|
|
Журнал |
|
Архив |
|
Подписка |
|
Реклама |
|
САММИТ |
|
Книжная полка |
|
Контакты |
|
В начало |
|
|
|
| |
|
|
|
№5' 2003 |
версия для печати
|
|
КАКОВЫ ПЕРСПЕКТИВЫ ТИССЕНКРУП |
|
Один из европейских консолидированных сталелитейных гигантов продолжает медленно, но верно реализовывать свои планы роста через систему международных партнерств, пишет Кристиан Кёль (Christian Kohl).
реди европейских гигантов сталелитейного бизнеса, возникших в результате процессов консолидации в конце 90-х, немецкий концерн ТиссенКруп Сталь (ThyssenKrupp Stahl AG) на первый взгляд кажется наименее международным на фоне таких транснациональных слияний, как, например, консолидация компаний Корус (Corus) и Арселор (Arcelor) двух крупных традиционных операторов этой отрасли и, в некотором смысле, соседей по Руру, которые объединили свои активы в 1997 году. В духе лучших традиций название концерна сохранило имена основателей слившихся компаний.
Но это только на первый взгляд. На самом деле международный бизнес концерна уже давным-давно перерос границы обычного импорта и экспорта. Помимо многочисленных дочерних предприятий, созданных и приобретенных на трех континентах за последние годы, группа ставит основным приоритетом международное сотрудничество именно с местными партнерами в регионах.
Особенно впечатляют международные планы группы в секторе производства нержавеющей стали. В 90-х годах подразделение концерна ТК Стейнлес (TK Stainless) приобрело контроль над итальянской компанией Аксиай Спешиэл Терни (Acciai Speciali Terni) и мексиканской корпорацией Мексинокс (Mexinox). С тех пор ТК Стейнлес остается лидером отрасли. Годовой объем его производства составляет 2 миллиона тонн, а география деятельности значительно шире, чем у кого-либо из конкурентов.
По словам управляющего концерна Хельмута Хадриса (Helmut Hadrys), ТК Стейнлес не будет стремиться расширять свой сектор на европейском рынке. Одним из наиболее приоритетных регионов в плане дальнейшего расширения деятельности концерна рассматривается Северная Америка. До сих пор концерн обслуживал этот регион посредством компании Мексикон, прокатное производство которой полностью зависит от поставок рулонов горячекатаных полос с металургических комбинатов Европы.
На сегодняшний день наиболее современное предприятие группы ТК Стейнлес находится в Китае, где в 1998 году в результате объединения с компанией Шанхай Пудонг (Shanghai Pudong I&S), ранее принадлежавшей концерну Баостил (Baosteel), была создана компания ШанхайКруп Стейнлес (ShanghaiKrupp Stainless SKS). В ноябре 2002 г. был пущен в действие расположенный в Пудонге завод по холодной прокатке листа с начальной производительностью 75 тысяч тон в год. К концу 2005 г. комбинат должен выйти на годовую производительность 390 тысяч тон холоднокатаных рулонов стали.
В настоящий момент, пока на SKS налажена поставка рулонов холоднокатаной листовой стали из Терни, ТК Сталь (ThyssenKrupp Stahl AG) не планирует строить в Шанхае каких-либо мощностей по горячей прокатке стали. Только плавильный цех с установкой непрерывного литья. Недавно Петер Урбан (Peter Urban), управляющий ТК Сталь, сообщил о планах его компании разместить в Пудонге производство коммерческого непрерывного литья полос из нержавеющей стали. Наладку аналогичной пилотной установки «Еврострип» (Eurostrip) в Крефелде (Krefeld), Германия, планируется закончить к концу этого года.
Однако по мере приближения ЭКСПО2010, международной выставки экономических и научно-технических достижений, перед шанхайскими партнерами возникла проблема места для размещения их предприятия. «Только недавно мы узнали, что не можем строить каких-либо комбинатов вблизи отведенной для выставки территории. Теперь нам приходится искать другие варианты», говорит Урбан.
Расширяя свою деятельность на международном рынке, другое подразделение концерна ТиссенКруп Сталь, занимающееся производством углеродистой стали, также придерживается стратегического принципа сотрудничества с местными партнерами в регионах. Почти всe производство листового проката этого подразделения сосредоточено в Дуйсбурге (Duisburg), тогда как его зарубежные предприятия в основном сориентированы на производстве готовой продукции для нужд автомобильной промышленности.
«Наши возможности влиять на структуру наших затрат крайне ограничены, и мы не можем конкурировать с поставщиками, предлагающими меньшие цены, пояснил Карл Ульрих Кёхлер (Karl-Ulrich Kohler), управляющий подразделения ТК Сталь, на отраслевой конференции, проходившей в начале этого года. Мы зависим от рынков, на которых продукты повышенной готовности производств реализуются по долгосрочным контрактам».
Он также придерживается мнения, что приобретение или создание новых интегрированных металлургических предприятий позволяет снять такие ограничения и, следовательно, дает возможность реализовывать продукцию, производимую в Дуйсбурге, в разных странах мира. «Для осуществления поставок нашей продукции мировым автомобильным компаниям мы придерживаемся стратегии развития производств продукции высокой го-товности, что позволяет регулировать производственные мощности в соответствии с потребностями рынка», говорит Кёхлер, при этом добавив, что основным приоритетом зарубежных производств ТК Сталь, сориентированных на автомобильную промышленность, будет развитие сервисных центров, цехов по горячему цинкованию и лазерной сварке заготовок.
Неудивительно, что поиск партнеров привел ТК Сталь к расширению своего присутствия на автомобильном рынке Китая. В мае прошлого года ТК Сталь и корпорация Анганг Нью Стил Корп. (Angang New Steel Co) подписали соглашение об инвестировании 180 миллионов долларов США в Тагал, линию по оцинковке стальных листов, расположенный в городке Далиань на севере Китая. Кроме того, в Дортмунде ТК Сталь планирует модернизировать свою линию цинкования № 8 и увеличить ее производительность до 400 тысяч т/год. Наладка линии запланирована на конец этого лета.
Помимо прочего, в Ухани (Wuhan) ТК Сталь при участии местной компании-партнера Зёнг Рен (Zhong Ren) уже запустила в производство Тейлорд-бланкс (заготовки Тейлорд бланкс специальные тонколистовые конструктивные элементы из различных марок стали, соединенные лазерной сваркой, предназначенные для использования в автопромышленности). Два аналогичных производства уже существуют в Мексике и Италии. Они полностью принадлежат ТК Сталь. Все эти технологические линии были пущены в производство в прошлом году. К концу 2003 года их суммарная проектная мощность составит 1,5 миллиона единиц продукции в год, что увеличит суммарный объем производства ТК Сталь до 34 миллионов подобных заготовок в год.
В Японии в прошлом году ТК Сталь, Кавасаки Стил (Kawasaki Steel) и НКК (NKK) объединились в новую компанию JFE, что позволило интегрировать усилия в области научных исследований и реализации автомобильной стали в соответствующих регионах внутри страны. Идея состоит в том, чтобы обеспечить ведущие мировые автомобильные компании сталью одинакового качества на аналогичных условиях поставки по всему миру. Так, например, сейчас ТК Сталь поставляет на заводы Тойоты (Toyota) в Европе изготавливаемую по специальной технологии JFE сталь, способную менять свою твердость при термической обработке.
В Южной Америке основным партнером ТК Сталь является компания Гальвазуд (Galvasud), специализирующаяся на процессах цинкования. Эта компания была создана при участии бразильской корпорации CSN. В настоящий момент компания использует только часть своих мощностей, выпуская всего 350 тысяч тон в год. Такое снижение производительности обусловлено существенным спадом на автомобильном рынке Бразилии. Тем не менее ТК Сталь надеется достичь больших успехов в Испании, где в феврале этого года она приобрела на правах партнерства Галмед (Galmed) другое предприятие по горячей оцинковке стали, контрольный пакет которого по-прежнему остается у Арселора.
Комментируя последние события, господин Урбан заявляет, что все возможности менеджмента компании задействованы практически полностью, и создание каких-либо новых партнерств пока не планируется.
Тем не менее уже давно рассматривается вопрос о создании совместных линий покрытий в США. Однако ситуация, сложившаяся в стелелитейной отрасли США, пока не позволила продвинуться в этом направлении. «Рынок США переживает реорганизацию. Но мы по-прежнему ищем партнера, говорит Урбан. Теперь, с появлением новых сильных игроков, наш план, вероятно, приобретет более четкую форму».
Автор статьи работает в Германии
|
|
|
|
|
текущий номер
предыдущий номер
|
|