Анатолий Бродов
Директор Института экономики ГНЦ РФ «ЦНИИчермет им. И. П. Бардина»
Производство черных металлов не самоцель. Они нужны для обеспечения растущих потребностей человека, которые ограничены лишь его денежными доходами. Что у нас случилось за время реформ? В 1996 году сопоставимые среднедушевые денежные доходы населения составили 69,5 % от уровня 1990 года. Причем 20 % наиболее обеспеченного населения имела 44,7 % общего объема денежных доходов, в то время как нищающее большинство не имеет возможности приобретать произведенную продукцию. Рынок сужается. Это является одним из важнейших факторов сокращения производства и потребления черных металлов.
Наиболее полно экономический потенциал страны характеризуют уровень и динамика основных макропоказателей развития экономики: валового внутреннего продукта (ВВП), валовой продукции промышленности (ВПП), в том числе ее составной части машиностроения и металлообработки, и объема инвестиций. В 1996 году против уровня 1991 года ВВП составил 61,4 %, ВПП 51,3 %, инвестиции в основной капитал 29,6 %. Потребление металлопродукции (прокат, трубы стальные, метизы, изделия дальнейшего передела) за этот период составило около 31 %, или 16,5 млн. т. Это почти столько же, сколько в годы великой депрессии в США.
Наиболее значительным сокращение металлопотребления было в машиностроении с 28 млн. т до 7,2 млн. т, т. е. на 74 %. Это обусловлено падением производства в отраслях, выпускающих наиболее металлоемкую продукцию: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение, военно-промышленный комплекс, а также машиностроение для легкой и пищевой промышленности. Выпуск ряда машин и оборудования упал намного ниже предельно допустимого уровня, обеспечивающего их замену у потребителей в связи с износом и выбыванием. Что касается экспорта продукции гражданского машиностроения, которая никогда не была конкурентоспособной, то поставки на внешний рынок в условиях нормальной коммерции сократились по многим видам машиностроительной продукции в 8–15 раз.
Производство в 1996 году против уровня 1991 года таких металлоемких видов продукции, как грузовые вагоны, металлорежущие станки, тракторы, зерноуборочные комбайны, составило соответственно 34,8 %, 16,9 %, 7,9 %, 4,5 %. Только производство легковых автомобилей удалось удержать на сравнительно высоком уровне 84,3 %.
В капитальном строительстве потребление металла сократилось на 60 % (с 13,4 млн. т в 1991 году до 5,3 млн. т в 1996 году).
В первом полугодии 1997 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года производство продукции машиностроения увеличилось на 0,5 %. Рост в отрасли связан со стабилизацией в работе предприятий автомобильной промышленности, а также расширением сферы предоставления услуг промышленного характера, в частности ремонта производственного и непроизводственного оборудования.
По пальцам можно пересчитать те виды продукции, производство которых возросло: вагоны пассажирские (100,8 %), холодильные установки (144 %), некоторые виды электротехнических изделий, в частности, погрузочные электродвигатели, взрывобезопасные электродвигатели, генераторы к паровым, газовым и гидравлическим турбинам.
Для нефтегазового комплекса больше, чем в первом полугодии 1996 года, произведено скважинных штанговых насосов (на 80,5 %), установок погружных центробежных насосов (на 28,3 %), буровых установок для эксплуатационного и глубокого разведочного бурения (на 20 %), агрегатов и подъемников для ремонта и освоения скважин (на 57,4 %), компрессоров (на 8,8 %).
Увеличилось производство кузнечно-прессовых машин на 4,7 %. Производство в автомобильной промышленности в среднем увеличилось на 12,1 %.
В целом инвестиционный процесс в экономике России характеризуется помимо глубокого и всеобщего спада капиталовложений весьма резкими различиями в их динамике по отраслям, регионам и на микроуровне. Так, в сфере услуг кризисные явления выражены слабее, чем в материальном производстве. Это связано в первую очередь с более низкими рисками при инвестировании в услуги, здесь ниже средняя стоимость инвестиционных проектов, короче сроки их реализации и окупаемости. Расход металла при капитальном строительстве в сфере услуг ниже, чем в промышленном строительстве.
В первом полугодии 1997 года инвестиции в основной капитал продолжали снижаться и составили против соответствующего периода 1996 года 91,5 %.
Важным показателем, обуславливающим возможный уровень потребления металла, является величина ВВП на душу населения. Этот показатель сократился в России за 1991–1996 годы на 39 % и составил (в ценах 1996 года) около 3000 долл. на человека.
В 1996 году потребление металлопродукции на душу населения составило около 112 кг против 364 кг в 1991 году. В промышленно развитых странах этот уровень превышает 300 кг. Согласно мировой практике, высокий уровень металлопотребления характерен для стран с уровнем ВВП на душу населения более 15 тыс. долл. Относительно высокое потребление металлопродукции в промышленно развитых странах обусловлено, в частности, достаточно значительным экспортом машин и оборудования, а Россия их закупает.
Таким образом, снижение спроса на металл в России является следствием слабой платежеспособности предприятий, обусловленной низкой покупательной способностью населения и ограниченными инвестиционными возможностями, недостаточной конкурентоспособностью отечественных машин и оборудования, неразвитостью кредитно-финансовых отношений и высокой стоимостью кредитов.
Расширению рынка металлопродукции в России препятствуют и высокие цены. В настоящее время они на 10–60 % превышают мировые и еще в большей мере экспортные. Если повышение внутренних цен на металлопродукцию будет продолжаться, то для защиты отечественных производителей потребуются протекционистские меры.
Есть ли предпосылки для расширения рынка черных металлов в России? Безусловно есть. Это связано с необходимостью восстановления и роста производственного потенциала металлоемких отраслей, выпускающих оборудование для топливно-энергетического, горного, транспортного и сельскохозяйственного комплексов народного хозяйства. Сегодня здесь складывается противоречивая ситуация.
Вот несколько характерных примеров.
Крупнейший комбайновый завод России АО «Ростсельмаш» выпустил за 6 месяцев 1997 года немногим более 500 шт. комбайнов при технической потребности рынка 12 тыс. шт. в год и необходимых для «прожиточного минимума» 7,9 тыс. шт. В то же время региональные власти закупают зарубежную технику. Так, Саратовская область закупила 60 комбайнов немецкой фирмы «Клаас». Несколько десятков комбайнов «Вестерн» успело выпустить совместное российско-канадское предприятие в Челябинске. На недавнем совещании руководителей южных регионов и представителей концерна «Джон Дир» была достигнута договоренность о формировании 20 машинотехнологических станций, полностью укомплектованных техникой.
В 1996 году 28,5 % стальных труб в видимом потреблении были импортными. Причем примерно 680 тыс. т, или 56 % от импорта, могли быть произведены на российских заводах. Это около 70 тыс. т газопроводных труб диаметром 530–1220 мм из стали марок 17Г1С, 17ГСУ; 228,4 тыс. т электросварных диаметром до 406 мм (приобретены в Украине по более низким ценам); 380–390 тыс. т бесшовных труб. Кроме более низких цен причинами закупки отдельных видов труб за рубежом являются отсутствие гарантий на качество отечественных труб (обеспечение необходимой прочности и герметичности соединений), нестабильный и недостаточно высокий (несмотря на наличие сертификатов) уровень качества исполнения трубной продукции.
Из приведенных примеров следует, что мы обеспечиваем значительное количество рабочих мест и рост производства металла за рубежом, а в России эти показатели сокращаются.
Рынок черных металлов в России неизбежно будет расширяться. Грядет замена большого количества участков нефте- и газопроводов и продолжится строительство новых. Сегодня в России около 2 млн. км подземных трубопроводов, многие из которых уже износились. И если не приступить к их замене, то в начале следующего века эти системы жизнеобеспечения достигнут критической степени износа 50–70 %.
Используемые в сельском хозяйстве машины почти на 40 % выработали технический ресурс и требуют повышенных затрат на ремонт. Обеспеченность тракторами на 1000 га пашни в большинстве территорий составляет 60–70 % от нашего норматива.
Степень износа основных фондов на транспорте в 1996 году составляла 45 %. Из 60 тыс. автомобильных мостов свыше трети находятся в аварийном состоянии. Более 720 железнодорожных мостов и тоннелей отработали свой срок службы. В катастрофическом состоянии находится морской флот: 63 % отечественных судов из-за своего возраста становятся нежелательными в зарубежных портах. Одним из важнейших направлений увеличения внутреннего потребления металлопродукции должно стать развитие производства и продажи автомобилей.
Мы считаем, что Россия в 1997 году пройдет нижнюю точку падения спроса на металлопродукцию. Некоторое оживление в развитии народного хозяйства начнется, видимо, в 1998 году.
На основании анализа существующих прогнозных материалов Минэкономики РФ приняты перспективные макропоказатели развития народного хозяйства России, согласно которым к 2000 году экономический потенциал страны может достигнуть уровня 1993–1994 годов при условии устойчивого сбалансированного роста экономики. Среднегодовые темпы прироста ВВП в 1998–2000 годах составляют 2,3–4,3 %, промышленного производства 3–6 %, капитальных вложений 5–10 %.
Соответственно, можно ожидать оживления внутреннего рынка черных металлов и роста потребности темпами, составляющими около 5–7 % в год, т.е. в 2000 году видимое потребление продукции из черных металлов может составить 19–20 млн. т против 16,5 млн. т в 1996 году, в том числе труб стальных 4,75–5,4 млн. т против 4,3 млн. т.
Прогнозируется ускоренное развитие производства металлоемких видов техники: автомобилей, тракторов, комбайнов, химического, нефте- и газопромыслового оборудования, энергетических машин, грузовых и пассажирских вагонов и т.п.
Кроме того, повышенному расходу металла будет способствовать необходимость развития машиностроения для обеспечения фермеров, для частных пекарен, предприятий общественного питания, предприятий бытовых услуг и т.п.
К 2000 году прогнозируется некоторое изменение структуры сортамента потребляемого проката: доля листового проката возрастет до 48,5 % против 47,5 % в 1995 году и 42,3 % в 1991 году, в том числе холоднокатаного листа до 19–20 % против 18,8 % и 12,5 % соответственно. В потреблении стальных труб увеличится доля труб большого диаметра и бурильных до 25 % и 0,8 % против 15,6 % и 0,7 % соответственно.
Выводы
Внутреннее потребление металлопродукции упало до непозволительно низкого уровня вследствие катастрофического сокращения машиностроительного производства и строительства.
Разработанные Министерством экономики РФ макропоказатели развития народного хозяйства позволяют прогнозировать рост металлопотребления к 2000 году на 15–20 %.
Условиями расширения внутреннего металлопотребления являются стимулирование отечественного машиностроения и строительства, развитие бытовых и сервисных услуг, ограничение роста цен на продукцию и услуги отраслей монополистов и на металлопродукцию, протекционистская политика в отношении отечественных производителей.
Необходим более качественный менеджмент, поскольку эра массового производства безликой продукции уже прошла, и для удержания, а тем более завоевания новых рынков нужна маркетинговая политика, способная учитывать индивидуализированные потребности.
|