|
|
Журнал |
|
Архив |
|
Подписка |
|
Реклама |
|
САММИТ |
|
Книжная полка |
|
Контакты |
|
В начало |
|
|
|
| |
|
|
|
№5' 2003 |
версия для печати
|
КАМЕНЬ ВЕТХОГО ЗАВЕТА |
|
Ольга Тюльпакова
Президент фонда «Сад камней»
Евгений Ляшенко
Геолог, коллекционер
Михаил Лейбов (фото)
Панно «Роза», флорентийская мозаика. ЗАО «Мир камня», Москва Михаил Лейбов, фото |
|
шма, один из самых распространенных и популярных цветных камней, высоко ценится с древнейших времен. Она характеризуется высокими декоративно-художественными свойствами, разнообразным рисунком и яркой расцветкой. В минеральном составе яшм преобладает кварц до 90 %. Красную, бурую, черную и желтую окраску придают окислы железа и марганца, а зеленую эпидот и хлорит. По окраске и рисунку выделяются более 10 разновидностей яшмы однородная, полосчатая (ленточная), порфировая, пестроцветная (ситцевая, пейзажная, пятнистая), брекчиевидная, сфероидальная (копейчатая) и натечная (агатовая).
Камень обладает превосходными техническими характеристиками плотен, вязок, тверд (6,57,5), хорошо режется алмазным инструментом и прекрасно принимает зеркальную полировку. С древнейших времен яшму использовали не только как украшение, но и в качестве амулетов, талисманов, религиозных атрибутов. Она входила в дюжину библейских камней, размещенных на эфуде части торжественного облачения первосвященника и символизирующих двенадцать колен израилевых.
Панно, яшма в обсидиане |
|
В Древнем Египте и Вавилоне особо почитались яшмовые перстни-печатки с гелиотропом. Самоцвет считался камнем храбрых. Булавы гетмана Богдана Хмельницкого и казанского хана Махмета Амина были выточены из яшмы и украшены драгоценными камнями. В Европе во второй половине XIX века яшма считалась драгоценным камнем второго порядка наряду с опалом, малахитом и хризопразом.
В России интерес к яшме появился при Петре I. Строительство и украшение Петербурга потребовало много различных цветных камней, для поиска которых направлялись рудознатцы. В XVIIIXIX веках были открыты многочисленные месторождения цветных яшм на Урале и Алтае. Михаил Ломоносов вписал яшму в перечень наиважнейших русских экспортных товаров.
Для обеспечения возрастающих потребностей сначала в Петергофе, затем в Екатеринбурге и Колывани (Алтай) открылись гранильные фабрики. Тогда и наступил период расцвета камнерезного искусства России. Яшму начали использовать для изготовления украшавших интерьеры дворцов высокохудожественных изделий ваз, чаш, каминов, колонн, мозаичных полов, столешниц. Многие из них оказались уникальными, поражающими своей красотой, совершенством камнерезного мастерства, небывалыми размерами. Изделия русских мастеров прославились на весь мир, неоднократно завоевывали призы на международных выставках. Камнерезными работами особо славилась Колыванская фабрика, которая за сто лет (18021902) изготовила из алтайских яшм около 250 крупных ваз и чаш, 74 колонны, достигавших высоты 4 м, несколько десятков каминов, канделябров, торшеров и других предметов. Уникальным изделием фабрики является овальная чаша диаметром 5,06 м, высотой 2,58 м, а массой более 11 т. Выполнена она из ревневской волнисто-полосчатой яшмы зеленого цвета. Монолит дивного камня, весивший 20 т, был добыт в 1829 году. Чтобы кусок камня стал сокровищем, понадобилось 12 лет. Еще 6 лет чаша дожидалась въезда во дворец. 770 грузчиков помогли ей встать на место. Более 150 лет она украшает интерьер зала античной скульптуры в Эрмитаже.
Панно, ирнимит. Коллекция В. Калачева |
|
Уральскими мастерами-камнерезами из местных яшм также изготовлялось значительное количество шкатулок, письменных приборов и других изделий.
В России известно свыше 300 месторождений и проявлений яшмовых пород. Из них по состоянию на начало 2003 года разведано и оценено только 10 месторождений с общими запасами около 132 тыс. т, главные из которых расположены в Алтайском крае Ревневское (38,1 % общероссийских запасов), Оренбургской области (32,9 %) Гора Полковник и Северо-Калиновское, Хабаровском крае Ирнимийское (26,7 %). В связи с отсутствием спроса на сырье все месторождения с 1996 года остаются невостребованными и числятся в госрезерве.
Наибольшей известностью и популярностью в настоящее время пользуются южноуральские пестроцветные и пейзажные яшмы месторождения Гора Полковник близ Орска («орская яшма»). Она используется, главным образом, как поделочный камень для изготовления шкатулок, пепельниц, письменных приборов, подсвечников, часов, шаров, пейзажных картин, реже в виде вставок в недорогих ювелирных изделиях.
В 1963 году в месте слияния рек Ира и Нимит на северо-востоке Хабаровского края была выявлена оригинальная по декоративным свойствам и минеральному составу порода ирнимит. Его характерный признак наличие ярких прожилков и пятен голубого и синего цвета на вишнево-серой родонитоподобной и серовато-оранжевой основной массе камня. Ирнимийское месторождение «синей яшмы» является в своем роде уникальным и могло бы иметь большой спрос на мировом рынке. К сожалению, после завершения в 1986 году геологоразведочных работ добыча здесь не велась, а без готовых изделий нет и рекламы.
Шкатулка, ирнимит |
|
И в настоящее время яшма, благодаря своей богатой палитре, не утратила значения. Ее по-прежнему не обходят своим вниманием ювелиры и камнерезы. В советское время ее активно применял Василий Коноваленко в своих знаменитых работах «Царево око», «Лиса и Бобер» и др. Современная камнерезная школа успешно использует все разнообразие цветных камней, скажем, при изготовлении декоративных панно в технике флорентийской мозаики.
Работы художников московской фирмы «Мир камня» отличают живописность изображений, высокий уровень мастерства. Их плакетки идут как вставки не только в шкатулки и подставки для часов, но и в ювелирные украшения. Более широко в таких изделиях используются миндалины яшмо-агатов из Крыма и Кавказа. Так, в известной работе Александра Ивлева «Дерево жизни» ощутимо видно, как вокруг окатанной гальки зарождается безграничный мир фантазии.
Оригинальностью отличаются изделия из российских яшм швейцарской художницы Валерии Даувальдер. Несколько штрихов камнереза и бессмысленные, на первый взгляд, пятна и волны превращаются в диалог демона и ангела. Выставки ее работ уже более 10 лет пользуются в России неизменным успехом.
Панно «Белый дождь» (копия с картины Ямосита), флорентийская мозаика. ЗАО «Мир камня», Москва |
Использование декоративно-облицовочной плитки, нарезаемой из массивных глыб самоцвета, 100 лет назад могли себе позволить только очень богатые люди. Полвека назад ими украшались государственные учреждения. В настоящее время отделка интерьеров особняков из живописных яшм стала для некоторых категорий людей нормой жизни. Так что крупные камнерезные заводы Москвы, Санкт-Петербурга, Алтая, Дальнего Востока не должны остаться без заказов.
|
|
|
|
текущий номер
предыдущий номер
|
|