Владимир Курамин
Председатель Госкомсевера РФ
Население российского Севера убывает. Миграционный поток имеет лишь одно направление на запад и юг. На "материк" подались и те, кто приехал в северные широты не на заработки, а считал себя коренным. Идет "великий исход" с северных, в особенности заполярных, территорий. Об этом с тревогой говорят в печати, с парламентской трибуны. Кое-кто ищет оправдание происходящему. Дескать, нечего и жалеть, что обжитые форпосты промышленной цивилизациии на Севере покидаем. Вон, поглядите, канадцев не больно заботит, что их приполярные территории пустуют, аборигенам-эскимосам приволье. Плановая экономика не считалась с затратами, когда обживали Север, а рыночная любит деньгам счет. Дескать, "маятник" миграции возвращается в "нормальное" положение после того, как перестали его понукать. А затишье на Великом Северном морском пути тоже не такая уж беда. И вся отечественная героическая полярная эпопея от Седова до челюскинцев, рейд атомохода к Северному полюсу и единственная в мире АЭС за 60-й параллелью в Билибино лишь предания уходящей бурной эпохи, когда над "простым" человеком довлели воля государства и масштабность его промысла.
Эти благостные рассуждения ни что иное как самообман.
Как совместить то, что две трети сырьевых богатств России залегают как раз на тех северных территориях, исход населения с которых нарастает, и наше будущее как промышленной державы? Есть ли у нас, россиян, стратегия развития производительных сил Севера?
"Северная надбавка" кризиса
Действительно, Север сегодня переживает далеко не лучшие времена. При переходе на рыночные отношения, в силу объективно необходимых повышенных затрат на производство и жизнеобеспечение населения, он оказался наиболее пораженным социально-экономическим кризисом регионом России. В большинстве его территорий кривая спада по сопоставимым показателям в экономике, социальной сфере и уровне жизни населения значительно круче, чем в целом по стране.
Кризис сопровождается разрушением всего хозяйственного комплекса Севера, и прежде всего предприятий природоэксплуатирующих отраслей. Речь идет о высоком износе основных фондов, росте удельных затрат на добычу и переработку сырья. На многих предприятиях топливно-энергетической, лесоперерабатывающей и горнорудной промышленности попросту замирает жизнь.
Наиболее опасным в плане сохранения созданного потенциала является разрушение "человеческого" капитала, интенсивный миграционный отток квалифицированных специалистов. У людей крепнет убеждение, что Север брошен на произвол судьбы.
Разрушение хозяйственного комплекса Севера, поиск регионами путей самовыживания вынуждают их к переориентации на внешний рынок. Прежде всего за счет ресурсного потенциала. Их автономное включение в систему мирового хозяйства, возрастающая зависимость от стран с развитой экономикой несут в себе угрозу не только экономической безопасности, но и целостности России.
Покинутая сокровищница?
Все чаще в адрес федеральных органов власти звучат обвинения в отсутствии какой-либо государственной политики в отношении Севера. Предлагаются и различные скоропалительные варианты его "спасения", вплоть до "закрытия" и эвакуации миллионов северян. Делается это зачастую от незнания существа дела, а порой и с провокационными целями.
Должен со всей определенностью заявить, что у России есть своя "северная" политика. Ее основные положения сформулированы в Государственной сводной программе экономического и социального развития Севера России. Правительство обязало министерства и ведомства, органы исполнительной власти территорий при подготовке прогнозов, концепций и программ социально-экономического развития страны учитывать эти положения. Для реализации государственной политики и образован Госкомсевер России.
Наша "северная" политика строится прежде всего исходя из той роли, которую играет ресурсный потенциал высоких широт в жизнеобеспечении страны. На Севере сосредоточены основные запасы энергоносителей, фосфорного и алюминийсодержащего сырья, многих цветных и редких металлов, создан мощный промышленный комплекс, добывается 91 % газа, три четверти нефти, 91 % олова, подавляющая часть золота, алмазов... Особенно богат север Сибири и Дальнего Востока. Только РАО "Норильский никель" производит 90 % никеля, более 60 % меди, 78 % кобальта и 100 % металлов платиновой группы. На долю "северов" приходится пятая часть национального дохода и около 60 % валютных поступлений страны. Это при том, что северян лишь 8 % от общей численности населения.
Север сегодня "кормит" страну. А если говорить о перспективе за 2005 годом, то северные территории России гарантируют сырьевую независимость отечественной экономики, как никакой другой в мире.
На Ямале залегает около 25 % разведанных запасов газа страны. Открытие на шельфе арктических морей уникальных газовых и газоконденсатных месторождений (Ленинградское и Русиновское в Карском море, Штокмановское в Баренцевом) значительно увеличило и без того огромный газоносный потенциал северных районов.
Развитие нефтедобычи также связано с Севером. На ближайшую перспективу ведущая роль сохранится за Ханты-Мансийским автономным округом. А за пределами 2000 года резко возрастет роль Ненецкого автономного округа. Высокоперспективными по нефтегазоносности районами являются также Эвенкийский автономный округ и северная часть Иркутской области. Нефтегазовые месторождения на шельфе Сахалина обеспечат потребности в нефтепродуктах Дальневосточного региона.
В недрах Республики Саха (Якутия) залегают 36 % запасов угля особо ценных марок и основная масса разведанных алмазов страны. По производству сурьмы республика занимает второе место в мире после Китая. Здесь же находится крупнейшее Томторское месторождение ниобия и скандия.
Более половины всех запасов никеля, меди, кобальта и металлов платиновой группы находится на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. На Кольском полуострове в Хибинах расположено самое крупное в мире месторождение апатито-нефелиновых руд важнейшего сырья для производства фосфорных удобрений, алюминия и металлов редкоземельной группы. В Амурской и Магаданской областях, Хабаровском крае, Якутии, на Чукотке и Камчатке открыты новые запасы золота.
Минерально-сырьевая база российского Севера в стоимостном измерении, если принять во внимание истощение источников сырья в планетарном масштабе, сегодня не может быть оценена сполна. При этом большинство видов сырья не может быть альтернативно возмещено добычей в других районах страны или приобретено на мировом рынке. Многие наши уникальные, часто комплексные, месторождения до сих пор еще не востребованы.
Кроме того, на Севере сосредоточено около 60 % запасов древесины, а прилегающие акватории Мирового океана представляют собой богатую биоресурсную базу. Вместе с тем Север является практически последним нашим резервом первозданной природы, чрезвычайно важным регулятором жизни биосферы. Все это вместе определяет приоритет Севера в плане стратегических интересов России.
Госкомсевер за протекционизм
Несведущие люди говорят: раз Север так ломится от природных богатств, то при рынке и сам прокормится. Это заблуждение. На федеральном уровне ключевым принципом северной политики является государственный протекционизм. Государство не вправе уклониться от своей ответственности не только за жизнеобеспечение северян. Речь идет о сохранении всей воспроизводственной структуры экономики Севера, имеющей свою специфику. Оказывается помощь предприятиям природоэксплуатирующих отраслей. Возмещается часть транспортных затрат по поставкам на Север продовольствия и топливно-энергетических ресурсов. Принят Закон о государственных гарантиях и компенсациях для северян. Проводится работа по становлению рыночных структур, развитию охраняемых природных зон.
Претворяются программы строительства жилья для северян в средней и южной полосе России, развития экономики и культуры малочисленных народов, государственным заказчиком которых выступает Госкомсевер.
Сделаны шаги по оптимизации структуры промышленного производства на Севере.
Например, проводится реструктуризация угольной промышленности в Печорском бассейне. Добываемый здесь коксующийся уголь обеспечивает работу АО "Северсталь". Энергетические угли используются на тепловых электростанциях северных и центральных районов России.
Низкорентабельные шахты будут закрываться, перспективные реконструироваться. Цель конкурентоспособность углей Печорского бассейна, чтобы Воркута пережила кризисные времена.
Если бы не эти меры государственной поддержки, обстановка на Севере была бы куда более сложной. Хотя, конечно, сделано далеко не все, чтобы стабилизировать ее, переломить разрушительные тенденции. Это связано с ограниченными возможностями федерального бюджета. Но не только. Довольно долго бытовало мнение, что рынок сам по себе все расставит по своим местам. Иные федеральные органы власти и управления не учитывали специфику Севера, его взаимозависимость с другими районами России.
Закон как архимедов рычаг
Северные проблемы многоплановы, имеют сложные межотраслевые и межрегиональные связи. Государственное регулирование должно носить комплексный, системный характер. Однако до последнего времени дело сводилось к отдельным решениям Президента и Правительства. Единое правовое поле и механизм такого регулирования, по существу, отсутствовали.
Назревала острая необходимость выработки общей концепции отношения государства к Северу. Она получила воплощение в принятом в июне 1996 г. Федеральном законе "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации". Подготовлен он по инициативе и при активном участии Госкомсевера.
С одной стороны, принятый парламентом акт "узаконивает" сложившуюся практику жизнеобеспечения северян. С другой, закон как архимедов рычаг существенно расширяет правовое поле, создает условия для гармоничного развития производства, социальной сферы и сохранения окружающей природной среды. Тем самым, выстраивается модель Севера, обеспечивающая оптимальное функционирование системы "человек экономика природа".
Законом определено, что поддержка оказывается в первую очередь товаропроизводителям, обеспечивающим государственные нужды. Им предоставляются компенсации по возмещению повышенных затрат. Речь, в частности, идет о льготном кредитовании, ускоренной амортизации производственных фондов, стимулировании инвестиционной деятельности банков, создании благоприятных условий для отечественных и иностранных инвесторов.
Принципиальное значение имеет положение Закона об опережающем развитии объектов инфраструктуры на Севере, в первую очередь связи и транспорта, включая Северный морской путь. Только при этом условии станут доступны для разработки многие открытые месторождения.
Арктический мост
Заслуживают, в частности, изучения предложения специалистов о создании единой транспортной системы Крайнего Севера и Арктики, замыкающей железнодорожные, речные и иные коммуникации на Северный морской путь нашу главную арктическую магистраль. Техническое обеспечение этой идеи предполагает сооружение на берегу Баренцева моря, наряду с расширением основного, Мурманского, еще одного незамерзающего порта, строительство дополнительных железнодорожных и трубопроводных выходов к Северному Ледовитому океану. Это потребует организовать производство специализированных транспортных средств речных ледоколов, судов река море, лихтеровозов, существенно обновить ледокольный и транспортный флот.
Повышение роли Северного морского пути в новом геостратегическом положении России, лишившейся многих южных и заполярных портов, еще не осознано по достоинству. Возрождение и наращивание мощи Севморпути будут способствовать вовлечению в хозяйственный оборот природных ресурсов Крайнего Севера, развитию взаимовыгодных связей со странами Тихоокеанского бассейна.
Госкомсевер определен головным разработчиком основных направлений развития Северного морского пути. По мнению ученых и специалистов, они должны включить в себя определение на перспективу потенциальных грузопотоков, тяготеющих к Северному морскому пути, разработку и внедрение соответствующих проектов, поиск новых принципов государственного и рыночного регулирования условий перевозок для российских и иностранных судов.
Логическим продолжением концепции транспортной системы Севера является проект "Арктический мост", разработанный Госкомсевером совместно с администрацией Мурманской области и правительством канадской провинции Манитоба. Суть его в использовании Северного Ледовитого океана и прилегающих к нему территорий и акваторий для сокращения расстояния при перевозках грузов и пассажиров как водным, так и воздушным путем. Образно говоря, пролетами этого моста должны стать транспортные артерии "Мурманск Черчилл" и "Магадан Ванкувер".
Север: взгляд в будущее
Заглядывая за горизонт 2005 года, вполне можно провидеть такой разворот судьбы российского Севера, когда его морской арктический фасад, от Чукотки до Лапландии, станет магистральным судоходным торговым путем для трансконтинентальных грузопотоков Западная Европа Аляска страны Тихоокеанского региона. Ведь уже известно, что центр мировой экономики необратимо смещается в страны Тихоокеанского сообщества. Здесь окажется средоточие инвестиций транснациональных компаний. Китай, Япония, "молодые драконы", вкупе, перевесят объемы производства в ЕС. Многие авторитетные экономисты и политики, как, например, генерал Галлуа ("Металлы Евразии. № 1. 1996 г.), справедливо предостерегают нас от односторонней, не отвечающей новым реалиям ориентации на интеграцию с хозяйством Западной Европы. В самом деле, Россия, несмотря на сегодняшнее кризисное состояние ее экономики, в будущем способна встроиться в новые схемы мирового разделения труда с восточным, а не западным вектором. Сегодня товарные потоки из Китая, Японии и Юго-Восточной Азии идут в Европу долгим путем через Сингапур, Индийский океан, Суэцкий канал. Севморпуть вполне может стать второй, конкурирующей торговой магистралью для мировой торговли, а мыс Дежнева своего рода новым Гибралтаром. Выгоды, которые получит Россия от северного транзита, станут еще одним стимулом для возрождения наших арктических территорий.
Проблема природопользования на Севере многопланова. Особую остроту имеет сохранение традиционных отраслей хозяйствования коренных малочисленных народов. Индустриализация региона нанесла им серьезный ущерб. В последнее время высветилась и такая новая для нас грань, которая связана с экономической безопасностью России. Имеются в виду хищническое отношение к природным ресурсам, их бесконтрольный вывоз за рубеж, активное проникновение и закрепление на северных территориях различных сомнительных иностранных компаний. Наша позиция на этот счет однозначна: ужесточение государственного контроля за стратегическими ресурсами Севера.
Реализация Закона о Севере в целом позволит, в конечном счете, определиться, какие производства наиболее перспективны, какой объем финансовых ресурсов государство может и должно выделять на поддержку северных территорий, какова должна быть оптимальная численность населения, проживающего на Крайнем Севере. Решение этой задачи означает в практическом плане снижение производственной, экологической и демографической нагрузки на Север, а одновременно и на федеральный бюджет. А если подвести общий знаменатель под российскую концепцию развития Севера, то это выход на модель устойчивого развития в интересах нынешнего и будущего поколений.
|