Леонид Котов
Корр. ИТАР-ТАСС специально для журнала "Металлы Евразии" (Дели)
В последние несколько лет российские организации, уже пять десятилетий успешно действующие на индийском рынке, вынуждены вести тяжелую борьбу за право сохранить свои позиции в металлургии республики. Для этого у России есть стремление, однако возможности для продолжения сотрудничества с Индией оказались теперь значительно суженными. В 1985 году Москва прекратила кредитование осуществляемых в Индии проектов, в том числе с участием российских объединений. Дели в то же время решил не выделять подряды на модернизацию существующих мощностей и на строительство новых предприятий одной только России, а проводить международные тендеры на коммерческой основе. Получилось так, что Индия как бы отказалась принимать во внимание былое успешное и продуктивное сотрудничество с нашей страной в металлургии, а поставила во главу угла прежде всего экономическую выгоду, достичь которую можно только за счет новых технологий, выгодных подрядов, твердых финансовых гарантий и плановой реализации заказов. Такие правила, вполне естественные для рыночной экономики, застали Россию врасплох. Пока у нас считали раскатисто гремевший в 50-е годы лозунг "Хинди-руси бхай-бхай" ("Индийцы и русские братья") за неизменную доминанту наших экономических отношений, в Индию устремились концерны из Японии, Англии, Германии и даже из Китая.
Конкуренты попытались, и часто не без успеха, вытеснить Россию с индийского рынка в качестве поставщика комплексного оборудования для металлургической промышленности. Тут сыграли отрицательную роль невозможность выполнения российскими организациями условий участия в международных тендерах в Индии, предусматривающих получение финансовых гарантий от крупнейших западных банков, проблемы транспортировки такого оборудования через территорию Украины из-за высоких тарифов, а также несоблюдение российскими организациями сроков поставок.
В этих трудных условиях "Тяжпромэкспорту" и ряду других российских объединений все же удалось подключиться к выполнению новых контрактов в Индии. В острой конкурентной борьбе Россия получила заказ на модернизацию и реконструкцию Дургапурского и Роуркельского металлургических заводов. 10 января 1996 года было подписано соглашение о строительстве цеха по подготовке сырья на Бхилайском комбинате, которое оценивается в 60 млн. долл.
Осуществление новых контрактов означает не только сохранение позиций России на индийском рынке, но и обеспечение заказами десятков предприятий в нашей стране, занятость их огромных коллективов. В ближайшей перспективе российско-индийское сотрудничество в области металлургии может выйти на качественно новый уровень, когда сталелитейные корпорации Индии смогут вкладывать капитал в создание совместных с Россией предприятий, участвовать в строительстве новых объектов российской металлургии, совместно продавать производимую ими сталь и чугун государствам Азии.
Посетивший в октябре минувшего года Индию вице-премьер правительства РФ Олег Давыдов в беседе со мной подчеркнул, что у России и Индии существует обоюдное стремление продолжать традиционное сотрудничество, в том числе и в металлургии, несмотря на объективные трудности, переживаемые нашей страной в процессе интеграции в мировую рыночную экономику. По мнению Олега Давыдова, реинвестирование средств, выплачиваемых Индией в счет погашения ее долгов бывшему СССР, позволит наладить финансирование российских организаций в строительстве новых металлургических предприятий в республике и модернизации уже действующих. Необходимы также твердая государственная поддержка, снижение налогов и льготное кредитование экспортеров российского оборудования на индийский рынок.
Нельзя при этом, однако, забывать о том, что пока Москва решает вопросы, связанные с налаживанием торгово-экономических связей с Индией в условиях, мягко говоря, неблагополучной ситуации в российской экономике, более стабильно развивающаяся Индия широко пользуется своим правом самостоятельного поиска наиболее выгодных партнеров.
|