Анатолий Тихонов
Кто же польстится на черный хлеб, когда государство торгует вразнос пирожными? Так молвят российские металлурги, ожидая, когда, наконец, придут в их отрасль инвестиции, и наблюдая за тем, как деньги уходят в ГКО, другие бумаги, и тем самым производство не стабилизируется, а падает.
Я специально начал свое выступление с металлургов, потому что, на мой взгляд, это показательная отрасль. Не только базовая, но и экспортная, и в то же время большие поставки продукции этой отрасли идут на внутренний рынок. Поэтому, рассматривая острые проблемы отрасли, мы могли бы увидеть через эту призму и всю драму российской экономики.
Что стряслось с металлургической отраслью буквально в последний год? Из-за пресловутого "валютного коридора", из-за увеличения цен на сырье, тарифы энергетиков и транспортников металлургия потеряла в доходах 17 трлн. рублей. Казна, в свою очередь, недополучила 7 трлн. рублей. Странно наблюдать, как государство с протянутой рукой стоит перед МВФ, в то время когда деньги, которые мы просим взаймы на Западе, можно было бы заработать самим, если не мытарить нашу родную промышленность, не упускать наши собственные возможности.
Я полностью согласен с мнением промышленного сообщества, что "валютный коридор" должен быть отменен. Должны быть установлены такие курсы рубля к твердым валютам, к доллару, которые бы позволили увеличить доходность экспорта нашей продукции, потому что валюта, которая приходит из-за рубежа, это как раз та свежая кровь, которая, попав в наш экономический организм, способна оздоровить его.
Теперь, что касается внутреннего рынка. Раньше, 10 лет назад, в России потреблялось металла 80 100 млн. т. Сейчас внутреннее потребление составляет всего 20 млн. т, т. е. упало в 5 раз. Почему? Нет платежеспособного спроса в машиностроении, в строительстве, в МПС.
Допустим, программа "Жилье", программа реконструкции дорог, выбор каких-то базовых, "локомотивных" отраслей, таких как металлургия, газовая и нефтяная промышленность, вслед за развитием которых оживут и все остальные отрасли экономики. Наверное, проблеме выхода из затянувшегося кризиса будут посвящены ближайшие дебаты на Совете Федерации, в Госдуме. Полагаю, Э. Э. Россель от имени Национального Экономического Совета заявит о нашей крайней озабоченности проблемами экономики. Разве затягивание поясов является самоцелью? "Благолепный" процент инфляции не утолит инвестиционное голодание промышленности, не искупит опасное свертывание производства.
Говорят о "бюджете развития" как некоем новшестве, чтобы успокоить народ. Нет чтобы сказать: сейчас мы вложим деньги, допустим, в металлургию, разгрузим от налогов газовую и нефтяную промышленность, а они дадут нам реальный прирост прибыли, налоговые поступления, а за ними, глядишь, потянется машиностроение, МПС, строительство и т. д. Вот, мне кажется, какого толка шагов ожидает промышленность от правительства в самое ближайшее время.
Ведь что делают за рубежом, когда хотят что-то поправить в экономике? Хочу привести пример Франции. Французы в свое время убедились, что их электронная промышленность отстает от мирового уровня, в частности от американского. Военная промышленность и армия во Франции стали оснащаться американской электроникой. Это озаботило государственных мужей Франции, и они решили, что надо поднять уровень национальной электронной промышленности. Освободили ее от налогов, и вскоре стали появляться на рынке компьютеры, сделанные во Франции. А потом, когда эта отрасль как следует развилась, на нее распространили планку налогов, которые платят другие. Это как пример. Может быть, по такому пути государственного протекционизма пойти и нам?
Я не буду долго останавливаться на цифрах, которые у всех, увы, на слуху, в частности, что кредиторская задолженность в целом по России перевалила за 900 трлн., задолженность по зарплате 47 трлн. рублей, пенсиям 17 трлн., предприятия должны энергетикам более 70 трлн., а энергетики газовикам 25 трлн. И это "стабилизация"? Когда будут расчищены финансовые завалы? Недоимки, неплатежи и долги растут как снежный ком. Каким-то образом из этой беды надо выбираться. Допустим, делать взаиморасчеты. Осуществить продажу долгов предприятий с аукциона, применить дисконт и т. д. Нужны какие-то конкретные указы, постановления, решения, чтобы смысл предпринимаемых мер был понятен работодателям, людям наемного труда, промышленникам и банкирам.
К слову, про банкиров хочу сказать, что есть, на мой взгляд, три банка, которые, несмотря на все конъюнктурные колебания, все-таки вкладывают деньги в промышленность. Не случайно они присутствуют на нашем Национальном Экономическом Совете в лице своих руководителей. Это "Инкомбанк", "Внешторгбанк", "Промстройбанк", которые не боятся вкладывать деньги, не только делают краткосрочные инвестиции, но и долгосрочные вливания в промышленность. Слава Богу, что такие банки есть, но еще больше тех, кто все еще мыслит "короткой выгодой".
Вполне ли осознается социальная напряженность в регионах? Надо, наконец, решиться на контролируемую эмиссию для того, чтобы расплатиться по задолженностям, прежде всего перед бюджетниками.
РЕЗОЛЮЦИЯ Национального Экономического Совета Президенту, Правительству, Федеральному собранию РФ "О мерах по выходу из кризиса товарно-денежных отношений в России" |
1. Правительству РФ принять неотложные меры по ликвидации задолженности бюджета за выполненные государственные заказы, по заработной плате работникам бюджетной сферы, пенсиям и пособиям.
В сжатые сроки определить действительные потребности страны в денежной массе (включая потребности предприятий в оборотных средствах) и в случае необходимости внести изменения в действующее законодательство об увеличении пределов денежной эмиссии на ближайшие 2 3 года, имея в виду как денежную наличность, так и кредиты Центробанка бюджету.
Провести массированный взаимозачет долговых обязательств по всему народному хозяйству, имея в виду, что это может снизить в 8 10 раз всю взаимозадолженность. Ввести переучет векселей Центробанка и наиболее надежных коммерческих банков и впредь резко ограничить круг учреждений, имеющих право выпускать векселя. Правительству совместно с Центробанком вообще упорядочить (или создать принципиально новую) схему выпуска и хождения различных денежных суррогатов.
2. Осуществить общее снижение уровня налогообложения, которое, помимо благотворного влияния на социально-экономическую ситуацию в стране, приведет к расширению налоговой базы и общему оздоровлению товарно-денежных отношений.
Воздержаться (за полной бесполезностью) от налогообложения доходов по депозитам в банках и ГКО. Сократить пени и штрафы по налоговым недоимкам. Сосредоточить усилия правительства на более активном использовании традиционных источников налоговых поступлений, включая акцизные сборы на алкогольную продукцию, табак и другие подакцизные товары, таможенные сборы, рентные платежи, налоги на имущество. Отложить на более поздние сроки планы коммунальной реформы, предусматривающие самоокупаемость жилья и всего коммунального хозяйства.
Предусмотреть более жесткое государственное регулирование цен на продукцию естественных монополий (энергетику, транспорт, связь).
4. Создать законодательные гарантии и государственные условия для вовлечения в народнохозяйственный оборот долларовых накоплений населения и предприятий, а также российских капиталов, эмигрировавших за рубеж. Считать центральной задачей по оздоровлению общей экономической ситуации в стране восстановление доверия населения, предприятий и потенциальных зарубежных инвесторов к правительству и проводимой им политике.
Разработать специальную народнохозяйственную программу и технологию ее проведения в жизнь по направлению привлекаемых долларовых накоплений и поступающих инвестиционных средств из-за рубежа в объекты, завершающие технологические цепочки; в отрасли-локомотивы, способные обеспечить развитие смежных отраслей; в предприятия высокой технологии, обеспечивающие научно-технический прогресс; в инвестиционные проекты высокой степени готовности.
5. В условиях экспортнориентированной экономики перейти к такому регулированию валютного курса рубля, которое позволяло бы надежно защищать интересы отечественного производителя и дополнительно стимулировать российских экспортеров, особенно экспортеров высокотехнологической продукции. Нынешний "наклонный валютный коридор" предусматривает неоправданно высокий курс рубля, не отвечающий ни интересам отечественных производителей, ни интересам наших экспортеров. Необходимо в сложившихся условиях более активно применять рациональный государственный протекционизм, обеспечивающий защиту внутреннего рынка и поощрение перспективного экспорта путем соответствующей курсовой и тарифной политики.
6. Всеми мерами стимулировать инвестиционную активность коммерческих банков и других финансовых институтов в отечественную промышленность, строительный комплекс и развитие транспорта. Добиваться радикальной переориентации финансовых потоков из сферы преимущественно финансовых спекуляций и обслуживания ГКО в реальную экономику. В целях возрождения инвестиционного процесса снизить и довести ставку рефинансирования Центробанка до реальных (с учетом инфляции) 20 % и соответственно уменьшить доходность государственных ценных бумаг. В тех же целях более активно проводить политику размещения федеральных и региональных ценных бумаг на международных финансовых рынках.
7. Регламентировать нормативно-правовыми актами привлечение субъектов РФ к разработке ежегодного совместного документа Правительства и Центробанка РФ "Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики" с последующим согласованием в Совете Федерации.
8. Установить на законодательном уровне обязательность системной экспертизы действующих и разрабатываемых законов по критериям национальной безопасности (геополитической, экономической, социальной, криминологической). Не допускать ни текущих, ни перспективных серьезных изменений в ключевых областях денежно-кредитной и налоговой политики Правительства РФ без подобной экспертизы.
|
|