Александр Трушин
Сантьяго Москва
Медь символ Чили. Запасы «красного металла» оцениваются в 36 млн. т, или около четверти всех мировых запасов. Почти 97 % чилийской меди идет на экспорт.
Корпорация «Коделко» гигант мирового масштаба. Эта самая крупная в стране компания контролирует государственные меднорудные предприятия. Параллельно с ней действует Национальное горнорудное сообщество (СОНАМИ), объединяющее частные рудники. В прошлом десятилетии его доля в общей добыче меди в Чили составляла 15 %, а сейчас она возросла до 49 %. К концу века 65 % меди будет производиться на частных предприятиях. Самым крупным среди них станет «Коллауаси», куда вкладывают капиталы японские и другие иностранные компании. На нем будет производиться ежегодно 330 тыс. т медного концентрата и 50 тыс. т готового металла.
В целом Чили предполагает увеличить производство меди уже в ближайшие годы на 80 %, доведя годовую добычу до 4 млн. т, что будет составлять 40 % мирового производства этого металла. С 38 до 60 т возрастет добыча золота и до 1200 т серебра.
Страны-члены Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР) заинтересованы в подключении Чили к этому торгово-экономическому блоку, так как в этом регионе никто, кроме нее, не добывает медь. Чилийское правительство стимулирует развитие мелких горнорудных предприятий, которые сами не в состоянии заниматься переработкой меди и ее экспортом. Для этого создана Национальная госкомпания меди (ЭНАМИ).
В последнее десятилетие в Чили активно ищут новые месторождения меди. Так, в 1988–1991 годы консорциум, в состав которого вошли австралийская, британская и японская компании, вложил 1,1 млрд. долл. в разработку нового, крупнейшего в мире месторождения «Эскондида». Эта меднорудная шахта вышла на проектную мощность в 1991 году. Ежегодно на ней добывается 320 тыс. т обогащенной меди. Продукция предназначена для экспорта, прежде всего в Японию, ФРГ и Финляндию. 60 % акций предприятия принадлежат американской компании, 30 % британскому концерну и остальные 10 % японцам.
Этот проект укрепил позиции Чили как крупнейшего производителя меди. Месторождение находится в пустыне Атакама, в 160 км от города Антофагаста на севере Чили. Шахта приносит 600 млн. долл. в год. Владельцы рудника надеются извлечь 14 млн. т обогащенной меди за 150 лет.
Другое крупное месторождение «Чукикамата» находится в полутора тысячах километров к северу от столицы и будет эксплуатироваться государственной корпорацией «Чукикамата».
В последние годы дела у «Коделко» идут хорошо. В 1994 году прибыли этой корпорации составили 1102 млн. долл. После уплаты налогов и вычета операционных издержек, а также 10 %-ного сбора с продаж, который должен поступать в распоряжение вооруженных сил, чистые прибыли компании составили 392 млн. долл., тогда как в 1993 году она имела убытки на сумму 13,5 млн. долл. Компания является не только крупнейшим в мире производителем меди, но одним из самых конкурентоспособных предприятий, имея лучшие показатели рентабельности и эффективности производства.
После убытков, понесенных в 1993 году, «Коделко» вновь вошла в 1994 году в число шести компаний с лучшими показателями рентабельности, согласно рейтингу журнала «Форчун». В 1995 году корпорация сократила свои издержки и общие расходы до 0,68 долл. на 1 фунт меди. Заключено шесть соглашений с частными компаниями о разведке полезных ископаемых. «Коделко» открыла около 30 месторождений, разведку которых она завершит к концу 1997 года.
Президент Чили Эдуардо Фрей, назвавший «необычайными» результаты, полученные государственной меднорудной компанией, недавно отметил, что план инвестиций «Коделко» составлен исключительно в расчете на собственные доходы, так что 100 % всех полученных прибылей идут государству. Фрей сказал, что это очень важно для страны, которая развернула борьбу с бедностью.
Производительность труда в компании достигла в прошлом году 46,3 т на одного рабочего, т. е. выросла на 14 % по сравнению с 1995 годом. В 1994 1996 годах производительность выросла на 40 %. При этом численность персонала «Коделко» сократилась с 26 до 19 тыс. человек.
Объем производства достиг в 1996 году 1221 тыс. т чистой меди (на 55 тыс. т больше, чем в предшествующем году). Инвестиции «Коделко» составили 715 млн. долл. Из этой суммы 400 млн. долл. пришлись на инвестиции в новый рудник «Радомиро Томик», который будет введен в строй в 1998 году. 140 млн. долл. выделено на охрану окружающей среды, главным образом на строительство установок по улавливанию паров серной кислоты. Прошлогоднее падение международных цен на медь (более чем на 0,3 долл.) до уровня 1,04 долл. за фунт привело к тому, что чистая прибыль компании сократилась с 646,71 млн. долл. в 1995 году до 388,89 млн. долл. в 1996 году.
В 1995 году чилийский экспорт продукции горнодобывающей промышленности достиг отметки 7 млрд. долл. В том же году на севере Чили начали действовать несколько крупных горнорудных предприятий, в первую очередь по добыче меди, чья доля в общем объеме чилийских поставок за рубеж составила 38 %.
СОНАМИ разработало программу возрождения малого предпринимательства, которая сочетает предпринимательский напор, рыночные механизмы и проведение ясной и эффективной государственной политики. Предполагалось, что в течение трех лет благодаря использованию рыночных механизмов малые горнодобывающие предприятия вновь обретут надежду на лучшее будущее. Программа включала стимулирование разведочных работ, решение проблемы долгов, изменение политики в области установления цен, подготовку технических и управленческих кадров, механизацию и поощрение новых проектов.
В то же время руководство СОНАМИ отвергло точку зрения тех, кто в связи с ухудшением условий валютного обмена критиковал приток иностранных капиталов в горнодобывающую отрасль, ссылаясь на то, что это закрепляет за страной положение экспортера природных ресурсов. Оно назвало эту критику «лживой и опасной», напомнив, что Чили преодолела свое традиционное положение монопроизводителя меди и превратилась в страну, экспортирующую самую разнообразную продукцию, так как расширила номенклатуру экспортных товаров с 200 до 5000 наименований. Теперь уже очевидно, что Чили на роль «сырьевого придатка» явно не годится.
Экспорт меди стал одной из главных опор экономики Чили. Второе место после меди занимает золото. Другие минералы, добываемые в значительных масштабах, это железная руда и молибден. Экспорт этих видов сырья принес 124,4 млн. и 157 млн. долл. соответственно.
В 1995 году положительное сальдо внешнеторгового баланса Чили составило 1385 млн. долл., а экспортные поставки достигли рекордного уровня в 16039 млн. долл. Всего за последние 12 лет чилийский экспорт увеличился более чем в четыре раза. Это результат не только повышения мировых цен на некоторую чилийскую продукцию, но и расширения поставок экспортных товаров республики в первую очередь меди, а также целлюлозы, рыбной муки. Экспорт меди увеличился на 53 %.
Пришедшие на смену военной диктатуре гражданские правительства придерживаются твердой позиции о недопустимости разгосударствления меднорудной промышленности. Бывший президент Чили Патрисио Эйлвин неоднократно выступал с критикой представителей правых оппозиционных партий, настаивающих на ускорении процесса приватизации оставшихся в руках государства предприятий и компаний. По словам П. Эйлвина, в ряде отраслей на некоторых предприятиях экономически выгоднее иметь частный контроль. Но жизненно важные отрасли должны оставаться в руках общества.
Основные предприятия меднорудной промышленности Чили по-прежнему останутся в руках государства ни одно из них не будет приватизировано. Такое решение приняли правящая коалиция и Союз партий за демократию. Руководители входящих в нее партий одобрили стратегический план развития этой отрасли, разработанный «Коделко» на основе того, что все ее шахты, рудники и перерабатывающие фабрики будут оставаться в руках государства. План предусматривает укрепление «Коделко» на базе широкой программы инвестиций с одновременным сокращением непроизводительных расходов.
В 1994 году правительство Чили приняло историческое решение не приватизировать государственную меднорудную корпорацию и сохранить все месторождения меди под полным контролем государства. Эта политика удовлетворяет профсоюзы и рабочих, которые решительно выступали против приватизации отрасли. Конфедерация рабочих меднорудной промышленности заявила, что «историческое решение правительства нанесло поражение транснациональным монополиям и доморощенным приватизаторам».
В последние годы в горнорудной промышленности Чили наблюдается стабилизация социально-экономической обстановки, сократились стачечные выступления горняков. Последняя крупная забастовка в этой отрасли была зафиксирована в прошлом году на медном руднике «Чукикамата». В мае 1996 года на Лондонской бирже металлов был зарегистрирован рост цен на медь в связи с забастовкой, парализовавшей «Чукикамату». Цена на медь достигла 1,23 долл. за фунт.
Из общего количества меди, которая продается через эту биржу, 14 % приходится на долю чилийской меднорудной государственной корпорации «Коделко» и 8 % на долю предприятия «Чукикамата». Каждый день забастовки на этом руднике оборачивается для него убытками в 3,8 млн. долл.
Горняки требовали повышения зарплаты и увеличения отпуска до 25 дней. Дошло до того, что с рудника ушла бригада, обеспечивающая безопасность работ и функционирование сложнейших механизмов. Эта крайняя мера была вызвана неуступчивостью администрации. Правительство заняло позицию невмешательства.
Стачка стала серьезным испытанием для процесса перехода от военного режима к демократии. Причем правительство испытало давление не со стороны военных, а тех сил, которые играют ключевую роль в социально-экономическом развитии республики. С большим трудом конфликт удалось погасить.
В Чили не утихает полемика о методах финансирования вооруженных сил. По действующему в стране «резервному закону» 10 % валютной выручки «Коделко» идет военным, предположительно, на импорт вооружений. Закон был введен в действие в 1958 году, когда возник острый пограничный конфликт между Чили и Аргентиной. Было необходимо срочно довооружить армию, но средств в казне не было, и тогда правительство издало закон о 15 %-ном отчислении средств военным из фондов государственных меднорудных корпораций. Придя к власти в 1973 году, военные снизили эту цифру до 10 %. В целом, благодаря закону они покрывают примерно пятую часть своих расходов. За последние пять лет корпорация передала военным 1224 млн. долл. Особенно напряженное положение сложилось в прошлом году в результате падения мировых цен на медь. «Коделко» не смогла выплатить установленную «резервным законом» минимальную сумму 180 млн. долл.
Командование не отчитывается перед правительством о том, куда идут «медные деньги». «Коделко» резко критикует такую практику: 10 %-ный дополнительный «оброк» для корпорации слишком накладен и мешает развитию.
Критика закона со стороны руководства «Коделко» несомненно является отражением нового подхода президента Эдуардо Фрея к проблеме: оборона должна финансироваться, как и образование, здравоохранение, общественные работы, через бюджет. Но не стоит рассчитывать на то, что военные откажутся от столь солидных финансовых вливаний без боя. Практически все высшие чины выступают против пересмотра «резервного закона».
В Чили традиционно ведется борьба с коррупцией на всех уровнях и во всех отраслях экономики, в том числе в горнодобывающей. За последние десять лет ни один сотрудник «Коделко» не был уличен в мздоимстве или махинациях. Правда, один крупный скандал все же был. В 1994 году оператор-компьютерщик Хуан Пабло Давила при заключении сделки по продаже партии меди допустил техническую ошибку, в результате которой государство потеряло ...207 млн. долл.! Хуана арестовали, заподозрив в сговоре с брокерами Лондонской биржи металлов. Позднее его целых шесть часов в прямом эфире национального ТВ допрашивала маститая журналистка. Оператор с документами в руках доказал, что живет он скромно и даже за границей ни разу не был... Министра финансов Алехандро Фоксли парламент заслушивал пять часов. Он твердо отстаивал позицию, что произошла техническая ошибка и потеря в 207 млн. долл. не слишком ударит по бюджету.
Но в правовом обществе отвечают не только стрелочники. Руководство государственной меднорудной корпорации в полном составе подало в отставку. Разбирательство вели и президентская спецкомиссия, и парламент. Полностью прозрачными стали личные банковские счета не только медных «генералов», но и их близких и дальних родственников.
А сама сделка так и не была аннулирована. Это недопустимо в практике работы бирж.
|