Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Письмо в редакцию Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Рынки металлов Драгоценные металлы и камни Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение Искусства и ремесла История Инвестиции и финансы
Экономика
№5' 1997 версия для печати
Статья:   
1
2
3
4
5

ХУЖЕ НЕ БУДЕТ
СПРОС НА МЕТАЛЛОПРОДУКЦИЮ В РОССИИ ДОСТИГ МАКСИМАЛЬНОГО СПАДА



Анатолий Бродов
Директор Института экономики ГНЦ РФ «ЦНИИчермет им. И. П. Бардина»

    Производство черных металлов – не самоцель. Они нужны для обеспечения растущих потребностей человека, которые ограничены лишь его денежными доходами. Что у нас случилось за время реформ? В 1996 году сопоставимые среднедушевые денежные доходы населения составили 69,5 % от уровня 1990 года. Причем 20 % наиболее обеспеченного населения имела 44,7 % общего объема денежных доходов, в то время как нищающее большинство не имеет возможности приобретать произведенную продукцию. Рынок сужается. Это является одним из важнейших факторов сокращения производства и потребления черных металлов.
    Наиболее полно экономический потенциал страны характеризуют уровень и динамика основных макропоказателей развития экономики: валового внутреннего продукта (ВВП), валовой продукции промышленности (ВПП), в том числе ее составной части – машиностроения и металлообработки, и объема инвестиций. В 1996 году против уровня 1991 года ВВП составил 61,4 %, ВПП – 51,3 %, инвестиции в основной капитал – 29,6 %. Потребление металлопродукции (прокат, трубы стальные, метизы, изделия дальнейшего передела) за этот период составило около 31 %, или 16,5 млн. т. Это почти столько же, сколько в годы великой депрессии в США.
    Наиболее значительным сокращение металлопотребления было в машиностроении – с 28 млн. т до 7,2 млн. т, т. е. на 74 %. Это обусловлено падением производства в отраслях, выпускающих наиболее металлоемкую продукцию: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение, военно-промышленный комплекс, а также машиностроение для легкой и пищевой промышленности. Выпуск ряда машин и оборудования упал намного ниже предельно допустимого уровня, обеспечивающего их замену у потребителей в связи с износом и выбыванием. Что касается экспорта продукции гражданского машиностроения, которая никогда не была конкурентоспособной, то поставки на внешний рынок в условиях нормальной коммерции сократились по многим видам машиностроительной продукции в 8–15 раз.
    Производство в 1996 году против уровня 1991 года таких металлоемких видов продукции, как грузовые вагоны, металлорежущие станки, тракторы, зерноуборочные комбайны, составило соответственно 34,8 %, 16,9 %, 7,9 %, 4,5 %. Только производство легковых автомобилей удалось удержать на сравнительно высоком уровне – 84,3 %.
    В капитальном строительстве потребление металла сократилось на 60 % (с 13,4 млн. т в 1991 году до 5,3 млн. т в 1996 году).
    В первом полугодии 1997 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года производство продукции машиностроения увеличилось на 0,5 %. Рост в отрасли связан со стабилизацией в работе предприятий автомобильной промышленности, а также расширением сферы предоставления услуг промышленного характера, в частности ремонта производственного и непроизводственного оборудования.
    По пальцам можно пересчитать те виды продукции, производство которых возросло: вагоны пассажирские (100,8 %), холодильные установки (144 %), некоторые виды электротехнических изделий, в частности, погрузочные электродвигатели, взрывобезопасные электродвигатели, генераторы к паровым, газовым и гидравлическим турбинам.
    Для нефтегазового комплекса больше, чем в первом полугодии 1996 года, произведено скважинных штанговых насосов (на 80,5 %), установок погружных центробежных насосов (на 28,3 %), буровых установок для эксплуатационного и глубокого разведочного бурения (на 20 %), агрегатов и подъемников для ремонта и освоения скважин (на 57,4 %), компрессоров (на 8,8 %).
    Увеличилось производство кузнечно-прессовых машин – на 4,7 %. Производство в автомобильной промышленности в среднем увеличилось на 12,1 %.
    В целом инвестиционный процесс в экономике России характеризуется помимо глубокого и всеобщего спада капиталовложений весьма резкими различиями в их динамике по отраслям, регионам и на микроуровне. Так, в сфере услуг кризисные явления выражены слабее, чем в материальном производстве. Это связано в первую очередь с более низкими рисками при инвестировании в услуги, здесь ниже средняя стоимость инвестиционных проектов, короче сроки их реализации и окупаемости. Расход металла при капитальном строительстве в сфере услуг ниже, чем в промышленном строительстве.
    В первом полугодии 1997 года инвестиции в основной капитал продолжали снижаться и составили против соответствующего периода 1996 года 91,5 %.
    Важным показателем, обуславливающим возможный уровень потребления металла, является величина ВВП на душу населения. Этот показатель сократился в России за 1991–1996 годы на 39 % и составил (в ценах 1996 года) около 3000 долл. на человека.
    В 1996 году потребление металлопродукции на душу населения составило около 112 кг против 364 кг в 1991 году. В промышленно развитых странах этот уровень превышает 300 кг. Согласно мировой практике, высокий уровень металлопотребления характерен для стран с уровнем ВВП на душу населения более 15 тыс. долл. Относительно высокое потребление металлопродукции в промышленно развитых странах обусловлено, в частности, достаточно значительным экспортом машин и оборудования, а Россия их закупает.
    Таким образом, снижение спроса на металл в России является следствием слабой платежеспособности предприятий, обусловленной низкой покупательной способностью населения и ограниченными инвестиционными возможностями, недостаточной конкурентоспособностью отечественных машин и оборудования, неразвитостью кредитно-финансовых отношений и высокой стоимостью кредитов.
    Расширению рынка металлопродукции в России препятствуют и высокие цены. В настоящее время они на 10–60 % превышают мировые и еще в большей мере экспортные. Если повышение внутренних цен на металлопродукцию будет продолжаться, то для защиты отечественных производителей потребуются протекционистские меры.
    Есть ли предпосылки для расширения рынка черных металлов в России? Безусловно есть. Это связано с необходимостью восстановления и роста производственного потенциала металлоемких отраслей, выпускающих оборудование для топливно-энергетического, горного, транспортного и сельскохозяйственного комплексов народного хозяйства. Сегодня здесь складывается противоречивая ситуация.
    Вот несколько характерных примеров.
    Крупнейший комбайновый завод России АО «Ростсельмаш» выпустил за 6 месяцев 1997 года немногим более 500 шт. комбайнов при технической потребности рынка 12 тыс. шт. в год и необходимых для «прожиточного минимума» 7,9 тыс. шт. В то же время региональные власти закупают зарубежную технику. Так, Саратовская область закупила 60 комбайнов немецкой фирмы «Клаас». Несколько десятков комбайнов «Вестерн» успело выпустить совместное российско-канадское предприятие в Челябинске. На недавнем совещании руководителей южных регионов и представителей концерна «Джон Дир» была достигнута договоренность о формировании 20 машинотехнологических станций, полностью укомплектованных техникой.
    В 1996 году 28,5 % стальных труб в видимом потреблении были импортными. Причем примерно 680 тыс. т, или 56 % от импорта, могли быть произведены на российских заводах. Это около 70 тыс. т газопроводных труб диаметром 530–1220 мм из стали марок 17Г1С, 17ГСУ; 228,4 тыс. т электросварных диаметром до 406 мм (приобретены в Украине по более низким ценам); 380–390 тыс. т бесшовных труб. Кроме более низких цен причинами закупки отдельных видов труб за рубежом являются отсутствие гарантий на качество отечественных труб (обеспечение необходимой прочности и герметичности соединений), нестабильный и недостаточно высокий (несмотря на наличие сертификатов) уровень качества исполнения трубной продукции.
    Из приведенных примеров следует, что мы обеспечиваем значительное количество рабочих мест и рост производства металла за рубежом, а в России эти показатели сокращаются.
    Рынок черных металлов в России неизбежно будет расширяться. Грядет замена большого количества участков нефте- и газопроводов и продолжится строительство новых. Сегодня в России около 2 млн. км подземных трубопроводов, многие из которых уже износились. И если не приступить к их замене, то в начале следующего века эти системы жизнеобеспечения достигнут критической степени износа – 50–70 %.
    Используемые в сельском хозяйстве машины почти на 40 % выработали технический ресурс и требуют повышенных затрат на ремонт. Обеспеченность тракторами на 1000 га пашни в большинстве территорий составляет 60–70 % от нашего норматива.
    Степень износа основных фондов на транспорте в 1996 году составляла 45 %. Из 60 тыс. автомобильных мостов свыше трети находятся в аварийном состоянии. Более 720 железнодорожных мостов и тоннелей отработали свой срок службы. В катастрофическом состоянии находится морской флот: 63 % отечественных судов из-за своего возраста становятся нежелательными в зарубежных портах. Одним из важнейших направлений увеличения внутреннего потребления металлопродукции должно стать развитие производства и продажи автомобилей.
    Мы считаем, что Россия в 1997 году пройдет нижнюю точку падения спроса на металлопродукцию. Некоторое оживление в развитии народного хозяйства начнется, видимо, в 1998 году.
    На основании анализа существующих прогнозных материалов Минэкономики РФ приняты перспективные макропоказатели развития народного хозяйства России, согласно которым к 2000 году экономический потенциал страны может достигнуть уровня 1993–1994 годов при условии устойчивого сбалансированного роста экономики. Среднегодовые темпы прироста ВВП в 1998–2000 годах составляют 2,3–4,3 %, промышленного производства – 3–6 %, капитальных вложений – 5–10 %.
    Соответственно, можно ожидать оживления внутреннего рынка черных металлов и роста потребности темпами, составляющими около 5–7 % в год, т.е. в 2000 году видимое потребление продукции из черных металлов может составить 19–20 млн. т против 16,5 млн. т в 1996 году, в том числе труб стальных 4,75–5,4 млн. т против 4,3 млн. т.
    Прогнозируется ускоренное развитие производства металлоемких видов техники: автомобилей, тракторов, комбайнов, химического, нефте- и газопромыслового оборудования, энергетических машин, грузовых и пассажирских вагонов и т.п.
    Кроме того, повышенному расходу металла будет способствовать необходимость развития машиностроения для обеспечения фермеров, для частных пекарен, предприятий общественного питания, предприятий бытовых услуг и т.п.
    К 2000 году прогнозируется некоторое изменение структуры сортамента потребляемого проката: доля листового проката возрастет до 48,5 % против 47,5 % в 1995 году и 42,3 % в 1991 году, в том числе холоднокатаного листа до 19–20 % против 18,8 % и 12,5 % соответственно. В потреблении стальных труб увеличится доля труб большого диаметра и бурильных – до 25 % и 0,8 % против 15,6 % и 0,7 % соответственно.

    Выводы
    Внутреннее потребление металлопродукции упало до непозволительно низкого уровня вследствие катастрофического сокращения машиностроительного производства и строительства.
    Разработанные Министерством экономики РФ макропоказатели развития народного хозяйства позволяют прогнозировать рост металлопотребления к 2000 году на 15–20 %.
    Условиями расширения внутреннего металлопотребления являются стимулирование отечественного машиностроения и строительства, развитие бытовых и сервисных услуг, ограничение роста цен на продукцию и услуги отраслей – монополистов и на металлопродукцию, протекционистская политика в отношении отечественных производителей.
    Необходим более качественный менеджмент, поскольку эра массового производства безликой продукции уже прошла, и для удержания, а тем более завоевания новых рынков нужна маркетинговая политика, способная учитывать индивидуализированные потребности.

Статья:   
1
2
3
4
5
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение