Олег Сосковец
Президент Ассоциации финансово-промышленных групп России
Уважаемый Олег Николаевич! Оценки нынешней ситуации в российской промышленности, ее перспектив весьма противоречивы, а что можете сказать вы о положении дел в этом ключевом секторе национальной экономики?
К сожалению, оснований для оптимизма мало. Статистические данные свидетельствуют о продолжающихся явлениях стагнации во многих ведущих отраслях отечественной индустрии. И самое неблагоприятное заключается в том, что негативные процессы не обошли стороной и традиционно высокодоходный для России топливно-энергетический комплекс, включая нефтяную промышленность.
Острейший дефицит денежных ресурсов не позволяет финансировать техническое перевооружение производства с тем, чтобы выйти на мировые рынки с высококачественной, высокотехнологичной и конкурентоспособной продукцией машиностроения. Это приводит к тому, что Россия продолжает оставаться крупнейшим в мире экспортером сырья, порождает значительные сложности во всех остальных отраслях промышленности.
Заявленные с началом экономических реформ структурные преобразования, которые были призваны обеспечить использование высокого производственного и научного потенциала страны, пока не состоялись.
Разгосударствление собственности проведено прямо-таки ударными темпами. Раздел продолжается и поныне, а вместе с ним и неразбериха в управлении собственностью. Мы до сего дня так и не получили устойчиво растущее промышленное производство с мотивацией снижения производственных затрат и улучшения качества выпускаемой продукции. Наша экономика по-прежнему отягощена множеством проблем.
Об авторе | |
Олег Николаевич Сосковец родился в 1949 году в Талды-Кургане Казахской ССР. По образованию металлург. Прошел путь от вальцовщика до генерального директора Карагандинского металлургического комбината, возглавив его в 39 лет.
В 1990 году назначен министром металлургии СССР. С октября 1991 года по февраль 1992 года возглавляет корпорацию »Росчермет». Затем министр промышленности, первый вице-премьер в кабинете министров Республики Казахстан.
В октябре 1992 года, вернувшись по просьбе российского Правительства в Москву, возглавил Комитет РФ по металлургии. С апреля 1993 года по июнь 1996 года первый вице-премьер Правительства Российской Федерации.
Избран президентом Ассоциации финансово-промышленных групп России (АФПГ) в январе 1996 года.
О.Н. Сосковец доктор технических наук, профессор, автор десятков изобретений, многие из которых до сих пор используются на предприятиях металлургии, и более ста научных публикаций.
|
|
|
Одна из них диктат естественных мономолий. Многочисленные попытки ослабить его, в том числе и с помощью различных правительственных решений, не привели к удовлетворительному результату. Между тем во многом именно по этой причине цены на отдельные виды наших традиционных экспортных товаров уже превысили уровень мировых.
Убежден, государственную промышленную политику следует значительно более последовательно, чем раньше, ориентировать на формирование внутреннего рынка потребления отечественной продукции. По-другому рост промышленного производства просто не состоится. О столь нежелательной для страны перспективе все больше задумываются и непосредственные участники производства, и правительство. Вряд ли имеет смысл и дальше сохранять однобокую ориентацию отечественных производителей на экспорт, пренебрегая интересами внутреннего рынка, и при этом направлять экспортную выручку на выплату заработной платы персоналу.
Такой путь только усугубит и без того тяжелую ситуацию в производстве и не позволит ощутимо оздоровить экономику предприятий. Многие из них все так же будут сталкиваться с финансовыми трудностями, связанными с хронической нехваткой оборотных средств, и прибегать ко всевозможным бартерным, обменным операциям, которые тянут нашу экономику назад. Условия, исключающие нормальное ценообразование, порождающее рост неплатежей, бегство от налогов, естественно, мешают становлению в стране цивилизованных рыночных отношений. А дикий рынок способен окончательно погубить жизненно важные отрасли индустрии.
Общеизвестно, в каком тяжелом положении находится сегодня оборонный комплекс. Предприятия не имеют четкой и ясной перспективы из-за того, что государственный оборонный заказ остается в лучшем случае лишь декларированным, но не принятым к исполнению. Обязательства государства перед предприятиями, работающими на оборону, хронически не выполняются. А это тянет за собой огромный шлейф проблем у металлургов, химиков, предприятий радиоэлектронной промышленности.
Последняя буквально умирает на глазах. Либерализация внешней торговли открыла внутренний российский рынок для беспрепятственного доступа на него разного рода товаров. Конкуренция дело, конечно, полезное и необходимое. Но, думаю, ее механизм должен быть нацелен не на свертывание целых отраслей национальной промышленности, а на их глубокую структурную перестройку. Открытость экономики вовсе не исключает, о чем говорит и мировой опыт, поддержки отечественных производителей, их защиты от тотальной экспансии зарубежных конкурентов.
Список бед национальной промышленности велик и печален, но, согласитесь, человеку трудно жить без надежды. Есть ли на сегодняшний день в сфере материального производства мало-мальски серьезные подвижки к лучшему?
Безусловно, есть. Пожалуй, наиболее отчетливо они просматриваются на региональном уровне там, где местная власть не бросила на произвол судьбы промышленность, а по мере сил помогает ей встать на ноги, формируя благоприятный инвестиционный климат, хоть как-то облегчая непосильный для предприятий налоговый пресс.
Представить себе сегодня развитие отечественной промышленности без участия иностранного капитала сложно. Все кредиты и займы, получаемые по линии Международного валютного фонда, Всемирного банка, идут в основном на покрытие текущих бюджетных расходов, на погашение долгов по зарплате, пенсиям и т.п. При таком подходе мы, по существу, становимся заложниками иностранного капитала, нам трудно в этом случае выбрать приоритеты в развитии собственного производства. Тем не менее такая зависимость не фатальна, о чем свидетельствует и опыт ряда российских регионов.
О многом говорит, например, решение столичного мэра Юрия Лужкова перевести из федеральной собственности в муниципальную такие предприятия-гиганты, как ЗИЛ и АЗЛК. Нелегкое для экономики Москвы решение! Но оно продиктовано реально сложившимися обстоятельствами, необходимостью спасти предприятия, большая часть производственных мощностей которых и трудовые ресурсы находятся на территории Москвы. И столичное правительство взвалило на свои плечи эту неимоверно трудную работу по оживлению и реконструкции производства, созданию новых видов продукции, привлечению потребных для этого ресурсов, иностранных кредитов. Конечно же, авторитет мэра столицы служит определенной гарантией для зарубежных инвесторов, для всех участников реструктуризации московской промышленности.
Позитивные процессы происходят в промышленном развитии уральского региона, ряда сибирских городов, где главы администраций действуют самостоятельно и инициативно и своим авторитетом, стабильным положением в структурах власти привлекают к сотрудничеству различные финансовые институты из западноевропейских и азиатских стран. Перспективную промышленную политику отдельных регионов следовало бы возвести в ранг общегосударственной. Я надеюсь, что такая политика будет поддержана в первую очередь Президентом, что даст регионам гарантии большей самостоятельности в развитии и тем самым поможет общему оздоровлению социально-экономической ситуации в стране.
Рассчитывать на это позволяет опыт республик Татарстан, Башкортостан, Якутия-Саха. Президенты этих республик самостоятельно и умело ведут политику, способствующую подъему промышленности, эффективному использованию природных ресурсов, социально-экономической стабильности в регионах. Поучительный пример развития нефтеперерабатывающей промышленности, углубления степени переработки нефти дает сегодня Башкортостан. А создание в Татарстане благоприятного инвестиционного климата позволяет привлекать к развитию в республике нефтедобычи, машиностроения все новых зарубежных инвесторов. Одновременно эти республики налаживают между собой разветвленные хозяйственные связи.
Успехи в развитии производств, определяющих состояние экономики и жизненный уровень населения на той или иной территории, говорят о больших перспективах экономического роста в общероссийском масштабе.
А о чем говорят первые уроки хозяйственной деятельности в России промышленно-финансовых групп?
Объединение финансового и промышленного капиталов, укрепление на этой основе национальной экономики являлось ведущей линией в государственной политике многих стран на протяжении десятилетий. Именно финансово-промышленные группы и транснациональные корпорации в кратчайшие исторические сроки построили Европейский Союз, дали мощный толчок появлению новых индустриально развитых стран, вызвали к жизни феномен азиатских »тигров».
Сегодня в мире действует порядка 40 тыс. финансово-промышленных групп и транснациональных корпораций, имеющих около 200 тыс. филиалов в 150 странах. В целом ФПГ и ТНК контролируют треть мирового промышленного производства, более половины внешней торговли, примерно четыре пятых патентов и лицензий на новейшую технику, технологии и ноу-хау. Продолжающийся процесс формирования промышленно-финансовых групп и транснациональных корпораций в постиндустриальной экономике является одним из показателей, характеризующих динамику роста и повышения эффективности производства.
Что касается России, то идея создания финансово-промышленных групп родилась, образно говоря, на развалинах Советского Союза. Распад прежней системы управления ускорялся бурным процессом разгосударствления и приватизации собственности, ростом хозяйственной инициативы, частного предпринимательства, акционерного капитала. В этот период возникла довольно хаотичная экономическая ситуация, резко снизилась управляемость сферой материального производства.
Иного и ждать было нельзя, когда десятки тысяч самостоятельных предприятий, акционерных компаний в одночасье перестали подчиняться каким-либо указаниям сверху. В то же время тяга отдельных субъектов хозяйствования к сотрудничеству в рамках традиционных кооперационных связей осталась. Усилилась роль межрегиональных связей, поскольку регионы, получившие большую хозяйственную самостоятельность, вынуждены были опираться на собственный бюджет, доходная часть которого формировалась за счет поступлений от деятельности предприятий.
Так или иначе, при всех очевидных издержках процесс демократизации общественной жизни благотворно сказался на сфере хозяйственных отношений. На смену командным методам управления экономикой пришли рыночные формы ее самоорганизации, в том числе путем добровольного объединения производственных, финансовых интересов в рамках ФПГ. Сейчас, когда первоначальное накопление финансового капитала, по сути, завершается, банки все чаще идут в промышленность, закрепляя с ней деловое партнерство в форме ФПГ.
Показателен быстрый рост численности ФПГ. В 1993 году в стране была создана первая такая группа, в следующем их стало 6. В 1995 году зарегистрирована уже 21 ФПГ, а в 1996-м 46. На 1 августа текущего года число официально зарегистрированных в Государственном реестре финансово-промышленных групп выросло до 72. А к концу года их будет, по прогнозам наших экспертов, уже около ста.
Сегодня ФПГ заявили о себе как о самом динамичном секторе промышленности. В прошлом году выпуск промышленной продукции в Российской Федерации сократился в среднем на 5 %, а входящие в Ассоциацию ФПГ увеличили объем производства без малого в 4 раза с 26 трлн. до 100 трлн. руб. С 2 % до 10 % возрос и удельный вес ФПГ в производстве ВВП. Если в отдельных отраслях российской промышленности доля убыточных предприятий колеблется от 70 до 100 %, то в ФПГ их число не превышает 20 %. Более половины объединений, входящих в нашу Ассоциацию, работают стабильно, а каждое третье увеличивает объемы производства и прибыли.
Должен сказать, что процесс становления в России финансово-промышленных групп пользуется личной поддержкой Президента Бориса Ельцина. Идеология формирования таких объединений воспринята и Федеральным Собранием страны. Принятый в 1995 году Госдумой Закон о ФПГ превратил их существование из де-факто в де-юре, регламентировал порядок, сформировал правовое поле их деятельности.
Правда, и сегодня предпринимаются попытки поставить под сомнение целесообразность создания ФПГ, подискутировать по поводу их места и роли в рыночной экономике. Однако мировой, а теперь и российский опыт подтверждает жизненность и эффективность различных форм объединений банковского и промышленного капитала, как бы они конкретно не назывались корпорации, концерны, холдинги или финансово-промышленные группы.
Как прогнозируют наши эксперты, уже в нынешнем году финансово-промышленные группы России доведут объемы производства и продаж продукции до 150 трлн. руб. Я нисколько не сомневаюсь в том, что именно ФПГ, стремительно набирающие вес в российской экономике, вытянут ее за каких-нибудь два года из затяжного кризиса, помогут осуществить рыночные преобразования.
Учитывая профиль журнала и ваше, Олег Николаевич, прошлое металлурга, не могу не спросить, насколько успешно действуют ФПГ в металлургическом комплексе?
Отвечу безо всяких оговорок: весьма успешно!
Очень эффективно, например, работает такая известная финансово-промышленная группа, как »Магнитогорская сталь». В рамках этой структуры удалось состыковать интересы не только металлургов, но и горняков, вовлечь в совместную деятельность предприятия, расположенные за пределами российской территории, в частности в Казахстане, объединить усилия газовиков и энергетиков в работе по формированию энергетических балансов, связанных с деятельностью Магнитогорского металлургического комбината. Это позволило наладить более эффективные взаиморасчеты между комбинатом и поставщиками энергетических, сырьевых ресурсов.
Еще один пример удачное объединение интересов металлургов, горняков и энергетиков, которое демонстрирует акционерное общество »Северсталь». Формально оно не зарегистрировано как финансово-промышленная группа, но на деле является таковой и работает весьма успешно.
Хочу отметить, что и в цветной металлургии, особенно в алюминиевой промышленности, тоже происходят позитивные сдвиги. Создание группы »СУАЛ», инициированное губернатором Свердловской области Эдуардом Росселем, помогло сибирским, в частности иркутским, и уральским производителям алюминия выстроить и претворить в жизнь концепцию оптимального поведения на рынке, а главное, создать условия для развития отечественной сырьевой базы, в чем остро нуждаются предприятия отрасли.
Не могу не сказать и о другом эгоистическом поведении, нецивилизованных формах конкуренции между российскими производителями металлопродукции, не входящими в состав финансово-промышленных групп. Погоня за сиюминутной выгодой ухудшает дела на внутреннем рынке, сбивает цены на российские металлы на внешнем рынке, дает повод нашим зарубежным конкурентам возбуждать антидемпинговые процессы против российских экспортеров металлопродукции. Все это наносит ущерб международной репутации России, приводит к неоправданно большим потерям на экспортных операциях. Нам предстоит выработать обязательные для всех правила игры и на внутреннем, и на внешнем рынках, от чего выиграют и российские металлурги, и зарубежные их конкуренты.
Судя по всему, Ассоциация финансово-промышленных групп России является работающей, в отличие от иных подобных структур, растущих в последние годы как грибы после дождя. Чем живет сегодня Ассоциация, какие инициативы значатся в ее планах на ближайшее будущее?
В силу традиции мы, к сожалению, привыкли инициативу в решении любых общественно значимых проблем уступать государственным структурам. Но жизнь все ставит на свои места. Необратимые процессы в нашем обществе, связанные с демократизацией и формированием рыночных отношений, будут все дальше и дальше отодвигать государство от непосредственного управления производством. Формы ассоциативных или корпоративных объединений, за которыми стоят общие интересы их участников в банковской сфере, в материальном производстве, в политике, наконец, станут в обществе преобладающими.
Именно такие общественные объединения »по интересам» будут делать и уже делают сегодня те или иные заявки на принятие ответственных решений. Сталкиваясь в своей повседневной практике с аномалиями законодательства, с непродуманными решениями, принятыми в стенах правительственных учреждений, члены нашей Ассоциации определенным образом реагируют на это. Идущие от них импульсы необходимо аккумулировать, формировать к ним определенное отношение в промышленных, финансовых кругах, в органах исполнительной и законодательной власти, в обществе в целом. Этим и призваны заниматься Совет, рабочие органы Ассоциации. Речь идет о нормальной процедуре структурирования общественных, в том числе производственных, связей и отношений.
Конкретизируя сказанное, замечу, что, являясь в большинстве случаев мощными структурами, ФПГ в силах воздействовать на такие механизмы хозяйствования, как налогообложение, инвестирование, ценообразование, на государственную политику сертификации производств, товаров и услуг, активно влиять на разработку и принятие мер по защите внутреннего рынка и отечественных производителей. В содействии улучшению всех сторон работы промышленности и видит свою главную задачу наша Ассоциация.
В ней трудятся специалисты, имеющие большой опыт работы на производстве, в научных организациях, в органах государственной власти, не понаслышке знающие проблемы российской экономики. То же самое могу сказать и о себе. Все это, как я надеюсь, позволяет нам быть полезными членам Ассоциации, да и всем другим работникам промышленности, которые регулярно обращаются к нам за советом и помощью.
Мы серьезно занимаемся подготовкой крупномасштабных инвестиционных проектов, в реализации которых ставка делается на внебюджетные источники финансирования, мобилизуемые с помощью рыночных инструментов. С этой целью создаем залогово-гарантийный механизм, отсутствие которого существенно сдерживает приток в промышленность отечественных и зарубежных инвестиций. Данную работу мы ведем вместе с Минэкономики, Минэнерго, МПС, РАО »Газпром», »ЕЭС »Россия», руководителями ряда регионов. Общими усилиями удалось подготовить схему превращения низколиквидных залогов в высоколиквидные, используя механизмы страхования и перестрахования. Всемирный банк и ряд международных финансовых организаций поддержали этот проект. Надеюсь, что в скором времени для реализации наиболее перспективных инвестиционных проектов нам удастся привлечь сотни миллионов долларов США. Удалось также договориться с Европейским Союзом о выделении нам 1,5 млн. экю на развитие отечественных ФПГ. Этот проект рассчитан на полтора года.
Еще одно важное направление деятельности Ассоциации содействие созданию межгосударственных ФПГ в рамках СНГ. Трудностей в этой работе немало. Прежде всего мешает отсутствие общей законодательной базы. И тем не менее дело движется. Активно реализуются программы создания межгосударственной ФПГ в атомной энергетике и транснациональных металлургических компаний с участием России, Украины и Казахстана.
Наши эксперты приняли активное участие в подготовке законопроекта о внесении изменений и дополнений в Закон о ФПГ, принятый Госдумой в первом чтении. Эти поправки предусматривают, во-первых, возможность включать в состав ФПГ не один, как это разрешается сейчас, а несколько банков, что позволит существенно увеличить финансовый потенциал этих групп. А во-вторых, повысить роль центральных компаний, наделив их правом получать в доверительное управление госпакеты акций входящих в ФПГ предприятий, участвовать в решении вопроса о несостоятельности кого-либо из них, выступать внешним управляющим.
Исполнительная дирекция Ассоциации занимается разработкой и реализацией обширной программы подготовки управляющих высшего звена в российских и зарубежных институтах менеджмента. Десятки руководящих работников ФПГ уж прошли обучение в Германии, Италии, Испании. А сейчас ведем переговоры с аналогичными школами бизнеса в Японии и США.
Не буду, однако, утомлять читателей подробностями нашей работы. Подчеркну только, что она носит системный характер. А при системном подходе невозможно разделить работу на важную и неважную. Этому правилу мы и стараемся следовать в своей повседневной деятельности.
В немногочисленных своих публичных выступлениях вы проводите мысль о полезности и необходимости конструктивного партнерства в отношениях Ассоциации с властью. Как складывается это партнерство на деле?
Прежде всего хочу подчеркнуть, что у правительства, как основного органа исполнительной государственной власти, нет и не может быть конкурентов. Оно ведет работу в пределах своей компетенции, руководствуясь, как правило, теми положениями, которые формулирует Президент в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию. Правительство главное действующее лицо в реализации президентских установок, выдвижении законодательных инициатив, выборе приоритетов в социально-экономическом развитии страны. Но при этом очень важно, чтобы в своей огромной по объему, многогранной деятельности правительство не замыкалось на самом себе, не допускало принятия решений в угоду своекорыстным интересам отдельных чиновников или ведомств, а в общественных организациях и объединениях видело не докучливых просителей и критиканов, но партнеров, заинтересованных в успехе общего дела переустройства России.
Стремление к партнерству должно быть обоюдным. Иного просто не дано. И, разумеется, нормальное деловое, а не формальное партнерство предполагает взаимопонимание и взаимную ответственность. Только на такой демократической основе может проходить конструктивный диалог между общественностью и властью.
Тому подтверждением уже упоминавшийся мной Закон о ФПГ, принятый Госдумой и Советом Федерации, утвержденный Президентом, ряд постановлений Правительства РФ, направленных на поддержку финансово-промышленных групп. В нормальном режиме ведется сейчас в Госдуме работа над законопроектом о внесении изменений и дополнений в Закон о ФПГ. Правительством подготовлено очередное постановление о поддержке финансово-промышленных групп. Таким образом, в плане понимания властью существа дела, роли и значения ФПГ нам жаловаться в общем-то не на что.
Тем более у правительства, у Федерального Собрания есть очень много других забот, помимо ФПГ. Да и связывать только с ними будущие успехи экономики России было бы в корне неправильно. Наивно думать, что какое-то одно направление деятельности способно обеспечить экономический рост и всеобщее процветание. Совершенствование системы государственного регулирования экономики требует длительной, упорной работы, поиска ответов на все новые вопросы, которые непрестанно ставит перед нами живая практика. Вот, например: не так давно в одном из радиообращений Президента прозвучала идея об усилении государственного воздействия на экономику. Мне эта идея представляется своевременной. Но кто и как будет претворять ее в жизнь?
Интервью взял Владимир Кадулин
АССОЦИАЦИЯ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП РОССИИ
Ассоциация финансово-промышленных групп России (АФПГ) учреждена в январе 1996 года как некоммерческая организация.
В настоящее время АФПГ объединяет более 60 финансово-промышленных групп, холдингов и концернов, действующих практически во всех отраслях российской экономики.
В составе входящих в Ассоциацию ФПГ зарегистрировано:
более 90 финансово-кредитных институтов, включая 48 крупнейших банков, в том числе ОНЭКСИМбанк, Промстройбанк, Автобанк, Менатеп, Российский кредит, Инкомбанк, Токо-групп, Альфа-групп;
негосударственные пенсионные фонды, среди них НПФ »Интеррос-Достоинство», »Созидание», страховые компании »Континент-Полис», »ПримАСТРО-ВАЗ», »Русский страховой центр», а также ряд инвестиционных фондов и компаний;
около 1500 предприятий, в том числе такие гиганты отечественной промышленности, как Волжский автомобильный завод, Камский автомобильный завод, Горьковский автомобильный завод, »Норильский никель», Лебединский горно-обогатительный комбинат, Магнитогорский металлургический комбинат, крупные авиастроительные, приборостроительные, химические заводы и другие предприятия.
Общая численность работающих превышает 4 млн. человек.
В портфеле ФПГ членов Ассоциации свыше 200 инвестиционных проектов с суммарным потребным финансированием 65 трлн. руб.
География деятельности финансово-промышленных групп, входящих в Ассоциацию, охватывает практически всю Россию, а также Белоруссию, Казахстан, Молдавию, Таджикистан, Украину.
Ассоциацией вместе с Минтопэнерго и МПС, выступающими в качестве стратегических партнеров, и при участии ряда регионов России создано в 1997 году Залогово-гарантийное объединение, формирующаяся инфраструктура которого включает депозитарии, клиринговый центр, банки, биржи, финансово-инвестиционные, страховые, консалтинговые компании, аудиторскую фирму, учебный центр.
В 1997 году АФПГ вместе с акционерным обществом »Ингосстрах», страховой компанией »Интеррос-Согласие» и »Строительной страховой компанией» создали Финансово-промышленный страховой Союз. Цель Союза реализация комплексных программ страхования на предприятиях и в организациях, входящих в ФПГ.
С декабря 1996 года в рамках Ассоциации действует созданный ею Межотраслевой внебюджетный фонд НИОКР по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции »Отечество».
С 1997 года Ассоциация участвует в реализации на предприятиях ФПГ программы »Качество-XXI». Программа предусматривает централизованную подготовку и повышение квалификации руководителей и специалистов предприятий в области современных методов менеджмента качества; создание условий и стимулирование работ по созданию, внедрению и сертификации систем менеджмента качества предприятий в соответствии с международными стандартами.
АФПГ член Российской торгово-промышленной палаты и Совета по торгово-экономическому сотрудничеству США СНГ. Она имеет статус консультативного члена с правом участия в работе Комитета промышленности, сотрудничает с Комиссией Европейского Союза.
Официальные представительства Ассоциации открыты в Республике Кипр, Финляндии, Латвии, Казахстане, Нидерландах, Великобритании, США, Италии, Израиле.
Адрес Ассоциации ФПГ России:
103025, Москва, ул. Новый Арбат, д. 19
Тел./факс: (095) 203-87-43
|
|