Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Мечел – качество технологий  Содержание Первая линия Евразия, 2015 год Экономика Инвестиции и финансы Горное дело Черная металлургия Нефть-газ-трубы Цветная металлургия Рынки металлов Атомная промышленность Международное обозрение  Metal Bulletin – специально для России и СНГ
Импэкс-металл История
Импэкс-металл
№2' 2003 версия для печати

ИГРА ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ
ЧТО ЖДЕТ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ КОМПЛЕКС РОССИИ ПОСЛЕ ЕЕ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО



Григорий Боярко
Доцент Томского политехнического университета, кандидат геолого-минералогических наук

    Каждая страна, прежде чем вступить во Всемирную торговую организацию, проходит стадию длительных переговоров с принятием обязательств привести свою экономику к мировым стандартам. В декабре 2001 года в ВТО приняты Китай и Тайвань, и теперь в этой организации состоит 144 страны. Россия, являясь преемником международных обязательств СССР, имеет двусторонние соглашения о торговле более чем со 120 государствами, большая часть из которых являются членами ВТО. Тем не менее эти соглашения не препятствуют применению к российским товарам более высоких тарифов и введению дискриминационных нетарифных барьеров. 23 страны – США, Канада, Украина, Китай, Индия, Южная Корея, Польша, Турция, Аргентина, Египет, Бразилия, Венгрия, Венесуэла, Индонезия, Колумбия, Мексика, Перу, Таиланд, Чехия, Чили, Эквадор, ЮАР, Филиппины, а также Европейский Союз осуществляют в отношении российских товаров ограничительные меры – квотирование импорта, введение компенсационных и антидемпинговых пошлин. Общий ущерб российских участников международной торговли от ограничений стран-членов ВТО, по оценке Минэкономразвития, составляет 2,5 млрд долл. в год.
    В настоящее время Россия продолжает переговоры о присоединении к Всемирной торговой организации. Объектами обсуждения являются минимизация государственной поддержки сельского хозяйства и субсидирования отдельных отраслей промышленности, условия доступа на рынок банковских, страховых и телекоммуникационных услуг, участие России в Соглашениях по гражданской авиации и по государственным закупкам, ее отказ от экспортных таможенных пошлин, режим капиталовложений. В каждой из этих проблем возможны компромиссные решения – отсрочка на период реструктуризации, квоты допустимых государственных субсидий и т.д.
    Учитывая, что основу российского экспорта составляет минеральное сырье, изменения условий международной торговли в первую очередь непосредственно коснутся нефтегазодобывающей промышленности, черной и цветной металлургии. Основа поведения стран-членов ВТО – проведение торговой политики в соответствии с установленными правилами. Главным условием предсказуемости торговой политики являются обязательства по предельным или связанным тарифам (tariff binding), размер которых каждая страна определяет сама при вступлении в ВТО и не должна их повышать без согласования с партнерами. Постановлением Правительства РФ определены четыре тарифные группы с предельными ставками 5, 10, 15 и 20 % вместо ранее существовавших шести групп с максимальной ставкой пошлины до 30 %. Согласование отдельных тарифов продолжается на многосторонних переговорах России с участниками ВТО.
    Во всех странах-членах этой организации для большинства индивидуальных товаров установлены примерно одинаковые ставки импортных таможенных пошлин. При вступлении России в ВТО, по оценке Минэкономразвития, ожидается снижение нагрузки на экспортируемые отечественные товары на сумму до 18 млрд долл. в год и соответственно рост доходов. Это касается, в первую очередь, экспортеров минерального сырья, нефтепродуктов, черных и цветных металлов, а также алмазно-бриллиантового комплекса. Кроме того, в программе развития ВТО заложено постепенное уменьшение импортных таможенных пошлин, средний уровень которых для развитых стран снизился в 1995 – 2000 годах с 6,8 % до 3,8 %, а для развивающихся – с 9 % до 5 %, причем связанные тарифы уменьшаются с элементом гармонии, когда более высокие снижаются в большей мере в сравнении с самыми низкими. Поэтому в перспективе потери экспортеров от импортных таможенных пошлин будут только сокращаться.
    Не следует забывать и то, что до 40 % промышленного горного оборудования ввозится по импорту с соответствующей уплатой таможенных пошлин при поступлении на российскую территорию. Уменьшение этих тарифов также приведет к снижению издержек производства предприятий минерально-сырьевого комплекса.
    Торговля между странами-членами ВТО должна вестись без дискриминаций. Существуют две основные формы недискриминирующих положений – режим наибольшего благоприятствования (РНБ) и национальный режим (НР). В первом случае ни одна страна не должна устанавливать какие бы то ни было торговые преимущества для какого-либо из государств-участников или вводить по отношению к ним дискриминационные меры: все находятся в равных условиях и пользуются благами, которые дают им любые меры по снижению торговых барьеров. А национальный режим предполагает, что при появлении на рынке импортных товаров по отношению к ним должен применяться режим, который не будет менее благоприятным, чем действующий в отношении товаров, производимых на месте.
    В настоящее время в результате дискриминационных мер российские экспортеры несут значительные потери. Например, действуют ограничения по импорту в США (для стали, ванадия, ядерного топлива), странах ЕС (для стали, цинка, урана, минеральных удобрений, стекла), Китае (для нефтепродуктов и минеральных удобрений) и др. Сейчас вопросы о снятии или смягчении таких мер по отношению к российским товарам решаются только в порядке двусторонних переговоров, которые не всегда приводят к приемлемым результатам.
    Участники же Всемирной торговой организации защищены от дискриминационных мер возможностью апелляции в Комиссию по разрешению споров (Disput Settlement Body) и Апелляционную комиссию (Appellate Body). К 2002 году Комиссией по разрешению споров рассмотрено более 200 заявлений, основная часть которых была связана с дискриминационными мерами со стороны отдельных участников ВТО, в основном США и стран ЕС.
    Членство в ВТО способствует защите отечественных производителей. В соответствии с Соглашением о защитных мерах каждый участник организации в случае импорта товаров и услуг в количестве, угрожающем их национальному производству, может ввести защитные меры (safeguards) вне зависимости от источника ввоза. После расследования факта нанесения серьезного ущерба отечественным отраслям (или даже угрозы подобного ущерба) возможно квотирование импорта или установление государственных субсидий национальному производству на срок до 8 лет.
    В первые годы после вступления России в ВТО применение Соглашения о защитных мерах будет, скорее всего, осуществляться для адаптации отдельных отечественных отраслей хозяйства. В сфере обслуживания минерально-сырьевого комплекса потребуется защита, прежде всего, банковского и страхового секторов финансовых услуг, производителей горного оборудования, предприятий телекоммуникационных и информационных услуг и, возможно, геологоразведочных организаций.
    Оборотной стороной защиты национального производства станет для России обязательство снять явно протекционистские ограничения в международной торговле, препятствующие равноправной конкуренции. К ним следует отнести:
    – требование о размещении не менее 70 % объемов заказов на оборудование, технические средства и материалы на российских предприятиях при работе на участках недр на условиях Соглашения о разделе продукции (абз. 4, п. 2. ст. 7 федерального закона «О СРП»);
    – экспорт платиноидов только через государственные предприятия (п. 19 федерального закона «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики»);
    – монополию «Ростелекома» на отечественном рынке телекоммуникационных услуг и т.д.
    Защита отечественного производства в отдельных отраслях может производиться в виде государственных субсидий на основе Соглашения о субсидиях и компенсационных мерах. Например, всеми участниками ВТО предусмотрены возможности государственной поддержки сельского хозяйства – до 5 % стоимости сельхозпродукции в развитых странах и до 10 % – в развивающихся. Достигнута договоренность о предсказуемости правил, регулирующих законное применение торговых субсидий путем их разделения на три класса:
    – запрещенные (прямые субсидии, стимулирующие экспорт, а также субсидии отечественных импортозамещающих товаров);
    – неправомочные, дающие основание для принятия ответных мер (субсидии и финансовые льготы, превышающие 5 % стоимости товара);
    – правомочные, не дающие подобного основания (инвестиционные затраты в рамках реструктуризации производства – только для стран с переходной экономикой, компенсация стоимости НИИОКР и др.).
    При подозрении в использовании запрещенных и неправомочных субсидий участник ВТО может обратиться в Комиссию по разрешению споров для определения статуса этих субсидий и ответных мер – компенсационных пошлин (countervailing duties). Размер последних не должен превышать величины наносящих ущерб субсидий.
    Кроме прямых денежных вливаний, к субсидиям относится также явное и скрытое уменьшение налогов. Например, в 1999 году Комиссия по разрешению споров ВТО поддержала обвинение Европейским Союзом (с присоединившимися к заявлению Японией, Индией и Ямайкой) Соединенных Штатов в незаконном субсидировании американских компаний через систему оффшорных зон (Виргинские острова, Барбадос и Гуам), где ежегодно укрывалось от налогов до 4 млрд долл.
    В России государственные субсидии могут иметь разный статус. Так, в рамках реструктуризации угольной отрасли они являются вполне законными, когда даже при условии высокой доли экспортной продукции субсидируемых предприятий к ним неприменимы защитные меры. Напротив, если компенсации затрат на содержание жилищно-коммунального хозяйства превысят 5 % стоимости импортной продукции, к ее продавцу могут быть применены компенсационные пошлины. Таким образом, экспортоориентированным предприятиям необходимо очень точно вникать в условия получения государственных субсидий, чтобы не противоречить правилам международной торговли.
    Демпинг, по правилам ВТО, не допускается, и его проявления блокируются незамедлительно. Поэтому в качестве защиты от недобросовестной конкуренции страны-участники ВТО имеют право возбуждать антидемпинговые процедуры и устанавливать повышенные антидемпинговые пошлины (antidumping duties). Однако ввод таких санкций возможен только после расследования в рамках Соглашения по антидемпингу (ст. VI ГАТТ 1994 г.) и при доказанном установлении цены ниже нормальной и наличии ущерба национальным производителям. Применяются они лишь в отношении источника демпинговых товаров и на срок не более 5 лет. Увеличение пошлины не должно превышать демпинговую разницу. С 1995 года по 2002 год члены ВТО возбуждали более 1200 антидемпинговых процедур, из них свыше 80 % – к участникам этой организации.
    При возбуждении антидемпинговых процедур по отношению к российским товарам следует четко показать, что их относительная дешевизна обусловлена объективными причинами (дешевая рабочая сила, низкий курс рубля, дешевые природные ресурсы и др.). Важно избегать практики установления более низких экспортных цен по сравнению с внутренними (даже при условии рентабельности таких операций): это является очевидным доказательством демпинга.
    В большинстве стран государственные органы и бюджетные учреждения являются крупнейшими покупателями самых разных видов продукции. Так вот, в качестве одного из условий вступления в ВТО России предлагается участвовать в Соглашении о государственных закупках, действующем, правда, не для всех участников. В случае его подписания иностранные компании получат возможность участвовать в конкурсах на госзаказы Правительства РФ.
    В минерально-сырьевом комплексе России существует государственный заказ на геологическое изучение недр. С учетом нынешнего кризиса этой отрасли требуется ее адаптация к новым условиям финансирования геолого-разведочных работ, а потому организация открытых тендеров выглядит преждевременной. Возможен также вариант ограничений, когда для сектора геологических услуг будет оговорено условие о наборе в персонал предприятий, работающих на территории России, не менее 80 % отечественных специалистов, что существенно ограничит возможности захвата этого рынка иностранными фирмами.
    Еще в одном соглашении – о технических барьерах в торговле – предлагается увеличить роль международных технических стандартов, согласуемых с национальными путем подтверждения их соответствия. В качестве примеров можно назвать стандарты драгоценных металлов London good delivery, нефти (североморской – Brent, российской – Urals). Национальные технические стандарты, точнее, их разнородность и неполное соответствие международным создают определенные сложности при перемещении товаров через границу. Технические стандарты России далеки от совершенства: пересмотра требуют более 20 тыс. ГОСТов, подготовленных еще в период плановой экономики. На различиях стандартов даже возникли спекулятивные операции. Например, при покупке рудных концентратов по стандарту ISO и продаже по российскому ГОСТу разница цены за счет отличия оценок влажности может составлять 3 – 4 %. К сожалению, сохраняется тенденция составления стандартов, больше ориентированных на технологические условия изготовления товаров, а не на обеспечение их высоких потребительских свойств.
    После вступления в ВТО Россия сможет не только пользоваться позитивными условиями международной торговли, но и активно участвовать в подготовке ее новых правил. Без участия нашей страны уже идет обсуждение условий электронной торговли, правил для рынка услуг и др. В ближайшее время в повестку дня ВТО станут новые темы – «Торговля и инвестиции», «Конкурентная политика», «Торговля и окружающая среда», «Региональные торговые соглашения», «Гласность в области государственных закупок», «Субсидии на услуги». Следует отметить, что во Всемирной торговой организации новые правила принимаются на основе консенсуса всех участников, но обязательны лишь для тех стран, которые их ратифицируют. Возможность влиять на принятие решений при разработке новых правил ВТО является стратегической задачей для России, стремящейся сохранить имеющиеся сырьевые рынки сбыта и утвердиться на новых для нее, в частности на рынках услуг и высоких технологий.
    Таким образом, вступление России в ВТО полностью соответствует ее национальным интересам. Среди положительных последствий этого события – открытие новых рынков, режим наибольшего благоприятствования в торговле, доступ к системе урегулирования торговых споров, удешевление импортных комплектующих за счет уменьшения таможенных тарифов, введение международных стандартов на продукцию и услуги, упорядочение внешнеторгового администрирования, повышение инвестиционного рейтинга страны, ликвидация малоэффективного производства, рост конкурентоспособности отечественной экономики, многообразие товаров и услуг на внутреннем рынке.
    К отрицательным последствиям следует отнести возможный спад производства в некоторых отраслях, ухудшение условий развития сектора услуг, уменьшение поступлений в бюджет, возможное ослабление экономической интеграции, в том числе в рамках Евро-Азиатского экономического союза и Союза с Белоруссией. Опыт новых членов ВТО – Киргизии, Латвии, Литвы, Молдавии, Грузии и др. – свидетельствует, что в период адаптации негативные явления преобладают над позитивными. А в Китае, например, прогнозируется даже спад ВВП и рост безработицы в ближайшие 2 – 3 года.
    Тем не менее без участия в ВТО Россия в глобальной экономической системе может быть вытеснена даже с сырьевых рынков, доля которых, как ожидается, к 2025 году сократится до 13 % объемов мировой торговли. И наоборот, членство во Всемирной торговой организации позволит нашей стране, опираясь на дешевые ресурсы и проводя агрессивную внешнеторговую политику в рамках правил ВТО, сохранить и упрочить свое место в международной торговле. На наш взгляд, необходимо продолжить конструктивные переговоры о вступлении с минимальными уступками, необязательными для других участников ВТО, обосновании сроков адаптации национальных отраслей хозяйства, находящихся в критическом состоянии. Параллельно необходимо ускорить разработку и рассмотрение законопроектов «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», «О лицензировании экспорта и импорта товаров», «О государственной помощи», «Об основах технического регулирования, стандартизации и подтверждения соответствия» и др.
    Предприятиям минерально-сырьевого комплекса важно уже сейчас готовиться к работе по правилам ВТО, иначе после вступления в нее России возможна шоковая утрата позиций на рынке под давлением более устойчивых конкурентов.

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение