|
|
Журнал |
|
Архив |
|
Подписка |
|
Реклама |
|
САММИТ |
|
Книжная полка |
|
Контакты |
|
В начало |
|
|
|
| |
|
|
|
№5' 2003 |
версия для печати
|
МЕЖДУ ЗАВОДОМ И ГОСУДАРСТВОМ |
ВОЙДЕТ ЛИ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ В СТРУКТУРУ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ КОРПОРАЦИИ? |
Маргарита Кузовкова
Директор Нижнетагильского музея-завода
стория черной металлургии на Урале насчитывает более 300 лет. В 2003 году исполняется 281 год со дня пуска первой доменной печи в Нижнем Тагиле. С тех пор в нашем городе ни на один год и ни на одну минуту не прекращалась выплавка чугуна и стали. Тагильская металлургия знала и подъемы, когда ее продукция продавалась во всей Европе и в США, и кризисы, связанные с проблемами в технологической и организационной перестройке производства. Тем не менее в любые времена металлургические заводы Нижнего Тагила всегда были важной составной частью как российской, так и мировой экономики. В любых геополитических расчетах всегда учитывалось наличие поначалу демидовского Нижнетагильского горнозаводского округа, а в ХХ веке его исторического преемника, Нижнетагильского металлургического комбината.
Нижнетагильский горнозаводской округ, основанный в 1720-х годах, стал самостоятельным в середине ХVIII века. К началу ХIХ века имел в своем составе 9 заводов, в том числе головной Нижнетагильский, основанный в 1725 году.
В 1930-х годах предприятия округа стали технологической и кадровой базой при создании Ново-Тагильского металлургического завода. В 1957 году старый Нижнетагильский завод вошел в состав НТМК.
Сам факт столь длительного существования тагильской металлургии доказывает наличие высокоразвитой производственной культуры и традиций «железного дела». На демидовских заводах в ХVIIIХIХ веках работали агрегаты и использовались технологии, в значительной степени предвосхитившие современные процессы. Очень многие достижения заводов Нижнетагильского округа, а затем и НТМК начинаются со слов «впервые в мире», «впервые в России».
В ХIХ веке здесь впервые в России наладили выпуск ферромарганца в доменной печи, создали первое крупное бессемеровское производство с собственным, оригинальным вариантом конвертерного процесса. В ХХ веке, особенно в 60-е годы, НТМК становится настоящей экспериментальной площадкой для отработки новейших технологий. Здесь впервые внедряется кислородно-конвертерный дуплекс-процесс, позволяющий получать одновременно высококачественную сталь и ценнейшее сырье ванадиевый шлак. Здесь строится машина непрерывного литья стальных заготовок криволинейного типа. Новый этап реконструкции основных цехов комбината начался в 1990-е годы и продолжается сегодня.
Роль НТМК в создании на базе старого Тагильского завода единственного в стране завода-музея невозможно переоценить. К 1980-м годам старый завод утратил промышленное значение: в 1961 году закрыты прокатные цехи, в 1980-м мартеновский цех, в 1987 году доменный цех. После долгих обсуждений судьбы предприятия Министерство черной металлургии СССР и Министерство культуры РСФСР 13 января 1989 года приняли совместное решение об учреждении завода-музея техники черной металлургии, причем базовым предприятием определялось НТМК, научно-методическое руководство возлагалось на Нижнетагильский музей-заповедник.
За прошедшие годы многое изменилось. НТМК стал акционерным обществом. Завод-музей остался в федеральной собственности, однако распоряжается им муниципальный музей-заповедник. Причем все работы на объектах завода-музея производятся силами и на средства НТМК, и только благодаря этому завод-музей еще существует. Очевидно, что столь парадоксальная ситуация, когда средства вкладывают одни, руководят объектом другие, а собственниками являются третьи, не может длиться бесконечно.
В последние два года предпринимался ряд попыток найти выход из запутанной ситуации. Выяснилось следующее:
Министерство культуры РФ распорядитель памятников федерального значения не готово взять на себя всю полноту ответственности за Нижнетагильский завод-музей и намерено лишь оказывать минимальную поддержку отдельным проектам реставрации при условии, что кто-то иной возьмет на себя основные затраты;
правительство Свердловской области уже вовлечено в аналогичный проект в Невьянске (музей-заповедник «Старый Невьянский завод», создаваемый совместно с предприятиями цветной металлургии области) и в настоящий момент не слишком заинтересовано в Нижнетагильском заводе-музее.
В результате Министерство культуры РФ по договору передает права распоряжения объектами завода-музея администрации Нижнего Тагила и учрежденному ею музею-заповеднику горнозаводского дела. Ни администрация, ни тем более музей-заповедник не располагают даже минимальными средствами для спасения старого завода. Вполне очевидно, что НТМК, не имея никаких прав управления заводом-музеем, также не имеет оснований существенно расширять свое участие в реставрационных работах. Отсутствие кардинальных предложений в самом ближайшем будущем может оказаться фатальным для завода-музея.
Между тем опыт сохранения и использования индустриального наследия, накопленный в странах Западной Европы и США, подсказывает наиболее рациональное и взаимовыгодное решение проблемы. Дело в том, что основная часть западных историков и музейных работников, занимающихся проблемами сохранения индустриального наследия, являются сотрудниками промышленных корпораций и в известном смысле обслуживают их идеологические запросы.
Один из немногих старых металлургических заводов, включенных в «Лист мирового наследия» ЮНЕСКО завод «Энгельсберг» в Швеции является собственностью пароходной (в прошлом металлургической) компании «Нордштернан». Великолепный «Экомузей Бергслаген» в той же Швеции, включающий более 50 индустриальных объектов и музеев горно-металлургического профиля, создан в 19701980 годы совместными усилиями Ассоциации производителей стали скандинавских стран и местных муниципалитетов, причем мозговым центром этого дела была именно историческая секция ассоциации, состоящая из лучших ученых-историков страны.
Нечто подобное постепенно появляется сегодня и в нашей стране. Вспомним, что создание государственного музея-заповедника «Старый Невьянский завод» было бы невозможным без поддержки предприятий уральской цветной металлургии, контролирующих деятельность (вплоть до кадровой политики) музея-заповедника через специально созданный фонд с тем же названием. Великолепные по замыслу исторические и музейные проекты осуществляются сегодня Уральским вагоностроительным заводом, где одновременно создается не имеющий аналогов на Урале музей бронетанковой техники и издается серия книг по истории предприятия.
Нижнетагильский завод-музей имеет все основания стать влиятельным центром пропаганды индустриальной культуры, стимуляции инженерной деятельности на предприятиях черной металлургии и, прежде всего, на НТМК.
Во-первых, завод-музей располагает гораздо более впечатляющими средствами наглядного воздействия подлинными крупноразмерными памятниками индустриальной культуры XVIIIXX веков. Музеефикация же даже очень важных памятников индустриальной культуры на территории действующего предприятия трудноосуществима. Именно поэтому УВЗ вынужден сегодня расстаться с не имеющим аналогов в мире цехом чугунных колес Гриффина, а НТМК в свое время разобрал первую в мире машину непрерывного литья заготовок криволинейного типа. Старый же Нижнетагильский металлургический завод может без всяких ограничений служить местом и средством демонстрации достижений отечественной металлургии.
Во-вторых, в прошедшие годы накоплен значительный багаж знаний и идей в работе с памятниками и в создании уникальных экспозиций, подобных музею раритетных технологий. При помощи современных информационных средств можно собрать в одном месте великолепные музейные образцы как уже утраченных уральских металлургических технологий, так и будущих, еще только зарождающихся в цехах и производствах НТМК и других предприятий «ЕвразХолдинга». Эффект общественного воздействия отреставрированных подлинных объектов гидросистемы мартеновского и прокатного цехов, а также музейных экспозиций даже трудно переоценить. Во всяком случае, очевидно, что он будет равно интересен как специалистам-металлургам, так и подрастающему поколению. Одновременно инфраструктура завода дает возможность использования его как центр общественной жизни металлургов. И не только. Объекты завода, не являющиеся памятниками, могут иметь самое причудливое применение. Старые конструкции листообрезного цеха 1927 года могут стать фермами зимнего сада, а контора ЦРМО-2 трансформироваться в фешенебельную гостиницу на берегу реки Тагил, территория «Острова» превратиться в конноспортивный комплекс с сохранившимся зданием конюшенного двора 1828 года с каретным сараем и т.п.
В-третьих, опыт научно-исследовательской работы позволит заводу-музею стать историко-информационным центром всего холдинга, очень эффективно и своеобразно выполняющим пропагандистские функции. Ведь хорошо известно, что самой лучшей рекламой предприятия является длительная и успешная промышленная деятельность, убедительно представленная в сохраняемых индустриальных памятниках, музейных экспозициях и популярных исторических сочинениях.
Все составленные за эти годы программы привлечения серьезного государственного или муниципального финансирования для сохранения и реставрации завода-музея не увенчались успехом. Причины этого, естественно, лежат вне пределов компетенции НТМК. Между тем памятники индустриальной культуры завода-музея, все еще остающиеся федеральной собственностью в муниципальном управлении, в течение многих лет довольствовались только косметическим уходом. Сейчас они нуждаются в немедленной реабилитации и реставрации: явственно встает угроза разрушения многих из них. Уже утрачены частично стена доменного корпуса первой половины ХIХ века и клепаный водяной ларь начала ХХ века. Под угрозой разрушения находится весь каркас доменного цеха. Вызывают опасения сохранность конструкций прокатного и мартеновского цехов. Удивительно, как до сих пор не рухнуло здание конюшенного двора. Общей проблемой всего комплекса является критическое состояние дренажной системы и высокая степень загрязнения почвенного покрова. Ситуация пока что находится под контролем, но требует немедленного решения и очень солидных денежных средств.
Тем не менее нельзя забывать, что НТМК сегодня это акционерное общество, уставной задачей которого является получение прибыли. Все те средства, что были предоставлены заводу-музею, выделялись именно из прибыли. Комбинат не может существенно, в разы, увеличить их размер, как того требует сложившаяся ситуация. Вместе с тем недопустима сама возможность разрушения уникального памятника.
Весь предшествующий опыт работы на Нижнетагильском заводе-музее доказывает, что успешной эта деятельность будет только тогда, когда промышленники ощутят личную, живую заинтересованность в ней. Такую возможность им должно предоставить государство. Во всем мире существует система государственных преференций для бизнесменов и предприятий, занимающихся благотворительностью, меценатством. Пора эту практику привнести в российскую действительность. Эта мысль была одобрена и утверждена прошедшим недавно в Нижнем Тагиле международным конгрессом TICCIN международного комитета по сохранению индустриального наследия. Генеральная ассамблея конгресса выработала обращение в Государственную думу РФ о необходимости принятия закона об уступках в налоговой политике государства в отношении таких владельцев предприятий.
Остается только добавить, что Нижнетагильский завод-музей является естественным центром сохранения индустриальной культуры не только Урала, но и всей страны. Поэтому необходимо объединение усилий государственной и муниципальной власти, всех предприятий города в деле сохранения этого исторического богатства для будущих поколений великой России.
|
|
|
|
текущий номер
предыдущий номер
|
|