Игорь Малышев, Олег Калинский
Департамент промышленной и инновационной политики в металлургии Минпромнауки РФ
По итогам 2002 года индекс производства в черной металлургии составил 103 %, в цветной 106 %. Внешне ситуация вполне благополучная: не оправдались пессимистичные прогнозы начала года о спаде в черной и стагнации в цветной. Металлургия оказалась даже в числе лидеров среди отраслей промышленности, уступив в темпах роста только топливной (107 %) и пищевой (106,5 %). Вместе с тем анализ ситуации показывает, что положительная динамика производства достигнута в основном за счет выпуска листового проката в черной металлургии (табл. 1) и добычи драгоценных металлов в цветной. Именно две эти подотрасли «вытащили» всю металлургию, в то время как в других сегментах отмечены или минимальные темпы роста, или даже падение производства: медь 97,1 %, никель 94,9 %, стальные трубы 94,6 % (табл. 2).
Итоги года ясно показывают: действие «эффекта девальвации» 1998 года, обусловившего рост производства в 1999 2001 годах, прекратилось полностью, а основными факторами развития отрасли стали циклические колебания мирового рынка металлов. Отечественная металлургия функционирует в общей системе мировых хозяйственных связей, экспортируя большую часть своей продукции (черная металлургия около 60 %, цветная около 80 %). Эта тенденция особенно заметна на фоне стагнации внутреннего рынка металлов. В 2002 году впервые после 1998 года снизилось потребления проката черных металлов, вызванное уменьшением спроса машиностроителей и нефтяников. В ближайшие два-три года ситуация вряд ли радикально улучшится.
Таким образом, несмотря на положительные итоги 2002 года, ситуацию в металлургии можно охарактеризовать как крайне нестабильную. Себестоимость производства в валютном выражении неуклонно растет. В структуре экспорта значительную долю по-прежнему занимают сырье и полуфабрикаты, в наибольшей степени подверженные циклическим конъюнктурным колебаниям. И то, что сегодня является высокорентабельным, завтра может принести огромные убытки.
Наибольший вклад в прирост продукции черной металлургии принес выпуск готового проката, на долю которого приходится около 65 % объема промышленной продукции отрасли. Правда, значительно увеличилось только производство листового проката (на 8,2 %) исключительно за счет поставок на экспорт. Цена на этот вид проката за 2002 год выросла на 55 % (на сортовой на 25 %), что резко повысило доходность вывоза и повлекло за собой рост внутренних цен.
Объемы производства сортового проката практически не изменились 27,337 млн т, или 100,6 % по сравнению с 2001 годом. Его доля в прокате черных металлов снизилась с 57,9 % в 2001 году до 56,1%. Но факторы развития рынка сортового проката в 2002 году радикально отличаются от листового это рост на 3 % внутреннего потребления и ограничение импорта стальной продукции с Украины и из Казахстана.
Производство стальных труб, ориентированное, прежде всего, на внутренний рынок, снизилось на 5,4 %. Причин несколько. Во-первых, «эффект высокой базы» за 1999 2001 годы выпуск труб почти удвоился (рост 85 %), что по отдельным их видам привело к затовариванию рынка. Учитывая высокие цены на нефть и рост ее добычи на 7 %, вторая причина довольно неожиданна снижение спроса на трубы со стороны нефтегазового комплекса. Нефтяные компании формировали бюджеты на закупку труб на 2002 год в условиях нестабильности и не очень высоких цен в конце 2001 года, что определило низкие плановые показатели закупок. При этом в нефтяной промышленности произошло ощутимое сокращение эксплутационного бурения (на 16,8 %), разведочного (на 40,2 %) и ввода новых скважин (на 21,9 %). Также негативно на производство труб повлиял дефицит штрипса, связанный с переориентацией производителей листового проката на экспорт.
Положительной тенденцией, свидетельствующей о качественных сдвигах в металлургии, явился рост на 20 % производства листа и жести с покрытиями, что связано с вводом новых производственных мощностей (пуском в середине 2002 года новой линии по производству жести на ММК мощностью 500 тыс. т в год) и оживлением спроса на внешнем рынке.
Ситуация в подотрасли по добыче и обогащению железорудного сырья в 2002 году была достаточно стабильной. Производство железной руды и окатышей увеличилось на 1,7 % и 6,8 %. Рост в большей степени обеспечен увеличением спроса на российское металлургическое сырье на внешних рынках.
Производство метизов в целом осталось на уровне 2002 года. Вместе с тем дефицит катанки, обусловленный введением ограничений импорта с Украины, привел к снижению производства стальной проволоки (на 2 %) и металлокорда (на 15 %).
Можно сказать, что в целом внутренний рынок черных металлов в 2002 году не оправдал надежд. Впервые с 1999 года внутреннее потребление готового проката черных металлов в 2002 году снизилось в целом на 2,5 %, а листового проката на 7,7 % по сравнению с предыдущим годом. Основная причина неблагоприятная ситуация в отраслях, потребляющих продукцию черной металлургии. Резко замедлился рост в машиностроении индекс физического объема производства в целом по этой отрасли в 2002 году составил 102 % к 2001 году (107,2 % в 2001 году). Лишь железнодорожное машиностроение (прибавка продукции в 21,7 %) и машиностроение для легкой и пищевой промышленности (15,9 %) продолжали существенно наращивать потребление металла. В целом ухудшение ситуации в машиностроении обусловлено снижением темпов роста инвестиций в экономике. Импорт машиностроительной продукции в 2002 году достиг примерно 16,4 млрд долл. Конкурентоспособность отечественного машиностроения снижается, объемы заказов начали падать. Характерной является ситуация в металлургическом машиностроении: снижение производства составило 17,4 %, ни по одному виду продукции не отмечено положительной динамики, а наибольший спад пришелся на производство технологического оборудования для цветной металлургии на 59,8 %. На выпуске листового проката серьезно сказалось снижение производства легковых автомобилей на 4 %. Акционерные общества «АвтоВАЗ» и «ГАЗ» были вынуждены останавливать конвейеры. Беспрецедентно большое количество ввезенных подержанных иномарок привело к затовариванию рынка легковых автомобилей.
Приходится констатировать, что внутренний рынок черных металлов вступил в 2002 году в фазу стагнации. По прогнозам, на протяжении 2 3-х лет он будет расти не более чем на 3 5 % ежегодно. Этого роста недостаточно для эффективного развития черной металлургии и поддержания достаточного спроса на металлопродукцию. Очевидно, что ключевое значение сохранит внешний рынок. В 2002 году общий стоимостный объем экспорта продукции черной металлургии (металлургического сырья, чугуна, ферросплавов, проката, труб и др.) вырос по сравнению с 2001 годом на 13,3 % и составил 8,1 млрд долл. В страны дальнего зарубежья продукции поставлено на 6,7 млрд долл. (рост на 15,5 % по сравнению с 2001 годом), в страны СНГ на 1,4 млрд долл. (рост на 7,7 %). В структуре экспорта увеличилась доля продукции более высокого передела. Если в 2001 году доля листового проката в поставках в страны дальнего зарубежья составляла 36,8 %, а доля заготовки 49,4 %, то в 2002 году 41,8 % и 45,7% соответственно.
В цветной металлургии в 2002 году производство увеличилось на 6 % по сравнению с предыдущим годом. Предприятия алюминиевой промышленности сохранили высокий уровень загрузки производственных мощностей и обеспечили прирост выпуска первичного алюминия на 1,5 %. Рост объемов произошел за счет интенсификации производственных процессов. При этом поставки первичного алюминия на внутренний рынок увеличились более чем на 15 % по сравнению с 2001 годом в основном за счет роста выпуска алюминиевого проката на 11,7 %. Вместе с тем определяющую роль в этой подотрасли продолжает играть внешний рынок, на который поставлено более 83 % алюминия.
Для российских производителей меди ситуация на рынке была неблагоприятной. Мировые цены в течение 2002 года оставались низкими. В результате доля поставок на экспорт снизилась на 9 %. Все это, а также сокращение переработки вторичного сырья и снижение поставок медного концентрата из Монголии явились причинами снижения производства рафинированной меди в России в 2002 году на 2,9 %, в том числе на уральских предприятиях на 1,4 %, на предприятиях ОАО «ГМК «Норильский никель» на 6,4 %.
В 2002 году улучшилась ситуация на мировом рынке никеля. Сдерживание производства крупнейшими компаниями мира, включая «Норильский никель», привело к тому, что мировое производство этого металла составило в 2002 году 1,199 млн т, что всего на 33 тыс. т превысило спрос. Это обеспечило максимальный рост биржевых цен. По сравнению с 2001 годом производство никеля в России в 2002 году снижено на 5,1 %, в том числе на предприятиях ОАО «ГМК «Норильский никель» на 4,2 %, на уральских заводах, перерабатывающих бедные окисленные руды, на 17,9 %. На внешний рынок поставлено около 95 % произведенного металла.
Как уже говорилось, наибольший вклад в рост производства в целом по цветной металлургии внесла добыча золота (рост 11,6 %) и других драгоценных металлов. Основными факторами развития производства явились высокие цены на мировом рынке. Их рост на золото составил за год 20 %, на платину 25 %. Сказалось также расширение кредитования золотодобывающих предприятий банковским сектором.
Продолжился в 2002 году рост производства проката цветных металлов по сравнению с 2001 годом: алюминиевого на 11,7 %, титанового на 5,6 %, медного на 5,1 %. Это связано с увеличивающимся спросом на внутреннем рынке, прежде всего, со стороны таких отраслей, как транспортное машиностроение, на долю которого приходится 30 50 % потребления различных видов цветных металлов, строительство 10 20 %, а также оборонная промышленность. Однако в целом доля проката из цветных металлов в общем объеме производства в цветной металлургии невелика и не оказывает существенного влияния на общие темпы роста.
Основной вывод, который можно сделать по итогам 2002 года, заключается в том, что основными факторами развития металлургии останутся в ближайшие годы циклические колебания мирового рынка. При этом уже в 2003 году не исключено резкое ухудшение ситуации на рынке черных металлов, да и подъема рынков цветных металлов с нынешнего низкого уровня может не случиться.
Серьезной проблемой металлургии является непрерывное ухудшение финансовых показателей деятельности предприятий, обусловленное ростом затрат производства. В 2002 году ситуация даже ухудшилась. За три квартала сальдированная прибыль предприятий составила 66,7 млрд руб., что на 29,8 млрд руб. ниже уровня 2001 года. В черной металлургии снижение составило 5,1 млрд руб. до 22,9 млрд руб., в цветной 24,8 млрд руб. до 43,7 млрд руб. Это подтверждает тот факт, что в начале 2002 года большинство предприятий подошли к порогу рентабельности. На снижение прибыли предприятий металлургии в наибольшей степени влияет опережающий рост цен и тарифов на энергетические ресурсы и услуги МПС. На начало 2002 года доля затрат на продукцию естественных монополий в средней стоимости готового проката черных металлов составила 32,8 %, в средней стоимости первичного алюминия 33,4 %. Расчеты показывают, что дальнейший опережающий рост цен и тарифов и вызванный им рост себестоимости металлопродукции может привести в 2004 2005 годах к неконкурентоспособности большинства металлургических предприятий на мировом рынке.
Еще одной проблемой является снижение инвестиционной активности в металлургии. В результате снижения сальдированной прибыли предприятий и отмены инвестиционной льготы по налогу на прибыль капитальные вложения впервые с 1999 года сократились. Снижение составило 15 % к уровню 2001 года.
Каковы пути решения проблем, стоящих перед отечественной металлургией? Прежде всего, надо сказать о развитии внутреннего рынка. Ожидается, что в 2003 году возобновится рост инвестиций (прежде всего, за счет отраслей ТЭК), что будет стимулировать рост металлопотребления. Металлургическим компаниям следует активнее продвигать свою продукцию на внутреннем рынке. В этом смысле одной из наиболее перспективных форм является заключение долгосрочных программ и соглашений с крупными потребителями, такими, как автомобильные заводы, судостроительные предприятия и т.п. Программы должны содержать перспективные требования к технико-экономическим показателям промышленной продукции и предусматривать увеличение закупочных цен в соответствии с улучшением качества продукции. Примером может служить соглашение, заключенное в июле 2002 года между МПС России и ОАО «Выксунский металлургический завод» о поставках и разработке новых видов колесных пар на период до 2010 года.
Другое важное направление освоение выпуска продукции, ориентированной на конечный потребительский спрос. Один из последних примеров пуск линии по производству медных радиаторов на предприятиях УГМК.
Темпы роста внутреннего рынка способно поддержать государство. Для расширения спроса на продукцию из черных и цветных металлов могут быть использованы обновление основных фондов регулируемых государством субъектов естественных монополий на базе отечественных производств, обеспечение участия российских предприятий в подрядных работах при реализации проектов на условиях СРП, увеличение заказов со стороны оборонного комплекса и др.
Первостепенное значение для металлургических предприятий приобретает улучшение структуры экспорта. Чтобы увеличить его рентабельность и уменьшить влияние на экономические показатели колебаний мирового рынка, российские компании должны сосредоточить усилия на увеличении доли качественной продукции. Прокат особого качества (Special Bar Quality), горячекатаные и холоднокатаные рулоны, профили должны занимать ведущее место в экспортной структуре предприятий. Высокотехнологичная продукция обычно поставляется по долгосрочным контрактам с фиксацией цены, что позволяет предприятиям четко прогнозировать валютную выручку. Экспорт же продукции низкого передела уже через 1 2 года будет рентабельным только на пике цен.
И в изменении структуры экспорта российских металлов важная роль принадлежит государству. На мировом рынке металлопродукции уже давно конкурируют не сами по себе компании. Именно государства ограничивают импорт продукции для защиты своих производителей. Большинство введенных против России санкций направлено именно на сдерживание нашей продукции более высокого передела. При этом наряду с защитными мерами во внешней торговле используются и такие инструменты, как государственная поддержка реструктуризации предприятий, специальные энергетические и транспортные тарифы для экспорта, не говоря уж о его поддержке. Такие меры вполне можно использовать и у нас. Государственным органам крайне важно создать целостную систему поддержки отечественных экспортеров металлопродукции. Для этого, в частности, необходимо:
повысить оперативность информирования металлургических компаний со стороны российских посольств и торговых представительств об изменении ситуации на рынках и возможностях инициирования новых ограничительных мер;
активизировать совместную работу федеральных органов исполнительной власти и предприятий для взаимодействия с административными органами соответствующих стран в целях пересмотра действующих ограничений и предупреждения новых расследований;
расширить практику обучения персонала металлургических компаний с участием федеральных органов относительно антидемпингового законодательства зарубежных стран и правил ВТО;
создать систему поддержки экспорта, предусматривающую предоставление предприятиям страхового покрытия экспортных сделок и расширение кредитования.
Улучшения структуры экспорта металлопродукции невозможно без масштабной модернизации основных фондов, для чего необходимо привлекать долгосрочные кредитные ресурсы. Наиболее перспективным является выход на международные рынки ценных бумаг, который должен обеспечить значительный рост капитализации отечественных компаний.
Недавно объявлено о крупнейшей сделке в нефтяной отрасли с участием British Рetroleum. Большинство крупнейших металлургических компаний также разрабатывают планы размещения акций на международных рынках (СУАЛ-Холдинг, «Русский алюминий», «Северсталь»). В этих условиях первоочередной задачей государства становится улучшение условий для привлечения инвестиций. Важно обеспечить прогнозируемость тарифной политики монополий на 2 3 года вперед, что существенно расширит возможности планирования для компаний. Необходимо также использовать механизмы налогового стимулирования инвестиций. Наряду с общим снижением нагрузки, целесообразно восстановить инвестиционную льготу по налогу на прибыль (возможно, в другом виде) и обеспечить при реализации крупных инвестиционных проектов действие механизма по представлению налоговых льгот, прежде всего в части региональных налогов.
|