Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»  Содержание Первая линия Евразия, 2015 год Экономика Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Машиностроение и металлообработка Социальное партнерство  Новосибирский электродный завод Metal Bulletin – специально для России
Международное обозрение Искусства и ремесла Экология История
Евразия, 2015 год
№5' 2003 версия для печати

ИРАНСКИЙ УЗЕЛ



Владимир САЖИН
Профессор, востоковед

Владимир САЖИН
Владимир САЖИН
О
дним из важнейших регионов, где сталкиваются интересы мировых центров сил, является Западная Азия, куда входят Ближний и Средний Восток, Кавказ, зона Каспийского моря, Центральная Азия. В этом регионе важнейшее военно-стратегическое положение занимает Исламская Республика Иран (ИРИ), являясь одновременно и средневосточной, и кавказской, и центрально-азиатской, и каспийской страной, омываемой к тому же водами Персидского и Оманского заливов. Все, казалось бы, сугубо внутренние проблемы отдельных частей региона, будь то этнические и религиозные, военные и экономические, беженцев, наркобизнеса, терроризма и сепаратизма, могут эффективно решаться только при содействии ИРИ. Как источник углеводородных природных ископаемых, а также как территория транспортировки нефтегазопродуктов Иран обладает абсолютной ценностью. 65-миллионная страна, имеющая одну из самых больших армий в мире (около 800 тыс. человек), является решающим фактором западно-азиатской региональной политики. В силу всего этого Иран привлекает к себе самое пристальное внимание мировых центров сил, прежде всего США, Западной Европы и России.
    Для России Иран был и остается важным региональным партнером. Еще в 60–70-х годах прошлого века здесь с помощью СССР было построено более 200 промышленных объектов, в том числе такой гигант индустрии, как Исфаганский металлургический комбинат. И сегодня Россия ценит идентичность и близость взглядов с южным соседом по широкому кругу политических и экономических проблем региона и мира. Определенная общность интересов на международной арене, взаимное притяжение экономик обусловливают сотрудничество для обеспечения собственных интересов. Именно прагматизм – основа российско-иранских отношений.
    Спектр сотрудничества очень широк: атомная и тепловая энергетика, нефтегазовая промышленность, металлургия, сельское хозяйство, лесное и рыбное хозяйство, транспорт, связь, строительство, экология. Годовой оборот торговли за последние пять лет вырос вдвое и составляет около 1 млрд долл., при этом более 90 % приходится на российские поставки. В Иране пользуются большим спросом российские трубы, продукция машиностроения, в основном нефтяное оборудование, газетная бумага. По мнению специалистов, потенциальные возможности роста объема торговли чрезвычайно велики. Например, только Иран мог бы поставлять в Россию сельскохозяйственных продуктов на 1 млрд долл. Но, к сожалению, наши экспортеры мало знакомы с иранским рынком, а иранские с российским – еще меньше.
    Один из самых масштабных российско-иранских проектов – международный транспортный коридор «Север-Юг». Официально он существует с мая 2002 года, когда вступило в силу соответствующее соглашение между Россией, Ираном и Индией. Но грузопоток «из варяг в персы» шел и до того. По данным Минтранса РФ, по ТК «Север-Юг» в 2002 году перевезено более 7 млн т транзитных грузов, что на 20 % больше уровня 2001 года. В 2003 году объемы грузоперевозок могут превысить 8–9 млн т при проектной мощности коридора 15–20 млн т. Контейнер из Индии до Финляндии доставляется по нему за 30 суток, тогда как морской путь через Суэцкий канал в два раза дольше.
    Важным этапом в развитии российско-иранского сотрудничества стал проект Долгосрочной программы развития торговли, экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран на период до 2012 года. В прошлом году Правительство России одобрило этот проект. Он состоит из 10 статей и охватывает широчайший круг вопросов. Программа, в частности, предусматривает углубление сотрудничества в топливно-энергетическом комплексе, в частности, электро- и атомной энергетике, черной и цветной металлургии, химии и нефтехимии, угольной промышленности, банковском деле, авиационной технике, транспорте и связи. Так, сотрудничество в авиационной отрасли предусматривает: совместное производство самолетов Ту-204, Ту-334, продажу и лизинг самолетов Ту-154М, Ту-204-100, Ил-96-300, Ил-114, кооперацию в производстве авиационных двигателей, выпуск и поставку прочей техники, создание совместных предприятий. В области транспорта и связи сотрудничество будет направлено на дальнейшее совершенствование коридора «Север-Юг», создание соответствующей волоконно-оптической линии связи, участие в строительстве железнодорожной линии Астара – Газвин – Энзели – Бендер Аббас. Планируется проектирование, производство и запуск спутников связи, микроспутника для оказания услуг по передаче данных в радиолюбительском диапазоне частот, осуществление совместных проектов в области электрической и почтовой связи в России, Иране и третьих странах, по дистанционному зондированию Земли и ряда других.
    Важным пунктом проекта программы является активизация контактов банковских систем двух стран с целью выработки механизмов финансирования торговых операций и других составляющих экономического сотрудничества. Предусматривается также создание совместного инвестиционного банка.
    Особое внимание наблюдатели обращают на сотрудничество в атомной энергетике. В соответствии с проектом Россия, помимо реактора мощностью 1000 мегаватт в Бушере, намерена построить начиная с 2004 года четыре атомных котла средней мощности в Табасе и Рамине, а также два реактора малой мощности в Акхвазе. Всего Иран при участии России собирается соорудить в течение десяти лет 15 новых ядерных объектов. Эта программа ИРИ, сотрудничество с РФ вызывают недовольство в Вашингтоне. В июне 2003 года МАГАТЭ рассмотрело вопрос об иранской ядерной программе и не нашло в ней криминала, хотя настоятельно рекомендовало Тегерану подписать дополнительный протокол к Договору о нераспространении ядерного оружия.
    В связи с шумом вокруг «ядерной программы иранских аятолл» следует уточнить роль и место в ней России. Хорошо известно, что эта программа – не только атомная электростанция в Бушере или строительство других энергоблоков. По данным Центра изучения проблем нераспространения Монтеррейского института международных исследований (США), в Иране уже функционируют 7 крупных центров ядерных исследований и создается около 10 новых. Кроме того, строятся крупное предприятие по обогащению урана в Натанзе (на основе пакистанских технологий) и завод по производству тяжелой воды в Араке. С легководным реактором в Бушере эти объекты технологически не связаны.
    В этом плане усиление контроля со стороны МАГАТЭ, то есть подписание Ираном протокола к соглашению о гарантиях МАГАТЭ в связи с Договором о нераспространении ядерного оружия, является делом огромной международной важности. На этом настаивают и в России, и в Западной Европе, и в США. Российско-иранское взаимодействие только выиграет от повышения прозрачности этих ядерных программ. Что касается АЭС в Бушере, то ее строительство с самого начала находилось под контролем МАГАТЭ, которое в этом вопросе никогда не имело претензий ни к России, ни к Ирану. Мирная атомная энергетика – законное право любой страны. Все шло к тому, что энергоблок заработает уже в 2004 году. С лета 2003 года планировалось начать поставки ядерных материалов на «растопку» бушерского реактора. Но соглашение о возврате отработанного ядерного топлива до сих пор не заключено. Когда Тегеран и Москва подпишут его, не останется ни одного политического вопроса, только коммерческая составляющая. А здесь действуют общие законы свободного рынка, поэтому со стороны РФ не может быть никаких уступок. Россия категорически против того, чтобы в обсуждении сотрудничества с Ираном какие-либо проблемы использовались бы в конкурентной борьбе.
    Активность России на иранском направлении явно не устраивает США и Объединенную Европу. Соединенным Штатам крайне необходимо усилить свои позиции в Центральной Азии, на
    Кавказе, в зоне Каспийского моря, где в последнее время они не имеют такого безоговорочного влияния, как во многих других местах. Интересы США, исходящие из концепции однополярного мира, требуют глобального контроля. Но в названных регионах их «вечный враг» Иран играет ведущую роль. В Вашингтоне из этого делают разные выводы: одни считают, что ИРИ надо задавить санкциями и блокадой, другие полагают, что после внушительных побед «умеренных исламистов», которых возглавляет президент Мохаммад Хатами, у Штатов есть шанс «приручить» непокорных шиитов. Но в любом случае основная цель политики США в отношении Ирана – кнутом или пряником вернуть себе те позиции своего превосходства, которые были 25 лет назад.
    В последние годы одной из приоритетных задач политики США было создание сферы влияния на южном фланге России с опорой на некоторые кавказские и центрально-азиатские страны. Средствами достижения этих стратегических целей стала, с одной стороны, минимизация роли Ирана и России в регионе, их устранения от крупных международных экономических проектов, а с другой – недопущение сюда прочих государств, прежде всего западноевропейских. Не в последнюю очередь этим целям служили и антииранские экономические законы, принятые Конгрессом США, к примеру, так называемый закон Д’Амато, запрещающий иностранным компаниям заключать контракты по инвестированию средств в топливно-энергетический комплекс на сумму более 20 млн долл. Де-факто эти законы распространены на американских союзников и сдерживают выгодные для Западной Европы связи с ИРИ.
    Но международная политическая практика последних лет доказала то, о чем не уставала говорить Москва: без участия 65-миллионного Ирана не могут быть решены многие мировые и региональные проблемы: борьба с наркобизнесом, кризис в Афганистане, национальное примирение в Таджикистане, стабилизация на Кавказе, ближневосточное урегулирование.
    Особо впечатляюще ирано-западноевропейские связи стали развиваться после прихода к власти президента Хатами. Италия, Германия, Франция, Великобритания ринулись на иранский рынок. По данным российского политолога А. Гушера, товарооборот ИРИ с ФРГ оценивается в 3 млрд долл. в год, с Италией – в 2,6 млрд долл., с Францией – в 1,8 млрд долл. Кстати, в списке стран – партнеров Ирана Россия занимает лишь 12-е место. Государства ЕС покупают в Иране сырую нефть, продукцию химической промышленности, природный газ, металлопрокат, кожсырье, ковры ручной работы, фисташки. Основу иранского импорта составляют продовольствие, промышленное оборудование, средства транспорта, металлы.
    Наиболее предпочтителен для западноевропейских компаний топливно-энергетический комплекс. Так, в работах на газовом месторождении Южный Парс вместе с российским «Газпромом» принимают участие французская компания «Тоталь» и малайзийская «Петронас». Британская фирма «Премьер Ойл» с канадской «Боу Вэлли» заняты в проекте на шельфе Балал в Персидском заливе. Активизировались переговоры между французской компанией «Эльф Акитен» и Иранской национальной нефтяной компанией (ИННК) по проекту нефтяного месторождения Доруд на шельфе Персидского залива. Партнером французов выступает итальянская фирма «Аджип». Переговоры с ИННК ведут норвежская компания «Сага петролеум», французская «Газ де Франс», английская «Бритиш газ». Компания «Бритиш петролеум» открыла в Тегеране представительство.
    Сотрудничество Ирана с западноевропейскими странами в области инвестиционной политики имеет хорошие перспективы. Так, достигнута договоренность об открытии кредитных линий под иранские экспортные товары с Италией на 2,2 млрд долл. В ФРГ для ИРИ действует специальная кредитная линия «Гермес». Британский инвестиционный банк предоставил кредит в 500 млн долл. иранскому Банку содействия развитию экспорта, а также другим коммерческим банкам страны.
    В отношениях России со странами Западной Европы, в отличие от США, иранская проблематика не занимает значительного места. Есть много общего в том, как строить отношения с ИРИ. Конечно, Россия и Западная Европа – конкуренты в некоторых сферах иранского рынка, но даже если конкуренция со временем усилится, это вряд ли вызовет негативные политические последствия. Что касается США, можно предполагать, что они и далее будут всячески препятствовать развитию отношений Москвы и Тегерана. Но при современной расстановке сил в мире последний заинтересован в самых тесных отношениях с Россией. Одновременно ИРИ надеется на хорошие деловые связи со странами Западной Европы, но при этом не прочь «поиграть» с США, чтобы, несмотря на свой официальный антиамериканизм, получить определенные дивиденды. В условном треугольнике РФ – США – Западная Европа завязалась закулисная интрига.
    Как России победить в конкурентной борьбе за иранский рынок? Ясно, что РФ не имеет материальных и финансовых возможностей вести ее на равных с США и Западной Европой. Поэтому задачей России могло бы стать использование в своих интересах благоприятной политической ситуации. Причем в ближайшие годы она может измениться не в пользу Москвы. Парадоксально, но укрепление позиций либеральных реформаторов в Иране создает почву для расцвета в стране проамериканских настроений. Этому активно способствует и Вашингтон, переведший острие внешней политики с Ирака на Иран. Тенденция американо-иранского сближения приведет в обозримой перспективе к постепенному восстановлению всего комплекса связей между ИРИ и США. Подобное опасное для Москвы развитие ситуации, во-первых, предполагает недопущение, насколько это возможно, американо-иранского сближения, во-вторых, активную торгово-экономическую экспансию на иранский рынок с теми технологиями, услугами, проектами, которые пока не могут предложить США или Западная Европа, скажем, в силу политических причин. Более того, эти товары должны обладать свойством «цепочки», когда, купив их, партнер вынужден приобретать следующие. Список подобных товаров, безусловно, возглавляют оружие и боевая техника, оборудование для атомной и нефтяной промышленности, космические проекты.
    Еще в 1993 году в Иране была принята программа перевооружения с опорой на развитие собственного ВПК. Но уже в 1998 году иранская сторона подтвердила свою заинтересованность в продолжении и расширении военно-технического сотрудничества с Россией и в приобретении 8 дивизионов зенитно-ракетных систем С-300ПМУ1, 1 тыс. ПЗРК «Игла», 25 военно-транспортных вертолетов, 8 самолетов Су-25, а также радиолокационных станций и другой военной продукции на сумму около 2 млрд долл. Военно-техническое сотрудничество между РФ и ИРИ имеет хорошие перспективы: руководство Ирана разработало новую 25-летнюю программу перевооружения с опорой на технику российского производства. По экспертным оценкам, в ближайшей перспективе Иран может выйти на третье место (после Китая и Индии) по объемам закупок российских вооружений. В первую очередь Тегеран заинтересован в создании комплексной системы ПВО страны, противовоздушной обороны объектов атомной и военной промышленности, лицензионном производстве ряда сухопутных, морских и авиационных систем вооружений, модернизации существующего парка боевой авиатехники, создании сервисных, ремонтных и учебных центров, сотрудничестве в области космических программ.
    Следует поспешить с заключением договоров, соглашений и контрактов. Иран, и это показала история, способен закупать оружие, где можно и где нельзя. В годы ирано-иракской войны Иран в обход блокады и эмбарго полулегально и нелегально, напрямую и через третьи-четвертые страны закупал оружие более чем у 25 государств мира, в том числе у ненавистных США и Израиля, на сумму свыше 14 млрд долл. А сегодня официальных международных санкций против Ирана нет, и он вправе осуществлять закупки, где захочет. Запад в принципе к этому готов. Но Россия не может и не должна уступать: это было бы нашим политическим проигрышем во всей Западной Азии. Выполнение же всего комплекса российско-иранских договоренностей в области военного сотрудничества, а также в сфере космоса и ядерной энергетики послужило бы прекрасной основой для выигрыша битвы за стратегически важный Иран.
    Естественно, такие перспективы не устраивают США. Они явно стремятся «отжать» Россию от иранского рынка вооружений, используя разные приемы – от мягких «советов» до жесткого шантажа. Американцы исключительно по эгоистичным причинам ревниво относятся к российско-иранским военным связям, надеясь в будущем снова господствовать в этой стране. В Вашингтоне понимают, что подобные связи России с соседями по периметру границ создают для нее «дугу безопасности», что не входит в планы США. Именно это, а не вопросы нераспространения оружия массового поражения и ракетных технологий являются подлинными причинами антироссийско-антииранских демаршей.
    Борьба между РФ, США и Евросоюзом за влияние в Иране только начинается. Вашингтон и Брюссель в последнее время резко усилили давление на Тегеран. «Запад фактически использует Россию как подставной элемент в своей иранской игре», – подчеркивает израильский политолог Авром Шмулевич. Но пока попытки противников российско-иранского партнерства поссорить две страны не увенчались успехом, хотя использовалось многое: «исламский фактор», ситуация в Чечне, проблемы Каспия, особенности иранской государственности.
    Безусловно, российская сторона не может не замечать некоторых расхождений в оценках Москвой и Тегераном той или иной ситуации в мире и регионе. Но объективная необходимость развивать взаимовыгодное сотрудничество сильнее этого. Правда, подтверждая все позитивное, нельзя не отметить возможные последствия превращения естественных и необходимых российско-иранских партнерских отношений в стратегическо-союзнические. Вопрос ставится так: до каких пределов могут сближаться демократическая Россия и исламский Иран, чтобы наша страна, упрочив выгодные партнерские отношения с ИРИ, одновременно не «выпала» из ряда цивилизованных европейских государств. По всей видимости, необходим прагматический подход к связям с Ираном, основанный на самостоятельном курсе России в развитии торгово-экономических, научных, военно-технических, культурных связей. В то же время следует с пониманием относиться к опасениям Запада в отношении к военно-политической доктрине ИРИ, декларирующей полное единство религии, идеологии и политики, необходимость экспорта «идей исламской революции», поддержку исламских движений во всем мире. Подобная идеологизированная политика (или политизированная идеология) может использовать заинтересованность России в Иране для достижения иных целей.
    Подведем итоги.
    1. Россия – европейская держава, целью которой должна стать, по возможности, наиболее полная интеграция в Европу.
    2. Основные угрозы России распространяются с южного направления и своими источниками имеют сепаратизм, этнический и религиозный экстремизм, терроризм, наркобизнес. Поэтому необходимо стремиться к активной политике и поиску партнеров в Западной Азии.
    3. Региональным партнером России объективно стал Иран. С ним в кратчайшие сроки и на длительный период следует установить надежные связи, которые не могут быть подвержены влияниям политической конъюнктуры как внутри двух стран, так и извне.
    4. Возможности конкурентной борьбы России на иранском рынке ограничены, исключение – рынок оружия и военной техники, атомная энергетика, космос.
    5. Необходима активная торгово-экономическая экспансия на иранский рынок с товарами, которые по политическим причинам пока не могут предложить США или Западная Европа. Это, прежде всего, оружие и военная техника. Задачи России в Иране – восстановить и расширить военно-техническое сотрудничество и не допустить расширения присутствия в Иране, на Кавказе, в зоне Каспийского моря и в Центральной Азии нерегиональных государств, прежде всего США.
    6. Наряду с позитивными сторонами российско-иранского сотрудничества, существуют и негативные: ИРИ остается тоталитарной идеологизированной страной, где продолжает действовать доктрина Хомейни, стержнем которой является «экспорт исламской революции». Сегодня она осуществляется более тонко, с применением просветительско-пропагандистских средств. Отношения с Ираном желательно вести с учетом особенностей шиитской государственности, господствующей идеологии и с осознанием того очевидного факта, что Иран пытается использовать Россию в своих корыстных интересах.
    7. Отношения РФ – ИРИ должны характеризоваться как «настороженное партнерство», без перерастания в стратегическо-союзнические.
    8. Несмотря на нежелательность для РФ вмешательства США в региональные дела Кавказа, зоны Каспия, Центральной Азии, не следует делать выбор – или ИРИ, или США. Надо стремиться к сотрудничеству с обеими странами.
    9. Установление партнерских отношений с Ираном, Индией, Китаем создаст благоприятные условия для упрочения безопасности на южном и восточном направлениях.
    10. Россия интегрируется в Европу, формируя надежных партнеров по всему периметру границ, чтобы совместно решать задачи по устранению или нейтрализации общих угроз. 

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение