Сергей Батырев
Корр. ИТАР-ТАСС специально для журнала «Металлы Евразии» (Рим)
К 2000 году Институт промышленной реконструкции Италии прославленный ИРИ, еще совсем недавно объединявший под своим руководством большую часть флагманов экономики Италии, должен выполнить последнюю миссию: обеспечить полную приватизацию той еще весьма внушительной части экономики, которая и до сегодняшнего дня остается «под крылом» ИРИ. Именно такая задача поставлена перед руководством ИРИ главным акционером холдинга министерством казначейства Италии.
Эта компания сыграла важную роль в становлении современной экономики Италии. Институт промышленной реконструкции был учрежден в 1933 году, в самый разгар экономического кризиса, и рассматривался как «оригинальный итальянский рецепт» в борьбе с общим спадом и депрессией и мощный рычаг государственного вмешательства в экономику. Одной из главных целей, которые при этом ставились, была модернизация и ускоренная индустриализация, наряду с максимально быстрым выводом из кризиса основных отраслей промышленности. Управление отраслями осуществлялось следующим образом. Институт контролировал финансовые компании, выступавшие в роли особых управленческих структур, созданных правительственными решениями при всех сколь-либо значительных производственных комплексах Италии.
На протяжении десятилетий задачи ИРИ и его «уполномоченных» оставались приблизительно одинаковыми: способствовать промышленному подъему, «вытягивать» предприятия, попавшие в сложное финансово-экономическое положение. Эта, достаточно стройная, система управления в определенной мере способствовала итальянскому «экономическому чуду» 50–60-х годов, когда полуаграрная страна, с трудом оправлявшаяся от последствий проигранной войны, совершила беспрецедентный рывок, по праву заняв место в «семерке» ведущих индустриальных держав мира.
В последние десятилетия, однако, в деятельности ИРИ стали накапливаться предкризисные явления, своего рода «тревожные звоночки» о том, что некогда эффективный инструмент управления начинает исчерпывать себя в условиях чрезвычайного усложнения экономической жизни. К 80-м годам институт практически превратился в гигантский и малоповоротливый холдинг, объединявший различные сферы экономики, «контрольный пакет акций» в которых принадлежал государству: от металлургии до автострад и железных дорог, от национальной авиакомпании «Алиталия» до банков... Осознание необходимости глубокой реформы ИРИ шло медленно. В 1986 году много шума наделал первый случай крупной приватизации: государство уступило крупнейшему частному автомобилестроительному концерну ФИАТ оказавшуюся в крайне тяжелом финансовом положении автомобильную компанию «Альфа Ромео», которую до этого контролировал ИРИ. Лишь в начале 90-х годов магическое слово «приватизация» было произнесено во весь голос. Поворотным пунктом стал 1992 год, когда был изменен статус ИРИ: из государственного предприятия институт превратился в акционерное общество. После этого процесс, как говорится, «пошел»: в 1993 году ИРИ передал в частные руки ряд крупных продовольственных компаний, а также принадлежавшую ему часть капитала двух крупнейших итальянских банков: «Банка коммерчале итальяна» и «Кредито Итальяно».
Металлургическая отрасль Италии до 1992 года, как и многие другие сферы экономики, практически полностью контролировалась ИРИ. Однако к 1996 году она уже была полностью приватизирована. Как сообщили в пресс-службе ИРИ, общий доход от всех операций по приватизации металлургических компаний составил в 1996 году свыше 7 трлн. лир. Долги приватизированных компаний, финансовое положение многих из которых было не блестящим, перешли к покупателям.
Крупнейшая металлургическая компания ИРИ «Ильва ламинати пьяни» (ИЛП) была продана в 1995 году итальянскому концерну «Группо Рива». Стоимость сделки составила 2,5 трлн. лир. Вторая значительная металлургическая компания «Аччай спечали Терни» (АСТ), специализирующаяся на производстве нержавеющей стали и сплавов, а также намагниченных металлов, была за 600 млрд. лир уступлена итало-германскому консорциуму КАИ (в него вошли итальянские группы «Агарини», «Фальк», «Рива» и германский «Крупп»). И, наконец, «последним аккордом» в процессе приватизации металлургической отрасли Италии стала продажа компанией ИЛП, уже находившейся в процессе приватизации, принадлежавших ей 84 % капитала компании «Далмине».
Как повлияла приватизация на состояние металлургической отрасли Италии? Общая картина будет, наверное, выглядеть достаточно противоречиво: где-то дела идут лучше, где-то не слишком. Кроме этого, надо учитывать, что металлургическое производство в Европе находится сейчас в состоянии спада. Тем не менее, пример только что упомянутой компании «Далмине» свидетельствует, что ей приватизация пошла на пользу. Дальнейшее снижение себестоимости производства означает, что компания «Далмине», являющаяся одним из крупнейших производителей бесшовных труб в мире (13 % мирового рынка), улучшит свои финансовые показатели по сравнению с 1996 годом, который она завершила с прибылью в 17 млрд. лир. В «Далмине» уже сложилось, как здесь принято говорить, «твердое ядро» основных акционеров: нидерландская инвестиционная компания «Текинт инвестментс» (35,6 % пакета акций), «Банка ди Рома» (13,7 %), инвестиционный фонд Джорджа Сороса «Квантум» (4,9 %).
С июля 1992 года, когда ИРИ превратилась в акционерное общество, по май 1997 года ИРИ и ее дочерние холдинговые компании приватизировали свыше 350 предприятий, продали принадлежавшие им доли капитала на предприятиях, контролируемых частным бизнесом, а также провели серию сделок по продаже недвижимости, выручив на этом свыше 25 трлн. лир.
Перед тринадцатым по счету и, возможно, последним президентом ИРИ, избранным на этот пост в июне 1997 года, Джан Мария Грос-Пьетро поставлена вполне четкая задача: в течение трех лет, отпущенных по мандату, ему предстоит руководить процессом практически окончательной ликвидации ИРИ. Задача эта, заметим, весьма нелегкая: список компаний, контролируемых институтом, все еще остается внушительным. Здесь и авиакомпания «Алиталия», и металлообрабатывающий концерн «Финмекканика», и комплекс платных национальных автострад, а также судостроительная компания «Финкантьери», римские аэропорты, один из крупнейших банков Италии «Банка ди Рома», телерадиовещательная компания РАИ и многое другое...
Естественно, что задача, поставленная перед Грос-Пьетро, непроста и чисто по-человечески: ведь в ИРИ сегодня работает множество профессионалов высокой квалификации, которые с обеспокоенностью думают о том, что будет с ними после 2000 года. Сам Грос-Пьетро откровенно признался в интервью газете «Репубблика»: «Когда я пришел сюда с мандатом «все распродать», ожидал, что столкнусь с враждебностью и с тяжелыми человеческими отношениями. Однако я обнаружил среди сотрудников ИРИ высокий профессионализм и огромную преданность делу защиты общественных интересов. Не скрываю, что одна из целей, которую я поставил перед собой, заключается в том, чтобы определить сферу деятельности, которую можно было бы предложить этим менеджерам в будущем «после ИРИ». Растворять такие профессиональные ресурсы означало бы нанести ущерб стране».
|