Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Навои: технополис у стен старой Бухары  Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Письмо в редакцию Черная металлургия Вторичное сырье Машиностроение и металлообработка Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Экология Наука и технологии  Акционерное общество "Богословский алюминиевый завод". Успешный менеджмент при "плохой погоде" на рынке
Импэкс-металл Международное обозрение Искусства и ремесла История
Экономика
№1' 1997 версия для печати
Статья:   
1
2
3

ПРОМЫШЛЕННИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ПРЕДЛАГАЮТ КОРРЕКЦИИЮ КУРСА РЕФОРМ

    В дни минувшей "жаркой осени", когда в Совете Федерации и Думе шли жаркие дебаты о бюджете 1997 года и путях спасения национальной экономики, балансирующей на грани выживания, в "Президент – отеле" состоялись заседания Национального Экономического Совета (НЭС), образованного на Российском Экономическом Форуме в Екатеринбурге в мае 1996 г.
    В его состав вошли политические лидеры, крупные промышленники, банкиры, экономисты, предприниматели.
    Основным вопросом обсуждения явилась выработка предложений Совета по проекту бюджета Российской Федерации на 1997 год, по формированию последовательной экономической политики государства. Обсуждены проект "Положения о Национальном Экономическом Совете" и его организационная структура. Принято решение об образовании из членов НЭС секций по направлениям деятельности: региональная политика, социальная, кредитно-финансовая, промышленная, аграрная.
    Согласно Положению, основными задачами Национального Экономического Совета являются анализ важнейших проблем социально-экономического развития России и ее регионов на основе всесторонних консультаций с различными политическими и экономическими структурами, партиями и общественными движениями, подготовка предложений Президенту, правительству и другим федеральным органам власти.
    Обязанности секретаря НЭС возложены на Э.Э. Росселя – губернатора Свердловской области, исполнительного директора НЭС – на А. А. Тихонова – генерального директора предприятия "Интерурал".
    "Металлы Евразии" публиковали материалы Первого Экономического Форума России в Екатеринбурге. Редакционный Совет намерен освещать деятельность Форума и Национального Экономического Совета (НЭС) на протяжении всего 1997 года.
    Промышленное сообщество России находится на пути выработки новых альтернатив реформы экономики, которые позволят возобновить промышленный рост.
    Сегодня мы публикуем по стенограмме выступление на НЭСе его исполнительного секретаря, генерального директора предприятия "Интерурал" Анатолия Тихонова.


"ЗАТЯГИВАНИЕ ПОЯСОВ" – НЕ САМОЦЕЛЬ
"БЛАГОЛЕПНЫЙ" ПРОЦЕНТ ИНФЛЯЦИИ НЕ УТОЛИТ ИНВЕСТИЦИОННОЕ ГОЛОДАНИЕ ЭКОНОМИКИ



Анатолий Тихонов

Анатолий Тихонов    Кто же польстится на черный хлеб, когда государство торгует вразнос пирожными? Так молвят российские металлурги, ожидая, когда, наконец, придут в их отрасль инвестиции, и наблюдая за тем, как деньги уходят в ГКО, другие бумаги, и тем самым производство не стабилизируется, а падает.
    Я специально начал свое выступление с металлургов, потому что, на мой взгляд, это показательная отрасль. Не только базовая, но и экспортная, и в то же время большие поставки продукции этой отрасли идут на внутренний рынок. Поэтому, рассматривая острые проблемы отрасли, мы могли бы увидеть через эту призму и всю драму российской экономики.
    Что стряслось с металлургической отраслью буквально в последний год? Из-за пресловутого "валютного коридора", из-за увеличения цен на сырье, тарифы энергетиков и транспортников металлургия потеряла в доходах 17 трлн. рублей. Казна, в свою очередь, недополучила 7 трлн. рублей. Странно наблюдать, как государство с протянутой рукой стоит перед МВФ, в то время когда деньги, которые мы просим взаймы на Западе, можно было бы заработать самим, если не мытарить нашу родную промышленность, не упускать наши собственные возможности.
    Я полностью согласен с мнением промышленного сообщества, что "валютный коридор" должен быть отменен. Должны быть установлены такие курсы рубля к твердым валютам, к доллару, которые бы позволили увеличить доходность экспорта нашей продукции, потому что валюта, которая приходит из-за рубежа, это как раз та свежая кровь, которая, попав в наш экономический организм, способна оздоровить его.
    Теперь, что касается внутреннего рынка. Раньше, 10 лет назад, в России потреблялось металла 80 – 100 млн. т. Сейчас внутреннее потребление составляет всего 20 млн. т, т. е. упало в 5 раз. Почему? Нет платежеспособного спроса в машиностроении, в строительстве, в МПС.
    Допустим, программа "Жилье", программа реконструкции дорог, выбор каких-то базовых, "локомотивных" отраслей, таких как металлургия, газовая и нефтяная промышленность, вслед за развитием которых оживут и все остальные отрасли экономики. Наверное, проблеме выхода из затянувшегося кризиса будут посвящены ближайшие дебаты на Совете Федерации, в Госдуме. Полагаю, Э. Э. Россель от имени Национального Экономического Совета заявит о нашей крайней озабоченности проблемами экономики. Разве затягивание поясов является самоцелью? "Благолепный" процент инфляции не утолит инвестиционное голодание промышленности, не искупит опасное свертывание производства.
    Говорят о "бюджете развития" как некоем новшестве, чтобы успокоить народ. Нет чтобы сказать: сейчас мы вложим деньги, допустим, в металлургию, разгрузим от налогов газовую и нефтяную промышленность, а они дадут нам реальный прирост прибыли, налоговые поступления, а за ними, глядишь, потянется машиностроение, МПС, строительство и т. д. Вот, мне кажется, какого толка шагов ожидает промышленность от правительства в самое ближайшее время.
    Ведь что делают за рубежом, когда хотят что-то поправить в экономике? Хочу привести пример Франции. Французы в свое время убедились, что их электронная промышленность отстает от мирового уровня, в частности от американского. Военная промышленность и армия во Франции стали оснащаться американской электроникой. Это озаботило государственных мужей Франции, и они решили, что надо поднять уровень национальной электронной промышленности. Освободили ее от налогов, и вскоре стали появляться на рынке компьютеры, сделанные во Франции. А потом, когда эта отрасль как следует развилась, на нее распространили планку налогов, которые платят другие. Это как пример. Может быть, по такому пути государственного протекционизма пойти и нам?
    Я не буду долго останавливаться на цифрах, которые у всех, увы, на слуху, в частности, что кредиторская задолженность в целом по России перевалила за 900 трлн., задолженность по зарплате – 47 трлн. рублей, пенсиям – 17 трлн., предприятия должны энергетикам более 70 трлн., а энергетики газовикам – 25 трлн. И это – "стабилизация"? Когда будут расчищены финансовые завалы? Недоимки, неплатежи и долги растут как снежный ком. Каким-то образом из этой беды надо выбираться. Допустим, делать взаиморасчеты. Осуществить продажу долгов предприятий с аукциона, применить дисконт и т. д. Нужны какие-то конкретные указы, постановления, решения, чтобы смысл предпринимаемых мер был понятен работодателям, людям наемного труда, промышленникам и банкирам.
    К слову, про банкиров хочу сказать, что есть, на мой взгляд, три банка, которые, несмотря на все конъюнктурные колебания, все-таки вкладывают деньги в промышленность. Не случайно они присутствуют на нашем Национальном Экономическом Совете в лице своих руководителей. Это – "Инкомбанк", "Внешторгбанк", "Промстройбанк", которые не боятся вкладывать деньги, не только делают краткосрочные инвестиции, но и долгосрочные вливания в промышленность. Слава Богу, что такие банки есть, но еще больше тех, кто все еще мыслит "короткой выгодой".
    Вполне ли осознается социальная напряженность в регионах? Надо, наконец, решиться на контролируемую эмиссию для того, чтобы расплатиться по задолженностям, прежде всего перед бюджетниками.

РЕЗОЛЮЦИЯ
Национального Экономического Совета Президенту, Правительству, Федеральному собранию РФ "О мерах по выходу из кризиса товарно-денежных отношений в России"

    1. Правительству РФ принять неотложные меры по ликвидации задолженности бюджета за выполненные государственные заказы, по заработной плате работникам бюджетной сферы, пенсиям и пособиям.
    В сжатые сроки определить действительные потребности страны в денежной массе (включая потребности предприятий в оборотных средствах) и в случае необходимости внести изменения в действующее законодательство об увеличении пределов денежной эмиссии на ближайшие 2 – 3 года, имея в виду как денежную наличность, так и кредиты Центробанка бюджету.
    Провести массированный взаимозачет долговых обязательств по всему народному хозяйству, имея в виду, что это может снизить в 8 – 10 раз всю взаимозадолженность. Ввести переучет векселей Центробанка и наиболее надежных коммерческих банков и впредь резко ограничить круг учреждений, имеющих право выпускать векселя. Правительству совместно с Центробанком вообще упорядочить (или создать принципиально новую) схему выпуска и хождения различных денежных суррогатов.
    2. Осуществить общее снижение уровня налогообложения, которое, помимо благотворного влияния на социально-экономическую ситуацию в стране, приведет к расширению налоговой базы и общему оздоровлению товарно-денежных отношений.
    Воздержаться (за полной бесполезностью) от налогообложения доходов по депозитам в банках и ГКО. Сократить пени и штрафы по налоговым недоимкам. Сосредоточить усилия правительства на более активном использовании традиционных источников налоговых поступлений, включая акцизные сборы на алкогольную продукцию, табак и другие подакцизные товары, таможенные сборы, рентные платежи, налоги на имущество. Отложить на более поздние сроки планы коммунальной реформы, предусматривающие самоокупаемость жилья и всего коммунального хозяйства.
    Предусмотреть более жесткое государственное регулирование цен на продукцию естественных монополий (энергетику, транспорт, связь).
    4. Создать законодательные гарантии и государственные условия для вовлечения в народнохозяйственный оборот долларовых накоплений населения и предприятий, а также российских капиталов, эмигрировавших за рубеж. Считать центральной задачей по оздоровлению общей экономической ситуации в стране восстановление доверия населения, предприятий и потенциальных зарубежных инвесторов к правительству и проводимой им политике.
    Разработать специальную народнохозяйственную программу и технологию ее проведения в жизнь по направлению привлекаемых долларовых накоплений и поступающих инвестиционных средств из-за рубежа в объекты, завершающие технологические цепочки; в отрасли-локомотивы, способные обеспечить развитие смежных отраслей; в предприятия высокой технологии, обеспечивающие научно-технический прогресс; в инвестиционные проекты высокой степени готовности.
    5. В условиях экспортнориентированной экономики перейти к такому регулированию валютного курса рубля, которое позволяло бы надежно защищать интересы отечественного производителя и дополнительно стимулировать российских экспортеров, особенно экспортеров высокотехнологической продукции. Нынешний "наклонный валютный коридор" предусматривает неоправданно высокий курс рубля, не отвечающий ни интересам отечественных производителей, ни интересам наших экспортеров. Необходимо в сложившихся условиях более активно применять рациональный государственный протекционизм, обеспечивающий защиту внутреннего рынка и поощрение перспективного экспорта путем соответствующей курсовой и тарифной политики.
    6. Всеми мерами стимулировать инвестиционную активность коммерческих банков и других финансовых институтов в отечественную промышленность, строительный комплекс и развитие транспорта. Добиваться радикальной переориентации финансовых потоков из сферы преимущественно финансовых спекуляций и обслуживания ГКО в реальную экономику. В целях возрождения инвестиционного процесса снизить и довести ставку рефинансирования Центробанка до реальных (с учетом инфляции) 20 % и соответственно уменьшить доходность государственных ценных бумаг. В тех же целях более активно проводить политику размещения федеральных и региональных ценных бумаг на международных финансовых рынках.
    7. Регламентировать нормативно-правовыми актами привлечение субъектов РФ к разработке ежегодного совместного документа Правительства и Центробанка РФ "Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики" с последующим согласованием в Совете Федерации.
    8. Установить на законодательном уровне обязательность системной экспертизы действующих и разрабатываемых законов по критериям национальной безопасности (геополитической, экономической, социальной, криминологической). Не допускать ни текущих, ни перспективных серьезных изменений в ключевых областях денежно-кредитной и налоговой политики Правительства РФ без подобной экспертизы.


Статья:   
1
2
3
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение