Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Письмо в редакцию Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Рынки металлов Драгоценные металлы и камни Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение Искусства и ремесла История Инвестиции и финансы
Горное дело
№5' 1997 версия для печати
Статья:   
1
2

ДВОЙНАЯ ПЕТЛЯ
НЕСПРАВЕДЛИВЫЕ НАЛОГИ И РОСТ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ ОБОСТРЯЮТ КРИЗИС В ЖЕЛЕЗОРУДНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ



Алексей Сухорученков, Николай Корнилов, Владимир Евсин
Акционерное общество «Рудпром»

    Начиная с 1991 года железорудная промышленность России переживает трудное время, что вызвано общим кризисом реформируемой экономики России.
    В настоящее время состояние рудно-сырьевой базы черной металлургии иначе как критическим не назовешь. Продолжается спад объемов производства, свертываются инвестиционные программы, не восполняются выбывающие мощности, не производится замена физически и морально устаревшего оборудования. Большинство горно-обогатительных комбинатов сегодня убыточно. Постоянно возрастает дефицит средств на выплату заработной платы и выполнение всех других финансовых обязательств.
    В первом полугодии 1997 года железорудные предприятия произвели 33,1 млн. т товарной железной руды, что составило 90 % к уровню 1996 года и 60 % к уровню 1990 года. Падение производства зафиксировано по всем видам железорудного сырья. На внутреннем рынке это вызвано снижением потребности и неплатежеспособностью металлургических предприятий, на внешнем – неконкурентоспособностью отечественного железорудного сырья из-за высокого уровня затрат на его производство и транспортировку. В целом экспортные поставки в 1997 году снизились против 1995 года на 17 %, в том числе в дальнее зарубежье на 27 %. По этой причине с восточноевропейского рынка вынуждены были уйти традиционные поставщики – Оленегорский, Ковдорский, Качканарский и КМАруда комбинаты. Их место занимают предприятия Украины. Падение производства порождает выбытие мощностей.
    В 1991 – 1997 годах резко снизилась инвестиционная активность. Из-за недостатка средств капитальные вложения на поддержание мощностей железорудных предприятий составляли ежегодно 30 – 40 % от необходимых, а в первом полугодии нынешнего года снизились до 17 %. Кроме того, систематически отставало производство горноподготовительных работ. Например, если в 1990 году на каждую тонну добытой сырой руды выполнялось 0,8 м3 вскрыши, то в 1997 году – только 0,5 м3. В результате сложился отрицательный баланс мощностей. За семь последних лет выбыло более 20 млн. т мощностей по товарной железной руде, что равносильно ликвидации трех железорудных комбинатов средней величины.
    При сохранении сложившихся темпов выбытия мощностей в 2000 году будет произведено порядка 55 млн. т товарной железной руды, что обеспечит (с учетом поставки части сырья на экспорт) выплавку не более 25 млн. т чугуна против 37 млн. т, ожидаемых в 1997 году, при том, что прогнозируемая потребность составит, по данным Федеральной целевой программы «Руда», 46 млн. т. Дефицит сырья для выплавки необходимых стране объемов чугуна не может быть ликвидирован за счет импорта из-за отсутствия транспортной инфраструктуры и запредельных железнодорожных тарифов.
    Финансовое состояние горнорудной отрасли остается крайне напряженным. В 1995 – 1997 годах резко замедлился рост цен на железорудное сырье, имеющих ограничение в виде цен на металлопродукцию, которые вышли на мировой уровень. Одновременно продолжали расти опережающими темпами цены на потребляемые ресурсы. По этой причине рентабельность железорудных предприятий снизилась с 25,8 % в 1995 году до минус 0,9 % в первом полугодии 1997 года.
    Убыточной стала продукция всех крупнейших комбинатов, за исключением Лебединского ГОКа, а также вся экспортная продукция.
    На 1 июля нынешнего года кредиторская задолженность предприятий отрасли составила 6,3 трлн. руб., или 60 % годового объема реализации. Дебиторская задолженность при этом равна только 4,1 трлн. руб. Это объясняется резко опережающим ростом цен на потребляемые ресурсы против цен на руду. Из-за отсутствия в обороте денежной массы все взаиморасчеты между предприятиями производятся в основном путем бартера, что резко затрудняет расчеты с бюджетом и выплату заработной платы. Задолженность предприятий бюджетам всех уровней и внебюджетным фондам достигла 2,5 трлн. руб., что превышает годовой объем всех налогов и платежей. Задержка в выплате зарплаты на большинстве предприятий составляет 4 – 5 месяцев.
    Сложившаяся ситуация, по нашему глубокому убеждению, вызвана главным образом отказом государства от регулирования важнейших экономических процессов в базовых отраслях народного хозяйства. В частности, не разработана финансовая политика, направленная на создание экономических условий для разработки низкорентабельных, но экономически важных и необходимых для обеспечения ресурсной независимости государства месторождений полезных ископаемых.
    Именно такими месторождениями представлены все разведанные запасы железных руд России. Затраты на добычу и подготовку металлургического сырья на наших месторождениях в силу природных особенностей в равных ценовых условиях в 1,5 – 2 раза превышают затраты на месторождениях основных рудодобывающих стран, формирующих цены мирового рынка – Австралии, Бразилии, США, Канады, где коэффициент вскрыши ниже в 4 раза (0,2 м 3/т против 0,8 м 3/т), а содержание железа в 1,7 раза выше (60 % против 35 %), чем в России. Поэтому с повышением цен на потребляемые ресурсы до уровня мировых железорудная промышленность России объективно стала нерентабельной отраслью.
    В других странах стратегически важным отраслям в подобной ситуации оказываются меры государственной поддержки. В России, наоборот, в результате отсутствия контроля со стороны государства за ценообразованием на продукцию естественных монополий и непродуманной системы налогообложения горнодобывающие предприятия оказались в более жестких финансовых тисках, чем предприятия других отраслей.
    С одной стороны, ничем не ограниченное самовластие энергетических монополий привело к тому, что в 1990 – 1996 годах рост цен на электроэнергию в 3,4 раза, а на газ в 1,6 раза опередил рост цен на руду (на электроэнергию цены выросли в 25000 раз, на газ – в 11750 раз, на руду – в 7400 раз). С другой стороны, горно-обогатительные комбинаты по названным выше причинам не имеют возможности повышать цены на руду адекватно росту цен на потребляемые энергоресурсы. В результате только за счет опережающего роста цен на электроэнергию и газ убытки на горных предприятиях достигли 1,85 трлн. руб. в год, а рентабельность упала на 18 %.
    Тяжелым бременем на финансы поставщиков железорудного сырья ложатся также транспортные тарифы МПС, которые повышены по сравнению с 1990 годом в 17600 раз, т.е. в 2,4 раза больше, чем цены на руду. Опережающий рост транспортных тарифов резко увеличил дефицит оборотных средств у горных предприятий и инициировал рост неплатежей. Главное же, опережающий рост транспортных тарифов ограничил возможность повышения цен на руду, так как львиную долю прироста цен на железорудное сырье у металлургических заводов поглотила транспортная составляющая. За счет перетока средств из горнорудной отрасли в МПС, вызванного повышением цен на сырье, горные предприятия ежегодно несут убытки в 1,7 трлн. руб.
    Кроме того, транспортные тарифы, величина которых при перевозках на большие расстояния превышает стоимость самого груза, стали причиной разрыва традиционных связей между поставщиками и потребителями. Например, металлурги Урала и Сибири лишились возможности получать высококачественное сырье из бассейна КМА.
    Кроме ценового произвола естественных монополий, вторым главным фактором, дестабилизирующим работу горных предприятий, является действующая налоговая система.
    Железорудные предприятия вместо налоговых льгот в связи с низкой рентабельностью разрабатываемых месторождений несут, наряду с «общими» для всех отраслей налогами и платежами, бремя дополнительных платежей за право пользования недрами, на воспроизводство минерально-сырьевой базы, складирование промышленных отходов и другие. Таким образом, в железорудной промышленности практически существует двойное налогообложение. Не учитывается также специфика добывающих отраслей, в связи с чем отдельные налоги в условиях горных предприятий теряют свой экономический смысл. Например, чем хуже месторождение (большая глубина залегания, низкое качество), тем больше требуется горных выработок и основных фондов для его эксплуатации и тем больше оказывается налог на имущество.
    Большие надежды на упорядочение налоговой системы горняки возлагали на новый Налоговый кодекс. Однако проект указанного кодекса не устранил ни одного существенного недостатка действующей налоговой системы. Главный из них – отсутствие дифференцированного подхода к налогообложению предприятий различных отраслей, которое бы учитывало их специфику.
    Проект нового Налогового кодекса сохраняет фискальную направленность налоговой системы и защищает интересы бюджета, а не производителей. Об этом свидетельствует сравнительный анализ структуры налогов в горнорудной отрасли черной металлургии за 1996 год: 93,6 % занимают ресурсные налоги и только 6,4 % налоги от дохода (прибыли), т. е. система строится так, что величина налогов не зависит ни от рентабельности предприятия, ни от его финансового состояния.
    Не снижается и общая налоговая нагрузка на горные предприятия, которая в 1,7 раза превышает среднюю по промышленности. Больше того, в проекте кодекса без всякого обоснования предусматривается физическое увеличение более чем в 2 раза отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Увеличение замаскированно проводится путем подмены налогооблагаемой базы: вместо стоимости добытых полезных ископаемых, как это записано в Законе «О недрах» (статья 44), в качестве налогооблагаемой базы предлагается стоимость первого товарного продукта, т. е. железорудного концентрата. Кроме правовой некорректности (Закон «О недрах» не отменен), подмена объекта налогообложения не обоснована и с экономической точки зрения. Концентрат не залегает в недрах, и работы по его поиску и разведке не ведутся. Стоимость концентрата создается на обогатительных фабриках, воспроизводство которых осуществляется за счет амортизационных отчислений, а не средств на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
    Нарушением Закона «О недрах» является также то, что отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы в кодексе представляются уже в виде целевого налога «на воспроизводство минерально-сырьевой базы». Парадоксальность сохранения этих платежей, превращенных в налог, заключается в том, что в мировой практике при отработке запасов и необходимости их воспроизводства предприятиям представляется скидка с налогов «на истощение недр», а не введение дополнительных платежей. Вызывает также сомнение юридическая правомерность самой формулировки «налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы». Получается, что объектом налогообложения являются работы по поиску и разведке месторождений полезных ископаемых, выполняемые геолого-разведочными организациями. Следовательно, эти организации и должны быть плательщиками налога.
    Проект кодекса по-прежнему не решает проблему инвестиций для поддержания мощностей рудников и шахт, постоянно выбывающих в связи с отработкой запасов. Предлагаемый механизм образования инвестиционных источников с помощью новой амортизационной политики в горнорудной промышленности не может быть реализован. Для его запуска требуется увеличить цены на металлургическое сырье на 20 – 25 %, что нереально. Действующие же цены на руду не в состоянии компенсировать, кроме производственных затрат, еще и всю сумму предлагаемых налогов и прирост почти в 2 раза амортизационных отчислений.
    При реализации всех положений нового Налогового кодекса расходы предприятий железорудной промышленности на 20 % превысят доходы. И, главное, кодекс не содержит, как это принято в мировой практике, механизма финансовой поддержки предприятий, разрабатывающих низкорентабельные, но стратегически важные для народного хозяйства месторождения.
    Из сказанного очевидно, что государством должна быть выработана протекционистская политика по отношению к железорудной промышленности, имеющая целью сохранить ее производственный потенциал на уровне, обеспечивающем потребности отечественной металлургии в собственном сырье.
    На наш взгляд, для вывода железорудной отрасли из кризиса необходимо осуществить следующие меры государственной поддержки.
    1. Для снижения налоговой нагрузки на горнорудные предприятия черной металлургии до уровня средней по промышленности уменьшить ставки по трем основным ресурсным налогам (налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на имущество) в среднем в 3 раза.
    2. Разработать систему скидок, налоговых освобождений и дотаций предприятиям, разрабатывающим низкорентабельные, но необходимые для ресурсной независимости государства месторождения.
    3. В связи с тем, что из-за высоких затрат на добычу и обогащение железных руд (в силу природных условий) цены на железорудный концентрат и окатыши не могут включать в себя инвестиционную составляющую ни в виде свободной прибыли, ни в виде повышенной амортизации, образовывать отраслевой внебюджетный фонд железорудной промышленности за счет увеличения сроком на 2 – 3 года на 0,5 % ставки налога на НДС на продукцию предприятий черной металлургии (спецналог). Образованный фонд использовать на возвратной основе, как кредитные ресурсы, выдаваемые под льготные процентные ставки.
    4. Снизить цены и тарифы на продукцию (услуги) естественных монополий, отпускаемые железорудным предприятиям до уровня, соответствующего индексу роста цен в 1997 году против 1990 года по промышленности в целом, и в дальнейшем не допускать их опережающего роста.

Статья:   
1
2
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение