Владимир Губарев
Произошло невероятное: прекращено уничтожение ракет, которые снимаются с боевого дежурства! И среди них знаменитая СС-18, которую американцы называют «Сатаной», а наши миролюбиво «Воевода».
Как известно, самые мощные боевые ракетные комплексы рождались в КБ «Южное», которое создал Михаил Кузьмич Янгель. А серийное их изготовление шло на Южном машиностроительном заводе. КБ «Южное» и «Южмаш» находятся в Днепропетровске городе, который на протяжении нескольких десятилетий был закрыт для иностранцев. Однажды корреспонденты «Нью-Йорк таймс» попытались просто выйти из поезда на вокзале и проехать чуть-чуть на трамвае по городу. Естественно, они тут же были задержаны бдительными «дружинниками» и выдворены из СССР. Но тем не менее в газете появилась целая полоса под названием «Осиное гнездо советских ракетчиков». В этом материале предположений и домыслов было гораздо больше, чем фактов. Но в одном американские журналисты были правы: именно в Днепропетровске «создавалась боевая мощь» Советской Армии.
Многое изменилось с тех пор. Украина и Россия теперь два разных государства. И к сожалению, на годы затянулись между ними разногласия о судьбе ракетного наследства.
Впрочем, представим слово «заинтересованным» людям. Первый из них главный конструктор, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии Станислав Ус.
СС-18 самое мощное современное оружие?
Лучшего в мире нет.
Почему же было подписано соглашение об уничтожении именно этих стратегических ракет?
Все просто. В свое время между СССР и США был достигнут паритет. Прежде всего по боеголовкам. Когда распался Советский Союз, ракеты оказались и в Казахстане, и на Украине, и в Белоруссии, и в России. Даже если исключить Украину и Казахстан там сняты все ракеты нашей разработки, то все равно в России осталась самая мощная в мире группировка ракет с многозарядными боеголовками. Поэтому цель американцев выбить именно эту ракету. Ведь сами они не смогли создать аналогичное оружие, а потому вынуждены в противовес СС-18 увеличивать число своих ракет. Они начали «воевать» с ней еще при Советском Союзе, тогда ничего не вышло, но сейчас они добиваются своего...
Они действуют с двух сторон: в России добиваются снятия боеголовок с СС-18, на Украине чтобы вы не производили такие комплексы. Так это?
Вы правы. Нас они «придавили». Еще будучи директором «Южмаша» наш нынешний президент заявил в Верховном Совете, что завод никогда не будет делать боевые ракеты. Тогда это была политика, но она стала практикой... Так что американцы добились своего «Южмаш» теперь производит только «Зенит», сугубо космическую машину... Даже вот что произошло: в последние годы Союза мы разработали ракету с моноблочным оснащением «Универсал». Эта ракета должна была стать «массовой» так считали военные. Мы не только разработали такую ракету, но и провели стендовые испытания. Могли уже начинать летные, однако в новом политическом контексте не стали проводить... И Россия вынуждена была модернизировать подвижной комплекс «Тополь». Но его с «Универсалом» и сравнивать нельзя намного хуже... Я реально, поверьте, оцениваю машины какой мне смысл бахвалиться!? А почему бы не продолжать работы с «Универсалом» на «Южмаше»? Обычная практика в мире: Франция заказывает Германии, Англия США... Почему же у нас все иначе! Неужели нельзя сохранить сотрудничество в ракетной области между Россией и Украиной!?
И почему же?
Чистое политиканство! И больше ничего не стоит за этим...
Вы до сегодняшнего дня занимаетесь боевой тематикой?
На две трети.. По-прежнему комплекс СС-18 находится на вооружении в России, и мы его «ведем»... Во-вторых, разрабатываю одну из систем вооружения для Украины. И, в-третьих, занимаюсь так называемыми «товарами народного потребления», т. е. кое-какими конверсионными разработками это троллейбусы и ветроэнергетические установки... А должность себе я хорошую придумал однажды. Звоню в Москву в управление вооружений. Меня спрашивают: «А кто звонит?» «Доложите, говорю, что беспокоит бывший главный конструктор бывшего комплекса СС-18. Теперь именно так меня и представляют почти на всех совещаниях...
Говорят, вы ратуете за совсем иные направления конверсии?
Действительно, речь должна идти не о троллейбусах, а о коммерческом использовании боевых ракетных комплексов в качестве космических носителей. Уже есть договоренность Кучмы и Черномырдина о том, что судьбу боевых комплексов, снимаемых с дежурства, нужно решать иначе. Сейчас практически прекращено их уничтожение. Мы разработали программу запуска на этих ракетах космических аппаратов, в том числе за счет иностранных инвестиций. В частности, предстоит запуск космических аппаратов для радиотелефонной связи создание всемирной системы. На бывших боевых ракетах мы должны запустить около 320 спутников. Для практической работы в этой области создается совместное украинско-российское предприятие под эгидой двух космических агентств наших стран. Будут выделены, как мы предполагаем, государственные финансы и привлечены инвесторы. Программа очень обширная. Мы вместе с российскими ракетными войсками 17 апреля 1997 года провели пуск с космодрома Байконур снятой с боевого дежурства ракеты. Она простояла на дежурстве девятнадцать с половиной лет при ресурсе десять лет... Пуск прошел блестяще! У нас, ракетчиков, есть такое понятие: «попасть в кол». Это свидетельство точности и надежности пуска. Так вот, 17 апреля мы «попали в кол»! Точность привязки на орбите колебалась от 50 до 100 м, т. е. сработали идеально... Так что теперь боевые комплексы будем использовать для запуска космических аппаратов. Около пяти лет нам в КБ «Южное» пришлось потратить на доказательство того, что не нужно уничтожать ракеты, а надо их использовать разумно, с выгодой. Около двухсот единиц СС-18. Кроме тех, что стоят на боевом дежурстве, есть еще они и в арсеналах. Так что реквием по СС-18 можно отложить...
Почему-то вы ни слова не сказали об американцах неужели они приветствовали такую конверсию?
Противодействие госдепартамента США огромное... Американцы прекрасно понимают, что мы сохраняем самую совершенную ракетную технологию, и это им не нравится! На предприятия ракетной отрасли очень много приезжает делегаций из Америки и стран Европы. Предлог благовидный совместный бизнес. Каждая такая делегация старается узнать побольше, рассказать о себе поменьше и ничего не дать нам, но обещают очень многое. На мой взгляд, велась чисто техническая разведка для того, чтобы определить потенциальные возможности предприятий и конструкторских бюро, которые занимались ракетно-космической тематикой... Так что проку нам никакого, а противодействие весьма ощутимое. И вполне естественно, против СС-18, так как это мощная ракета и весьма эффективная. Она поможет нам, России и Украине, более уверенно чувствовать себя на мировом рынке космических услуг.
К сказанному Станиславом Ивановичем Усом надо добавить, что именно он становится во главе совместной фирмы, которая поможет творению «Южмаша» приобрести сугубо мирную профессию. Надежды на успех этой совместной работы у ракетчиков двух стран большие ведь их по-прежнему связывают не только деловые отношения, но и сугубо личные. Многие из них покинули в свое время Москву и переехали жить и работать в Днепропетровск, большинство из них месяцами не уезжали с полигонов, готовя к летным испытаниям очередную серию ракет. Да и как разделить «площадки Королева, Янгеля и Челомея» на том же Байконуре?!
О сложившейся ситуации и выходах из нее рассказывает генеральный конструктор КБ «Южное» академик Станислав Конюхов:
Почему именно на «Южмаше» создали самый сильный элемент ракетно-ядерного щита СССР?
Так сложилось исторически. Были КБ и мощный завод, который поначалу делал ракеты Королева, а потом и свой потенциал возрос. И были периоды, когда 80 % ядерных головных частей стояли на ракетах, сделанных у нас.
В кресле, в котором сидите вы, раньше работали Янгель и Уткин. Они за боевые комплексы получали звезды Героев, Ленинские и Государственные премии. И десятилетиями считалось, что КБ «Южное» и «Южмаш» это боевая ракетная техника. И вдруг приоритеты меняются, и награждать вас нужно теперь не за создание ракетных комплексов, а за их эффективное уничтожение... Я, конечно, несколько утрирую ситуацию, но мне хотелось бы понять, как коллектив пережил такой переворот на 180 градусов?
Это случилось в 91-м году. Я только-только стал генеральным конструктором, и мы закончили новую ракету, которая называется сегодня СС-25. Эта ракета должна была отправиться на полигон в Плесецк 30 декабря, чтобы в наступающем году начать ее летные испытания. Звоню главкому: «Отправляем?» «Нет, говорит, подожди немного... Надо разобраться с ситуацией...» И разбирались с этой «ситуацией» мы три года, не отправляя ракету. С позволения правительства Украины я обращался к Президенту России. По его распоряжению было собрано совещание. Я доказывал, что России придется потратить на разработку аналогичного носителя 6 8 млрд. руб. в тогдашних ценах и несколько лет. Не следует этого делать. Так как Украина будет продолжать работу, надо продолжать ее вместе это выгодно и России. Но так ничего и не решили! И тогда с разрешения нашего правительства мы передали образец ракеты в Воткинск, где делается СС-25 в России. Поскольку заказчиком на боевые комплексы выступало Министерство обороны Союза, а Украина объявила себя безъядерным государством, то наши ракеты ей не нужны. А Россия перестала заказывать их на Украине... А ведь напрасно! У нас реальный образец моноблочной ракеты, а с разделяющимися головными частями по договору с Америкой делать нельзя.
Ваше заявление звучит сенсационно! У нас ведь считается, что Украина отказывается делать боевые комплексы для России...
Это не соответствует действительности. Повторяю: и при первом президенте Украины Кравчуке и при втором Кучме с их одобрения я много раз встречался с высшим руководством России и предлагал совместную работу. Об этом есть соответствующие документы. Были обращения к Ельцину, министру обороны России, главкому ракетных войск. Полное молчание, и мы вынуждены были прекратить работы по оборонной тематике.
То есть те, чем славились КБ и завод?
Да. Загрузка у нас определялась заказами Министерства обороны СССР, а это порядка 80 85 % всего объема нашей продукции. И отсутствие их обвал. Потребовалось срочно переориентировать КБ на создание космических носителей, прежде всего ракет-носителей «Зенит» и «Циклон». Заказы на них от Военно-космических сил России и Российского космического агентства продолжаются, поддерживается и работа над космическими аппаратами, которые выводятся на орбиты этими носителями. Так что это направление у нас сохранилось, и мы его всячески поддерживаем... Главное внимание мы уделяли тому, чтобы вывести эти носители на рынок космических услуг. И в какой-то мере эта работа проходит успешно. К примеру, ракета «Зенит» используется в «Морском старте» для обеспечения запуска аппаратов на геостационарную орбиту с экватора. «Морской старт» это крупнейший международный проект, в котором сотрудничают фирмы США, России, Норвегии и Украины... Подписали мы контракт на запуск серии спутников связи проект «Глобал стар». При каждом пуске «Зенита» на орбиту выводится 13 спутников. А это, соответственно, требует доработки носителя и так далее. В общем, сегодня у нас объем работ, связанный с предоставлением коммерческих услуг, составляет 45–47 %.
Трудно вам было освоиться на рынке?
Действительно, нелегко... Хотя у нас опыт все-таки был, потому что на базе стратегических ракет мы позже делали космические. Это был стиль работы КБ «Южное» в полной мере использовать носители, что мы создавали. Ракеты «Космос», «Интеркосмос», «Циклон» родные сестры боевых стратегических ракет. А вот «Зенит» создавался уже как чисто космический носитель. Кстати, принцип «двойного использования» ракет заложил Михаил Кузьмич Янгель. И не только это. Наша фирма развивалась очень гармонично. В состав КБ входил коллектив по жидкостным двигателям 400–450 человек. За эти годы ими было создано 19 двигателей! Возьмите любую специализированную фирму московскую или воронежскую у них такого количества двигателей нет. Далее: КБ твердотопливных двигателей там создано не менее шестидесяти двигателей! КБ по разработке космической аппаратуры опять-таки 400–500 человек. В специализированных КБ раз в десять больше людей... У нас был единый комплекс, в котором КБ разных направлений взаимодействовали весьма эффективно, так как были нацелены на выполнение единой задачи. И центры новых технологий, и теоретические отделы, и испытательная база все это позволяло КБ «Южное» развиваться гармонично и создавать любые типы двигателей для любых компонентов топлива (у нас только «водородного» направления не было), отрабатывать любые носители и предоставлять их заказчику. «Южмаш» может спроектировать и сделать любую ракету и любой космический аппарат. Достаточно вспомнить известный исторический факт: в программе полета на Луну только мы полностью выполнили ту часть проекта, что была нам поручена, посадочный лунный модуль. Мы его сделали, испытали и не по нашей вине он оказался не на Луне, а в музее.
Вы много поездили по миру, когда поставили цель встроиться в космический рынок. Ваши впечатления об этом рынке и ваших возможностях?
Первое: нас никто не знал, ведь мы были «за семью печатями». Когда сюда приехал Перри министр обороны США, то вместе с ним был и представитель ЦРУ. Естественно, я поинтересовался его впечатлениями. И он ответил: «Я всю жизнь посвятил вашему КБ и заводу, но никогда не думал, что придется пройти по этой территории своими ногами в основном я «путешествовал» здесь по фотоснимкам. Теперь здесь побывал, и могу признаться: я слишком мало знал о вашей фирме!» За последние годы мы открылись у нас побывало множество делегаций из разных стран. Но, к сожалению, никакого результата от этих визитов! А те контракты, которые мы заключили и по которым работаем, потребовали от нас невероятных усилий. Это была кропотливая работа, и вели мы ее вместе с коллегами из России. Бесспорно, наиболее эффектна и интересна работа по «Морскому старту». Очень перспективное направление. И когда мы заявили о себе в Америке, о нас начали понемногу узнавать. Правда, чуть раньше Франция давала небольшие заказы исследовательские работы по теплоизоляции, по взрывным технологиям, по металлам, но потом этот ручеек иссяк дело в том, что мы конкуренты французам. Тот же «Зенит» конкурент их носителю. «Циклон» отличная машина, но нас с ним на космический рынок не пускают. Мы пытаемся работать с Германией, Италией, но противодействие огромное на Западе мы гости незваные. Мы можем сделать массу космических носителей из боевых ракет, но американские власти предпочитают выделять деньги на их уничтожение. Будем снимать СС-24. В Америке я несколько раз пытался «выбить» деньги на модернизацию этой машины в космический носитель это ведь самый экономичный и экологичный способ уничтожения этой ракеты! Я доказывал: мол, вам предстоит строить стенды для утилизации топлива, бороться за экологию, лучше дайте 50 млн. долл., и я сделаю отличный носитель! «Нет, отвечают, на это денег не дадим... А на уничтожение столько, сколько потребуете, даже если это будет стоит дороже!» С нашей точки зрения, они поступают неразумно, но на самом деле они последовательно тормозят наше развитие...
Разрыв связей со смежниками в России сказался катастрофически. Ракеты мы делали сообща, да и тракторы тоже двигатель поставлял Ярославский завод. И так во всем. Делали комбайны в Днепропетровске, но их не покупают колхозы распались, на селе нет денег. Делали ветроустановки энергии ведь нет, потому что нет своего газа и нефти. Но их тоже не покупают, потому что у людей нет денег. Начали производство троллейбусов, сделали 600 штук, но, оказалось, нет денег у властей городов, чтобы их покупать и производство остановлено. Хорошие троллейбусы. Испания хотела купить, Индия тоже, даже Америка! Но в итоге не покупают, так как южмашевский троллейбус дорог.
Думаю, на Украине есть заводы, которые способны выпускать троллейбусы, но «Южмаш»-то единственный не только на Украине, но и в мире, не так ли?
Пожалуй, другого такого нет.
И в России?
И в России.
А «Энергия»?
КБ там великолепное, но завод послабее, чем наш. Не забудем, что «Южмаш» вся страна создавала и пестовала. Я постоянно говорю нашим руководителям, что «Южмаш» это подарок от бывшего СССР Украине, а потому его нужно беречь, развивать, использовать, а не разрушать. Украине сегодня не по силам было бы создать такой ракетный центр...
А Россия?
Россия может все... Судьба КБ «Южное» и «Южмаша» зависит от кооперации с Россией. И отношения между предприятиями и научными учреждениями надо беречь, а не разрушать во имя каких-то сиюминутных политических выгод или лозунгов.
Днепропетровск
|