Виктор Черномырдин
Председатель Правительства РФ
Уважаемый Виктор Степанович! В конце минувшего года были приняты концепция промышленной политики и среднесрочная программа Правительства на 1997 2000 годы. В них говорится не просто о продолжении избранного экономического курса, а о новом цикле реформ. Главной целью, главным политико-экономическим смыслом и 1997 года, и новой среднесрочной программы Правительство объявило экономический рост и структурную перестройку. Далеко ли удалось продвинуться за прошедшие месяцы к этой цели?
В нынешних оценках происходящего, впрочем, это случается всегда, много путаницы. Несомненно, однако: перемены к лучшему в российской экономике образца 1997 года налицо. Их надо внимательно смотреть, не впадая в эйфорию, а делая правильные, реалистичные выводы.
Главный итог прожитых месяцев основные тенденции, заявившие о себе с начала года и формирующие потенциал экономического роста, продолжают действовать. В августе вышли на 100 % объема валового внутреннего продукта, произведенного за соответствующий период прошлого года. А объем промышленного производства даже вырос на 3 %. В сентябре на плюсы по объемам производства вышел аграрный сектор экономики, и не один только высокий биологический урожай тому причиной. Мы, таким образом, получили первые серьезные признаки преодоления спада в сфере материального производства.
Спад, правда, все еще продолжается в капитальном строительстве, в том числе жилищном. Но, может статься, в промышленном строительстве и не нужны прежние объемы. Зачем множить и без того большое число годами пустующих, зарастающих травой коробок.
И в нынешнем году продолжает оставаться стабильным розничный товарооборот, на несколько процентов выросли за восемь месяцев реальные располагаемые доходы. На 9 % сократилась численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума.
Принципиально важно, что мы ощутимо продвинулись по пути финансовой стабилизации, добившись заметного снижения инфляции. Она находится под контролем. С начала года потребительские цены выросли менее чем на 11 %, причем в августе их индекс вообще не изменился, составив 9,9 %.
О финансовых делах могу сказать также, что свои обязательства по погашению бюджетных долгов, выплате заработной платы и денежного довольствия Правительство выполняет. Сбоев в графиках не будет.
В самые последние месяцы впервые обнаружилась тенденция, пусть и незначительного пока, сокращения абсолютных объемов неплатежей в бюджет. Наблюдаемый сейчас прирост денежной массы не идет на потребительский рынок, раздувая инфляцию, а идет в основной капитал.
Хотя и с запозданием, дала эффект политика Центрального банка и Правительства, направленная на снижение кредитных ставок и доходности ценных бумаг. В этих условиях предприятия, которые своевременно озаботились разработкой стратегии развития, имеют квалифицированные бизнес-планы, овладели современным менеджментом, получают реальную возможность выйти на заемные средства, получить кредиты.
В этом году впервые появился положительный сдвиг в объемах вложений, направляемых банками в реальный сектор, то есть в производящую экономику. По крупным банкам, если быть совсем точным, эта тенденция наметилась еще в прошлом году. В нынешнем она окрепла, знаменуя собой формирование еще одного чрезвычайно важного инструмента экономического роста. Как видим, все больше ручейков текут в нужном направлении, питая почву экономического возрождения страны.
Хочу, однако, особо подчеркнуть: все позитивное, что происходит сейчас в российской экономике, пока крайне хрупко. Возводимая конструкция заставляет вспомнить о хрустале, требующем очень осторожного с собой обращения. В нашей работе главное сейчас не разрушить сделанное необдуманной, нерасчетливой финансово-экономической политикой, не сломать логику начатых реформ.
В какой степени предложенный Правительством бюджет на 1998 год следует этой логике, подчинен стратегии экономического роста?
Отвечу коротко. Проект бюджета, рассмотренный Правительством и своевременно внесенный в Государственную Думу, пока не рассмотрен ею, поэтому подробно останавливаться на его показателях преждевременно. Одно могу сказать твердо: проект бюджета получился реалистичным, четко сориентированным на создание финансовых условий и предпосылок экономического роста по валовому внутреннему продукту на 2 %. Это бюджет сильной и волевой государственной власти. Власти, которая не намерена уходить из экономики, а, напротив, преисполнена решимости выполнять свою регулирующую роль более продуктивно, видоизменяя, цивилизуя характер, формы своего в ней присутствия.
Речь идет о том, чтобы не садиться, извините, на экономику задом и ждать, куда кривая вывезет, а рулить руками и при этом крепко работать головой, терпеливо создавая действенные, работоспособные, стабильные «правила игры», расширяя и все глубже вспахивая «правовое поле» реформ. Тогда, уверен, изрядно поубавится взаимоисключающих упреков: и в том, что государство-де совсем ушло из реального сектора экономики, отвернулось от промышленности, и в том, что его, мол, там чересчур много. А главное, тогда и дела в стране пойдут много лучше.
И бюджет с этой точки зрения своего рода рабочее расписание действий Правительства на будущий год и одновременно инструментарий его экономической и социальной политики.
Чтобы оставаться рациональной и ответственной, она должна быть жесткой, нацеленной на сокращение непомерных для федерального бюджета расходов, на приведение их в соответствие с реальными возможностями экономики. К сожалению, приходится признать, что все мы с превеликим трудом усваиваем предельно простую, абсолютно бесспорную истину, что страна должна жить по средствам. Сохраняя из года в год завышенные объемы расходов, мы, по сути, тормозим рост нашей экономики, повышение ее конкурентоспособности, сдерживаем необходимые для достижения этих целей структурные реформы, замедляем естественное развитие рыночных отношений.
Между тем, недостатка в жалобах на нехватку бюджетных средств, в притязаниях на непомерные бюджетные вливания в различные сферы социально-экономической жизни нет и по сей день. В проекте бюджета выдержана генеральная линия Правительства на сокращение государственных расходов. Но проводить ее мы намерены не одной лишь рубкой расходной части бюджета, а пополняя его с помощью привлечения рыночных инструментов. Только так и можно будет закрыть бессчетные «черные дыры», в которые до сих пор проваливались, не давая желаемой отдачи, огромные ресурсы.
Отсюда и другая особенность проекта бюджета на 1998 год нацеленность на последовательное осуществление и углубление структурных реформ. Сказанное в равной степени относится и к армии, и к аграрному сектору экономики, жилищно-коммунальной сфере, образованию, медицинскому обслуживанию, социальному страхованию. Тут всюду уйма работы. Нам предстоит перестроить, переналадить функционирование всех названных и не названных здесь отраслей нашей хозяйственной и социальной жизни, чтобы им стали не нужны такие расходы, такие финансовые вливания, в каких они нуждались многие годы и продолжают нуждаться сегодня.
Государственная поддержка производителей, социальная защита граждан не могут и не должны оборачиваться экономическим поощрением любых форм иждивенчества.
Реформы в социальной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве, в значительной мере и военная реформа позволят значительно удешевить бюджетную сферу, снизить ее давление на налогоплательщика и предпринимателя, существенно помогут усилить деловую, инвестиционную активность в стране.
В чем состоят важнейшие приоритеты, особенности современной инвестиционной политики Правительства, какие трудности стоят на ее пути?
Стимулирование деловой активности и привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации вопрос принципиальный, наиважнейший. Мы специально рассматривали его недавно на очередном заседании Правительства. Экономический рост, структурная перестройка, инвестиции это как близнецы-братья. Одного без другого не бывает.
Сейчас наипервейшая для нас задача, имеющая стратегическое значение, отработать политические технологии экономического роста, провести, если хотите, своего рода «очную ставку» всех средств и инструментов, которые находятся в руках государства, с инвестициями. Без них структурную перестройку не осуществить и экономического роста не добиться. Нам надо выходить на серьезные решения по стимулированию деловой активности и инвестиционной деятельности. И сообразовывать при этом свои планы и замыслы с бюджетными возможностями и ограничениями, особенно тщательно выверить объемы государственных капиталовложений.
У экономического роста всегда есть две главные опоры. Первая это здоровые государственные финансы. Вторая развитые и дееспособные рыночные институты.
Поэтому стоящая перед нами задача имеет, так сказать, двуединый характер. С одной стороны, идя на необходимое увеличение государственных капиталовложений в 1998 году, нельзя пустить под откос бюджеты следующих лет. С другой, надо всемерно содействовать оживлению и подъему инвестиций с помощью законодательства и отстраивания недостающих рыночных механизмов.
Центральное направление нашей работы по поддержке деловой активности создание благоприятного инвестиционного климата, поощрение прежде всего частных инвестиций.
Наряду с наведением порядка в финансах и повышением платежной дисциплины, важнейшее условие стимулирования инвестиций заключается в государственной защите прав собственности. Сформировать благоприятный инвестиционный климат невозможно без доверия инвесторов к установленным государством «правилам игры», их уверенности в том, что оно способно надежно и квалифицированно обеспечить соблюдение интересов агентов рынка, будь то фирмы и компании или отдельные граждане.
Если мы хотим привлечь их сбережения, нужно создать такой механизм, при котором обманывать вкладчиков будет невозможно, а сама попытка обмана может закончиться для очередного афериста не креслом в Государственной Думе, как это уже случалось, а тюрьмой. Нужно сделать все необходимое для того, чтобы люди могли спокойно откладывать деньги на старость, на «черный день», не боясь за сохранность своих сбережений. Тогда деньги не будут лежать «в чулках» и «под матрацем», а начнут работать на деловую активность и экономическое оживление.
Благодаря улучшению инвестиционного климата в России, что предполагает в первую очередь надежность и выгодность помещения капитала, а еще непременно личную и экономическую безопасность для предпринимателя, мы надеемся к 2000 году принимать 10 15 млрд. долл. иностранных инвестиций.
Чтоб создать такой климат, нам надо позаботиться о новом законодательстве, о действенной амортизационной политике, провести налоговую реформу, сформировать рынок земли и недвижимости, организовать страхование инвестиций, вплотную заняться лизингом. По ряду названных и не названных мной направлений работы приходится сказать, что там конь не валялся. Многие нужные позарез решения все еще на бумаге, а то и в чернильнице.
Каким видится вам решение хотя бы некоторых из названных выше проблем, в чем их актуальность?
Вспомним, к примеру, сколько в последние годы было говорено про аграрную реформу. А воз и ныне там! Почему? Да потому что раздать земельные паи крестьянам это всего ничего, никакая это не реформа. Реформа пойдет тогда, когда заработает институт собственности на землю, а с ним заработает ипотека.
Вот факт, который с точки зрения рыночной практики выглядит нонсенсом. Около 7 млн. га плодородной пашни, розданной крестьянам в виде паев, в настоящее время не используется. Рачительному хозяину нужны техника, мелиорация, подкормка земли, а значит инвестиции и кредиты. Но юридического права отдать в качестве залога под требуемый кредит свой земельный надел он не имеет, поскольку не является собственником. Правдами и неправдами вопрос этот на практике, конечно, как-то решается, жизнь берет свое. Но здоровой правовой, экономической основы у земельных отношений сегодня нет. И потому завтра из хозяйственного оборота могут выпасть новые миллионы гектаров прекрасных угодий, тем более что сельское население стареет, желающих и могущих работать на земле становится все меньше.
Без реформы земельных отношений мы, при всем желании, широкого доступа крестьянам к кредитам не откроем, структурной перестройки аграрного сектора не осуществим и современного высокоэффективного сельского хозяйства не получим. Но если мы хотим возродить Россию, нельзя оставлять в ее аграрном секторе «черные дыры» и закачивать в них ежегодно триллионы рублей.
Земельная реформа нужна, кстати, и промышленности, где 80 % предприятий не являются собственниками участков земли, на которых расположены. По этой причине возможности приватизации этих участков сильно ограничены. На первый взгляд, мы имеем дело с чисто техническим, процедурным вопросом, на деле же это серьезная экономическая проблема. Став собственником переданной ему когда-то государством земли, предприятие получит в свои руки важный ресурс повышения ликвидности, пополнения оборотных средств, привлечения инвестиций.
В надежном правовом обеспечении нуждается вся недвижимость, включая, разумеется, землю, о которой шла речь выше. Необходимую в этой сфере программу действий Правительство примет уже в этом году. Предстоит, в частности, провести полную и тщательную инвентаризацию недвижимости, создать четкую систему регистрации и учета всех операций с нею.
Нам надо во что бы то ни стало поскорее принять разумный Налоговый кодекс. Чтобы не уходили люди от налогов «в тень», чтоб не вставала перед ними дилемма: либо плати налоги, либо работай. Сегодня это совместить очень трудно. Из-за налогового пресса мы теряем огромный резерв экономического роста.
В упрощенной схеме взимания налогов нуждается малый и средний бизнес как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. От умелой государственной поддержки малого и среднего бизнеса во многом зависит их успешное развитие, а, стало быть, и экономический рост.
Вспоминаю посещение во время поездки в Волгоградскую область фермерского хозяйства. Фермер известный, заслуженный специалист, директорствовал раньше в совхозе. Подстать ему оказался и сын, имеющий экономическое образование. И вот весь январь, рассказывали хозяева, сын был оторван от дела. Заполнял тьму каких-то документов, ездил с визитами в налоговую инспекцию. И так каждый квартал минимум две недели уходят у него на пустые, по сути, хлопоты. Да и как иначе их назвать, если только список документов, которые требуют с фермера различные инстанции, занимает четыре машинописных страницы.
Вот вам пример того, как мы своими руками душим производство. Нынешний порядок налогообложения затмил небо среднему и малому бизнесу, сделал его будущее беспросветным.
Правительство намерено в самое ближайшее время ввести в действие механизмы так называемого вмененного налога. Рассчитают моим волгоградским знакомцам годовую прибыль. Внесут они вначале налог с этой расчетной прибыли, сделав таким образом предоплату государству, и будут дальше весь год спокойно работать. Механизм вмененного дохода, порядок уплаты налога с него это цивилизованная форма лицензии на предпринимательскую деятельность.
Очень большое значение Правительство придает в настоящее время обновлению, а точнее, выучке кадров. Мы на пороге революции менеджмента в стране. Он является, пожалуй, ключевым моментом в реформе предприятий, которая составляет один из важнейших узлов новой промышленной политики.
Без современного менеджмента нечего и говорить о привлечении инвестиций, реструктуризации предприятия, выходе его на мировой рынок. Но посмотрите на нашу статистическую, бухгалтерскую отчетность! Когда инвестор начинает анализировать положение дел на предприятии, он ничего не понимает в представленных ему документах. Эта какая-то «Мурзилка!» Статистический учет, бухгалтерская отчетность должны быть прозрачны для отечественного и зарубежного инвестора. И чтобы иметь такой учет и такую отчетность, нужны другие кадры, обученные по современным мировым стандартам. Проблема эта требует неотложного решения.
Выше вы говорили о своем видении места и роли государства в экономике. Как выглядит в реальной жизни практическая реализация Правительством принципиальной установки промышленной политики на оживление производства?
Нам нужен не всякий промышленный рост. Глупо было бы, согласитесь, заниматься реанимацией, расширенным воспроизводством морально устаревшего, неповоротливого, неэффективного производственного аппарата той поры, когда исправно дымили трубы, крутились станки на тысячах отечественных фабрик и заводов, а люди с головы до ног норовили одеться, обуться в импортный ширпотреб. Осуществляя промышленную политику, Правительство исходит из того, что расти должно новое, конкурентоспособное производство, а старое реструктуризироваться или закрываться.
Вся закавыка тут заключается в том, чтобы точно и предметно определиться, какие конкретные производства перспективны, нужны нам, определить точки роста отечественной индустрии и выстроить приоритеты в своих практических действиях. Именно такой селекцией мы в настоящее время и занимаемся. Иначе нам современную, открытую в широкий мир экономику не построить.
Одним из приоритетных направлений в работе Правительства по оживлению на основе реструктуризации промышленного производства стало самолетостроение. Планер у нас хороший, это знаем мы и знают за рубежом. Но хорошему планеру нужны хороший двигатель, добротная электронная начинка. Если мы, даже с иностранной помощью, сделаем мощный, надежный двигатель, поставим на планер современное электронное оборудование, мы со своими самолетами уверенно выйдем на мировой рынок и переоснастим собственный авиатранспорт. Семейство гражданских машин различного назначения, выпускаемых отечественными авиастроителями, очень большое. Оно может удовлетворить все мыслимые рыночные потребности.
Принятая Правительством специальная программа государственной поддержки реструктуризации отрасли, формирования в ее рамках дееспособных, высокоэффективных авиастроительных комплексов, объединяющих под своим «крылом» научно-исследовательский, конструкторский, производственный потенциал, предусматривает не только и не столько прямое бюджетное финансирование. Основной упор в решении поставленной задачи сделан на включение в работу рыночных инструментов и механизмов, на создание условий для привлечения иностранных инвестиций.
Замечу, что Правительство жестко вмешивается, когда этого требует обстановка, в ход дела. Меняем даже директоров, как сделали это не так давно в МАПО «МИГ».
Сейчас глубоко влезаем в автомобилестроение, успехи которого, прямо скажу, не очень-то блестяще выглядят на фоне авиастроителей. Но за автомобильной промышленностью стоит все транспортное машиностроение, металлургия цепочка отраслей и производств, научных и конструкторских организаций, завязанных на современный автомобиль, выстраивается очень длинная. У всех перед глазами пример США, где стремительно развивающееся автомобилестроение стимулирует научно-технический прогресс в промышленности, инициирует рост национальной экономики, а автомобиль формирует образ жизни населения. Во многом поучителен для нас и опыт «азиатских тигров». Автомобили, производимые в странах АТР, успешно конкурируют сегодня с автомашинами Европы и США.
Без помощи со стороны нам отечественное автомобилестроение на современный уровень не вывести. Опасаться тут нечего и некого. В качестве подтверждения сказанного назову только одну цифру. С иностранной помощью в России только в нынешнем году открылось 6 сборочных производств. Через год они станут полностью российскими, а через два добротные, современные автомобили будут собираться не из привозных, а из российских узлов и деталей, от начала и до конца изготовленных на отечественных заводах. А это и рабочие места, и загрузка мощностей, и структурные преобразования во многих отраслях промышленности.
Государственная поддержка, государственная защита отечественных товаропроизводителей необходима. Но это вовсе не означает создание для них оранжерейных, закрытых от всех рыночных ветров, условий. Хорошо известно, что российское сельхозмашиностроение лежит сегодня на боку. Тому много причин. Перечислять их не буду, они носят системный характер и тоже хорошо известны. Но мимо одной пройти не могу. А состоит она в том, что наши сельхозмашиностроительные монстры десятилетиями существовали в условиях бюджетного финансирования и полного отсутствия настоящей конкуренции. Они и по сей день выпускают не доведенную до ума технику, причем безумно дорогую.
Чтобы спасти выращенный урожай, Правительство и в нынешнем году пошло на предоплату приобретения земледельцами машин, выпускаемых «Ростсельмашем» и Красноярским комбайновым заводом. Но, заботясь о их судьбе, судьбе других предприятий страны, об интересах сельского хозяйства, мы обязательно пойдем на снижение безумно задранных ввозных пошлин на зарубежную сельхозтехнику, чтобы через конкуренцию подтянуть наших производителей до мирового уровня.
Одним словом, мы находимся в точке перелома. И чтобы встать на ноги, чтобы сделать российскую экономику конкурентоспособной и уважаемой во всем мире и на этой основе повысить благосостояние россиян, нам ничего другого не остается, как работать, думать, учиться на ошибках и снова работать.
Интервью взял Владимир Кадулин
|