Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Письмо в редакцию Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Рынки металлов Драгоценные металлы и камни Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение Искусства и ремесла История Инвестиции и финансы
Искусства и ремесла
№5' 1997 версия для печати

ЗАТЕИ ГРАФСКИХ МАСТЕРОВ



Лариса Петрова
Научный сотрудник Государственного Исторического музея

    Искусство художественной обработки меди – одна из ярких граней творчества российских мастеров XVIII столетия. Недаром время Екатерины Великой называют еще «медным» и «играющим веком» России. Этот образ становится понятным, когда обращаешься к собранию художественной меди Государственного Исторического музея.
    Удивительная коллекция миниатюрных навесных замочков в виде фигурок животных и птиц и забавных человечков – одна из жемчужин музея. В них отразилась изящная прелесть грациозного искусства второй половины XVIII века. Приметой этого времени стали многочисленные шкатулки для хранения ценных бумаг, писем, украшений, ларцы и декоративные коробочки для «милых сердцу пустяков» и бесчисленных безделушек. Медные замочки-фигурки, выполненные во вкусе времени, имели практическое назначение, но рассчитаны были прежде всего на зрительный эффект, являясь украшением ларцов и шкатулок екатерининской поры, завершая их декоративное убранство.
    Изготовлением навесных замочков занимались в Туле и селе Павлово на Оке, издавна известных традициями металлообработки. Возникновение этого вида художественного ремесла в исторически сложившихся центрах оружейного производства не было случайным. Оружейное дело тесно связано с искусством обработки железа и меди. Преемственность традиций сохранялась в технических основах ремесла и художественных приемах – литье, ковке, чеканке, гравировке, основанных на общих свойствах материала. В Туле преобладающими были художественные изделия и замки из стали. В Павлово изготавливались навесные замочки из медного сплава – латуни.
    Между «Павловым Острогом», так называлось село Павлово раньше, и «железной» столицей – Тулой существовали самые тесные связи, что определялось не только преемственностью традиций, их местоположением, но и деятельным участием владельца села Павлово графа П.Б. Шереметьева. Знатный вельможа золотого века Екатерины, «артист в душе для всех искусств с отличным ко всему вкусом», он представлял тип европеизированного русского барина нового времени. Счастливое супружество с княжной В.А. Черкасской – представительницей поколения образованных русских женщин, обладавшей изящным вкусом и громадным состоянием, в том числе и сибирскими богатствами, способствовало поддержанию многих начинаний графа. Шереметьев содействовал развитию павловского промысла, расцвет которого приходится на вторую половину XVIII века. Графские кузнецы совершенствовали свое мастерство на тульском оружейном заводе. Гордостью хозяина была оружейная палата с редким собранием западноевропейского и восточного оружия. Среди изобразительных мотивов на оружии часто встречаются накладные медные пластинки в виде фигурок всадников, фантастических зверей и птиц. Не они ли послужили наглядным пособием для наблюдательных мастеров? Или гравюрные листы новомодных изданий шереметьевской библиотеки стали источником вдохновения при создании диковинных фигурок замков?
    Прославились своим искусством мастера приокского городка на всю Россию. Изделия их не остались не замеченными и иностранными путешественниками, которые отмечали: «... Жители этого города все суть замочники и кузнецы, делают очень чистую работу». «... Делаются здесь замочки медные, подобные китайским, то есть в виде птиц, зверей, насекомых и проч.» Возможно, близкая Нижегородская ярмарка с оборотом всевозможных российских, «немецких», т.е. европейских, и «персидских» – восточных товаров служила творческим источником смекалистому мастеровому. Не в восточном ли караване подсмотрел графский умелец затейливые вещицы вроде китайских навесных замочков-химер, которые запали ему в душу, напомнив «преданья старины глубокой»?
    Фигурные навесные замочки – это своеобразный маскарад миниатюрных изящных вещиц. Их облик сформирован источниками фольклорного, изобразительного и литературного характера. Это – плод причудливой фантазии, воплощение мечты мастера об иной, неведомой жизни, где переплелись вымысел и реальность. Подобная театрализованность и зрелищность царили и в повседневной жизни шереметьевских усадеб. Украшали их пруды с множеством дорогих рыб, с рыбацкими хижинами, яхтами, дворовыми людьми в шкиперских кафтанах. Вдоль каналов гуляли редкие птицы – лебеди, журавли, американские гуси, фазаны, пеликаны и другие диковинки живой природы. Сама окружающая среда и атмосфера украшательства жизни служили источником творчества. Быть может, не случайно большинство замочков выполнено в виде грациозных лебедей, экзотических павлинов и сказочной птицы-сирин.
    Рожденные народной фантазией существа-химеры олицетворяют вечную тему борьбы светлых и темных сил. В облике замочков-всадников русская сказочная тематика переплетается с античной мифологией и при этом несет отпечаток нового времени. Заметно европеизированное изображение всадника с копьем несомненно связано с образом Полкана-богатыря из русской сказки о Бове-королевиче и Полкане. Похожие всадники-богатыри встречаются в лубочных картинках этого времени. Гротесковый замочек в виде журавля с человеческой личиной на груди также заимствован из народных картинок, популярных во второй половине XVIII века. Выступающий журавлем «гордец», щиплющий себя за нос, имеет сходство с известным лубочным персонажем Фарносом. Замочки в виде кентавров и сирен рождены античными мифами. Любопытно, что выражение лиц химерических существ намекает на их символическую суть как носителей доброго и злого начал.
    Среди сказочного царства диковинных животных и птиц выделяются замочки в виде человеческих фигурок. Пляшущие человечки в народных костюмах, в кафтанах и сапожках на европейский манер ассоциируются с танцорами и музыкантами из графского оркестра или актерами знаменитого шереметьевского театра. Замочки – маскароны с пухлыми щечками, обрамленные локонами, отличаются от фигурных объемом и технологией исполнения. Величина их колеблется от самого маленького, величиной с горошину, до крупного, размером с грецкий орех.
    Техника производства замочков была ручной и состояла из трех операций: изготовление предмета посредством ковки или литья, монтировка механизма и художественная отделка поверхности. Мастера пользовались обычным набором инструментов чеканщиков и граверов, куда входили наковальня, тиски, ножницы для резки листового металла, пила, молотки, зубила, напильники, специальный набор чеканов, граверные принадлежности. Чаще всего замочки выполнены в виде плоских силуэтных фигурок. Конструкция их заключается в простейшем пружинном механизме. Дужки замочков выполнены объемнее силуэта и, как правило, состоят из двух половинок. Откидная дужка завершается небольшим засовом – ригелем в виде вязального крючка. Крошечный пружинный механизм находится внутри неподвижной половинки дужки, либо в части фигурки, приходящейся под откидную дужку. Наличие замочной коробки выдает лишь небольшое отверстие-скважинка для ключика, едва различимое на декоративно обработанной поверхности замка.
    Плоскостные замочки имеют двустороннее изображение. Штриховой рисунок, заполняющий обе плоскости, по манере исполнения близок гравюрным образцам этого времени. Все детали – глаза, клюв и оперение птиц, гривы и хвосты коней, чешуя рыб, прически и костюмы всадников, орнаментация дужек – органично подчинены общему декоративному замыслу. Каждое миниатюрное изделие демонстрирует тонкий художественный вкус и виртуозное владение мастера искусством резьбы по металлу.
    Выполняя роль своеобразных оберегов содержимого шкатулок, замочки служили подлинным их украшением.

Фото Игоря Константинова

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение