«Финская компания Outokumpu приобретает все большее влияние в нескольких рыночных секторах, увеличивая выпуск металлопродукции с повышенной добавленной стоимостью из черных и цветных металлов», сообщает Пол Миллбэнк (Paul Millbank).
| Сталелитейный завод Tornio в Финляндии. Приобретение полного контроля над компанией AvestaPolarit значительно активизировало деятельность Outokumpu в сфере производства нержавеющей стали |
Две превалирующие стратегии определяют в настоящее время направленность действий финского металлургического концерна Outokumpu: переход от добычи основных металлов к производству металлопродукции с высокой добавленной стоимостью, главным образом меди, и извлечение прибылей из недавно приобретенных активов, связанных с производством нержавеющей стали. Связывает компания свои перспективы на будущее и с продажей металлургических технологий. Коммерческая цель обеспечить получение прибыли на собственный акционерный капитал от всего промышленного цикла в размере по крайней мере 15 %.
Хотя добыча меди, цинка и никеля составляют суть деятельности Outokumpu уже само название компании позаимствовано у неприметного, богатого полезными ископаемыми местечка в Финляндии, именно этот бизнес уже долгое время камнем висит на ее корпоративной шее. Продажи не впечатляют, а потери слишком часты. Менеджмент решил изменить положение, так как добыча основных металлов дело чересчур капиталоемкое и весьма чувствительное к экономическим циклам. А потому из него надо выходить.
По контрасту, занимающееся производством нержавеющей стали подразделение Outokumpu из обычного участника отрасли превратилось в игрока мирового класса в этой быстро растущей индустрии. Всегда считавшаяся одним из самых недорогих производителей благодаря запасам хромита, компания добавила сейчас эффект масштаба к производительности, получив недавно полный контроль над производственными мощностями в Швеции, Великобритании и Северной Америке. Эти мощности были объединены два года назад, когда в результате слияния англо-шведской компании AvestaSheffield с Polarit, подразделением Outokumpu, была создана компания AvestaPolarit.
Что касается цветных металлов, то Outokumpu недвусмысленно дала знать о своих намерениях взяться за выпуск более дорогой металлопродукции в августе прошлого года, когда создала совместное предприятие с американской компанией Lennox International, обошедшееся в 55 млн долл. Это СП будет производить медные теплообменные катушки и камеры давления для оборудования отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха и холодильных установок и составит значительную часть масштабного теплообменного бизнеса компании Lennox (в 2001 году объем продаж составил 200 млн долл.).
Названное Outokumpu Heatcraft новое СП на 55 % принадлежит финской компании, получившей право приобрести полный контроль в 2005 году. В целях разработки новых устройств также задействовано технологическое партнерство.
Глава Outokumpu Йюрки Йуусела (Yurki Yuusela) говорит, что, хотя рынок меди и растет ежегодно примерно на 23 %, компания хочет выйти также и на связанные с производством меди рынки, на которых темпы роста составляют от 5 % до 10 %. Предположительно, они-то и считаются одним из таких секторов.
В США также была приобретена за 30 млн долл. компания по производству сверхпроводящих проводов IGC-AS, что стало еще одной вехой на пути к выпуску продукции более высокой стоимости.
Цинк: марш на месте
Одной из первых жертв продвижения к запланированному выходу из добывающего бизнеса стал рудник Tara. Этот находящийся в Ирландии крупнейший европейский рудник (200 тыс. т в год) был закрыт в ноябре 2001 года по причинам плохого сбыта, низких цен и низкой производительности.
Но закрытым Tara, однако, не остался. Outokumpu считает рудник активом, который пользуется спросом, поэтому компания поддерживала его в надлежащем материально-техническом состоянии. В первом полугодии 2002 года она вложила в рудник примерно 80 млн евро, превратив его в объект недорогой собственности. План по некоторому техническому усовершенствованию рудника включал также работы на близлежащей залежи руды Bula.
В сентябре прошлого года добыча была возобновлена, и в 2003 году компания надеется найти покупателя. Согласно заявлению компании, рудник становится прибыльным при ценах на цинк примерно в 800 долл. за тонну.
Другие рудники и собственность, от которых компания уже избавилась или которые были закрыты, включают медный рудник Pyhasalmi (14 тыс. т в год), цинковый рудник в Финляндии (30 тыс. т в год), миноритарный пакет акций медно-оловяного рудника Neves Corvo в Португалии, никелевый рудник Black Swan в Австралии и никелевый рудник Nikkel og Olivin в Норвегии (истощение запасов). «Осуществление программы выхода из бизнеса добычи основных металлов идет по плану», сообщает компания.
По мнению Outokumpu, отказ от этих добывающих активов не подорвет ее эффективность как производителя основных металлов. Но компания намерена сохранить некоторые миноритарные пакеты акций в добывающем бизнесе, чтобы обеспечить поставки сырья для своих передельных предприятий. В ее планы входит также проведение переговоров на предмет заключения технических союзов и вообще установление подобных связей. В данном случае компания имеет в виду налаживание практических контактов, которые нужны ей для развития в своем расширяющемся технологическом бизнесе обработки рудных минералов.
Приобретение компаниями Lurgi Metallurgie, KHD Aluminium Technology и Metso дробильного передела повысило технологический имидж Outokumpu, и в настоящее время она претендует на статус крупнейшего в мире поставщика медных и цинковых заводов, а также ведущего поставщика технологии производства алюминия.
Это может сослужить компании хорошую службу в перспективе, хотя в настоящее время продажи технологии носят вялый характер из-за неопределенностей в мировой экономике и низких цен на металлы.
Удачный ход с нержавеющей сталью
Но самым смелым и дальновидным шагом Outokumpu, несомненно, стало укрепление ее позиций в производстве нержавеющей стали с приобретением полного контроля над компанией AvestaPolarit. Это сделало Outokumpu владельцем одного из крупнейших игроков, чьи мощности по литью слябов (1,75 млн т в год) закрепляют за ним четвертое место в мире после германской компании TKS, люксембургской Arcelor и испанской Acerinox; его доля европейского рынка рулонов нержавеющей стали составляет 28 %.
Сейчас на долю нержавеющей стали приходится 56 % продаж группы (медь 28 %, цинк 6 %, технологии 7 %), и она обгоняет другие виды продукции на протяжении последних трех лет.
Крупнейшая программа расширения производства стоимостью в 1 млрд евро, которую начинают претворять на заводе Tornio в Финляндии, приведет к увеличению мощности по выпуску слябов из нержавеющей стали до 2,75 млн т в год (1,7 млн т в год на заводе Tornio). Она также повысит к 2004 году общий объем производства рулонов с 1,2 до 1,9 млн т в год. Программа включает строительство нового плавильного цеха, дополнительных клетей стана горячей прокатки и нового стана холодной прокатки.
Возможность оказаться в первых рядах производителей нержавеющей стали подвернулась в середине прошлого года, когда англо-голландская сталелитейная компания Corus решила избавиться от своего 23 %-ного пакета акций в AvestaPolarit. Outokumpu получила фактически полный контроль над компанией, начав также приобретать и немногие остававшиеся акции.
В целом эта операция стоила примерно 1 млрд евро, ознаменовав крупнейшее в истории группы приобретение. Как заявляет Outokumpu, она ожидает, что уже к 2005 году ее результаты превзойдут эти затраты на 100 с лишним млн евро. Группа только что решила вопрос о выпуске новых акций с целью сокращения задолженности, связанной с этим приобретением.
Создание AvestaPolarit как сильного игрока, способного действовать самостоятельно, позволило Outokumpu выделить больше ресурсов на бизнес цветных металлов. Эффект был почти немедленным. Деньги на расширение завода по производству нержавеющей стали Tornio в северной Финляндии были перенаправлены, а в апреле 2001 года Outokumpu приобрела за 180 млн долл. у совместных владельцев Rio Tinto и Boliden завод по рафинированию цинка Norzink мощностью 150 тыс. т в год в Норвегии.
С приобретением Norzink и расширением своего завода по рафинированию Kokkola стоимостью 31 млн евро (см. таблицу) Outokumpu ныне претендует на производство 15 % европейского и примерно 5 % мирового объема цинка.
Недавние инвестиции в существующие производства включали вложение 35 млн евро в увеличение вдвое мощности завода компании по производству медных труб в Жуншане (Китай) с помощью новой линии для выпуска высококачественных, гладких труб и труб с внутренними желобами для кондиционеров воздуха. С той же целью увеличения производства было также выделено 15 млн евро на линию литья и прокатки медных труб в Заратамо (Испания). В то же время предпринимаются шаги и к производству продукции более высокой степени готовности.
В рамках проекта стоимостью 73 млн евро, связанного с производством нержавеющей стали, рудник хромитов Kemi у города Tornio «уходит в подполье». Новая установка для литья заготовок из нержавеющей стали стоимостью 22 млн евро будет смонтирована на бывшем объекте компании AvestaSheffield в Англии. Готова программа стоимостью 25 млн евро, предусматривающая проведение работ по увеличению мощностей для выпуска сортового проката в США.
| Теплообменные катушки: повышение стоимости меди ключевой момент наступательной стратегии Outokumpu |
Драгоценный портфель?
Но с горнодобывающим переделом еще не покончено. Основные металлы, возможно, уже больше и не привлекают внимание, но что касается вообще добычи как таковой, это совсем не так. Outokumpu в партнерстве с компанией Gold Field в рамках объединения Arctic Platinum Partnership (APP) участвует в разработке залежей платины, палладия и золота на севере Финляндии, для чего в ближайшее время будет завершено ТЭО добычи ресурсов с содержанием металла выше 14,4 млн унций (450 т).
Outokumpu не новичок в бизнесе драгоценных металлов. Компания разрабатывает золотой прииск Orivesi в Финляндии, но запасы руды там должны истощиться в этом году. Остается подождать и посмотреть: не разыграется ли у APP аппетит и не расширит ли она свое участие в добыче этих металлов. Или все это просто конъюнктурный шаг из запасника компании.
Столь же неопределенными представляются и перспективы соглашения о технологическом сотрудничестве, подписанном в марте прошлого года с чилийским производителем меди Codelco. По его положениям Outokumpu должна участвовать в проектах переработки имеющихся или будущих минералов, плавки и рафинирования в Чили или других странах. Но никаких заявлений на этот счет пока не делалось.
|