Игорь Буданов
Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН
Пожалуй, впервые за годы реформ ситуация в экономике свидетельствует об относительной стабилизации. Промышленная конъюнктура находится на переломе валютные доходы от экспорта близки к исчерпанию, тогда как внутренний платежеспособный спрос пока не обнаруживает весомых признаков восстановления. Поэтому предпосылки близкого экономического роста пока еще довольно туманны. Однако наметившиеся изменения экономического климата, по-видимому, должны способствовать смене стратегических приоритетов развития металлургии и переходу от погони за «сверхприбылями» от экспорта к росту внутреннего спроса и созданию сбалансированного внутреннего рынка металлопродукции. Это обстоятельство является важным условием и фактором необходимых структурных преобразований экономики, в первую очередь машиностроения и металлообработки, основных потребителей металла.
Парадоксы российского рынка
Сегодняшняя ситуация характеризуется множеством парадоксов, одним из которых является наличие потенциально огромной емкости отечественного рынка металлопродукции при крайне низком текущем спросе на металл. Величину потенциальной базовой потребности можно оценить в 50 60 млн. т, исходя из следующих соображений:
существующий объем металлофонда страны (масса металла, содержащегося в основных фондах) превышает 1,6 млрд. т, и по уровню металлофонда на душу населения Россия отстает от развитых стран Европы и Америки. Только для простого воспроизводства металлофонда страны необходимо не менее 60 млн. т ежегодных металлоинвестиций;
в стране сосредоточен крупнейший в мире парк металлообрабатывающего оборудования, способный переработать более 60 млн. т металлопродукции в год;
за время реформ в стране значительно сократились складские запасы металла (металл в оборотных фондах и обращении). Сегодня они существенно ниже нормативного уровня, действовавшего при плановой экономической системе. Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, для полноценного функционирования рынка количество металла в обращении приблизительно должно совпадать с величиной годового объема его потребления. Поэтому для пополнения оборотных фондов в России в ближайшие несколько лет необходимо более 20 млн. т металлопродукции (наиболее вероятный источник увеличения спроса на металл при стабилизации общеэкономической ситуации).
Реальная картина состояния внутреннего спроса указывает на продолжающийся спад потребления металла. Суммарная стоимость потребляемого в России металла превышает внутренний платежеспособный спрос на данном рынке. На это указывает постоянный рост кредиторской задолженности перед металлургами со стороны основных потребителей предприятий машиностроения и строительных организаций. Даже наиболее платежеспособный потребитель, экспортно-ориентированный сектор машиностроения, не может предъявить пока значительного спроса на металл. Основу потребления металла на внутрироссийском рынке составляют предприятия, способные функционировать только при высокой степени закрытости внутреннего рынка (автомобилестроение, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение). Надежды на технологический прорыв в этих секторах экономики, учитывая состояние научных и технологических заделов, представляются нереальными. В этих условиях перед металлургами стоит крайне сложная альтернатива: угроза потери значительных рынков сбыта (ввиду объективной необходимости повышения степени открытости российской экономики) или поддержание малоэффективных производств на время их модернизации (создания замещающих производств) за счет более низких цен на металл.
Тяжелое наследство
Причины низкого внутреннего спроса на металл носят объективный характер и во многом унаследованы от планово-распределительной экономики. Расчеты свидетельствуют, что развитие народного хозяйства в 1970 1980 годы проходило при постоянном снижении эффективности металлофонда, т.е., попросту говоря, при опережающем росте массы и стоимости подавляющего большинства видов машиностроительной продукции по сравнению с повышением их потребительских характеристик. Так, в расчете на 1 т металла, накапливаемого в металлофонде производственной сферы, выпуск продукции в эти годы сократился на 30 %. Фактически только на компенсацию падения эффективности в этот период было затрачено 500 млн. т металлопродукции. В западных странах наблюдалась обратная тенденция. Только от повышения отдачи от накапливаемого металлофонда в США в 1950 1985 годы потребность в производстве металла (для обеспечения темпов экономического роста) в среднем сокращалась на 50 млн. т в год.
Избыточное потребление металла выступало естественной платой за низкую эффективность инвестиционных ресурсов (качество металла, коэффициент использования металла, металлоемкость продукции, надежность техники, сроки ее службы) и нерациональную систему организационно-хозяйственных связей в существующем производстве.
Основной спрос на металл был сосредоточен в инвестиционной сфере. Большинство видов продукции, изготовляемой из металла, направлялось на поддержание и развитие производственного аппарата отраслей материального производства. Если в основных индустриально развитых странах доля «инвестиционной» продукции в объеме потребления металла составляла менее 60 %, то на поддержание и развитие производственного аппарата нашей страны направлялось свыше 80 % всех вовлекаемых в оборот ресурсов металла. В этих условиях у производителей металла практически не было возможности ослабить последствия кризиса в инвестиционной сфере за счет перераспределения потоков металла на внутреннем рынке.
Первоначально предполагалось, что рыночные реформы и соответствующие изменения хозяйственного механизма позволят переориентировать потоки металла на приоритетное обеспечение развития непроизводственной сферы, насыщение бытового металлофонда, повышение эффективности использования ресурсов металла при реализации инвестиционных программ. Поэтому развал связей между российскими производителями, проходивший под лозунгами прекращения «производства ради производства» и проведения реструктуризации промышленности, оценивался правительством как объективная реальность новых рыночных отношений. Однако промышленность оказалась недостаточно мобильной, чтобы в кратчайшие сроки приспособиться к новым рыночным условиям и, восстановив объем потребления металла, эффективно использовать существующий ресурсный потенциал.
Разумеется, сказались также резкое сокращение военных программ и слабая социальная направленность реформ, что привело к снижению потребительского и инвестиционного спроса. Зато безусловный приоритет получила идея вхождения в мировое сообщество (выхода на мировой рынок). Идея в целом прогрессивная, однако чрезмерная ориентация на внешний рынок, активно поддержанная правительством, а также высокая эффективность внешнеэкономической сферы, особенно в начальный период, стимулировали нерегулируемый рост поставок металла на мировой рынок, в том числе в ущерб отечественным потребителям. С российского рынка ушли наиболее эффективные производители металла, подорванной оказалась ресурсная база передельных заводов, неконкурентоспособных на рынке заготовок, значительно сократилось сортаментное разнообразие предлагаемой на российском рынке металлопродукции.
Основной потребитель машиностроение
Реальные изменения в промышленной политике наметились, когда более половины производимой в стране металлопродукции шло на экспорт. По мере выравнивания внутренних и мировых цен на основные виды металлопродукции значительная часть металлургических предприятий стала проявлять интерес к внутреннему рынку. Немаловажную роль на этом этапе сыграли введение валютного коридора, усиление защиты западных рынков от поставок российского металла, проникновение на отечественный рынок поставщиков металла из других стран.
Переход на экономические (ценовые) методы регулирования материальных потоков вызвал сокращение внутреннего народнохозяйственного спроса, который находится в настоящее время на уровне 50-х годов. В стране оказалось не так много предприятий, способных функционировать при ценах на металл, почти в 1,5 раза превышающих мировой уровень.
Главным ограничителем роста внутреннего спроса на металл выступает низкая эффективность его использования в машиностроении. При этом можно выделить несколько факторов, определяющих особенности металлопотребления в крупных экономических блоках.
1. Наибольшее сокращение металлопотребления произошло в производствах с низким техническим уровнем (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение). Низкая эффективность (высокая металлоемкость и низкий коэффициент использования металла) производства крупносерийной продукции в машиностроении, усиление отсталости сельскохозяйственного машиностроения от мирового уровня ограничивают платежеспособность отрасли, что сделало данную область сбыта непривлекательной для металлургии.
2. Предприятия, выпускающие наиболее металлоемкую продукцию, остаются основными потребителями металла (автомобилестроение, энергомашиностроение, сфера ремонта, выпуск вспомогательного периферийного оборудования). Спад производства в этих подотраслях примерно вдвое ниже, чем в среднем по машиностроительному комплексу.
3. Надежды на рост металлопотребления за счет развития новых сфер хозяйства (фермерство, малый бизнес, мелкооптовая торговля и т.п.) не оправдались. Увеличение металлопоставок отмечается только в производствах, связанных с расширением торговых площадей, оптовых рынков, отчасти строительством коттеджей и дач. Развитие других сфер, требующих оснащения специализированным оборудованием, пока существенного влияния на металлопотребление не оказывает.
4. Среди других производств следует отметить рост удельного веса в металлопотреблении сферы ремонта и строительства. Вместе с тем происходит свертывание производства высокотехнологических и специальных видов металлопродукции ввиду сокращения наукоемких новейших производств, продукции оборонного назначения.
Кризис металлопотребления проявляется в неплатежеспособности отечественных потребителей. По мере переориентации металлургии на экспортные поставки происходило разрушение традиционных связей сначала с предприятиями из СНГ, а затем и с отечественными предприятиями машиностроительного комплекса, не способными осуществлять предоплату за потребляемую продукцию. Большой объем накопленной задолженности у машиностроительных предприятий не оставляет шансов большинству предприятий на реализацию крупных инвестиционных программ. Трудно найти ресурсы и для задействования существующих простаивающих мощностей. Как один из вариантов решения проблемы следует рассмотреть возможность предоставления машиностроительным предприятиям отсрочки платежей за ранее поставленную металлопродукцию и отказа от предоплаты металла, закупаемого для пополнения оборотных фондов. Переоформление просроченной задолженности и предоставление металла с рассрочкой платежа возможны в рамках долгосрочных соглашений о поставке металлопродукции с наиболее стабильными и крупными предприятиями машиностроения.
Для активизации внутреннего спроса на металл со стороны мелких потребителей, не представляющих интереса для крупных металлургических заводов, необходимо развитие рыночной инфраструктуры по обеспечению металлом. Формирование рынка предполагает создание новых специфических организационно-технологических структур, а также специализированного сектора экономики, обеспечивающего рационализацию производственно-потребительских связей, системы обеспечения металлом широкого круга разнообразных потребителей.
Для подъема машиностроения важна не только стоимость металла, но и его доступность, что может быть гарантировано только в условиях развитого рынка металлопродукции. Задача подъема внутреннего спроса на металлопродукцию требует формирования рынка металла, как ни странно это звучит по прошествии 5 лет реформ. В настоящее время объем реализации металла на внутреннем рынке через торгово-закупочный сектор является меньшим, чем реализация проката в плановой экономике, через систему рыночных фондов. При этом цены на однотипную продукцию различаются на 50 60 % как по регионам, так и по производителям.
Как оживить внутренний спрос
В эффективном рынке металла заинтересованы прежде всего предприятия металлургии, а следовательно, они должны изыскать средства на его формирование.
Без снижения цен на металл, погашения накопленных задолженностей за металлопродукцию, расширения форм предложения и доступности широкого сортамента металлопродукции подъем в машиностроении представляется маловероятным. Без возрождения отечественного машиностроения надежды на рост спроса на металл при росте инвестиционной активности в стране выглядят необоснованными, тем более что имеется негативный опыт по вытеснению отечественной бытовой техники и электроники с российского потребительского рынка. Аналогичная ситуация может повториться на рынке инвестиционного оборудования.
Технический уровень большинства отечественных машин и оборудования значительно уступает западным аналогам. Кроме того, в 80-х годах доля выпуска оборудования (без мобильного и военного) не превышала 10 12 % в объеме машиностроительной продукции. Наполнение капитальных вложений оборудованием осуществлялось при активном привлечении машиностроительной продукции, получаемой по импорту (25 30 %). Значение импортных поставок особенно возросло в годы реформ. Отечественный машиностроительный комплекс в значительной степени служил для докомплектации западного оборудования, направляемого в приоритетные отрасли (химия, металлургия, нефтяная промышленность) или для поддержания производственного аппарата отраслей низкого технического уровня (АПК, промышленность строительных материалов, ремонтная сфера), а также для нужд ВПК. Традиционно российская продукция конкурировала с импортной техникой за счет более низкой стоимости. Так как основные затраты машиностроения связаны с закупкой металла, то без удешевления стоимости металлопродукции невозможно добиться подъема в перерабатывающих отраслях. Как показывает мировой опыт, защита отечественных производителей другими способами (через ограничение конкуренции на внутреннем рынке путем введения квот и пошлин) в конечном счете приводит к негативным последствиям для экономики. Даже при первоначальном росте спроса на металл он не будет носить стабильного долговременного характера.
Что необходимо сделать для стимулирования развития внутрироссийского спроса на металлопродукцию? Существующие потребности в черных металлах имеют во многом объективный характер. Изменение положения на рынке металлопродукции возможно только при условии существенных изменений в макроэкономических пропорциях народного хозяйства, инвестиционной политике и внутриотраслевой структуре машиностроения. Прогнозные расчеты показывают, что даже в условиях подъема российской экономики спрос на металл в стране будет повышаться незначительно (в пределах 2 4 % за 5 лет). При повышении инвестиционной активности в стране и наполнении инвестиций отечественным оборудованием темпы роста спроса на металл будут существенно ниже темпов роста капитальных вложений, так как рост производства будет проходить, по-видимому, при увеличении темпов снижения металлоемкости, о чем свидетельствует мировой опыт. Так, увеличение объема машиностроительной продукции в СССР за 1970 1990 годы в 3,5 раза привело к росту поставок металла только на 38 %. Высокие темпы ресурсосбережения в развитых странах позволили к началу 70-х годов за счет повышения технического уровня машиностроительной продукции, внедрения новых технологий обеспечивать рост производства практически только за счет высоких темпов экономии металла.
Разумеется, для действительно ощутимого роста спроса на металл отечественному машиностроению необходимо развиваться, ориентируясь не только на внутренний спрос, но и активно выходить на мировой рынок. Как показывает опыт Японии и новых развитых стран Юго-Восточной Азии, в реализации данной стратегии требуется значительная поддержка машиностроительного производства со стороны металлургии, что предполагает широкий спектр мер по снижению цен и совершенствованию качества.
Это исключительно сложная задача, хотя определенные сдвиги в этом направлении можно отметить уже сегодня. Например, довольно активно идет процесс формирования вертикально интегрированных структур, объединяющих не только производителей, но и потребителей металла, развивается сеть сбытовых организаций, наметились определенные позитивные изменения в действиях исполнительной власти, направленные на возрождение отечественных производителей.
Первоначальной задачей является изменение отношения к отечественным потребителям, обеспечение ценовой доступности металла, что послужит необходимой предпосылкой для активизации внутреннего спроса. С нашей точки зрения, такие возможности в металлургии имеются (с учетом дефляционного эффекта от снижения тарифов на электроэнергию и транспортные услуги). Однако необходимо подчеркнуть, что отечественные цены на металл являются не только следствием высоких издержек у производителя, но и результатом переходных процессов в российской экономике, в том числе:
дискриминационной политики металлургических предприятий в отношении отечественных потребителей (перекладыванием на них убытков от экспортных операций);
недобросовестной конкуренции на российском рынке (влияния импортных пошлин);
сложной ситуации в сфере расчетно-финансовых отношений (высокого объема бартерных и взаимозачетных операций).
Устранение действия факторов, ненормальных для процессов в открытой рыночной экономике, является вопросом времени, и важно, чтобы металлурги сами изменили отношение к отечественным потребителям, а не ждали, когда их начнут вытеснять с внутреннего рынка конкуренты. К сожалению, выравнивание внутренних и мировых цен является недостаточным условием для активизации спроса на металл на российском рынке. Необходимо преодолеть диспропорции спроса и предложения на металл как за счет развития инфраструктуры рынка металлов, так и путем привлечения ресурсов из стран СНГ. Это позволит компенсировать падение спроса на металлопродукцию со стороны традиционных потребителей созданием новых, достаточно крупных сфер потребления металла. По нашему мнению, создание условий для подъема внутреннего спроса обойдется металлургии значительно дешевле, чем попытки сохранить свое место крупнейшего экспортера на мировом рынке. В случае выжидательной позиции российской металлургии (в расчете на активные действия правительства или рыночные рычаги) производство металла в стране неизбежно будет приближаться к новому витку кризиса.
|