Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Навои: технополис у стен старой Бухары  Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Письмо в редакцию Черная металлургия Вторичное сырье Машиностроение и металлообработка Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Экология Наука и технологии  Акционерное общество "Богословский алюминиевый завод". Успешный менеджмент при "плохой погоде" на рынке
Импэкс-металл Международное обозрение Искусства и ремесла История
Международное обозрение
№1' 1997 версия для печати
Статья:   
1
2
3
4
5

ХЕЛУАН НАЧИНАЕТСЯ В БАХРИИ



Владимир Беляков
Каир

    Старожилы египетского оазиса Бахрия делят его историю на два периода: "до асфальта" и "после асфальта". Тысячелетиями этот маленький островок жизни, затерянный в бескрайних просторах пустыни, был надежно изолирован от внешнего мира. 360-километровый караванный путь из Каира в Бахрию считался самым опасным во всем Египте – из-за своей протяженности и сыпучих песков.
    Асфальтированное шоссе построили в 1969 году, да и то поначалу не довели его до столицы Бахрии – маленького городка Бауити. Новая эра в истории оазиса началась благодаря египетско-советскому сотрудничеству. Дело в том, что скалистые породы в 16 километрах от просторной впадины, в которой расположена Бахрия, оказались богатым месторождением железной руды. И когда в середине 60-х годов при содействии Советского Союза в Хелуане, неподалеку от Каира, началось сооружение крупного металлургического комбината, месторождение в Бахрии было выбрано в качестве его главного источника сырья.
    Месторождение это, названное Аль-Гедида ("Новое"), обнаружил случайно в 1958 году египетский геолог Абду Басьюни. Он разведывал соседнее месторождение, у горы Гораби, сбился во время песчаной бури с пути и застрял на машине в том самом месте, где 15 лет спустя был создан железорудный карьер. Детально же разведку месторождения Аль-Гедида проводили в 1961 – 1964 годах совместно египетские и советские геологи. Они определили: содержание железа в руде довольно высокое – 53 %, запасы немалые – 140 млн. т. Оба эти показателя выгодно отличали новое месторождение от трех соседних, разведанных раньше. Так, содержание железа в руде на месторождении Гораби – 48,5 %, Наср – 46,5 %, Аль-Харра – 44,5 %. Запасы составляют соответственно 55, 35 и 50 млн. т.
    Моя поездка на железорудный карьер в Бахрии началась с лекции в информационном центре, которую прочитал мне главный геолог Аббас Махмуд Юсеф. Он рассказал, что площадь карьера превышает шесть квадратных километров. Он разделен на три блока, а они, в свою очередь, – на подблоки. Содержание железа в руде в разных подблоках несколько отличается, поэтому перед отправкой на комбинат ее смешивают. Средняя толщина рудного слоя – 13 метров, но местами он достигает целых 30. Ежегодная добыча составляет 2,5 – 3 млн. т. С момента ввода карьера в эксплуатацию в 1973 году добыто свыше 40 млн. т сырья. Себестоимость добычи тонны руды составляет 9,28 египетских фунта (2,73 дол.).
    Из информационного центра, созданного в клубе городка горняков, мы с Аббасом отправились на карьер. Туда ведет пятикилометровая тенистая аллея, засаженная эвкалиптами и хвойной казуариной. Проехали сначала трехэтажный административный корпус, затем – мастерские по ремонту техники, потом свернули направо и оказались вскоре у центрального блока.
    Первое, что бросилось в глаза – огромный карьерный экскаватор с надписью "УЗТМ" на борту. Расшифровать сокращение не составило особого труда: "Уральский завод тяжелого машиностроения". Наши экскаваторы работают уже почти четверть века, и об их замене египтяне пока не думают. Более того, как рассказал мне директор карьера Юсри Абдель Аль, часть экскаваторов досталась по наследству от строителей высотной Асуанской плотины. Их подремонтировали и вновь пустили в дело.
    Месторождение Аль-Гедида помогали осваивать советские специалисты, карьер оснащен советским оборудованием, и почти все оно исправно служит и поныне. Исключение составляют карьерные самосвалы "БелАЗ". Они появились в Бахрии в 1987 году – 45 - и 25-тонные – и проработали в карьере шесть лет. Начавшиеся при Горбачеве и усилившиеся после развала Союза негативные процессы в нашей экономике привели к задержке с поставками запасных частей, а затем они и вовсе прекратились. Египтяне разобрали несколько "БелАЗов" на запчасти, а отремонтированные самосвалы отправили на другой карьер – Бени-Халед в Центральном Египте, где для комбината в Хелуане добывают известняк. Сейчас в Бахрии остались всего три белорусские машины, да и то их переделали в цистерны для поливки дорог. На карьере же ныне трудятся американские "Терексы" (грузоподъемность – 75 и 35 т) и "Катерпиллары" (35 т).
    Разрез карьера многоцветен, словно радуга. Из-за различных добавок руда здесь не только буро-коричневая, но и красноватая, рыжая и даже лимонная.
    – Верхний слой пустой породы составляет от 8 до 20 метров, – рассказывает тем временем Аббас. – Приходится ее сначала взрывать, а уже затем удалять с помощью экскаваторов и бульдозеров.
    Из карьера едем к дробилке – самой крупной на Ближнем Востоке. Ее производительность – 1300 т руды в час. Руда затем подается транспортером на складские площадки. Там ее грузят экскаваторами в вагоны. От Бахрии до Хелуана проложена через пустыню железнодорожная ветка протяженностью 348 км. В среднем дважды в день на комбинат уходят по два состава из 60 вагонов – примерно 7 тыс. т сырья.
    Ночевал я в гостевой квартире в горняцком городке. Это настоящее чудо посреди пустыни. Добротные каменные дома утопают в зелени: в городке – 6 скважин, самая глубокая – 1117 метров. Житье предоставляется бесплатно, его качество зависит от категории работника. У административного персонала – просторные трехкомнатные квартиры, у геологов и инженеров – немного поскромнее. Самое простое жилье – у рабочих, но тоже благоустроенное, со всеми удобствами.
    В городке, население которого составляет три с половиной тысячи жителей, есть все необходимое: магазины, школы, больница, телефонная станция, клуб, мечеть, телевизионный ретранслятор. Есть и свое подсобное хозяйство, где выращивают овощи, разводят кур. Ежемесячно каждый из 800 работников карьера получает продовольственный паек на сумму 180 египетских фунтов (3,4 египетских фунта равны 1 долл.). И зарплата в Бахрии хорошая: в среднем 764 фунта в месяц. Добавьте сюда еще 304 фунта: стоимость продовольственного пайка, расходы карьероуправления на бесплатные жилье, медицинское обслуживание, транспорт. Так что жизненный уровень в городке выше, чем в среднем по стране. Все дети, аккуратно одетые, ходят в школу. Забота о кадрах – вообще отличительная черта египетского госсектора, особенно заметна она в городках при предприятиях – будь то на карьере в Бахрии или на алюминиевом комбинате в Наг-Хаммади.
    Добыча железной руды ознаменовала настоящую революцию для обитателей оазиса. Прежде всего потому, что с былой изоляцией было покончено. Каждый день из Каира в Бауити ходит автобус, из Бахрии в столицу отправляется сельскохозяйственная продукция. За четверть века число жителей оазиса выросло с 10 до 25 тыс. Некоторые из них работают на карьере, куда их возит служебный автобус. Все чаще появляются в Бахрии иностранные туристы. Там даже начато строительство четырехзвездной гостиницы.
    Карьер в Бахрии – неотъемлемая часть Египетской компании чугуна и стали, управляющей Хелуанским металлургическим комбинатом. Без него само появление комбината было бы немыслимо.
    Так что Хелуан начинается в Бахрии. А кончается он строительными конструкциями, железнодорожными рельсами, деталями машин – словом, всем тем, что делается из металла и без чего не может обойтись ни одна страна.

Статья:   
1
2
3
4
5
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение