Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Рынки металлов Драгоценные металлы и камни Экология Проекты и предложения Наука и технологии Импэкс-металл  Российское акционерное общество «Норильский никель». Факты. Анализ. Оценки
Международное обозрение Искусства и ремесла История Инвестиции и финансы
Черная металлургия
№6' 1997 версия для печати
Статья:   
1
2

ВЗГЛЯД ИЗ ЧЕРЕПОВЦА НА РЫНОК СТАЛИ



Алексей Мордашов
Генеральный директор ОАО «Северсталь»

Алексей Мордашов    Акционерное общество «Северсталь» является крупнейшим российским производителем стали на протяжении последних трех лет. Доля нашего предприятия в общем объеме производства в 1996 году составила 19 %. Каждая пятая тонна российского металлопроката сегодня выпускается в Череповце. Практически 9 млн. т стали и 7,4 млн. т проката в 1996 году – на 700 тыс. т больше соответствующих показателей 1995 года – это несомненный успех ОАО «Северсталь», особенно впечатляющий на фоне общего сокращения производства в российской черной металлургии.
    В лучшую сторону меняется структура сортамента металлопроката. Расширяется выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью, главным образом – холоднокатаного листа, листа с покрытием и спецсвойствами. Устойчиво растет доля листового проката: в 1996 году она составила свыше 73 % от общего объема производства.
    Повышается международный рейтинг «Северстали»: по объему выплавленной сырой стали наше акционерное общество в 1996 году поднялось с 16-го на 14-е место в мировой классификации. Всего 5 из 100 крупнейших мировых сталелитейных компаний сумели зарегистрировать динамичный рост объемов производства более чем на 700 тыс. т в год, и среди них – ОАО «Северсталь».
    Свою торговую деятельность на внешнем рынке «Северсталь» осуществляет, опираясь на сотрудничество с крупнейшими мировыми компаниями – трейдерами металлопроката. С конца 1996 года по настоящее время доля пяти крупных трейдерских фирм в общем объеме наших экспортных отгрузок более чем удвоилась.
    Мы выпускаем готовую продукцию различных стандартов. В этом году готовимся к сертификации нашего производства по стандарту ISO 9000. Должен сказать, что на цену нашей продукции влияет общая плохая репутация стали из СНГ, в основном по причине задержек поставок и недостаточного количества долгосрочных отношений с ключевыми партнерами, в то время как само качество нашей продукции оценивается потребителями как достаточно хорошее. Тем не менее, «Северсталь» год от года укрепляет свои позиции на рынке как надежный поставщик высококачественной продукции, и в дальнейшем этому будет способствовать осуществляемая в настоящее время модернизация производства.
    Устойчивый экономический рост, характерный для большинства развитых и развивающихся стран на протяжении последних двух лет, обусловил возрастающее потребление стали и, как следствие, рост мировых цен. После значительного провала европейских экспортных цен в середине 1996 года началось их устойчивое повышение, которое затронуло практически все виды листового проката. Другая характерная тенденция на ближайшие три – пять лет – прогнозируемый динамичный рост потребления в секторе сортового проката. Прежде всего это относится к азиатскому региону, где происходит бурный рост строительства и строительной индустрии и темпы роста потребления сортового проката опережают аналогичные показатели по листовому прокату. В зрелой экономике западных стран всплеск, очевидно, не будет столь силен и, следовательно, не создаст для нас видимых экспортных перспектив, прежде всего из-за традиционно сложной структуры потребляемого металла, в которой доминируют легированный, холоднокатаный сорт и сорт со специальными свойствами, а также из-за сравнительно более высокой доли транспортных тарифов в конечной цене продукции.
    Особое внимание мы уделяем североамериканскому рынку, который, несмотря на некоторое замедление в темпах роста потребления стали, по-прежнему остается одним из самых емких и привлекательных. Условия работы экспортеров на этом рынке усложняются, что связано с рядом факторов:
    – во-первых, постепенными изменениями потребительских предпочтений – к примеру, обычный конструкционный холоднокатаный лист во многих случаях постепенно вытесняется, с одной стороны, дрессированным горячекатаным листом, обеспечивающим практически те же свойства при более низкой стоимости, а с другой стороны, листом с металлическими и полимерными покрытиями, обеспечивающим потребителю иной уровень качества и долговечности изделий;
    – во-вторых, усиливающейся конкуренцией со стороны местных производителей и в особенности мини-заводов;
    – в третьих, жесткой протекционистской политикой правительства.
    Как известно, российская стальная индустрия в настоящее время вовлечена в антидемпинговую кампанию по толстому стальному листу. Акционерное общество «Северсталь» как основной экспортер этой продукции вынуждено защищать свои интересы. Представители российского правительства в настоящее время ведут переговоры с целью принятия соглашения, которое бы позволяло российским производителям стали продолжать экспортировать свою продукцию в США. Это, в свою очередь, послужило бы предпосылкой для разрешения других торговых разногласий, касающихся экспорта стали из России. Мы надеемся, что в будущем российские компании смогут работать в условиях по-настоящему свободной конкуренции.
    Несмотря на перечисленные проблемы, североамериканский рынок и сегодня, и в ближайшей перспективе по-прежнему остается для нас одной из главных торговых целей.
    Быстрый рост потребления стальной продукции наблюдается в азиатском регионе. Однако здесь мощным противовесом повышению импортозависимости и, соответственно, росту региональных цен на импортный металл выступает большое количество вновь возводимых металлургических производств, а также высокий экспортный потенциал Японии. Говоря об азиатском рынке, нельзя не упомянуть Китай. Перспективы увеличения экспорта в эту страну в настоящее время выглядят достаточно проблематично. Отчасти это обусловлено замедляющимися темпами экономического роста, жесткой денежной политикой, проводимой правительством, но в большей степени – новыми мощностями по производству листового проката, которые будут введены в строй в ближайшие годы.
    Рынок Латинской Америки, на наш взгляд, имеет достаточно хорошую перспективу для экспорта. Страны этого региона постепенно выходят на стабильные темпы экономического роста, подкрепленные желанием национальных правительств иметь твердые валюты. «Северсталь» старается закрепить и расширить свое присутствие на этом рынке, и уже сегодня можно говорить об определенных успехах в этом направлении.
    Одна из основных проблем, с которой сталкивается большинство российских экспортеров металла, – это низкая рентабельность внешнеторговых операций. В течение 1995 – 1997 годов мы целенаправленно проводили работу по повышению эффективности экспорта – прежде всего за счет включения в структуру экспортных поставок продукции с высокой добавленной стоимостью, повышения ее качества и конкурентоспособности, снижения издержек производства. И это приносит ощутимые результаты. Рост цен экспорта адекватно отразился на рентабельности экспортных продаж, которая значительно возросла: с минус 20 % в декабре 1995 года до плюс 8 % в мае 1997 года.
    Экспортные цены ОАО «Северсталь» – одни из самых высоких среди российских производителей. Конечно, по ряду причин они все еще ниже европейских экспортных цен, однако разрыв этот в последнее время ощутимо сокращается. Так, при поставках в США разрыв между нашими ценами и ценами европейских экспортеров за последний год сократился в среднем на тонну: по горячекатаному листу – на 40 долл., по холоднокатаному листу – на 30 долл., по оцинкованному листу – на 110 долл.
    Можно с уверенностью сказать, что при сложившемся в настоящее время уровне цен на американском рынке (370 – 375 долл. за 1 т горячекатаного листа, 500 – 505 долл. за 1 т холоднокатаного листа и 590 – 595 долл. за 1 т оцинкованного листа) цены на продукцию «Северстали» строго следуют этим тенденциям.
    Современное развитие российской экономики дает основание ожидать в ближайшем будущем начало экономического роста. Ключевой проблемой по-прежнему остается достаточно высокий уровень неопределенности развития внутреннего рынка. Что касается уровня спроса на металлопродукцию, то в настоящее время мы оцениваем его как крайне низкий. Со структурной точки зрения падение спроса, продолжавшееся последние 2 – 3 года, было вызвано в первую очередь снижающимся потреблением сортового проката при относительно постоянных значениях потребления по листовому прокату. Есть основания предполагать, что грядущий рост также будет обеспечен прежде всего ростом потребления сортового проката, как это имело место в большинстве развивающихся стран.
    Опыт многих стран с развивающейся и переходной экономикой показывает, что спрос на металлопродукцию приобретает положительную динамику лишь в том случае, если темпы экономического роста превышают 2 – 2,5 % в год. Таким образом, в 1998 году можно рассчитывать в лучшем случае на прежние объемы: 17 – 18 млн. т.
    Расчеты на более отдаленную перспективу выглядят гораздо более оптимистичными. Это следует из того, что уровень интенсивности потребления металлопродукции в расчете на среднедушевой ВВП для стран с переходной экономикой принимает максимальные значения по сравнению с развивающимися и тем более – с развитыми странами. Интенсивный рост внутреннего рынка Польши в настоящее время – тому явное подтверждение. Уже через 3 – 4 года российский стальной рынок имеет все шансы стать одним из самых динамичных в мире.
    Сегодня хотелось бы отметить несколько положительных моментов в российской экономике:
    – можно утверждать, что наша страна становится по-настоящему интегрированной в мировую экономику;
    – российское правительство предпринимает шаги по стимулированию российских банков к вложению средств в реальный сектор;
    – российские компании, принадлежащие основным металлопотребляющим отраслям (машиностроение, металлообработка, строительство), начинают программы по снижению затрат.
    Другой стороной медали является то, что в настоящее время производственные мощности российских предприятий по стали оцениваются в 75 – 80 млн. т в год и даже при самом благоприятном сценарии развития еще очень долгое время будут оставаться избыточными, обусловливая сильную внутреннюю конкуренцию – прежде всего по издержкам и качеству. И здесь особенно полезен опыт предприятий – экспортеров, научившихся успешно конкурировать с западными компаниями в жестких условиях развитого западного рынка. К нашей чести, ОАО «Северсталь» является одним из таких предприятий.

Статья:   
1
2
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение