Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Письмо в редакцию Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Рынки металлов Драгоценные металлы и камни Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение Искусства и ремесла История Инвестиции и финансы
Экономика
№5' 1997 версия для печати
Статья:   
1
2
3
4
5

НОВЫЕ КОРПОРАЦИИ ВПК
БОЛЬШОЙ «ЧЕРТЕЖ» РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ



Анатолий Долголаптев
Президент Лиги содействия оборонным предприятиям России
Гиви Джанджгава
Вице-президент Лиги, генеральный директор и генеральный конструктор Раменского прибороконструкторского бюро

    Российский ВПК оказался на распутье. Реальные экономические возможности и контуры вызревающей оборонной доктрины побуждают «оборонку» поджаться, но сохранить потенциал высоких технологий для создания нового поколения оружия, гарантирующего цели сдерживания.
    Российский ВПК входит в полосу реструктуризации, суть которой в том, что доля ВНП, которая теперь приходится на оборонный комплекс страны, составляет в денежном выражении скромную величину, но эффективность использования средств должна быть несравненно выше, чем при избыточном финансировании в советские времена.
    Для проведения реструктуризации предприятий оборонной промышленности в первую очередь необходимо оценить их загрузку заказами различного типа. Объемы загруженности определяются наличием оборонного государственного заказа, работ по военно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами, по государственным программам гражданского назначения, суммой контрактов на внутреннем и внешнем рынках по продукции необоронного характера. Суммарный объем этих работ с использованием базовых для предприятия технологий обеспечивает различный уровень загрузки основного производства заводов и мощностей разработчиков.
    Анализ загруженности такими заказами предприятий ВПК, проведенный Лигой содействия оборонным предприятиям, показал возможность разделить все предприятия на три группы:
    – предприятия с высокой долей оборонного заказа;
    – предприятия, имеющие загрузку оборонным заказом ниже порогового уровня, но владеющие монопольными или критическими технологиями;
    – предприятия, практически не загруженные оборонным заказом, но выпускающие продукцию гражданского назначения.
    Лига предлагает по каждой группе создать нормативно-правовые нормы, изменяемые во времени, и ввести их Указом Президента РФ.
    Таким образом, предприятия I группы закрепляются в реестре оборонных предприятий, выполняющих заказы Минобороны и других силовых ведомств.
    В III группу войдут предприятия, имеющие заказы гражданского назначения или подлежащие переориентации либо ликвидации.
    Предприятия промежуточной, II группы со временем должны перейти в I или III группы в зависимости от успешного переосвоения продукции, от необходимости содержания мобилизационных мощностей, динамики развития оборонного заказа, занятости населения в конкретном регионе и других факторов.
    Вторым важным вопросом является создание современной мобилизационной концепции.
    В свете ее должны решаться вопросы использования производственных мощностей, кооперации, динамики их развертывания по I группе предприятий. Особую остроту обретет вопрос о судьбе предприятий II группы с учетом фактора достаточности мобилизационных ресурсов.
    Наиболее сложным вопросом является обеспечение финансовых средств на цели реструктуризации. Эксперты считают целесообразным продажу госсобственности по III группе предприятий и целевое использование вырученных денег для поддержки предприятий I и II групп.
    В целом средства на реструктуризацию могут быть сформированы из следующих источников:
    – госбюджетные средства, направляемые на эти цели;
    – часть прибылей от внешнеэкономического сотрудничества как в военной, так и в гражданской области;
    – возвратные средства от должников по военно-техническому сотрудничеству;
    – средства от возврата долгов зарубежными странами или компаниями, невостребованные на межправительственном уровне, но реализуемые предприятиями при передаче им соответствующих прав и полномочий;
    – средства от продаж части госдоли собственности по предприятиям I и II групп;
    – часть средств, высвобождаемых в процессе реформ армии;
    – реструктуризация долгов предприятий I группы и части предприятий II группы;
    – льготы для предприятий I группы и части II группы (направление большей части прибылей на развитие технологий, обеспеченная бюджетом передача местным органам власти объектов социальной инфраструктуры, исключение НДС для предприятий I группы, твердые регулируемые тарифы на теплоэнергоресурсы и перевозки).
    В ходе продуманной реструктуризации предприятия-производители должны превратиться в технологические заводы, владеющие и поддерживающие одну или группу высоких технологий, поскольку являются физическими держателями технологических процессов. Предприятия – разработчики, как правило, не в состоянии содержать сложные современные технологические линии при малых количествах изделий. Тем более не могут их развивать и обновлять из-за малости прибыли. В данной ситуации НИИ и КБ должны обеспечивать массовость продукции за счет унификации группы технологий с учетом всех заказчиков (отечественных и зарубежных как по оборонной, так и гражданской продукции).
    В соответствии с мировой практикой в российской «оборонке» должно происходить корпорирование предприятий. Его первый шаг предусматривает объединение разработчиков и производителей.
    Развитие техники под влиянием рыночной конкуренции приводит к необходимости быстрой смены и усовершенствования технологий (по ряду направлений 3 – 5 лет), что стоит немалых денег. Предприятия, владеющие широкой гаммой технологий, уже не имеют возможности за столь короткие сроки за счет своих прибылей накапливать объемы финансовых ресурсов, необходимые для поддержания на мировом уровне всех видов технологий. С другой стороны, монотехнологии или узкая группа технологий не могут быть достаточными для создания сложного и дорогостоящего товара. Необходима надежная кооперация для его создания. Поэтому следующим шагом в корпорировании является объединение предприятия по кооперационному принципу, но до определенного предела, не наносящего ущерба принципам унификации и конкуренции.
    В результате представляется целесообразной матричная структура корпораций в оборонной промышленности, где первый уровень корпораций состоит из интегрированных объединений групп разработчиков с группами изготовителей «финишной» продукции по всей номенклатуре Министерства обороны.
    Шаги по корпорированию могут привести к некоторым монопольным структурам в пределах страны, но это не исключит конкурентности при сегодняшней открытости рынка. Мировой потребительский рынок вооружений и двойных технологий уже востребовал многие российские системы оружия и ноу-хау. Об этом говорит тот факт, что пакет контрактов «Росвооружения» по стоимости превышает 7 млрд. долл., и есть тенденция к росту.
    Следующий уровень кооперации разработчиков и изготовителей организуется по технологическому и кооперационному принципу. Объединение происходит в интересах наибольшего количества «финишных» производителей с целью максимизации количества однотипных систем, узлов и элементов для обеспечения их серийноспособности. При этом должны быть устранены все межотраслевые барьеры как в промышленности, так и у заказчиков – силовых ведомств.
    По вертикали «финишники» – «комплектаторы» взаимоотношения будут регулироваться договорной системой, по горизонтали межкорпоративные интересы регулируются взаимными корпоративными соглашениями (например: по ценовой политике, по взаимообмену технологиями, по разделению сфер влияния и т.п.).
    Успешность деятельности оборонных корпораций на внутреннем и внешнем рынках прямо связана с существованием и внедрением единой системы стандартов, увязанной (или заимствованной) с существующими на мировом рынке. Причем такие системы стандартов должны быть сквозными: от выдачи исходных заданий на объект до каждого рабочего места на производстве и до каждой точки эксплуатации с соответствующей системой аттестации и сертификации.
    Единая система стандартов не только увеличивает эффективность работы на рынке и обеспечивает участие в международной кооперации, но и является основой для унификации, обеспечения окупаемости, поддержания и развития базовых технологий.
    В настоящее время Концепция реструктуризации «оборонки», в разработке которой приняли участие многие структуры ВПК, в том числе и Лига содействия оборонным предприятиям, находится на утверждении в Правительстве.
    Для успеха всего замысла реструктуризации и поддержания оборонной мощи России необходимы следующие первоочередные шаги:
    – принять уточненную Программу вооружений на 1998 – 2005 годы и иметь прогноз до 2015 года, исходящие из Доктрины национальной безопасности;
    – провести мониторинг предприятий за период 1991 – 1997 годов по технологическому состоянию и качеству, кадровому потенциалу, участию в выполнении Госзаказа, в федеральных и региональных программах, ВТС, мобилизационных планах.
    План реструктуризации должен создаваться исходя из одновременно разрабатываемой концепции использования научных, технологических и производственных ресурсов оборонных отраслей для технологического и промышленного развития гражданских отраслей, рыночного оборота «двойных» технологий, системных мер государственного протекционизма в этой сфере.
    Наконец, что становится решающе важным, план реструктуризации должен разрабатываться с широким ответственным участием руководства областей, краев и республик России, социально-экономическое положение которых будет определять масштабы и темпы процесса.

Статья:   
1
2
3
4
5
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение