|
|
Журнал |
|
Архив |
|
Подписка |
|
Реклама |
|
САММИТ |
|
Книжная полка |
|
Контакты |
|
В начало |
|
|
|
| |
|
|
|
№5' 2004 |
версия для печати
|
ГАРМОНИЯ МЕТАЛЛА |
Людмила Караева лауреат международного конкурса «PALMARES 2000», обладатель французской Гран-при современного искусства «PRIX d`Art Comtemporain». Ее работы находятся в Третьяковке и Музее современного искусства в Москве, в галерее «Де Бур» в Амстердаме, миссии РФ в ООН в Нью-Йорке, в департаменте по культуре в Тироле в Австрии, а монументальные скульптуры стоят в Сера ди Раполано в Италии, в Приморске на Дальнем Востоке, под Воронежем. |
Наталья Баратова
своему стилю в скульптуре Людмила Караева шла долгим путем, особенно если считать в километрах. Сначала отделение керамики в художественном училище в Душанбе. Там-то неожиданно открылся ее талант к лепке. Возможно потому, что Людмила родом с Кавказа, где восприятие формы и пластики заложено в крови. В 1972 году, окончив училище, она поступила в Таллинскую академию на специальность «монументальная живопись». Но жить и учиться в холодной, чопорной Эстонии после яркого, многоголосого Таджикистана, где жизнь бьет ключом, она не смогла. Работала во Владикавказе художником-декоратором в театре. Руководство посылало учиться в любой театральный институт. Но Людмила уже поняла, что хочет заниматься только скульптурой. И решила поступать в Московский государственный художественный институт имени Сурикова. Его студенткой она стала в 1975 году.
Теперь, когда я знаю, что такое скульптура, рассказывает Людмила, понимаю, почему часто встречала скептическое отношение к своей мечте. Тогда даже представить себе не могла, насколько это тяжкий труд. У живописца есть холст, краски, кисти, и он сам себе хозяин. А тут многое зависит не от тебя: лепишь сначала в пластилине, потом формотурщик должен перевести твое изделие в гипс, потом этот гипс попадает в литейку. При этом все нужно держать под контролем, чтобы отлили без брака. Здесь уже важна роль производства. А потом выравнивать, хромировать, полировать поверхность, доводя ее до совершенства.
С чего начинается для вас скульптура? С линии, рисунка, композиции?
Сначала рождается, конечно, образ. Будущую скульптуру я сразу чувствую в объеме. И если рисую, то только схему, какая форма, что на что надевается, как крепится. Не то, что вот это женщина, тут у нее голова, тут грудь, ноги. Нет, представляю, что вот голова в форме круга, тело эллипс, тут треугольник. Вот такую схему и рисую.
Меня поражает безукоризненное исполнение ваших скульптур. Идеальные поверхности, пропорции. Хочется прикоснуться, рассмотреть со всех сторон. Реалистичными их не назовешь, но в самой абстрактной я вижу не просто какую-то женщину, а конкретно вас.
Да, мои скульптуры, безусловно, фигуротип, но модернизированный, трансформированный. И тут есть моменты, в реальной жизни невозможные. Вот так, как эта фигура, вы сесть не сможете. А она сидит очень убедительно. Я ее лепила, когда у меня болел живот, жутко болел. Я сидела, скорчившись, и как бы увидела себя со стороны. Фигура так и называется «Боль».
Не так давно поняла, что все они действительно похожи на меня. Но, знаете, думаю, любой художник, будь он живописцем, графиком или скульптором, что бы он ни делал абстракцию, пейзажи, натюрморт, он всегда пишет себя. У меня может быть совершенно другая фигура, чем у скульптуры, но это все равно я. И, кстати, это многие чувствуют. Наверное, все дело в собственной энергетике...
Вы лепите обнаженное женское тело. Для вас в нем есть эротика?
Для меня тут эротики нет. И, кстати, эротика это не обязательно обнаженное тело. Художник порой пишет винтик, гаечку, а получается эротичное произведение. У меня же другой подход соотношение форм и пропорций, игра между ними ритм, геометризация. Название работ для меня момент вторичный. Подчас его и вовсе нет. Иногда идет тема, например, интроверты, у меня их штук десять. Не потому, что меня особо привлекает замкнутый на себя человек. Просто я разрабатывала замкнутую форму без каких-то лишних деталей, которые мне мешают. Я давно, еще в институте, искала эту форму. Просто лепить реалистичную фигуру, со всеми подробностями, мне уже тогда было неинтересно.
Вы работаете с разными материалами деревом, камнем, глиной, металлом... Какой самый любимый?
Наверное, металл. В работе с металлом существует много разных техник. У Родена, например, важен мазок, экспрессия. Кому-то интересна проработка мелких деталей, игра фактур полированного и матового металла. Для меня самое важное форма, она все и диктует. Форма должна быть идеальной и не должна зависеть ни от света, ни от ракурса, ни от материала. Для меня важнее всего линия, пластика. Главное сохранить, проследить эту линию по всей фигуре так, чтобы форма скульптуры была цельной, завершенной в любом ракурсе, с любой стороны. При этом я не добиваюсь сходства или анатомических подробностей. Чтобы получить такой эффект, нужно, чтобы поверхность скульптуры тоже была идеальной ровной, отшлифованной, выверенной до миллиметра. Поиски этих миллиметров иногда забирают годы.
Институт дал мне школу, знание анатомии. А когда владеешь ремеслом, можно уже играть с формой, стилизовать ее. Двадцать лет я шла к этой форме, к своему стилю.
Вы знаете, что будет дальше? И в том, что касается формы?
Трудно сказать. Знаете, тут, что называется, материал держит. Обработка металла постоянно претерпевает изменения, появляются новые технологии, методы плавки, обработки отливок. Кроме того, работа с металлом длительный процесс. Пока вылепишь фигуру из пластилина, пока ее отольют в металле, пока этот металл обработаешь, доведешь до ума, пока отшлифуешь, проходит очень много времени. И за это время в голове перегорает много новых идей. Просто нет возможности реализовать то, что задумываешь. Это очень обидно.
Увидим ли мы когда-нибудь мужскую фигуру в вашем исполнении?
Не знаю, может быть. Но пока перед мужчиной я робею. Знание женской основы позволяет мне трансформировать женскую красоту. Делать абстрактные геометрические формы. Кроме того, женская красота более многогранна. Женщина может быть худой, полной, с маленькой грудью и с большой, даже с диспропорциями может быть. И все равно она для меня красива. Женщину я понимаю, мне с ней легко, без субординаций как-то. С мужчиной сложнее. Красота мужского тела для меня однозначна. Не представляю, как в работе с ним можно допускать такую фривольность, как с женской пластикой.
Лепить же реалистического мужчину мне неинтересно. Лучше, чем это сделал Микеланджело, все равно не получится. Или возьмите греческую классику. Посмотрите на греческую скульптуру в Пушкинском музее. Мама родная, какие они все красивые! Какие у них у всех красивые паховые треугольники, вы себе не представляете. Как показаны мышцы! Складка живота и треугольник. У женщины тут ничего нет, а у мужчины в этом треугольнике еще есть форма. Это прекрасно! Причем сделано это настолько культурно...
Вы имеете в виду фиговый листок?
Да какой там листок. Все, как надо, все, как есть. Но волос идет орнаментом. Сделано с таким вкусом, целомудренно просто. Я всегда этим восхищалась. Но это надо уметь хорошо слепить. Знаете, на обнаженке «прокалываются» все. Любой живописец может писать пейзажи, портреты, натюрморты, и сойти за интересного или неплохого художника. Но как только он напишет обнаженку, тут он никогда никого не обманет. Сразу же будет видно, есть у человека культура или ее нет, как он это видит, как передает, и вообще, что он из себя представляет. И неважно, мужчина пишет или женщина, сразу видна суть этого художника. Поэтому, наверное, мне и страшно лепить мужчину. У меня еще не сложилась концепция, как передать мужскую красоту, которая мне нравится, ту чисто мужскую красоту.
Никогда не пожалели, что стали скульптором?
Нет, хоть работа скульптора это кропотливый, порой грязный, и всегда тяжелый труд: что в металле, что в камне, что в дереве. Тут без пыли, тяжелой киянки, а порой и химических препаратов не обойтись. Так что приходится и в респираторе работать. Но радость поиска это самое большое счастье в работе. Это как с ребенком труд, бессонные ночи, болезни, волнения, заботы, суета все окупается одной его улыбкой. Так и тут.
|
|
|
|
текущий номер
предыдущий номер
|
|