Татьяна Валева
Старший научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований РАН, кандидат географических наук
В конце января в Санкт-Петербурге состоялось восьмое заседание двусторонней российско-болгарской комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В ней участвовал Милко Ковачев, министр энергетики Болгарии. Особое внимание комиссия уделила вопросам, связанным с путями развития болгарской атомной энергетики при возможном участии России. Правда, судьба этой отрасли ныне во многом зависит от европейских функционеров. Ведь Болгария с 1995 года ассоциированный член ЕС, а в 1999 году начаты переговоры о ее вступлении в Евросоюз. Однако роль России в формировании энергетической политики Болгарии велика и возможности перспективного сотрудничества двух стран в этой области, как показывает практика, не утеряны.
Начало тесным связям России и Болгарии в области атомной энергетики положено в 70-х годах, когда в рамках СЭВ разрабатывался проект создания первой (и пока единственной) в Болгарии АЭС «Козлодуй». Основное оборудование было советским, в поставках участвовали Чехословакия и Венгрия. Большая часть специалистов, сооружавших АЭС, прибыла из СССР. «Козлодуй» строился в три очереди: сначала два реактора, мощностью 440 МВт каждый (на тот период это был наиболее совершенный тип реакторов подобной мощности), затем еще два таких же реактора и, наконец, 5-й и 6-й блоки по 1000 МВт.
Большая часть работ по проектированию и строительству АЭС «Козлодуй» осуществлялась Советским Союзом на безвозмездной основе. Следовательно, сроки окупаемости «Козлодуя» для Болгарии были крайне невелики. До 31 декабря 2002 года «Козлодуй» давал от 40 до 47 % болгарской электроэнергии, что в последние 30 с лишним лет поддерживало относительно низкую себестоимость всей электроэнергии в Болгарии.
Выработка ресурса первых двух блоков должна была наступить в 20052006 годах, двух следующих «малых» реакторов в 20102012 годах. Обогащенное ядерное топливо поставлялось сначала из СССР, затем из России. Отходы шли в обратном направлении. В бедной энергоресурсами Болгарии сооружение «Козлодуя» сказалось положительно.
В 1981 году началась подготовка площадки для сооружения второй АЭС «Белене», а в 1987 году ее строительство. Планировалось, что в 1993 году будет пущен первый реактор мощностью 1000 МВт, а далее по одному реактору через каждые два года с доведением общей мощности электростанции до 4 млн кВт. Советский Союз доставил на строительную площадку атомный реактор. Чехословацкие поставщики завезли необходимую для его работы автоматику, а уже обученные болгарские специалисты вместе с советскими коллегами приступили к монтажу. К этому времени была создана транспортная и производственная инфраструктура: железнодорожная связь со всей страной, собственный причал на Дунае для разгрузки оборудования, установленный на нем 500-тонный кран, крупнейший на Балканах завод по производству бетона, построенный специально для сооружения АЭС. Все это позволяло на высоком уровне осуществлять монтаж первого блока «Белене». Одновременно подготавливалась площадка для второго блока электростанции.
Однако в мае 1990 года Совет министров Болгарии из-за финансовых проблем ограничил объем строительных работ на АЭС, а с середины 1991 года сооружение электростанции было вовсе прекращено. Объемы уже вложенных в сооружение электростанции инвестиций превышали 1 млрд долл. И вот уже 12 лет для поддержания рабочей площадки АЭС в приемлемом для продолжения строительства состоянии Национальная энергетическая компания ежегодно выделяет по 3 млн долл. На объекте постоянно заняты 200 человек. Все эти годы дискутируется будущее «Белене».
Сначала это считалось внутренней проблемой Болгарии. Противники продолжения строительства утверждали, что потребление электроэнергии в стране резко снизилось и что еще один крупный энергетический объект не нужен. Сторонники же строительства справедливо отмечали, что не за горами то время, когда первые блоки «Козлодуя» исчерпают свой ресурс, а заменить их будет нечем. Но даже те, кто считал необходимым продолжать работы по сооружению «Белене», понимали, что в одиночку Болгарии с таким объемом необходимых капиталовложений не справиться.
По мере вхождения Болгарии в орбиту Евросоюза решение вопросов развития ее атомной энергетики, в том числе и судьба «Белене», по сути дела, перешло в руки европейских чиновников. В 1999 году Болгария подписала с ЕС предварительный меморандум, в соответствии с которым обязалась закрыть первые два блока АЭС «Козлодуй» до конца 2002 года, а 3-й и 4-й не позднее 2006 года. Этот шаг, на который пошло правоцентристское правительство И. Костова, продиктован мнением еврофункционеров о невозможности соблюдения мер ядерной безопасности на морально устаревшем оборудовании.
На деле проблема надежности работы АЭС «Козлодуй» выглядит следующим образом. Первые два блока не подвергались существенному ремонту с момента их пуска в 1974 году, и хотя их ресурс еще не был выработан к концу 2002 года, требование о закрытии этих блоков имело под собой определенную почву. Но 3-й и 4-й блоки были коренным образом модернизированы, и государственная компания «АЭС «Козлодуй» весной 2002 года инициировала процедуру их перевода в другую категорию, так как в них установлены принципиально новые системы. По оценкам международных экспертов, они отвечают всем условиям безопасной работы.
Таким образом, требование представителей Евросоюза о закрытии этих реакторов на 6 лет раньше выработки их ресурса имеет скорее политическую, нежели экономическую или экологическую причину. Во-первых, Евросоюз хотел бы, чтобы энергетический комплекс Болгарии отвечал существующим установкам на недопустимость привязки ТЭК стран Евросоюза к какой-либо одной стране за его пределами. В данном случае речь идет о России, стране, откуда Болгария получает 100 % потребляемого ею природного газа, 6070 % нефти, весь объем обогащенного урана для АЭС и куда направляются ее ядерные отходы. Во-вторых, от Болгарии ожидается демонстрация «доброй воли»: ликвидация ею почти половины своих атомно-энергетических мощностей «подаст пример» Литве и Словакии, стоящим перед аналогичными проблемами.
Что это значит для экономики Болгарии, находящейся чуть ли не в наихудшем положении из всех стран-кандидатов на вступление в ЕС? Начнем с того, что ее, как и Румынию, в отличие от 10 других кандидатов не принимают в Евросоюз в 2004 году, но при этом именно от нее требуют самых решительных мер по приведению энергетического комплекса к «европейским стандартам». Последствия же вывода из эксплуатации четырех блоков на «Козлодуе» не позднее 2006 года выразятся в уменьшении национального производства электроэнергии на 24 % и в росте ее стоимости для потребителей на 40 %. Требование Европейской комиссии о модернизации 5-го и 6-го блоков вызовет временное выведение из строя всей АЭС. В то же время замещающие мощности не сооружаются ни на традиционных ТЭС, ни на замороженной АЭС «Белене».
В этой ситуации новое правительство Болгарии во главе с Симеоном Сакскобургготским, однозначно придерживающееся стратегической цели вступления Болгарии в ЕС, все-таки занимает сдержанную позицию по вопросу закрытия 3-го и 4-го блоков «Козлодуя». В частности болгарский премьер-министр во время своего посещения Австрии весной 2002 года высказался в том плане, что до 2006 года еще далеко и за столь длительное время все может произойти. В октябре 2002 года Совет министров под явным давлением принял решение о закрытии 3-го и 4-го блоков в 2006 году. 9 января 2003 года Верховный административный суд Болгарии отменил это решение. Но не исключен пересмотр дела.
Так или иначе, для российской стороны в болгарской атомной энергетике наиболее реально осуществление работ по реконструкции и модернизации 5-го и 6-го блоков «Козлодуя» и в случае, если болгарское руководство примет решение о возобновлении сооружения второй АЭС «Белене» участие в этом проекте.
Вообще говоря, после смены руководства Болгарии в июне 2001 года у российских фирм появились более реальные возможности активизировать свою хозяйственную деятельность на территории этой страны. В период пребывания у власти предыдущего правительства Россия была практически отстранена от участия как в приватизационных сделках (исключение составляет «Лукойл», которому удалось в 1999 году приобрести контрольный пакет акций болгарского «Нефтохима»), так и в реконструкции промышленных объектов в Болгарии, некогда построенных при активной финансовой и технической помощи СССР. Так, когда в 1998 году был объявлен международный тендер на реконструкцию 5-го и 6-го блоков «Козлодуя», российская сторона, представленная «Атомэнергоэкспортом», вынуждена была войти в состав «Европейского консорциума Козлодуй» наряду с немецкой фирмой «Сименс», французской «Фраматом» и НЭК Болгарии. В противном случае шансов на участие в этом проекте у нее не было.
Но уже в начале 2002 года в международном конкурсе на модернизацию турбинных конденсаторов на 5-м и 6-м блоках победителем стал «Ленинградский Металлический завод», входящий в российский концерн «Силовые машины», специалисты которого приступят к работам весной 2003 года и осуществят их на сумму в 15 млн долл.
Совсем другие объемы средств необходимы для продолжения строительства второй АЭС. Для введения в эксплуатацию ее первого блока требуется затратить 1,2 млрд долл. В конце 90-х годов Россия была готова выделить кредит на эти цели в размере 500 млн долл. и в составе какого-то другого международного консорциума принять участие в сооружении «Белене». При этом она настаивала на том, чтобы при дальнейшем расширении электростанции до проектной мощности основное оборудование имело российское происхождение, как, впрочем, и обогащенный уран для ее функционирования. Болгарская сторона не приняла это предложение.
В одном из своих интервью последних двух лет директор АЭС «Белене» Петр Симеонов не раз подчеркивал, что финансирование продолжения строительства можно осуществить за счет привлечения средств как западных, так и российских инвесторов, заинтересованных в реализации такой крупной инициативы. Проблема состоит в политическом решении, которое болгарское руководство может принять только после согласования этого вопроса с функционерами ЕС в рамках обсуждаемой в настоящее время главы «Энергетика» (она входит в пакет из 28 «присоединительных» документов для стран-кандидатов в члены Евросоюза).
В связи с необходимостью адаптации энергетического комплекса Болгарии к европейским стандартам разрабатывается новый Закон об энергетике, который вскоре будет обсуждаться в болгарском парламенте. Предполагается, что к этому времени наступит ясность со строительством «Белене». Уже сейчас обсуждаются четыре варианта типов реакторов для будущей АЭС, в том числе и российский «миллионик», который может быть оснащен западным оборудованием.
В том случае, если болгарское правительство «разморозит» проект строительства АЭС «Белене», перед Россией откроются возможности активизации своего традиционного сотрудничества с Болгарией в области атомной энергетики.
|