвесторов в регионе стала компания US Steel, купившая в 2000 году сталелитейное предприятие VSZ в Словакии и в сентябре 2003 года — завод Sartid в Сербии. В связи с приобретением первого US Steel обязалась в течение 10 лет выполнить инвестиционную программу на сумму свыше 700 млн долл., сохраняя существующую численность рабочих (без учета естественного выбытия) до 2010 года. US Steel должна в течение 5 лет инвестировать в оборотный капитал и модернизацию завода Satrid около 150 млн долл.
    Другие инвесторы в регионе представлены итальянской компанией Lucchini, которой принадлежит Huta LW в Варшаве, испанской сталелитейной компанией Cellsa, которая приобрела польский завод Huta Ostrowiec и намерена увеличивать мощности одновременно с повышением системы экологического контроля, а также американской компанией Commercial Metals Co, получившей контрольный пакет в прибыльном предприятии Huta Zawiercie, производящем длинномерную продукцию.
    Однако не все инвестиции приходят с запада. Украинская компания Индустриальный союз Донбасса (ИСД) приобрела Dunaferr, основного производителя стали в Венгрии, обязуясь финансировать модернизацию производства. Обсуждаются планы приватизации завода Huta Czestochowa в Польше. Польское правительство в феврале 2004 года объявило победителем тендера группу LNM, однако это решение оспорено ИСД. В апреле 2004 года тендер отменен, а окончательное решение еще не принято.
    Хотя ЕС предъявляет требования к изменению объема мощностей и повышению производительности заводов в новых государствах ЕС, приход новых, коммерчески грамотных собственников может привести к радикальным изменениям даже при отсутствии законодательных требований. Правда, не все зарубежные инвесторы стремятся приобретать действующие предприятия. Некоторые вкладывают капитал в создание производства с нуля. Например, компания по торговле и сбыту стали Steel Capital осуществляет строительство стана холодной прокатки полосы и линии по нанесению покрытия мощностью 1 млн т в год в Словакии для поставки рулонной стали предприятиям автомобильной промышленности ЦВЕ. Кроме того, несколько западноевропейских и японских дистрибьюторов приобрели или открыли новые торговые предприятия в только что присоединившихся к ЕС государствах.
    С января 2005 года все котирующиеся на биржах компании ЕС должны готовить свою финансовую отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Переход от национальных правил бухгалтерского учета к МСФО повлияет на деятельность компаний: новые принципы оценки результатов должны быть введены во всех подразделениях. МСФО должны стать частью процесса составления бюджетов и финансовых прогнозов. Принятие этих стандартов окажет влияние на систему оценки активов, обязательств и прибыли, а также на то, как компании объясняют последствия заключения крупного контракта или создания совместного предприятия.
    Хотя подготовка к вступлению в ЕС уже оказала существенное влияние на бизнес, в перспективе возможны изменения:
    — ожидается существенный рост местных рынков стальной продукции, хотя конкуренция со стороны стран ЕС-15 по-прежнему будет одним из важнейших факторов;
    — многим производителям в новых государствах ЕС необходимо обеспечить соблюдение законодательства и нормативных актов ЕС, в частности, относящихся к нормам труда и экологическим стандартам;
    — ожидается дальнейшая реформа энергетического сектора и рост стоимости энергоресурсов;
    — на новые государства ЕС автоматически распространяется режим внешней торговли союза с третьими странами, что может создать сложности, например, в торговле с Россией;
    — по мере того, как вступившие государства все больше интегрируются в ЕС и готовятся к переходу на использование евро, стоимость капитала может снижаться. Это побудит компании осуществлять инвестиции, необходимые для поддержания конкурентоспособности;
    — сохранится необходимость реструктуризации отрасли, хотя на это предусмотрено соответствующее финансирование со стороны ЕС. Режим конкуренции также окажет влияние на характер реструктуризации.
    Дальнейшее увеличение темпов экономического роста в новых государствах ЕС, частично обусловленное полученными от вступления преимуществами, будет сопровождаться расширением рынков потребительских товаров, таких, как автомобили и крупные бытовые приборы. Это повысит спрос на высококачественную и дорогостоящую листовую сталь с покрытиями и без покрытий. Рост расходов на жилье, офисы и развитие общей инфраструктуры приведет к повышению спроса на стальную продукцию в строительстве. Из-за роста инвестиций в производство промышленного оборудования соответственно возрастет потребность в стали.
    Потенциал рынка можно определить на основе анализа последних тенденций в иностранных инвестициях. Наибольшая их часть приходится на Польшу и Венгрию — в отрасли, потребляющие сталь. Словакия сейчас рассматривается как основной поставщик полуфабрикатов для производителей ЦВЕ, а также на рынки ЕС-15. Так, ожидается, что выпуск автомобилей в Словакии достигнет к 2007 году 800 тыс., что повысит спрос на сталь. На оценке потенциального роста также сказываются:
    — прогнозы увеличения выпуска легковых автомобилей в Восточной Европе до 2010 года на уровне 6 % в год по сравнению с 0,5 % в странах ЕС-15;
    — данные об ожидаемых темпах роста объемов строительства, которые, по прогнозам, составят 9 % в 2004—2005 годах по сравнению с 1,7 % в странах ЕС-15;
    — исследования текущего потребления стали в крупнейшем из новых государств ЕС — Польше, которое сейчас составляет менее 200 кг/чел., или половину среднего показателя ЕС-15. В перспективе сталелитейная отрасль Польши может дать увеличение на 1 % видимого потребления стали на каждый процент роста ВВП выше 4%-ного порога.
    Производители новых государств ЕС рассчитывают получить выгоду от этих тенденций, однако извлечь пользу могут также продуценты стали в ЕС-15, если обеспечат покрытие своих более высоких затрат за счет качественных преимуществ по некоторым видам продукции, в основном по листовому прокату с покрытиями и без них. Основной задачей производителей в новых государствах ЕС будет повышение качества продукции для усиления позиций на рынке поставок для растущих отраслей — автомобильной, упаковочной и приборостроительной. Однако, решая задачу улучшения качества стали, они могут столкнуться с необходимостью закупки сырья на мировых рынках, а не у ближайших поставщиков. В этом случае производители окажутся в невыгодном положении по сравнению с таковыми на побережьях Западной Европы — из-за более высокой стоимости транспортировки сырья.
    Заглядывая вперед, можно сказать, что, хотя затраты производителей на рабочую силу в новых государствах ЕС сейчас относительно низки, это преимущество может быть утрачено по мере того, как повышение уровня жизни в новых государствах-членах союза будет сопровождаться ростом затрат на рабочую силу, если, конечно, производительность труда не будет расти более высокими темпами.
    При оценке дальнейшего влияния расширения ЕС важно помнить о том значительном краткосрочном эффекте, который возникнет в связи с планируемой реструктуризацией отрасли. Международные производители стали, которые приобрели, реорганизовали и модернизировали сталеплавильные предприятия в новых государствах ЕС, имеют все необходимое, чтобы воспользоваться открывшимися возможностями, однако помешать им может ограничение объема производства.
    Расширение ЕС может также оказать важное влияние на структуру торговли в Восточной Европе. Квоты на импорт стали из стран СНГ с мая 2004 года в ЕС увеличены, чтобы учесть средний годовой объем импорта новыми государствами союза из России, Украины и Казахстана. Россия, например, до мая 2004 года экспортировала в новые государства ЕС около 500 тыс. т стали в год, Украина — около 800 тыс. т. Но так как новые квоты ЕС-25 не привязаны к конкретным странам, некоторые из новых государств союза, в частности, граничащие с Россией и Украиной, опасаются, что именно на них может прийтись основное увеличение импорта, поскольку Россия и Украина, стремясь снизить транспортные расходы, переориентируют экспорт на ближайшие рынки.
    Экспорт России и Украины в ЕС мог бы быть значительно большим, если бы они не продолжали взимать пошлины за экспорт лома черных металлов. Ответными мерами ЕС стало снижение общей квоты на экспорт стали из России на 12 %, из Украины — на 30 %. В начале 2003 года Украина в 2 раза увеличила пошлину на вывоз металлолома — с 15 евро/т до 30 евро/т. В ответ ЕС наполовину сократил квоту на украинский стальной экспорт — до 180 тыс. т/год.
    Таблица 1
    Мощности и производство стали в объединенном ЕС в 2003 г., млн т
     Бывший ЕС-15 Новые государства-члены
    Производство 160,1 23,5
    Мощности 200 40
    Загрузка, % 80 59
    Источник: Eurofer
    Таблица 2
    Фактическое и ожидаемое потребление готовой стали, млн т
     2001 2002 2003 2004
    Новые государства-члены 18,3 19 20,1 21
    Страны бывшего ЕС-15 140,5 138 138,6 142,6
    Источник: Eurofer
    Рис. 1. Производство стали в ЕС-25 в 2003 г., млн т
     

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение