Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Письмо в редакцию Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Рынки металлов Драгоценные металлы и камни Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение Искусства и ремесла История Инвестиции и финансы
Экономика
№5' 1997 версия для печати
Статья:   
1
2
3
4
5

ЗАПАДНЫЕ ИНВЕСТОРЫ ПРИХОДЯТ В РОССИЮ С ВОСТОКА
КАКИЕ ПРОЕКТЫ ПОДДЕРЖИВАЕТ ЕВРОПЕЙСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ



Стефан Баверез
Ведущий банкир отдела природных ресурсов ЕБРР Лондон

    В течение последних шести лет Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) предоставлял финансирование золотодобывающим компаниям «Омолон» и АО «Бурятзолото», разрабатывающим проекты в области природных ресурсов. Но прежде чем приступить к рассказу о нашем сотрудничестве, хотел бы коротко остановиться на общей характеристике ЕБРР, его мандате и критериях, привести сведения об участии банка в других проектах.

    ЕБРР: статус, критерии, результаты деятельности
    Банк учрежден в апреле 1991 года в качестве международной организации, призванной способствовать переходу к рыночной экономике стран бывшего СССР и Центральной и Восточной Европы. Это единственная международная организация, обязанная по уставу оказывать содействие этому региону. В число членов ЕБРР входят 58 государств, Европейский Союз и Европейский инвестиционный банк. Капитал ЕБРР составляет 20 млрд. экю. В число членов банка входят и все «страны операций», т.е. страны Центральной и Восточной Европы и бывшего Советского Союза, в которых он ведет деятельность по финансированию.
    Согласно мандату, основным направлением этой деятельности является развитие коммерческого частного сектора в «странах операций», а задача банка заключается в финансировании проектов, осуществляемых частным сектором или приватизируемыми компаниями (финансирование предоставляется как в форме кредитов, так и инвестиций в акционерные капиталы). В соглашении об учреждении банка предусматривается, что предприятиям частного сектора он предоставляет не менее 60 % общего объема финансирования.
    Принципиальная установка, из которой исходит банк, – применение здоровых банковских принципов при принятии всех инвестиционных решений. ЕБРР содействует только жизнеспособным в коммерческом отношении проектам. Исходным документом, на основании которого банк делает заключение и принимает кредитное решение, служит технико-экономическое обоснование, которое готовят инициаторы проекта. Банк также занимается проектами, которые способны оказать большое воздействие на процесс перехода к рыночной экономике и где он выступает в роли мобилизующего начала, т. е. участие банка принципиально важно для успеха финансирования.
    Ключевые критерии, которым следует ЕБРР при анализе коммерческой жизнеспособности проектов, в своей основе те же, что применяются любым инвестором или коммерческим банком, а именно:
    – кто спонсор проекта, обладает ли опытом и средствами в данной отрасли?
    – насколько квалифицированы руководители проекта?
    – хорошо ли обоснован проект, какие преимущества в конкурентной борьбе он будет иметь?
    – в какой мере приемлемы технические риски?
    Банк обычно требует от спонсоров вложений в акционерный капитал в размере, равном приблизительно одной трети стоимости проекта. Это имеет принципиально важное значение для банка, ибо дает ему уверенность в том, что схема будет достаточно надежной. Ведь, вкладывая собственные средства, спонсоры тем самым подтверждают качество проекта. Безусловно, при выработке схемы необходимо предусмотреть и обслуживание кредита за счет получаемых по проекту доходов с должным обеспечением.
    Остальное финансирование, приблизительно две трети стоимости проекта – это кредиты, получаемые проектной компанией. Ключевой критерий здесь таков: ЕБРР, как правило, финансирует не более 35 % стоимости любого проекта, поскольку всегда старается выступать в роли «катализатора», привлекая средства из других источников. Кредиты предоставляются на равных началах ЕБРР и одним или несколькими кредиторами. Кредиты банка выдаются на срок до 10 лет. Как правило, минимальная сумма финансирования банком одного проекта составляет около 5 млн. экю.
    Финансируются лишь экологически чистые проекты. Банк имеет свой экологический отдел, занимающийся анализом воздействия проектов на окружающую среду. Спонсоры проекта обычно имеют четкое представление об этой стороне дела и, как правило, обеспечивают экологическую чистоту проекта, прежде чем взяться за его осуществление.
    Ниже приводятся данные, касающиеся объемов финансирования ЕБРР.

Финансирование
ЕБРР
Млрд.
экю (*)
Число
проектов (*)
Утверждено Советом директоров12492
Подписано проектов9,3406
Освоено средств3,8

(*) Нарастающим итогом на 31.07.97

    Россия является крупнейшим получателем средств ЕБРР среди всех «стран операций»: 25 % средств идут на проекты в этой стране.

    Поддержка проектов в области минеральных ресурсов
    Признавая важное значение добычи полезных ископаемых для некоторых «стран операций», ЕБРР с самого начала своего существования проявлял большую активность в финансировании проектов по освоению природных ресурсов. Это особенно касается России, которая находится на одном из первых мест в мире по добыче нефти, газа, никеля, золота, алюминия и других металлов. В таблице приводится перечень всех проектов освоения природных ресурсов, на которые банк выделял средства, начиная с 1991 года. На конец 1996 года общая сумма обязательств банка по проектам природных ресурсов превысила 500 млн. долл.

Обязательства ЕБРР по финансированию российской промышленности углеводородов и горнодобывающей промышленности

    Как отмечалось выше, в соответствии с мандатом банка большая часть средств в области природных ресурсов направляется им на проекты частного сектора. Важным исключением является кредит в 25 млн. долл. Правительству России на финансирование части расходов по ликвидации последствий разлива нефти в Республике Коми в 1994 году и восстановление трубопровода на участке Харьяга-Усинск.
    Из таблицы следует, что большая часть финансирования была адресована совместным предприятиям с участием российских и иностранных компаний. Это отражает цель банка – содействовать иностранным капиталовложениям в «странах операций». Банку также легче придерживаться здоровых банковских принципов при работе с СП, потому что некоторые из проектных рисков (в частности, связанные со строительством) могут брать на себя участвующие в проекте иностранные компании. Кроме того, поскольку российские нефтегазовые и горнодобывающие группы на первом этапе перехода страны к рынку в своем большинстве принадлежали государству, помимо СП с участием иностранного капитала, объектов финансирования из частного сектора в области природных ресурсов было немного.
    В 1995 и 1996 годах в нефтегазовой и горнодобывающей отраслях появился ряд крупных российских частных компаний. Кредит и вложения ЕБРР в акционерный капитал АО «Бурятзолото» в декабре 1996 года были достаточно крупными, поскольку это было первое финансирование банком горнодобывающей компании в России под местным управлением, в котором контрольный пакет не принадлежал западному стратегическому партнеру. В будущем банк будет все более активно принимать участие в финансировании частных компаний, находящихся под местным управлением и контролем, и поэтому следует ожидать, что удельный вес СП в портфеле проектов банка будет снижаться.

    Кубакский проект
    Первым кредитом, предоставленным ЕБРР российской горнодобывающей промышленности, был кредит в 62 млн. долл. для золотодобывающей компании «Омолон». Это – первый в горнодобывающей отрасли России действующий проект с иностранными инвестициями.
    В 1992 году Комитет по геологии РФ и администрация Магаданской области организовали конкурсные торги на право разработки Кубакского и Эвенского месторождений золота. Кубакское месторождение является крупным, с высоким содержанием металла – извлекаемые запасы оцениваются более чем в 2,2 млн. унций золота.
    Золотодобывающая компания «Омолон» была создана в качестве российской акционерной компании группой юридических лиц из Магаданской области совместно с крупной американской горнодобывающей группой «Сайпрус Амакс» с целью подачи заявки на освоение Кубакского и Эвенского месторождений. В число российских акционеров входят АО «Геометалл», «Магадан-золото и серебро», горнодобывающий комбинат «Дукат», Ассоциация коренных народов, а также КБ «Российский кредит». «Омолон» победил на торгах в июне 1993 года и получил лицензию на разработку Кубакского и Эвенского месторождений. Компания намерена вначале освоить Кубакское, поскольку для коммерческого освоения Эвенского месторождения потребуются дополнительные разведочные работы.
    Вскоре после получения лицензии акционеры «Омолона» обратились в ЕБРР с просьбой взять на себя организацию финансирования и самому предоставить часть средств на коммерческую разработку Кубакского месторождения, включая строительство рудника, а также обогатительной фабрики мощностью 1750 т руды в сутки и вспомогательных объектов на его территории. В октябре 1993 года они представили ТЭО, в котором были освещены все стороны проекта: геологические данные, разведочные работы, оценка запасов, план добычи, проведенные металлургические работы, проект обогатительной фабрики, смета капитальных расходов, график строительства, смета эксплуатационных расходов, экономический анализ. Такое ТЭО обычно является главным для ЕБРР документом при рассмотрении проекта. Были также представлены оценка ожидаемого воздействия на окружающую среду и предполагаемые меры по смягчению его последствий.
    В рамках обычной процедуры предварительного обследования банк обратился к независимой инженерной фирме с просьбой провести анализ документов и подтвердить, что проект может быть реализован в соответствии с его концепцией.
    Совместно с акционерами «Омолона» и его финансовым советником ЕБРР разработал приемлемую схему финансирования. Было решено, помимо кредита ЕБРР, задействовать также кредит ОПИК. Затем ЕБРР и ОПИК провели переговоры с «Омолоном» об условиях. В ходе реализации проекта суммы кредитов были существенно увеличены для финансирования дополнительных расходов «Омолона. В конечном счете схема финансирования проекта приняла следующий вид:

Источник финансированияМлн. долл.
Акционерный капитал и субординированный кредит100
Кредит ЕБРР62.5
Кредит ОПИК67.5
Всего230

    Акционеры «Омолона» делают крупный взнос в виде акционерного капитала в размере 45 % всех проектных издержек. Важно отметить, что российские акционеры внесли денежную наличность, которая была предоставлена им администрацией Магаданской области в форме кредитов.
    ЕБРР и ОПИК предоставили кредиты на одинаковых условиях: срок их погашения истекает в декабре 2001 года, платежи в счет погашения начинают производиться с конца 1997 года. По обоим кредитам действует также предоставляемая фирмой «Сайпрус Амакс» гарантия завершения проекта; таким образом, ни ЕБРР, ни ОПИК не несут рисков, связанных с реализацией проекта. Оба кредита обеспечены также залогом всего имущества и поступлений «Омолона».
    Ключ к успеху проекта – возможность реализации «Омолоном» добываемого золота по мировым ценам, что позволяет ему получать выручку, достаточную для выполнения обязательств по обслуживанию долга. С этой целью «Омолон» заключил с бывшим Роскомдрагметом (ныне Гохран в рамках Минфина) соглашение о купле-продаже нерафинированного золота, по которому часть выручки будет поступать в СКВ и перечисляться на оффшорный банковский счет. Если Гохран не пожелает купить произведенное нерафинированное золото, то «Омолон» имеет право экспортировать его через имеющего соответствующую лицензию российского экспортера. Возможность сбывать золото по мировым ценам и получать часть выручки в СКВ является для «Омолона» очень важным элементом схемы финансирования.
    ЕБРР обычно занимается только теми проектами, которые пользуются поддержкой соответствующих местных органов. Администрация Магаданской области поддержала проект и заявила об этой поддержке в ходе встреч с представителями ЕБРР. Кроме того, представители ЕБРР имели беседы в других органах государственного управления, таких как Министерство финансов и Министерство природных ресурсов, и убедились, что они тоже «за».
    Кредит ЕБРР «Омолону» был подписан в июне 1995 года, но важно отметить, что финансирование было одобрено еще в июне 1994 года (т.е. через шесть месяцев после первого обращения за кредитом). Подписание было задержано из-за изменений в проекте, к которым банк не имел отношения. В 1996 году ЕБРР выделил дополнительные средства на покрытие возросших при осуществлении проекта расходов.
    Кредит ЕБРР уже освоен в период строительства. Строительные работы завершены, и первое золото на Кубакском руднике было добыто в феврале текущего года. Ожидается, что в 1997 году, первом году реализации проекта, добыча золота превысит 300000 унций. Проект уже дает российской экономике ряд преимуществ. Это – создание рабочих мест в Магаданской области, увеличение производства золота, передача российской горнодобывающей промышленности современного экологического и другого опыта в области горной добычи, пример для других иностранных компаний, готовых вложить средства в аналогичные предприятия по добыче золота в России, а также сборы и налоги, взимаемые правительством и администрацией области. В настоящее время российские и иностранные компании,следуя примеру «Омолона», активно прорабатывают другие проекты в Магаданской области.

    Финансирование АО «Бурятзолото»
    В конце 1996 года ЕБРР выделил средства для вложения в акционерный капитал АО «Бурятзолото» и предоставления ему кредита на общую сумму в 17,5 млн. долл. Это финансирование, как уже отмечалось, имеет большое значение, ибо ЕБРР впервые предоставил средства российской горнодобывающей компании под местным управлением. Это типичные усилия банка по содействию вновь приватизированным компаниям в повышении своей конкурентоспособности. Роль ЕБРР в облегчении доступа АО «Бурятзолото» к другим источникам финансирования через свое участие также типична, поскольку банк помог компании привлечь акционерный капитал от институциональных инвесторов.
    «Бурятзолото» базируется в Улан-Удэ и имеет лицензию на разработку двух месторождений золота с высоким содержанием металла – Зун-Хольба и Ирокинда. Эти рудники содержат свыше 2,5 млн. унций золота в подтвержденных и вероятных запасах. Открытое акционерное общество «Бурятзолото» создано в июне 1994 года в качестве правопреемника госкомпании. Государственный пакет акций постоянно уменьшался, и сейчас «Бурятзолото» – на 100 % частная компания.
    В конце 1994 года «Бурятзолото» и его финансовый советник – Российский банк проектного финансирования – в поисках источников средств для инвестиционной программы модернизации производства обратились к ЕБРР. Предлагаемая программа в основном ориентируется на расширение производственных мощностей путем разработки новых жил; увеличение мощности обогатительных фабрик и завершение строительства установки карбонизации для производства нерафинированного золота на месте (до сих пор «Бурятзолото» производило концентрат, который отсылался для переплавки на Урал). Цель инвестиционной программы компании – увеличить производство золота и значительно снизить эксплуатационные расходы за счет отказа от платы за переплавку и резкого снижения транспортных расходов.
    ЕБРР организовал предварительное обследование горнодобывающей деятельности и плана модернизации «Бурятзолото». В предварительное обследование был включен анализ финансового управления и отчетности компании. Из-за отсутствия крупного западного стратегического партнера «Бурятзолото» не в состоянии было оплатить расходы на предварительное обследование, и ЕБРР организовал финансирование этой работы.
    К примеру, в 1995 году ЕБРР впервые организовал проведение предварительного финансового обследования компании за счет средств технического сотрудничества с целью перевести финансовую отчетность «Бурятзолота» на международные стандарты. Впоследствии было организовано – и осуществляется до сих пор – техническое сотрудничество с целью совершенствования финансового управления и отчетности компании, в том числе финансовой, прошедшей по международным стандартам.
    ЕБРР также изыскал средства для найма горного инженера, который оказывает содействие АО «Бурятзолото» в подготовке плана развития для инвестиционной программы, особенно в том, что касается составления графика работ и подготовки сметы.
    По завершении предварительного обследования «Бурятзолото» получило комплексный пакет финансирования, в котором ЕБРР является основным, но не единственным участником. Цель пакета – профинансировать программу модернизации и одновременно обеспечить компании прочную капитализацию и доступ к долгосрочным финансовым ресурсам.
    В пакет финансирования входят вложения ЕБРР в акционерный капитал компании и предоставляемый банком долгосрочный кредит, а также вложения в акционерный капитал институциональных инвесторов, действующих параллельно с ЕБРР. Внешние источники дополняют собственные средства компании.

Структура финансирования «Бурятзолота»
Источник финансированияМлн. долл.
Вложения в акционерный капитал ЕБРР7,5
Вложения в акционерный капитал
институциональных инвесторов
5
Кредит ЕБРР10
Активы компании и будущие поступления37
Всего59,5

    Кредит ЕБРР, предоставленный на восемь лет, не предусматривает никакой внешней гарантии или поддержки (в отличие от кредита «Омолону», по которому компания «Сайпрус Амакс» предоставляет гарантию завершения проекта). Банк согласился предоставить кредит «Бурятзолоту» без внешней поддержки потому, что имеющиеся поступления компании и доходы от ее текущей деятельности служат достаточным обеспечением кредита (тогда как у «Омолона» в момент получения кредита ЕБРР не было собственного производства или поступлений).
    Помимо прочего, по просьбе ЕБРР в рамках предоставляемого пакета финансирования «Бурятзолото» договорилось о хеджировании цены на золото. Программа хеджирования была реализована в конце 1996 года. Она позволит компании в течение следующих нескольких лет реализовать добытое золото по ценам, значительно превышающим нынешние цены мирового рынка. «Бурятзолото» заключило соглашение о продаже золота, в принципе аналогичное соглашению, заключенному «Омолоном». Замечу, что ЕБРР оказал содействие компании в оформлении стандартного, по сути, договора о продаже золота, что позволяет российским золотодобывающим компаниям направлять дополнительные ресурсы на финансирование своих проектов.
    Инвестиционная программа «Бурятзолота» находится на этапе реализации. Вложения ЕБРР в акционерный капитал компании были произведены в начале 1997 года, и в настоящее время она принимает меры по выполнению условий, предшествующих первой выплате средств по кредиту ЕБРР.
    Потребности российской нефтегазовой и горнодобывающей промышленности в финансировании в предстоящие годы будут огромны. Так, российской золотодобывающей промышленности потребуются по мере истощения россыпных месторождений значительные инвестиции для освоения рудных месторождений и для обогатительных установок. Финансирование ЕБРР «Омолона» и «Бурятзолота» показывает, что ЕБРР может гибко учитывать различные обстоятельства и потребности заемщиков.
    ЕБРР и его Отдел природных ресурсов надеются, опираясь на свой опыт работы в России, увеличить в ближайшие несколько лет финансовое содействие предприятиям, занятым добычей полезных ископаемых.

Статья:   
1
2
3
4
5
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение