Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»  Содержание Первая линия Евразия, 2015 год Экономика Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Машиностроение и металлообработка Социальное партнерство  Новосибирский электродный завод Metal Bulletin – специально для России
Международное обозрение Искусства и ремесла Экология История
Metal Bulletin: Международный рынок cтали
№5' 2003 версия для печати
Статья:   
1
2
3
4
5

ГЛОБАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ



    Хотя весь последний год компания Arcelor уделяла больше всего внимания реструктуризации своих европейских предприятий, это ни в коей мере не затрагивало глобальные интересы крупнейшего в мире производителя стали, которые продолжали развиваться. Ричард Бaрретт (Richard Barrett) попросил президента, главного исполнительного директора Ги Долле (Guy Dolle) разъяснить нынешнюю глобальную стратегию компании.

Главный исполнительный директор компании Arcelor Ги Долле говорит, что вне Европы цели компании достигаются с помощью сети партнерских отношений.
Главный исполнительный директор компании Arcelor Ги Долле говорит, что вне Европы цели компании достигаются с помощью сети партнерских отношений.
В
планах штаб-квартиры Arcelor в Люксембурге по-прежнему видное место занимают завершение в долгосрочном плане закрытия европейских сталелитейных заводов, частный отказ от собственности, требуемый Европейской Комиссией как условие одобрения слияний и выполнение обещанного объединения компаний Arbed, Aceralia и Usinor. Тем не менее при сохраняющемся приоритетном внимании к этим вопросам стремление крупнейшего в мире производителя стали максимально использовать свое глобальное влияние отнюдь не отошлo на второй план. Ведь четверть доходов компании поступает из стран вне Европейского cоюза.
    Главный исполнительный директор Ги Долле нарисовал довольно широкую картину: «Прежде всего наша всемирная стратегия сконцентрирована на автомобильном секторе, в котором мы наладили множество партнерских отношений, касающихся, например, создания нанесения линий покрытий, а также кузнечно-прессовых установок на наших итальянских и испанских заводах, равно как и взаимодействия с компанией Nippon Steel в рамках нашего Глобального Сталелитейного Союза. Всю эту сеть мы создали сами, и охватывает она в первую очередь автомобильную промышленность».
    «Во-вторых, нам надо будет решать, становиться ли участником совместного предприятия в автомобильной промышленности, в которое вошли бы компании Baosteel, Nippon Steel и мы сами. У них в планах – строительство нового завода в Шанхае для нужд автомобильной промышленности Китая. Так что у нас есть всемирная стратегия для автомобильной промышленности, концентрирующаяся главным образом вне Европы и направленная на создание совместных предприятий, а также установление партнерства. Все это напоминает иногда Союз Звезд с большим участием в акционерном капитале, – улыбается он. – Такой подход, между прочим, стимулируется глобализацией собственно самой автомобильной промышленности».

    Дешевое производство
    Долле отмечает деятельность Arcelor в Бразилии как еще одну главную черту стратегии компании за пределами Европы, где она намерена наладить очень дешевое производство углеродистой стали. Arcelor постоянно повышает свою акционерную долю в компании Cia Siderurgica de Tubarao (CST), которая в настоящее время составляет 28,02 % капитала CST.
    Ранее в этом году CST решила увеличить выпуск продукции, построив новую, третью по счету, доменную печь, конвертер и машину непрерывного литья. Результатом инвестиций станет увеличение компанией выпуска сырой стали до 7,5 миллиона тонн в год для производства слябов (5 миллионов тонн в год) и горячекатаной полосы (2,5 миллиона тонн в год) на своем новом заводе, введенном в эксплуатацию в конце прошлого года. На выполнение проекта потребуется три года. Долле отрицает наличие какой-либо связи с закрытием мощностей в Европе, говоря, что проект лишь вернет CST ее прежний уровень производства слябов в 5 миллионов тонн в год, который она уже имела до начала выпуска горячекатаной полосы.
    Arcelor также принадлежит контрольный пакет акций предприятия Vega do Sul по выпуску холоднокатанной оцинкованной полосы в Южной Бразилии. CST принадлежит пакет в 25 % акций предприятия, и она начнет поставлять ему горячекатаные рулоны в середине года.
    В планах обеспечения низкой стоимости производства стали есть и еще одна зацепка в лице России. «На данный момент в мире существуют два региона, где вы в состоянии производить очень дешевую сталь: во-первых, это – Бразилия, а во-вторых это – Россия. Различия между ними касаются в основном материально-технического обеспечения – порты и так далее.
    «Мы более или менее добились того, чего хотели в Бразилии, а вот дает ли Россия возможности для бизнеса? Дело это трудное, потому что сегодня российские компании уже приватизированы. Они значительно улучшили свою работу. Для нас Россия представляет отнюдь не краткосрочную проблему. Мы выбрали себе партнера в лице компании «Северсталь». Но на все потребуется много времени, и просто неизвестно, когда все может закончиться. На это может потребоваться 10, 15 или 20 лет», – говорит Долле.
    Первой задачей совместного предприятия с «Северсталью», в которой Arcelor принадлежит пакет в 25 %, является обеспечение поставок российской автомобильной промышленности. Arcelor предоставляет технологию для предприятия по производству горячеоцинкованной полосы Extragal. «Но российская автомобильная промышленность не очень сильна – это среднесрочная или даже долгосрочная цель», – говорит Долле. Как участник совместного предприятия, Arcelor возьмет на себя экспорт этой продукции в другие страны мира.
    Сходной моделью является совместное предприятие Arcelor по цинкованию с канадской компанией Dofasco, которая продает свою продукцию автомобильной промышленности США. В настоящее время Dofasco и Arcelor решают вопрос о том, делать ли капиталовложения в создание второй линии в США.

    Американские интересы
    Что касается вообще Северной Америки, принадлежащему Arcelor американскому производителю нержавеющей стали, компании J&L Specialty Steel в городе Питтсбург, необходимо стать безубыточным в условиях жесткого внутреннего рынка и яростной конкуренции со стороны дешевой продукции дочернего предприятия North American Stainless компании Acerinox в штате Кентукки. Arcelor намерена всесторонне изучить деятельность J&L после планируемых на июль нововведений по улучшению производства.
    Долле подтвердил, что Arcelor не хочет участвовать в реструктуризации американской металлургической промышленности. «В настоящее время мы не испытываем никакого интереса к приобретению какого-либо металлургического комбината в США. Но мы все-таки испытываем заинтересованность в проведении каких-нибудь операций в Северной Америке». Тем не менее он высказывается в пользу дальнейших изменений: «Я думаю, что очень важно начать в США консолидацию, с ISG... но вторым шагом консолидации должна стать оптимизация мощностей. Проблема состоит в том, что до настоящего времени из-за Статьи 201 никакого закрытия мощностей не производилось. Напротив, вновь возникли некоторые компании, которые до этого ничего не производили. Такие, как Trico и LTV. Цель должна состоять не в этом. Меня это беспокоит. Разве это справедливо, что мы должны платить налог на экспорт в США, а американская промышленность экспортирует свою продукцию в Европу бесплатно? Я не думаю, что это справедливо. Это – совсем несправедливо».
    Экспорт компанией Arcelor плоского проката в США сократился в прошлом году до менее чем 600 тысяч тонн, тогда как в 2001 году его объем составлял около 1 миллиона тонн. Как ожидается, в текущем году этот показатель будет еще ниже.
    По другую сторону Тихого океана прямые владения Arcelor на Дальнем Востоке относительно малы. С начала прошлого года ее передельный завод нержавеющих сталей Thainox в Таиланде стал приносить прибыль, но ключевой роли в стратегии Arcelor он не играет: «Это хорошая компания, но у нас есть другое предложение, и нам надо его изучить. Хотя мы не стремимся продавать это предприятие. Во всяком случае пока...». В Китае у Arcelor есть созданное на паритетных началах (50-50) совместное предприятие с корейской компанией Kiswire – завод по производству металлокорда и сервисный центр по обслуживанию металлопотребителей.
    Именно на Дальнем Востоке находится высоко ценимый компанией Arcelor ее глобальный союз с японской компанией Nippon Steel. Совместная программа началась с 12 проектов, которые должны быть выполнены через три года. Первый совместно лицензированный продукт двух стальных гигантов должен быть выпущен этим летом, став первым материальным .результатом деятельности союза. Вторым таким результатом может стать совместное предприятие по производству автомобильной стали в Китае.
    Согласно самым последним бюджетным прогнозам компании Arcelor, в этом году ожидается снижение на 7 % ее общих поставок плоского проката, хотя, как считает компания, положение в автомобильной промышленности будет оставаться более или менее стабильным. Долле достаточно откровенно говорит о прямой связи между ценовым и производственным уровнями: «Ясно, что сегодня невозможно обеспечить повышение цены, если не сократить поставки». Но даже игрок такого масштаба, как Arcelor, имеет лишь ограниченное воздействие на общее развитие рыночных цен.
    Возможности для экспансии Arcelor в Европе ограничены: «Мы не можем увеличить нашу долю на рынке в Европе – Европейская Комиссия постановила, что 40 % – предельный уровень. Так что все зависит от действий других, от их размеров – чем больше у вас конкурентов, тем труднее иметь одного лидера и обеспечить нормальное поведение других: все они хотят добиться увеличения своей рыночной доли».
    Но он скептически настроен в отношении мнения некоторых специалистов по стали, считающих, что мир, состоящий из сталелитейных гигантов, которые по размерам даже больше, чем Arcelor, являет собой прообраз пути развития промышленности: «Если наша мощность составит 80 миллионов тонн, повысит ли это нашу эффективность в плане цен? Я в этом не уверен. Я думаю, что консолидация имеет важное значение. То есть важно иметь 2–7 компаний с объемом производства около 50 миллионов тонн в год. Но если есть всего лишь одна компания с объемом в 70 миллионов тонн в год, а все остальные – такие же, как сегодня, то этого недостаточно».
    Объем производства сырой стали компанией Arcelor уже превышает 50 миллион тонн в год, если добавить те 8 миллионов тонн, поставляемых неконсолидированными и находящимися в частичной собственности партнерами, к тем 45 миллионам тонн, которые выпускают консолидированные компании.

    Борясь с неустойчивостью цен
    Вскоре после создания Arcelor Долле рассказал MBM о своей мечте добиться меньшей нeстабильности цен на сталь в ходе делового цикла и высказал предположение, что игрок на рынке стали размером с Arcelor мог бы оказаться в состоянии сократить величину колебаний цен.

НАХОДЯ РЕСУРСЫ

    Одно дело – иметь глобальную стратегию. И совсем другое – находить ресурсы, необходимые для ее проведения. Как легко допускает Долле, «наш бухгалтерский баланс (даже если он и неслаб) все равно недостаточно крепок: в конце прошлого года у нас был слишком высокий долг, составивший немногим менее 6 миллиардов евро. Мы поставили цель сократить его в нынешнем году на 700 миллионов евро и примерно на такую же сумму в следующем году. Это означает, что прежде, чем думать о росте, мы должны достичь этой цели... В этом бизнесe надо быть компанией с низкими долгами, если вы хотите сохранять устойчивость».
    Для снижения долга компания должна повысить доходы, контролировать капитальные затраты, сократить потребности в оборотных фондах и отказываться от убыточных операций.
    Что касается потребностей в оборотных фондах, Arcelor добилась их сокращения в 2002 на 500 миллионов евро и намеревается добиться этого же в нынешнем году, например с помощью уменьшения запасов. Контроль над капитальными затратами – более долгий процесс: «В этом бизнесе вам нужно от 24 до 30 месяцев, чтобы реализовать то, что вы решили потратить. Это значит, что ныне мы расходуем те средства, по которым было принято решение перед слиянием. Мы ощутим положительный эффект сокращения капитальных затрат по новому проекту, инициированному в прошлом году. Мы увидим результаты этого во второй половине следующего года. Не ранее...»
    Что касается избавления от убыточных операций, компания уже объявила об отказе от своего небольшого бизнеса по производству сварных труб. Есть у нее и другие задумки, но она пока не предает их огласке. Некоторые неувязки, в ряде случаев с избавлением от собственности, навязанные Европейской Комиссией в качестве условия согласия на слияние, ныне также устраняются.


    Он по-прежнему считает, что колебания в объемах производства в пределах +5 % и цен в пределах +25–30 % неприемлемы ни для производителей, ни для потребителей. Но говорит, что любой эффект, который мог бы произвести Arcelor, был сведен к нулю нестандартным типом последнего бизнес-цикла: «Этот цикл начинался год назад как обычно: очень низкие цены, низкие запасы и какие-то спекуляции насчет экономического выздоровления. В первом и втором кварталах народ начал заниматься закупками, но затем, в конце второго квартала, люди стали осознавать, что никакого оздоровления не будет. Так что они прекратили свои закупки».
    «Размеры запасов по-прежнему колеблются где-то между низкими и средними, только вот цены стали намного выше... Никакого пика в конечном спросе достигнуто не было. Так что нельзя сравнивать этот нынешний цикл с предыдущими тремя». Он по-прежнему надеется, что в долгосрочном плане станет возможным сократить ценовые колебания с +30 % до уровня +15 %. Но признается, что и это может оказаться всего лишь стремлением выдать желаемое за действительное. 


Статья:   
1
2
3
4
5
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение