Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Письмо в редакцию Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Рынки металлов Драгоценные металлы и камни Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение Искусства и ремесла История Инвестиции и финансы
Экономика
№5' 1997 версия для печати
Статья:   
1
2
3
4
5

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ
ПРОМЫШЛЕННЫЙ РОСТ ВОЗМОЖЕН ТОЛЬКО НА ОСНОВЕ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ МЕТАЛЛОВ, КАЗНЫ И ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ



Анатолий Сысоев
Генеральный директор АО «Богословский алюминиевый завод», председатель Координационного Совета металлургического комплекса России

    Итоги работы предприятий металлургического комплекса России за 8 месяцев 1997 года показывают рост объемов товарной продукции (к соответствующему периоду 1996 года), %:
B дейст-
вующих
ценах
B cопо-
тавимых
ценах
Металлургический комплекс106,3
В том числе:
черная металлургия103,6102,3
цветная металлургия109,8110,4
В том числе:
алюминиевая промышленность102,9
    Выросли за этот период также физические объемы производства ряда продуктов, %:
Листовой прокат109
Алюминий100,2
Глинозем102,2

    При этом рост цен по отраслям составил (в августе 1997 года к декабрю 1996 года), %:
Электроэнергетика105,7
Топливная109,5
Газовая100 *
Тарифы на перевозки МПС106,8
Черная металлургия101,4
Цветная металлургия106,8
Алюминиевая103,1
* При росте в августе 1997 года к августу 1996 года на 173,7 %

Анатолий Сысоев    Рост объемов производства в российской металлургии во многом обеспечивался благодаря кредитованию через толлинг (внутренний и внешний) и работе по схеме «финансы-сырье-товар», а также достижению определенного компромисса во взаимоотношениях с энергетиками.
    Однако, несмотря на рост товарных потоков, подлинной стабилизации металлургического комплекса не наступило. Причина тому – отсутствие внутреннего рынка сбыта продукции, постоянные поползновения к упразднению толлинговых схем работы предприятий, высокие банковские ставки за кредиты и низкое качество самих кредитов. Сохраняются неоправданно высокие тарифы на услуги естественных монополий, прежде всего на железнодорожные перевозки и поставки природного газа.
    По-прежнему чрезмерно высок уровень налогов, особенно для горнорудных предприятий.
    Велики размеры пени и шрафов. Так, пени по фонду медицинского страхования превышают ставку рефинансирования в 15,2 раза, подоходный налог – в 7,6 раза, а прочие налоги в 4,6 раза.
    Новый Налоговый кодекс не облегчает налогового бремени предприятия.
    Не решена проблема финансирования воспроизводства сырьевой базы. Несмотря на достаточные запасы разведанных месторождений металлов, отечественная сырьевая база производства многих видов металлов может быть исчерпана через 3, 5, 10 лет, а затем начнется массовое закрытие предприятий металлургического комплекса.
    Нарушен паритет между ценами естественных монополий и доходами населения, что приводит к уменьшению внутреннего рынка. Деноминация рубля не решит проблему. Необходимо проводить глубокую ценовую и денежную реформу, восстанавливающую рыночное равновесие между уровнем доходов населения и ценами естественных монополий.
    Государство должно через экономически обоснованные методики определить порядок ценообразования в сфере деятельности естественных монополий, приведя соотношение цен и тарифов на железнодорожные перевозки, природный газ, тепло и электроэнергию для населения и промышленности к уровню, сложившемуся в мировой практике.
    Промышленный рост возможен только на основе баланса интересов товаропроизводителей, казны и естественных монополий.

    Оборотные средства и источники их образования
    Металлургический комплекс страны пополняет свои оборотные средства фактически за счет западных банков – через систему толлинга и схему финансы-сырье-товар. Российским предприятиям выгодно использовать денежные кредиты западных банков, которые даже теперь, когда инфляция у нас уменьшилась до 10–15 % в год, дешевле кредитов российских банков в 3–4 раза.
    Металлургический комплекс имеет свою специфику. Наша потребность в оборотных средствах превышает объем месячной реализации в 2–4 раза из-за больших объемов незавершенного производства, что связано с технологическим циклом. К этому надо добавить слишком большие запасы сырья, которые необходимо поддерживать из-за нестабильности сырьевой базы, длительности доставки товарной продукции до потребителя, высокого уровня предоплат по налогам и услугам естественных монополий.
    Оптимальная величина кредитной ставки для пополнения оборотных средств при нынешнем уровне рентабельности металлургического производства, равной 5–10 %, находится в пределах 8–12 %. При существующей кредитной ставке – 36 % – необходимо отдать в погашение процентов за кредиты сумму, доходящую до 9 % от уровня рентабельности. При этом практически не остается средств на покрытие косвенных налогов, выплачиваемых из прибыли.
    Реально, чтобы не подорвать свое финансовое положение, предприятия металлургического комплекса могут отдать за оборотные средства долю, не превышающую 1–3 % рентабельности, что соответствует кредитной ставке 6–10 %.
    Необходимо отметить, что в России отсутствует активное взаимодействие между банками и предприятиями. Более благополучные в финансовом плане предприятия остерегаются брать кредиты. К кредиту, как к последнему средству, обращаются те, кто оказался на грани банкротства. И тогда займ под слишком высокий процент это банкротство ускоряет.
    Отмечу и низкое качество кредитов: высокий банковский процент при крайне ограниченных сроках, на которые выдаются кредиты (в среднем по стране на 2–3 месяца). При этом очень много времени уходит на процедуру оформления.
    Среди тех, кто кредитами не пользуется, доля благополучных в финансовом плане предприятий составляет 25 %, а среди заемщиков доля таких предприятий не превышает 4 %.
    Когда финансовый и промышленный капитал в стране держится врозь, как сейчас, нет реалистических предпосылок выхода экономики на траекторию роста. Поэтому Центральному банку, крупным коммерческим банкам и предприятиям необходимо отработать схемы, которые позволят повысить качество кредита: снизить ставку рефинансирования до 8–10 %, ставку за кредиты до 11–15 % и открывать кредитные линии на срок от 1 до 3 лет с ежемесячным погашением платы за кредит.
    Пока кредит не станет доступным предприятиям металлургического комплекса, нельзя делать резкие движения, опрокидывающие хрупкое финансовое положение отрасли. А настойчивое стремление отменить кредитование операций по отработанным схемам толлинга (в том числе и внутреннего) и разрушить схемы «финансы-сырье-товар» приведут к резкому падению рентабельности предприятий металлургии и неминуемому закрытию значительной их части.
    Реально от толлинговых операций можно будет отказаться не ранее 1999–2000 года.

    О налоговой политике в стране и новом Налоговом кодексе
    Рассматривая эту проблему, необходимо остановиться на величинах налоговой нагрузки в различных отраслях и пени за несвоевременную оплату налогов и платежей во внебюджетные фонды.
    Начнем с последнего.
    Пени за просрочку платежей, по нашему мнению, должны быть привязаны к уровню ставки рефинансирования и, возможно, косвенно – к ставке за кредит коммерческих банков и уровню инфляции. Сегодня такой связи нет.

Наименование вида платежаРазмер
пени
в пересчете
на год, %
Превышение
ставки ре-
финанси-
рования
(24 %), раз
Фонд медицинского страхования36515,2
Подоходный налог1857,6
Остальные налоги и платежи109,24,6

    Разумная величина размеров пени для всех видов налогов и платежей не должна, по нашему мнению, превышать ставки рефинансирования более чем в 2 раза.
    Необходимо принятие закона по размерам пени и штрафов. Совершенно непонятно, из чего исходит Правительство, когда при ставке рефинансирования 24 %, ставке за кредиты 36 % и инфляции 10–15 % допускает взимание пени в размере 365 %?
    Кто не уплатит налогов в течение одного – двух месяцев – банкрот навечно. Между тем, смысл применения санкций к неплательщику – возместить ущерб казне, а не сжить его со свету.
    Каждая отрасль имеет свою специфику и налогооблагаемую базу, это должно учитываться. Было бы правильно для всех плательщиков установить, в основе своей, единый уровень налогов – в зависимости от величины валового внутреннего продукта.
    В настоящее время максимальную налоговую нагрузку несут горнорудные предприятия, где она достигает 60 % на 1 рубль ВВП, затем металлургические предприятия – до 50 %, а дальше налоговая нагрузка снижается в отраслях с более высокой степенью перерабоки.
    Новый Налоговый кодекс снижает налоговую нагрузку горнорудных предприятий всего на 7 % (она составит на 1 рубль ВВП – 36,2 %, а на 1 рубль реализации – 41,8 %).
    Мы предлагаем ограничить объем налоговой нагрузки величиной не более 20 % от ВВП и не более 10 % – от реализации. Необходимо снизить налоговую нагрузку на горнорудные предприятия до 10–15 % от ВВП и реализации. В противном случае Россия лишится сырьевой базы металлургии, а затем и самой металлургии.
    По мнению большинства ведущих менеджеров российской металлургии, проект Налогового кодекса РФ нуждается в серьезной доработке. При его дальнейшем рассмотрении Правительству и Думе необходимо учесть следующие предложения, имеющие принципиальное значение для базовых отраслей.
    1. Установить верхний предел общей налоговой нагрузки на предприятия по отношению к ВВП (сумме прибыли, фонда оплаты труда, амортизационных отчислений и налогов) не более 32 %.
    2. Установить единую налоговую нагрузку для всех налогоплательщиков.
    3. Для сохранения сырьевой базы металлургии снизить размер налогового бремени для горнорудных предприятий до 10–15 % от ВВП.
    4. Воздержаться до 2000 года от введения в действие положения об учете в доходах промышленных предприятий упущенной и скрытой выгод, увеличивающего налоговую базу при исчислении НДС, налога на прибыль, налогов на пользователей недрами и воспроизводство минерально-сырьевой базы.
    5. Восстановить льготы по НДС на импортное технологическое оборудование, необходимое для реализации федеральных отраслевых программ (по согласованным перечням).
    6. Отказаться от переноса невозмещенной части НДС на затраты по производству продукции и возмещать его налогоплательщикам, при документальном подтверждении, полностью за счет бюджета.
    7. Исключить из налоговой базы при определении налога на имущество «капитализируемые затраты», а для добывающих предприятий – и горно-капитальные работы. Установить дифференцирование налоговой ставки в зависимости от фондоемкости производства.
    8. Отменить систему взимания НДС с авансовых платежей, ведущую к изъятию оборотных средств, необходимых для выполнения заказов.
    9. Распространить действие статьи 98 о представлении налогоплательщикам права самостоятельно избирать методы учетной политики (в том числе и момент фактической реализации товаров, услуг по дате поступления средств за них на расчетный счет предприятия) на все предприятия промышленности.
    10. Установить, что общая сумма налога за пользование недрами и на восстановление минерально-сырьевой базы не может превышать 3 % для руд черных металлов и 5 % – цветных металлов от налоговой базы (стоимости релизованной сырьевой продукции без учета НДС и акцизов). Предусмотреть возможность перехода на постоянные ставки налогообложения.
    11. Расширить толкование понятия «консолидированная группа налогоплательщиков», включив в него финансово-промышленные группы (ФПГ) и другие интегрированные компании, созданные на основе технологической кооперации, или установить, что они пользуются правами, предоставленными «консолидированным» группам при уплате НДС и налога на прибыль.
    12. Придать Налоговому кодексу статус прямого действия, что ограничит произвол, допускаемый в инструкциях и письмах Государственной налоговой службы, Минфина и Государственного таможенного комитета России.
    13. В статьях, касающихся включения в налоговые вычеты по отдельным налогам различных расходов налогоплательщиков (ст. 444, гл. 52, Ст. 518–531), вместо перечисления этих расходов дать четкие указания, какие расходы нельзя исключать из налогооблагаемой базы, и этим ограничиться.
    14. Ввести для местных бюджетов суммарные ограничения налоговых изъятий средств предприятий по налогам, относящимся к их прерогативе.
    15. Введение Налогового кодекса должно сопровождаться одновременным изменением документов бухгалтерской и статистической отчетности.
    Еще одна серьезная проблема – проблема воспроизводства сырьевой базы металлургии не решена в финансовом и налоговом плане.
    В прошлом выполнение горно-капитальных работ производилось за счет капитальных вложений, которые государство выделяло за счет отчислений на полную амортизацию. При освоении новых месторождений существовала схема финансирования геологоразведочных работ, капитальных вложений на освоение нового месторождения и в ходе добычи полезных ископаемых.
    Сегодня таких схем финансирования нет, как нет и четкого представления, за счет каких налогов и платежей будут формироваться источники капвложений на развитие сырьевой базы. Этому наболевшему вопросу следует посвятить совместную коллегию Минэкономики, Минфина и представителей отрасли и разработать основные принципы воспроизводства сырьевой базы металлургии, которые могли бы стать основой соответствующего закона.
    16. Законодательно определить систему формирования цен на услуги и продукцию естественных монополий и утвердить соответствующие методики, приведя цены и тарифы естественных монополий в соответствие с уровнем доходов населения.
    17. Необходимо провести ценовую и денежную реформу одновременно.
    18. Центральному банку, коммерческим банкам и промышленным предприятиям отработать систему кредитования производства, имея в виду образование кредитных линий под оборотные средства длительностью до 3 лет. Ставка кредитования не должна забирать больше 1 – 3 % средств от уровня рентабельности предприятия.
    19. Созрела необходимость более глубоко разобраться в причинах падения спроса на внутреннем рынке и определить меры по его расширению.
    20. Необходима перестройка системы управления предприятием, учитывающая взаимодействие с акционерами, фактическими хозяевами, приближенная к рыночной экономике, способная быстро реагировать на проблемы рынка.
    Новые хозяева должны научиться управлять не только финансовыми потоками, но и производственной и инвестиционной деятельностью. Многие из них, не обладая опытом управления в крупной промышленности с ее сложным и длительным воспроизводственным циклом, ведут себя как калифы на час. Они всецело озабочены сиюминутными прибылями, а что будет с предприятиями через год, два, десять лет, их не волнует. Эта «детская болезнь» в отношениях менеджеров-профессионалов и новых собственников должна быть изжита.
    Государство должно разработать также типовую схему управления, бухгалтерского учета в условиях рыночных отношений.
    Решение этих и других проблем могло бы обеспечить стабилизацию экономики и подъем производства.
    Материал публикуется в качестве аналитической записки в Правительство РФ

Статья:   
1
2
3
4
5
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение